Abstract and keywords
Abstract (English):
Analysis of a problem related to formation and functioning of student´s self-government in higher education institution has been carried out in this paper. Have been presented: problem importance, historical review related to emergence and prospect of development of student´s self-government at the modern higher school. In paper authors reveal signs, purposes, tasks, principles, functions and subjects of students’ self-government in higher education institution.

Keywords:
students, self-government, state youth policy, student´s self-government subjects, student´s self-government bodies.
Text

Сегодня в условиях социальной модернизации, форсированного инновационного развития всех сфер жизни общества особое внимание уделяется проблемам образования и профессиональной подготовки молодежи — компетентной, конкурентоспособной, социально активной, амбициозной, мотивированной на проявление своего личностного потенциала в деле повышения качества своей жизни и жизни своих сограждан, готовой к непосредственному личному участию в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. В значительной степени развитию личностных качеств студентов, их лидерского потенциала, организационных и управленческих навыков способствует институт студенческого самоуправления.

Следует отметить, что самоуправление — это не новое явление университетской жизни. Стремление студентов к проявлению своего «я», желание деятельно участвовать в жизни университета, поддержка научных, культурных, общественных инициатив студентов со стороны профессорско-преподавательского состава, руководства — это одна из характерных черт университета классического типа [8].

Студенческое самоуправление зародилось вместе с появлением высшей школы, а именно в первых университетах средневековой Европы (в ХII в. в Италии: медицинская школа в Салерно, Высшая юридическая школа в Болонье, преобразованная в университет в 1158 г. в Париже, затем 1168 г. – университет в Оксфорде, чуть позже в Кембридже, в ХII в. в Испании, в 1348 г. в Праге и вскоре в Кракове и т.д.). Согласно работам отечественных и зарубежных исследователей-медиевистов, первые университеты представляли собой автономные с развитой демократией и студенческим самоуправлением (сам термин «студенческое самоуправление» был введен гораздо позднее), созданные с академическими целями объединения профессоров-лекторов и студентов. Содержание самого слова «университет» не соответствовало современному термину. Понятие означало «все из группы» и относилось только к популяции студентов, не включая в себя учителей или докторов (магистров) наук, как их стали называть позднее. Учителя образовали позднее свою корпоративную структуру – коллегию, в большой мере с целью защиты от власти студентов. Фактически современные взаимоотношения студентов с факультетскими и университетскими властями в процессе выработки академической политики представляют собой полную противоположность подобным отношениям в Средние века.

References

1. Antropologiya pedagogicheskoy mysli Drevney Rusi i Rossiyskogo gosudarstva XIV-XVII vv. [Anthropology pedagogical thought of ancient Russia and the Russian State XIV-XVII centuries]. Moscow, Pedagogika Publ., 1985.

2. Volotkevich T.N. Samoupravlenie studentov kak faktor organizatsii vospitatel´noy raboty v vuze. Kand. Diss. [Municipality students as a factor in the organization of educational work at the university. Cand. Diss.]. Krasnoyarsk, 2005.

3. Zhuk O.L. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor podgotovki budushchego uchitelya k vospitatel´noy rabote. Kand. Diss. [Student Government as a factor in the preparation of future teachers for educational work. Cand. Diss.]. Minsk, 1990.

4. Zagaytova L.Ya. Studencheskoe samoupravlenie kak osnova rasshireniya demokratii v vysshey shkole. Kand. Diss. [Student Government as a basis for the expansion of democracy in higher education. Cand. Diss.]. Moscow, 1990.

5. Sal´nikov T.P. Issledovatel´skaya deyatel´nost´ studentov [The research activities of students]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2005.

6. Koroleva V.O. Stanovlenie gotovnosti studentov pedkolledzha k samoupravleniyu v obrazovatel´nom protsesse. Kand. Diss. [Formation of readiness of students of pedagogical college for selfgovernment in education]. Magnitogorsk, 2000.

7. Kruzhilina T.V. Pedagogizatsiya soznaniya sub"ektov obrazovatel´nogo prostranstva kak osnova preodoleniya otchuzhdeniya mezhdu pokoleniyami. Dokt. Diss [Pedagogization consciousness subjects of educational space as a basis for overcoming the alienation between the generations]. Magnitogorsk, 2002.

8. Kubeev E.K. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii studencheskogo samoupravleniya v Karagandinskom gosudarstvennom universitete imeni akademika E.A.Buketova [Guidelines on the organization of the student government at the Karaganda State University Academician Y.A. Buketov]. Karaganda, Izdvo KarGU Publ., 2013.

9. Novikov D.A. Teoriya upravleniya obrazovatel´nymi sistemami [The theory of management of educational systems]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 2009.

10. Kubeev E.K. Programma vospitatel´noy raboty v Karagandinskom gosudarstvennom universitete imeni E.A. Buketova na 2012-2015 gody [The program of educational work in the Karaganda State University named after E.A. Buketov for 2012-2015]. Karaganda, Izd-vo KarGU Publ., 2012.

Login or Create
* Forgot password?