Russian Federation
PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Responsible Investment and ESG in general play a rather significant role for the development of the economies of countries, however, currently, many are questioning the possibility of developing these areas in Russia, in connection with the special operation in Ukraine, the introduction of sanctions by Western countries (at the time of writing the article 6 packages) and the withdrawal of many foreign companies from the Russian market. The article discusses the prospects for the development of responsible investment in Russia in modern economic conditions, the relevance of responsible investment for solving social problems and developing the social sphere, as well as the impact of sanctions on the ESG sphere.
Responsible Investment, social problems, social projects, ESG, Russia, sanctions
В России тенденция ответственного инвестирования в настоящее время находится на активной стадии развития, происходит изменение цели инвестирования. Если раньше целью инвестиций было сохранить и приумножить вложения, то сейчас эпоха, нацеленная исключительно на максимизацию краткосрочной прибыли, уходит. Теперь целью инвестиций является стремление не только приумножить свои вложения, но также и направить эти деньги на достижение положительных результатов в области ESG. В связи с этим для организаций повышается важность ответственного ведения деятельности.
С каждым годом растет уверенность в том, что учет ESG-факторов при инвестировании способствует повышению отдачи от инвестиций. Более того, компании, которые имеют более высокий ESG-рейтинг, т.е. уделяют повышенное внимание вопросам корпоративного управления, экологическим и социальным факторам, существенно опережают сопоставимых игроков в долгосрочной перспективе как по доходности акций, так и по показателям финансовой отчетности [1].
Кроме того, в настоящий момент в РФ существует достаточно значимая проблема – уход целого ряда иностранных компаний с российского рынка в знак протеста против спецоперации на Украине и введение, что значительно ограничивает выбор компаний инвесторами. Также остается важна и эпидемиологическая ситуация в стране: хоть основной всплеск заболеваемости позади, но не стоит забывать о возможности мутации штаммов коронавирусной инфекции. Очередной всплеск заболеваемости может привести к перезагрузке систем здравоохранения и введению новых жестких ограничительных мер, что, в свою очередь, может негативным образом сказаться на экономике страны и инвестиционной привлекательности организаций.
Рассмотрим само понятие ESG. Аббревиатуру ESG можно расшифровать как «окружающая среда, социальная политика и корпоративное управление». То есть это устойчивое развитие деятельности организаций, которое строится на следующих принципах:
Ответственное отношение к окружающей среде (англ., E — environment):
- снижение углеводородных выбросов;
- энергоэффективность;
- альтернативные источники энергии (солнечная ветряная) и топлива (зеленый водород);
- зеленые здания;
- электротранспорт;
- отходы;
- сохранение биоразнообразия;
- экологически безопасное сельское хозяйство.
Высокая социальная ответственность (англ., S — social):
- поддержка здравоохранения;
- образование;
- искоренение бедности;
- соблюдение прав человека;
- обеспечение занятости;
- создание безопасных условий труда;
- обеспечение равенства сотрудников (предоставление равных возможностей независимо от пола, расы и иных признаков).
Высокое качество корпоративного управления (англ., G — governance):
- взаимодействие акционеров, совета директоров и менеджмента;
- защита прав мелких акционеров;
- формирование совета директоров;
- права, обязанности и ответственность топ-менеджмента;
- раскрытие информации о компании (отчетность, налоговая прозрачность);
- отсутствие коррупции и стабильность.
Таким образом, ответственное инвестирование – это вложение денег в компании, которые ведут бизнес, основываясь на вышеперечисленных принципах, с целью оказания положительного влияния как на окружающую среду, так и на общество в целом. Такое инвестирование предполагает учет инвесторами рисков, связанных с ESG – факторами, при выборе организации для инвестиций. Учет этих факторов позволяет инвесторам не только осуществить выбор более устойчивых и доходных организаций, но также и позволяет разработать стратегию взаимодействия с ними.
Если говорить про зарубежный опыт ответственного инвестирования, то объемы ответственного инвестирования в мире впечатляют – сейчас в Европе более половины активов управляются инвесторами, которые обращают внимание на нефинансовые факторы [2]. По данным британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young [3], 97% институциональных инвесторов проводят оценку компании на предмет ее ответственности перед обществом. Также по данным исследования американской консалтинговой компании по связям с общественностью и маркетингу Edelman [4], в котором приняли участие 12 тыс. респондентов из Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Индии, Италии, Японии, Южной Африки, Южной Кореи и США, более 70% потребителей готовы навсегда отказаться от товаров и услуг тех компаний, которые ставят на первое место собственную прибыль, а не защиту людей.
Кроме того, страны Европы и Америки ввели ряд мер, которые призваны ограничить приток инвестиций в так называемые «грязные» организации и увеличить инвестиции в «зеленые» компании. Примером может служить Парижское соглашение по климату 2015 г., подписанное 195 участниками. Целью является сдерживание глобального потепления и снижение выбросов парниковых газов (большинство стран-участниц планируют достигнуть климатической нейтральности (нулевые выбросы углерода) к 2050 г. И цели устойчивого развития ООН, принятые всеми государствами – членами ООН в том же году.
Также на фоне того, что в 2020 г. концентрация парниковых газов достигла максимального за последнее десятилетие уровня, ООН запустила масштабную кампанию финансирования мер по борьбе с изменениями климата [5]. В 2023 г. Евросоюз планирует ввести «углеродный налог» на импортный товар, произведенный с большими выбросами парниковых газов, что ускорит переход других стран на менее вредные технологии.
Таким образом, становится видно, что в зарубежных странах большинство инвесторов обращают внимание на ESG-рейтинг организации. ESG-факторы являются основополагающими для выбора инвестиционно-привлекательной компании. Также государство старается всячески влиять на деятельность организаций, путем ввода различных мер по борьбе с изменениями климата.
Что касается России, то она несколько позднее начала развивать ответственное инвестирование. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время наша страна находится только на начальном этапе ESG-трансформации, однако уже в 2019 г. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2019 г. №1228 Парижское соглашение было принято и Российской Федерацией. Промежуточная цель – снизить выбросы парниковых газов на 70% к 2030 г. по сравнению с 1990 г. Кроме того, российские компании также следят за мировыми трендами и учитывают ESG-факторы в своей деятельности, а также проводят изменения бизнеса с целью увеличения инвестиционной привлекательности организаций. Примером таких изменений может служить внедрение следующих мероприятий:
- больший упор на добычу и использование газа (более экологичный вид топлива);
- развитие сетей для зарядки электромобилей;
- расширение площади лесов;
- использование альтернативных видов электроэнергии;
- использование электробусов в качестве общественного транспорта;
- упор на социальные факторы.
Также в 2019 г. Московская биржа создала сектор устойчивого развития для финансирования проектов в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых инициатив [6]. Это также свидетельствует о заинтересованности власти в развитии данной сферы и инвесторов в ответственном вложении денег. Целью данного сектора является привлечение средств в компании, которые реализуют деятельность в соответствии с ESG-принципами.
Катализатором развития ответственного инвестирования в России выступил период постпандемии, поскольку многие организации не выдержали жестких ограничений и потерпели крах. Таким образом, инвесторы стали обращать больше внимания на компании, которые придерживаются принципов ESG (особенное внимание уделялось S-фактору), поскольку они являются более устойчивыми и менее подвержены последствиям изменения как экономического, так и социального климата. Соответственно, в свою очередь, компании стали активнее внедрять в свою деятельность ESG, так как спрос со стороны инвесторов является основной движущей силой развития организаций.
Так как в Россию тренд на ответственное инвестирование и ESG по сравнению с другими странами пришел достаточно поздно, то и нормативно-правовое регулирование данной сферы началось только в 2019–2020 гг. На данный момент оно еще находится на этапе активного формирования. В сфере регуляторного строительства выделяются три стратегических направления [7]:
- климатические риски, снижение выбросов парниковых газов, отчетность и учет углеродного следа и формирование инфраструктуры рынка углеродных единиц;
- зеленые / устойчивые финансовые инструменты, ответственное инвестирование, создание инфраструктуры независимой верификации;
- ESG-трансформация предприятий и организаций, системы публичной отчетности по направлению устойчивого развития.
Основной вектор регулирования сферы ESG и зеленых финансов в России определяется следующими регулирующими институтами и нормативными документами:
Федеральные законы:
- Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» [8] с пакетом подзаконных актов.
Документы Правительства РФ:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 No3024-р «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 No1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 No1587 «Об утверждении критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
Документы Банка России:
- Положение Банка России от 19.12.2019 No706-п «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (с изменениями, внесенными указанием Банка России от 01.10.2021 No5959-У);
- Информационное письмо от 15.07.2020 No ИН‐06‐28/111«О рекомендациях по реализации принципов ответственного инвестирования»;
- Информационное письмо от 12.07.2021 No ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ»;
- Информационное письмо от 17.08.2021 No ИН-015-38/64 «Об учете климатических рисков в деятельности отдельных участников финансового рынка»;
- Основные направления развития финансового рынка РФ на 2022 г. и период 2023 и 2024 гг. Одно из восьми направлений развития — расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития и ESG-трансформации российского бизнеса.
Документы Московской Биржи:
- Правила листинга ПАО «Московская Биржа».
Документы ВЭБ.РФ:
- Национальная зеленая методология и особенности ее применения;
- Перечень верификаторов;
- Перечень выпусков финансовых инструментов устойчивого развития;
- IRIIS. Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов.
Стоит также отметить, что многие нормативно-правовые акты на данный момент находятся на стадии разработки, из чего можно сделать вывод о том, что хоть в настоящее время в России не такая большая база документов, регулирующих сферы ESG и зеленых финансов, однако можно с уверенностью сказать, что в ближайшие несколько лет она будет расширена.
Что касается перспективы развития ответственного инвестирования в Российской Федерации в современных экономических условиях, то, по мнению авторов, сфера ESG продолжит развиваться дальше, поскольку односторонние санкции, введенные Западом, не окажут значительного негативного влияния на инвестиционный климат России.
Во-первых, в современное время экономика России просто начинает ориентироваться на новые рынки и укреплять товарищеские отношения со странами-союзниками, среди которых можно выделить: Китай, Бразилия, Индонезия, Беларусь, Объединенные Арабские Эмираты, страны Средней Азии, Африка, Турция, Египет, Индия, а также другие дружественные страны.
Во-вторых, большинство стран-союзников России, в частности Китай, считают, что введение односторонних санкций Западом только стимулирует дальнейшее обострение противоречий, соответственно в таких условиях они готовы идти на сотрудничество с РФ. Так, уже в марте 2022 г. АО «РЖД Бизнес Актив» (РЖДБА) организовало новый сухопутный мультимодальный сервис из Китая в Россию через территорию Казахстана. Маршрут позволил связать Северо-Запад России с одним из крупнейших производственных центров Китая – Шеньчженем [9]. Данный маршрут станет альтернативой ранее организованному РЖД прямому маршруту для поставки грузов агропромышленного комплекса из Китая на территорию РФ.
Более того, несмотря на уже введенные 6 пакетов санкций против России, она остается одной из самых инвестиционно-привлекательных стран не только в Европе, но и в мире, поскольку благодаря нефтегазовым доходам, которые являются основой федерального бюджета и достаточно большому объему ликвидных активов (средства Фонда национального благосостояния России) имеет один из самых низких размеров государственного долга. Размер государственного долга, в свою очередь, влияет на уровень риска финансирования инвестиционных проектов. Таким образом, по отношению внешнего долга страны к ВВП можно оценить стабильность ее экономики и инвестиционную привлекательность. Что касается самых привлекательных отраслей для инвесторов, то ими являются сектор агропромышленного комплекса и высокотехнологичный сегмент, так как Россия заметно преуспевает в данных отраслях экономики.
Также введенные Западом санкции могут сделать Россию еще более привлекательной страной для ответственного инвестирования, поскольку запреты носят некий стимулирующий характер, т.е. санкции стимулируют власть на работу по развитию экономики, а также убирают с рынка неконкурентоспособных игроков, что позволит стабильным компаниям укрепить свои позиции. Кроме того, в стране уже начинает развиваться отечественное производство в различных отраслях от пищевой промышленности до различного крупного оборудования, и происходит национализация иностранных компаний на территории России. Так, объединенная авиационная корпорация (ОАК) в России уже запустила производство пассажирских самолетов ТУ-214, которые должны заменить иностранные Boeing и Airbus. Кроме того, Воронежский авиационный завод совместно с Ульяновским заводом начали производство агрегатов для регионального пассажирского самолета Ил-114-300 [11]. Что касается национализации организаций, уходящих с российского рынка, то тут в качестве примеров можно взять следующие компании: McDonald`s,Renault, Raisio, Heineken, OBI, Shell и мн. др. [12]. Все эти компании продали свой бизнес на территории России либо государству, либо частным компаниям и лицам. Также многие иностранные компании были проданы Турции, которая продолжает активное сотрудничество с Россией и поддерживает с ней дружественные отношения. По мнению авторов, в России в настоящее время правительство активно поддерживает ESG-трансформацию экономики. Своим распоряжением от 6 октября 2021 г. №2816-р Правительство РФ утвердило перечень из 42 стратегических инициатив социально-экономического развития страны, которые будут реализовываться в форме федеральных проектов в течение двух этапов - до 2024 и до 2030 г. Так в рамках реализации стратегической инициативы «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» в Московской, Ленинградской, Нижегородской областях, Краснодарском крае, Сахалине, Татарстане, а также в Крыму и Севастополе (на трассе М-4 «Дон») в пилотном режиме будут создаваться системы заправок. По каждому из этих регионов разработана карта размещения зарядных станций, так называемых быстрых заправок. Среди ключевых результатов, которые планируется достигнуть к 2024 г., - производство не менее 25 тыс. ед. электроавтомобилей и введение в эксплуатацию не менее 9 тыс. зарядных станций в пилотных муниципалитетах, из которых «быстрые» зарядки (мощность – 150 кВт) – 2,9 тыс. штук [13]. Не менее важной и актуальной, с точки ESG-трансформации России, по мнению авторов, является стратегическая инициатива "Чистая энергетика", в которую включены задачи увеличения доли возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе, создания российской системы обращения сертификатов происхождения электроэнергии, произведенной чистыми источниками энергии, а также развития технологий водородной энергетики. Уже подготовлен проект федерального проекта "Чистая энергетика" и на его реализацию в 2022-2024 гг. будет направлено 18,2 млрд руб., в том числе 9,3 млрд руб. средств из федерального бюджета, т.е его реализация будет проходить с использованием различных механизмов, государства и бизнеса, в частности, энергосервисных контрактов. Также реализация этих проектов, по мнению авторов, позволит России, успешно решать задачи, поставленные ЦУР ООН №7, «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех» [14].
Также, по мнению авторов, в современных экономических условиях российские компании начнут уделять гораздо больше внимания S-фактору (т.е. именно социальной составляющей, ESG-трансформации), поскольку возникла необходимость решения социальных проблем общества с учетом не только коронавирусной инфекции, но и также наложенных на страну ограничений. В данном случае санкции опять же выступают неким катализатором, поскольку теперь учитывать S-фактор в деятельности организаций становится «жизненно важной» необходимостью. Компаниям, которые хотят сотрудничать с другими странами, придется быстро и эффективно реагировать на изменения социального климата в стране. При этом важно понимать, что S-фактор - это не только благотворительная деятельность организаций и управление вовлеченностью персонала, но также и поддержание благоприятного психологического климата внутри организации, переквалификация кадров, поощрение внутрикорпоративных связей, создание сообществ, где сотрудники могут свободно и безопасно высказывать свою точку зрения на различные вопросы и получать обратную связь. Также здесь важно упомянуть о необходимости развития направления D&I (Diversity&Inclusion). Оно представляет собой корпоративную политику разнообразия и инклюзивности, при которой каждый сотрудник вовлечен в компанию и учитываются его потребности и интересы, независимо от этнической и религиозной принадлежности, пола, возраста, образования, физических и ментальных особенностей.
Таким образом, во время неопределенности человеку необходимо обрести поддержку и уверенность в завтрашнем дне. Именно поэтому, компании начнут придерживаться ESG-принципов. Сотрудникам просто необходимо обеспечить уверенность в будущем, в том, что их вклад в деятельность организации способствует формированию устойчивого развития как самого себя, так и компании. Более того, направление D&I (разнообразие и инклюзивность) — корпоративная политика разнообразия и инклюзивности, при которой каждый сотрудник включён в компанию, а его потребности и интересы учтены), подразумевает под собой увеличение числа женщин на топ-позициях. Это, вероятнее всего, в современных экономических условиях также будет учитываться, поскольку учеными доказано, что женщины могут лучше управлять компанией в условиях неопределенности из-за высокого эмоционального интеллекта, что также поможет рабочему коллективу сохранить стабильность не только в финансовом плане, но и в эмоциональном.
Также следует упомянуть о внешнем уровне S-фактора, который предполагает работу с населением в регионах, где присутствуют крупные компании. Бедность, сокращение рабочих мест, высокий уровень негатива и неприятие изменений требуют умения слушать, слышать и выстраивать трехсторонний диалог, где бизнес сможет выступить и в качестве посредника, и стать надежной опорой для государства в реализации значимых социальных инициатив.
В заключение можно отметить, что в современных экономических условиях и давлении со стороны Запада есть вероятность того, что Россия уйдет от иностранной аббревиатуры ESG и вернемся к КСО (корпоративная социальная ответственность), однако повестка сохранится, поскольку Россия является одной из самых инвестиционно-привлекательных стран в мире и в настоящее время компаниям, которые хотят выходить на мировой рынок или предлагать партнерство иностранным инвесторам очень важно показать, что в своей деятельности они придерживаются ESG-принципов.
По мнению авторов, в современных экономических условиях российским компаниям необходимо уделять больше внимания сфере ESG как для поддержки населения страны, так и для привлечения инвестиций, поскольку большинство зарубежных инвесторов проводят оценку организаций на предмет ее ответственности перед обществом. И именно социальное благополучие сотрудников, а также населения территорий присутствия компаний должно стать важным направлением деятельности компаний регионов. Россия уже не в первый раз сталкивается с санкциями со стороны Запада, хотя они и не были настолько масштабными, однако, основываясь на предыдущем опыте, крупные компании могут выстроить определенный план действий в сложившейся экономической ситуации и сотрудничать с дружественными странами.
1. Integraciya ESG v Evrope, na Blizhnem Vostoke i v Afrike: rynki, praktika i dannye [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.unpri.org/download?ac=6036(data obrascheniya: 01.05.2022).
2. Registratorskoe soobschestvo «Status» [Elektronnyy resurs]. - URL:https://rostatus.ru/blog/chto-takoe-esg-i-pochemu-eto-stanovitsya-vazhnym-trendom/(data obrascheniya: 01.05.2022).
3. Britanskaya auditorsko-konsaltingovaya kompaniya Ernst&Young [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.ey.com/ru_kz/news/2021/11/ey-conducts-global-institutional-investor-survey(data obrascheniya: 02.05.2022).
4. Amerikanskaya konsaltingovaya kompaniya po svyazyam s obschestvennost'yu i marketingu Edelman [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.edelman.com/research/covid-19-brand-trust-report(data obrascheniya: 01.05.2022).
5. Organizaciya Ob'edinennyh Naciy [Elektronnyy resurs]. - URL: https://news.un.org/ru/story/2021/04/1401352(data obrascheniya: 02.05.2022).
6. Moskovskaya birzha [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.moex.com/s3019(data obrascheniya: 02.05.2022).
7. Ekspertno-analiticheskaya platforma «Infrastruktury i finansy ustoychivogo razvitiya» INFRAGREEN. Doklad ESG i zelenye finansy Rossii 2018-2022 [Elektronnyy resurs]. - URL: https://esg-consulting.ru/wp-content/uploads/2022/03/infragreen_green_finance_esg_in_russia_2018-2022.pdf(data obrascheniya: 02.05.2022).
8. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federacii ot 2 iyulya 2021 g. № 296-FZ «Ob ogranichenii vybrosov parnikovyh gazov» - SPS Garant [Elektronnyy resurs]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/401420454/paragraph/1/doclist/1321/showentries/0/highlight/ob%20ogranichenii%20vybrosov:1(data obrascheniya: 01.05.2022).
9. Gazeta zheleznodorozhnikov «Gudok» [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.gudok.ru/content/freighttrans/1597441/(data obrascheniya: 01.05.2022).
10. Statisticheskie dannye stran mira [Elektronnyy resurs]. - URL: https://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php#(data obrascheniya: 02.05.2022).
11. Ob'edinennaya aviastroitel'naya korporaciya [Elektronnyy resurs]. - URL: https://www.uacrussia.ru/ru/(data obrascheniya: 01.05.2022).
12. Delovoe izdanie Uzbekistana «Spot» [Elektronnyy resurs]. - URL:https://www.spot.uz/ru/2022/05/16/sold-russia/ (data obrascheniya: 23.05.2022).
13. Pravitel'stvo utverdilo perechen' iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya do 2030 goda URL :http://government.ru/news/43451/
14. Cel' 7: Obespechenie vseobschego dostupa k nedorogim, nadezhnym, ustoychivym i sovremennym istochnikam energii dlya vseh URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/energy/