MODERN TRENDS IN THE SOCIOLOGY OF FINANCIAL RESOURCE MANAGEMENT OF MUNICIPALITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The current trends in the sociology of managing the financial resources of municipalities have been studied. Taking into account the consideration of financial resources as a set of available funds, assets at the disposal of local governments, the social need to control their effective use increases. The key directions of the sociology of management of financial resources of municipalities are determined, taking into account the group of risks.

Keywords:
sociology, management, financial resources, municipalities, trends, efficiency
Text
Publication text (PDF): Read Download

Центральной проблемой социологии управления финансовыми ресурсами муниципалитетов в современных условиях является исследование воздействия на сознание индивида, групп, общностей результатов эффективного управления финансовыми ресурсами при обеспечении целевого их использования. Применение социологического знания для решения задач управления финансовыми ресурсами обосновывает наличие отдельного социологического объекта – воздействие на сознание рисков управления финансовыми ресурсами в целях устойчивого развития.  

Использование финансовых ресурсов органов местного самоуправления обусловлено социальной потребностью надлежащего контроля за их движением, по мнению Лазаревой Н.В. [1, c.3-4], в целях оперативного ими управления и снижения рисков устойчивого развития. При этом, аудит доходов местных бюджетов имеет важное место в системе эффективного ими управления [12, c.8-9] при правовом обеспечении методологии его проведения [13, c.58-59] и многообразии состава муниципальных образований (табл. 1).

 

 

Таблица 1

Состав муниципальных образований Российской Федерации

Состав муниципальных образований за 2020 г.

Количество

Уд. вес, %

Муниципальные образования- всего, в том числе:

20 846

100,0

муниципальные районы

1673

8,0

муниципальный округ

33

0,2

городские округа

632

3,0

городской округ с внутригородским делением

3

0,0

внутригородской район

19

0,1

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения

267

1,3

городское поселение

1398

6,7

сельское поселение

16 821

80,7

Источник: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13263

 

При существенном удельном весе более 80% сельских поселений в составе муниципальных образований проблемы управления их финансовыми ресурсами остаются актуальными, как и для других муниципальных образований.

Новые методы управления на современном этапе предполагают наделение муниципалитетов финансовой самостоятельностью. При этом возрастающий объем полномочий органов местного самоуправления не всегда соответствует фактическому объему имеющихся финансовых ресурсов для реализации полномочий на практике.

Процесс управления финансовыми ресурсами муниципалитетов требует решения правовых, экономических, инвестиционных, налоговых проблем наращивания их объема при проведении оценки эффективности, адресности, целенаправленности их использования.

При исследовании тенденций управления финансовыми ресурсами муниципалитетов и понятийного аппарата «финансовых ресурсов», их источников и направлений использования были учтены известные научные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах авторов Качанова Е.А. [2], Поляк Г.Б. [3], Райзберг Б.А. [4], Родионова В.М., Вавилов Ю.Я., Гончаренко Л.И. [5], Викулин А.Ю., Узденов Ш.Ш. [6], Воронин А.Г. [7], Мысляева И.Н. [8], Лапин В.А. [9], Пилипенко О.И. [10], Уваров А.А. [11], Яшина Н.И., Богомолов С.В. [15], Хафизов Э. Х [16], Заярная И.А. [17],  Лазарева Н.В. [18], Тощенко Ж.Т. [19], Харченко К.В. [20], Корнилович В.А. [21], и др.

Практика управления финансовыми ресурсами на муниципальном уровне все чаще выявляет недостаточность финансовых ресурсов для решения текущих направлений развития муниципалитетов, порождая дефицит их бюджетов. Допустимость разрыва между расходами муниципалитетов и находящимися в распоряжении доходами не направлена на поиск новых источников финансовых ресурсов. Относительно муниципалитетов источниками их финансовых ресурсов являются:

  1. собственные: налоговые, неналоговые доходы местных бюджетов;
  2. заемные вследствие муниципальных заимствований, что увеличивает долговую нагрузку муниципальных образований;
  3. трансфертные путем передачи от органов государственной власти в распоряжение местной администрации.

Существенная часть бюджетов муниципалитетов формируется за счет доходов от налогов (налоговых) и безвозмездных поступлений из дотаций, субсидий, субвенций, иных поступлений.

Финансовые ресурсы муниципалитетов есть совокупность фондов денежных средств целевого использования, находящихся в распоряжении муниципалитетов для решения возложенных задач и целей устойчивого развития.

Наращивание массы финансовых ресурсов, происходящее за счет собственных бюджетных активов и привлекаемых инвестиций, показывает важность для муниципалитетов обеспечения текущей достаточности финансовых ресурсов для устойчивого «на местах» развития. Потребность на местах решать социальные, экономические, экологические, «народные» проблемы возрастает, включая продвижение социального предпринимательства [14]. Рассматривая финансовые ресурсы, как совокупность имеющихся денежных средств, активов у муниципалитетов для решения возложенных на них задач, актуализируется гарантия самостоятельности при росте собственных доходов, которыми располагают муниципалитеты. Характерная для муниципалитетов зависимость от выделяемой финансовой помощи не способствует устойчивому развитию. Кроме этого, законодательно закрепленное ограничение доли дефицита в годовом объеме доходов для местного бюджета в десять процентов за вычетом безвозмездных поступлений расширяет дотационную практику.

Результаты исследования современных тенденций управления финансовыми ресурсами муниципалитетов показали ключевые направления социологии управления финансовыми ресурсами муниципалитетов, с учетом групп «внутренних» и «внешних» рисков, влиянию которых они подвержены:

Во-первых, это тенденция установления нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов на долговременной основе.

Во-вторых, это тенденция компенсации выпадающих доходов муниципальным образованиям с учетом динамики их роста.

В-третьих, утверждение социальных стандартов и норм, используемых для определения расходов муниципальных бюджетов для решения социальных проблем в полном объеме.

В-четвертых, увеличение и реструктуризация доходов местных бюджетов в целях обеспечения финансовой самостоятельности, исключающей бюджетную дефицитность.

В-пятых, повышение эффективности использования расходов бюджетов муниципалитетов.

В-шестых, стимулирование устойчивого развития финансовой базы, объема текущих и инвестиционных финансовых ресурсов муниципалитетов.

В-седьмых, потребность совершенствования организационно-методического обеспечения управленческого процесса оперативного и эффективного формирования, использования финансовых ресурсов муниципалитетов, методики определения местных налогов и льгот.

В-восьмых, экономически обоснованное и ответственное расходование бюджетных средств при стабильном пополнении финансовых ресурсов муниципалитетов из собственных и привлеченных источников.  

В-девятых, определение степени покрытия текущих расходов собственными источниками финансовых ресурсов с изысканием источников покрытия дефицита.

В-десятых, диагностирование устойчивости является основой разработки стратегии развития с привлечением инвестиций, займов. Бюджетный потенциал как возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджетной системе зависит от степени бюджетной самостоятельности и сбалансированности, а также экономической эффективности расходования и качества менеджмента.

     Covid, как мировое эпидемиологическое форсмажорное рисковое явление, создало угрозы запланированного целедостижения устойчивого развития, обозначив значимые группы рисков устойчивого развития территоррий:

Группа «внешние» риски вне территории, но воздействующие на ее устойчивое развитие:

  • эпидемиологические, создающие угрозу жизни масс;
  • политические, влекущие санкции, снижение объемов чистого экспорта;

Группа «внутренние» риски внутри территории:

  • правовые, понижающие восприятие справедливости и законности;
  • управленческие из-за формального контроля и ошибок управления;
  • производственно-хозяйственные по причине низкой конкурентоспособности продукции, административных барьеров;
  • социальные по причине роста социальных проблем;
  • миграционные из-за незапланированной миграции населения;
  • налоговые из-за роста налоговой нагрузки, изменений норм;
  • бюджетные по причине несбалансированности, нецелевого средство использования;
  • информационные, снижающие информационную безопасность;
  • экологические, влекущие истощение сурьевой базы и разрушением ресурсов природы;
  • научно-технические по причине невысокой полезности и результативности;
  • инвестиционные, влекущие убывание инвестиций, низкую доходность вложений. Высокие вероятность появления и влияния рисков определяют значимость. Риск, как негативный фактор баланса финансовых ресурсов и их источников, влечет неустойчивое систояние неопределенности и неуправляемости на пути устойчивого достижения запланированных целей развития территорий, направленных на:
  • искоренение нищеты путем гарантирования прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
  • всеобщую занятость при поддержке предпринимательской активности;
  • обеспечение продбезопасности;
  • здоровый образ ведения жизни при качественном оказании медицинской помощи и разумном отношении Z-поколения к здоровью;
  • качественное массовое, индивидуальное образование;
  • рациональное природопользование при развитии экологической культуры и зеленой энергетики;
  • устойчивый рост и индустриализацию;
  • сглаживание социального неравенства;
  • открытость территорий с обсуждением бюджетных показателей;
  • рациональное производство при минимизации ресурсопотребления;
  • возобновление экосистем с взысканием ущерба;
  • миролюбивое сообщество и междунарожное сотрудничество и др.

Воздействие рисков управления финансовыми ресурсами на сознание отрицательно при создании угроз устойчивого развития. Цифровые технологии управления направлены на оперативную идентификацию, оценку значимости рисков, мониторинг ситуации по результатам устранения.

Именно устойчивое развитие муниципалитетов, являясь целью управления в лице муниципалитетов и представляет скоординированное развитие в комплексе, сбалансированные экологические, социальные, экономические изменения во благо человеческих потребностей, без причинения ущерба ресурсам, уровню жизни, благосостоянию, с учетом потенциала муниципалитетов и бизнес-сообществ в нем. Достижение цели возможно при резервировании рисков и эффективном управлении. Происходящие и ожидаемые преобразования развития муниципалитетов необходимо исследовать с учетом ресурсов, действующих в муниципалитете бизнес-субъектов.

Оказываемое рисками влияния создает импульс поддержания устойчивого развития.

Основа устойчивого развития - это благоприятная среда экономического, социального, экологического роста. Умышленное сверхпоглощение ресурсов и капитала, как источника средств развития влечет прекращение приращения и убытки. Только комплексный подход администрирования рисков управления финансовыми ресурсами муниципалитетов способствует стабилизации запланированного устойчивого развития.

Проблемная социологическая ситуация управления финансовыми ресурсами муниципалитетов состоит:

  1. в неадекватности технологий управления потребностям устойчивого развития муниципалитетов;
  2. во фрагментарности знаний о функциях органов власти на местах по реализации устойчивого развития;
  3. в недостатке социологического знания для концептуализации типа управления многообразных процессов движения финансовых ресурсов муниципалитетов, включая их формирование, распределение, использование.

Типовыми задачами информационного обеспечения муниципалитетов являются:

  •  прогнозирование показателей развития муниципальных образований, отраслей, секторов и выявление тенденций динамики и потенциалов;
  • анализ состояния и выявление угроз дефицитности, недофинансирования, безопасности, сценарий проблемных ситуаций в экономике;
  • сравнительная оценка развития муниципалитета в долгосрочный период.

В контексте текущих социальных изменений актуальными для местных органов управления становятся задачи по управлению устойчивостью решений при спонтанных социальных процессах и возрастающем влиянии внешних рисков санкций. Признавая неконтролируемую изменчивость современного общества, стратегическое долгосрочное управление финансовыми ресурсами в большей степени связано с будущей неопределенностью.

В целом, необходимо отметить, что тенденции социологии современного управления финансовыми ресурсами муниципалитетов неразрывно связана с оперативным эффективным социальным контролем их формирования, распределения, использования, что во многом предопределяет направления обеспечения устойчивого развития муниципалитетов.

References

1. Lazareva, N.V. Finansovye resursy organov mestnogo samoupravleniya: istoriya, struktura, regulirovanie / N. V. Lazareva ; Rostovskaya gosudarstvennaya ekonomiche-skaya akademiya. - Rostov-na-Donu : Bez izdatel'stva, 1998. - 127 s. - ISBN 5-7972-0129-1. - EDN JBFMWH.

2. Kachanova E.A. Finansovye osnovy mestnogo samoupravleniya: teoreticheskie i prak-ticheskie problemy.- Ekaterinburg: Institut Ekonomiki UrO RAN.2011. - 317 s.

3. Polyak G.B. Finansy.- 3-e izd., pererab. i dop.- M.:YuNITI-DANA,2013. - 703 s.

4. Rayzberg B.A. Prikladnaya ekonomika.- M.:Binom. Laboratoriya schnaniy, 2014. - 321s.

5. Finansy/ V.M. Rodionova, Yu.Ya. Vavilov, L.I. Goncharenko i dr.; Pod red. V.M. Rodio-novoy. - M.: Finansy i statistika, 1995. - 432 s.

6. Vikulin A.Yu., Uzdenov Sh.Sh. Finansovo-ekonomicheskiy slovar' zakonodatel'no opredelennyh terminov. M.: Delo, 2002. - 199 s.

7. Voronin A.G. Municipal'noe hozyaystvovanie i upravlenie. M.: Finansy i statisti-ka, 2002. - 176 s.

8. Myslyaeva I.N. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy: Uchebnik.- M.: INFRA M, 2004. - 268 s.

9. Osnovy mestnogo samoupravleniya /Pod obsch. red. V.A. Lapina: ucheb. posobie. M.: De-lo, 2006. - 256 s.

10. Byudzhetnaya sistema Rossii: Uchebnik /O.I. Pilipenko [i dr.]; pod red. G.B. Polyaka. - 3-e izd. pererab. i dop. - M.: YuNITI, 2011. -703 s.

11. Uvarov A.A. Mestnoe samoupravlenie v Rossii. -M.: Norma, 2005. - 304 s.

12. Lazareva, N.V. Audit v sisteme upravleniya dohodami mestnyh byudzhetov / N. V. Laza-reva ; Rostovskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya. - Rostov-na-Donu : Bez izdatel'stva, 2000. - 190 s. - ISBN 5-7972-0254-9. - EDN NCBWZN.

13. Lazareva, N.V. Rol' pravovogo obespecheniya audita v upravlenii byudzhetnymi potoka-mi / N. V. Lazareva // Finansy. - 2001. - № 10. - S. 58-60. - EDN NGTVFJ.

14. Social'noe predprinimatel'stvo: uchetno-analiticheskie aspekty i prakticheskiy opyt raznyh stran / N. A. Kamordzhanova, D. A. Pankov, Yu. V. Krupenko [i dr.]. - Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "KnoRus", 2019. - 252 s. - ISBN 978-5-4365-4018-4. - EDN GNXLXF.

15. Yashina N.I. Opredelenie byudzhetnoy ustoychivosti municipal'nyh obrazovaniy na osnove svodnogo trendovogo indikatora i s uchetom faktorov riska byudzheta territo-riy / N. I. Yashina, S. V. Bogomolov // Finansy i kredit. - 2010. - № 3(387). - S. 11-20.

16. Hafizov, E.H. Formirovanie finansovoy ustoychivosti mestnyh byudzhetov / E. H. Hafizov // Vestnik Akademii znaniy. - 2020. - № 38(3). - S. 357-360. - DOIhttps://doi.org/10.24411/2304-6139-2020-10380. - EDN FGCPEY.

17. Zayarnaya, I.A. Rol' mestnyh byudzhetov v obespechenii effektivnosti upravleniya mu-nicipal'nymi finansami v Rossii i v zarubezhnyh stranah / I. A. Zayarnaya, N. V. Kol'cyuk // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. - 2020. - № 6-2. - S. 236-240. - DOIhttps://doi.org/10.17513/vaael.1188. - EDN JMMXXB.

18. Lazareva N.V. Upravlenie byudzhetnymi resursami territoriy / N. V. Lazareva ; Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov; Kafedra finansov. - Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov, 2000. - 153 s. - ISBN 5-7310-1282-2. - EDN LWAIMG.

19. Toschenko Zh.T. Sociologiya upravleniya. Uchebnik. -M.: Centr social'nogo prognozi-rovaniya i marketinga, 2011. - 300 s.

20. Harchenko K.V. Sociologiya upravleniya: ot teorii k tehnologii. - Belgorod: Obl. ti-pografiya, 2008. - 160 s.

21. Kornilovich, V.A. Strategicheskoe upravlenie: sociologicheskiy podhod : Monografiya / V. A. Kornilovich. - Moskva : Institut sociologii RAN, 2015. - 272 s. - ISBN 978-5-89697-256-3. - EDN UCPLJH.

Login or Create
* Forgot password?