from 01.01.2020 until now
Volgograd, Volgograd, Russian Federation
VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.09 История государства и права
GRNTI 10.07 Теория государства и права
OKSO 40.00.00 Юриспруденция
BBK 673 История права
BBK 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW060000 Legal History
The article is devoted to the study of the process of development of game norms as a special kind of social norms. The development of sports rules in various historical periods, from the early stages of human development to the present, is analyzed. It is concluded that with the evolutionary development of sports and its transformation into a key social institution, there is a development of a system of norms that regulate the process of conducting sports competitions. The main vectors of regulation of game disciplines are revealed. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the research project No. 20-311-90070 “Game norms in the system of social norms: theoretical and legal research”
game norms, sports rules, social norms, sports law
Говоря о спорте как об объекте научного исследования, следует отметить тот факт, что, вплоть до последних десятилетий, научный подход к изучению спорта ограничивался кругом вопросов, связанных с поиском средств и методов развития спортсменов с точки зрения химических, физических и биологических процессов с целью улучшения результатов в той или иной дисциплине. Стоит отметить, что наука спорта в таком понимании развивается стремительно и в своем эволюционном развитии преобразовалась в важный для научного сообщества институт.
Однако, отмечается достаточно слабое развитие исследований, направленных на осмысление сущности спорта как социальной деятельности человека.
Вплоть до последних десятилетий общественно-научная теория не уделяла должного внимания спорту как объекту познания. По мере преобразования спорта в особый социальный институт, оказывающий существенное влияние на многие сферы человеческой деятельности, возникла потребность в осмыслении сущности данной сферы с точки зрения исторического и социологического контекста.
Исторический анализ показывает наличие элементов спортивной деятельности во всех известных науке древних культурах. На самых ранних этапах развития человечества прослеживается наличие определенных физических действий, имеющих игровые формы и отдаленно напоминающих спортивные состязания. На этом этапе такие действия характеризуются церемониальностью и ритуальностью, либо носят прикладной характер и используются в качестве подготовки воинов к сражениям. Можно сделать вывод о том, что предпосылками к появлению основных видов спорта служит необходимость удовлетворения ключевых жизненных потребностей человека. В связи с этим, представляется практически невозможным проанализировать правила, по которым существовали физические упражнения на данном этапе исторического развития, так как они были органически связаны с повседневной жизнедеятельностью человека, подчиняясь тем же законам.
По мере развития цивилизаций усложняется и роль спортивной деятельности в жизни людей. Исследование развития элементов физической культуры и спорта в ранних цивилизациях Востока показывает увеличение влияния спортивных практик на общественную и политическую жизнь общества того времени. К примеру, на территории Древнего Египта учеными были обнаружены свидетельства того, что одной из форм выбора правителя являлись состязания в беге и борьбе, что свидетельствует, с одной стороны о том, что физическая подготовка являлась важнейшим фактором при избрании царя, а с другой – что спорт являлся занятием исключительно для господствующего класса.
Ввиду того, что единственным способом исследования быта древних людей являются изображения определенных событий, невозможно определить способ установления правил, по которым проводились физические состязания в древних цивилизациях того периода. Однако, даже на основе имеющихся свидетельств можно сделать о существовании системы спортивных правил, которым подчинялись физические упражнения. Так, живописные изображения борцов в древнеегипетских гробницах Бени-Хасана, показывают, что уже 4,5 тысячи лет назад в борьбе применялось большинство современных захватов.
Важнейшим событием для возникновения системы проведения спортивных соревнований является создание античных Олимпийских игр в Древней Греции. Взяв за основу существовавшие ранее традиционные формы физической деятельности, греки создали важнейший спортивный институт, который стал основой для всех современных спортивных соревнований. В рамках данного исследования интересным для анализа представляет тот факт, что античные Олимпийские игры представляли собой четко регламентированную систему, которая подчинялась сводом определенных законов, которые включали в себя, с одной стороны, регламент проведения соревнований, с другой – правила состязаний, из которых состояли игры.
Исторический анализ способа закрепления условий и правил проведения античных Олимпийских игр осложняется достаточно малым количеством сохранившихся доказательств того, каким способом такие правила закреплялись и передавались будущим поколениям. Имеется ряд свидетельств о том, что существовал свод писаных норм, регулирующих основные вопросы организации соревнований, закрепленный на бронзовом диске, который находился в храме Геры в Олимпии. Точно установить дату создания данного «кодекса» не представляется возможным, однако с уверенностью можно говорить о том, что кодификация правил Олимпийских игр произошла через несколько десятков лет после проведения первых соревнований. Отмечается, что до закрепления правил античных соревнований на физическом носителе информации, они существовали в устной форме – клятвы, скреплявшей договор о проведении Олимпиады, а дальнейшая кодификация таких норм связана древнегреческой традицией создания того, что немецкий историк и исследователь античности Христиан Хабихт назвал «Die falsсhe Urkunden» – псевдо-источников, созданных задним числом после реально имевшего место события одной из сторон, чтобы удостоверять свои права в ходе последующих споров.
Представляется невозможным достоверно установить точный текст правил, содержавшийся на бронзовом диске, однако, анализ исторических свидетельств современников античных Олимпийских игр позволяет выделить следующие ключевые нормы, регулирующие проведение соревнований:
Во-первых, на время проведения игр устанавливался строгий запрет на любые военные действия – экехейрия (с древнегреческого – снятие оружия), а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. Впоследствии правило о запрете военных конфликтов на время проведения Олимпийских игр было провозглашено Международным Олимпийским комитетом, а также закреплено в Резолюции Генеральной ассамблеи ООН №48/11 от 25 октября 1993 года и в Декларации тысячелетия Организации Объединённых Наций от 8 сентября 2000 года.
Во-вторых, правила предоставляли руководящую роль в проведении игр элийцам – представителям области Элида, на территории которой находилось общегреческое святилище Олимпия, где проходили Олимпийские игры.
В-третьих, в регламенте устанавливались правила спортивных дисциплин, из которых состояли Олимпийские игры. Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом с одного конца стадиона до другого на дистанцию в один олимпийский стадий (192 м). С течением времени список олимпийских видов спорта дополнялся: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.
В-четвертых, регламентировались пятидневные Олимпийские празднества – перечень ритуальных мероприятий, проводимых в дни проведения игр, включающий в себя жертвоприношения в честь открытия и закрытия соревнований, торжественные объявления участников и награждение победителей игр.
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что Олимпийские правила стали основой для создания института спортивного судейства. Функция контроля за проведением игр была возложена на элланодиков – выборных смотрителей и распорядителей из числа жителей Элиды. Согласно сохранившимся свидетельствам – выборы десяти арбитров происходили при помощи жребия, после чего, на протяжении десяти месяцев они обучались своим обязанностям и правилам соревнований. Элладоники наделялись достаточно широким спектром полномочий и были важнейшим элементом античных Олимпийских игр, осуществляли допуск спортсменов к соревнованиям, контролировали их тренировки и разрешали спорные ситуации при подведении итогов игр.
Подводя итог роли античных Олимпийских игр в процессе, можно сделать вывод о том, что именно в этот период произошло формирование основных принципов проведения спортивных соревнований, многие из которых сохранились в современности. Древнегреческими людьми была проделана серьезная работа по кодификации правил игр и созданию институтов профессионального спорта и спортивного судейства, которая легла в основу важнейшего социокультурного явления – олимпийского движения.
Однако, создание такого крупного общественно-политического явления как Олимпиада имело ряд негативных последствий для спорта того времени. В первую очередь, под влиянием внутренних и внешних обстоятельств, с развитием экономических отношений и роли Олимпийских игр в жизни древнегреческого государства произошла деградация спортивных идеалов, на которых основывалось античное олимпийское движение. Политическая значимость победы в соревнованиях обусловила развитие коррупции, использование наемного труда спортсменов и жестокости при их подготовке. Именно это послужило основанием для кризиса Олимпийских игр и ликвидации олимпийского движения в IV веке н.э. На протяжении долгого времени в общемировой традиции отсутствовала подобная система проведения спортивных соревнований.
Кризис античного мира с его культурными ценностями и взглядами на окружающую действительность оказал существенное влияние, в том числе и на сферу спорта. Развитая система спортивных отношений и норм, регламентирующих проведение соревнований, устанавливающая статус их участников и организаторов, практически полностью разрушилась в условиях политических и культурных изменений, происходивших в эпоху Средневековья. В период античности идеалами для человека служило гармоничное развитие личности, и особое место уделялось физическому воспитанию. Под усилением влияния христианства на европейскую цивилизацию полностью утрачивается статус спорта как важнейшего социокультурного института.
Христианская парадигма, пришедшая на смену языческому мировоззрению, определялась отрицательным отношением к физическому воспитанию людей. Роль телесного в бытии христианина, в целом, оценивалась как отрицательная, обусловленная греховной природой человека. Аскетизм как основополагающая идея духовного развития человека не соотносилась с античной моделью развития спорта как культурного института. Можно выделить два направления развития спорта в эпоху Средневековья:
Во-первых, возвращается военно-прикладной характер спорта. Формируется рыцарская система физического воспитания, направленная на подготовку военных к боевым действиям через различные упражнения, обладающие признаками спортивных игр. Во-вторых, в связи с развитием феодализма создаются относительно благоприятные возможности для формирования специфической крестьянской плебейской физической культуры сельских поселений.
Важным для настоящего исследования представляется анализ особой формы военно-спортивных состязаний, существовавшей в средневековой западноевропейской культуре – рыцарских турниров.
Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Под воздействием церкви и культуры, институт рыцарства приобретает аристократический статус, формируются его нравственные и эстетические идеалы, а к концу Х века с укреплением в Европе феодального строя окончательно формируется как замкнутая военная система внутри дворянства. Одновременно с повсеместным развитием рыцарства на территории всей средневековой Европы образовываются духовно-рыцарские ордены – военные объединения, созданные в эпоху Крестовых походов.
Основу подготовки рыцарей составляли семь видов «доблестей» - верховая езда, фехтование, охота, плавание, стрельба из лука, шахматы и слагание стихов.
Главенствующую роль в подготовке рыцарей к военным сражениям и походам играли особые состязания – рыцарские турниры.
Согласно историческим сведениям, первое упоминание о поединке между двумя рыцарями при осаде замка, на глазах у двух армий, датируется 1062 годом. Однако, отмечается, что на тот момент не существовало какого-либо регламента проведения таких поединков, они представляли собой стихийный характер, отсутствовали правила, регулирующие состав участников и разрешенные к использованию виды оружия и амуниции.
С развитием подобных поединков, возникла необходимость в создании свода норм рыцарских турниров. Согласно наиболее часто встречающейся в исторических источниках версий, первый свод правил проведения рыцарских турниров, как военно-спортивных состязаний, целью которых была подготовка воинов к сражениям, был создан анжурийским воином Жоффруа де Прёйи, погибшим на турнире в 1066 году. Позднее, правила организации и проведения турниров были дополнены и кодифицированы в «Книге турниров» анжурийским герцегом Рене Добрым в 1460 году.
Регламент проведения соревнований рыцарей содержал в себе ряд основополагающих принципов, регулирующих процедуру подготовки к турниру, критерии участников, виды состязаний, экипировку, систему запретов и наказаний за нарушение правил.
Несмотря на то, что в течение всей истории проведения турниров правила видоизменялись, общая структура их проведения на протяжении нескольких веков была достаточно стабильна.
В отличие от античных Олимпийских игр, рыцарские турниры проводились по особым поводам - возвращение феодала с войны или из крестового похода, бракосочетание высокопоставленной особы или объявление о помолвке, рождение наследника, церковный праздник, заключение важного военного или политического союза, подписание важного документа.
Регламент организации рыцарского турнира определял роли и сферу ответственности в его проведении для каждого из участников. Важнейшими участниками и организаторами являлись Зачинщик и Защитник – именно их поединком заканчивался каждый турнир. После принятия решения о проведении турнира Зачинщик выбирал из числа наиболее авторитетных дворян четырех судей, которые именовались «герольдами». Герольды представляли собой особый слой средневековой знати, в обязанности которого, помимо арбитража рыцарских турниров входило проведение всех церемониальных событий при дворах королей, а также, составление правил создания и распознавания фамильных гербов и родословных, что впоследствии преобразовалось в целое научное течение – геральдика. После выбора судей, Зачинщиком вместе с тупым турнирным мечом, служившим церемониальным вызовом на состязание, направлял грамоту, содержащую в себе информацию о составе участников турнира и выбранных им судей. Защитник, в случае принятия вызова принимал у герольдов меч и выбирал своих судей, для последующего обсуждения даты и места проведения рыцарского турнира. После согласования порядка проведения турнира, происходило всеобщее объявление и приглашения всех рыцарей, живущих в данном регионе.
Интересным для анализа представляется вопрос определения места для проведения рыцарских турниров – ристалища. В отличие от Олимпиады, в средневековой Европе рыцарские турниры проводились повсеместно, и не существовало единой арены. Существовали единые для всех арен критерии - место непосредственного проведения состязаний имело четырехугольную форму, окруженную по периметру деревянными ограждениями, рядом воздвигались палатки и скамейки для зрителей и ложи для привилегированных гостей. Как правило, место для возведения ристалища находилось вблизи крупных городов или ярмарок для увеличения числа зрителей. Каждый рыцарский турнир представлял собой особое светское событие, повсюду вывешивались флаги, раскрашенные щиты и гербы.
Преобразование общественной жизни в эпоху Нового времени затронула все аспекты жизни людей того времени. Эволюция экономической, и культурной сфер оказала непосредственное влияние на спорт. В связи с развитием идей о ценности человеческого воспитания и развития личности, менялось отношение человека к собственному телу и его культуре, началось осмысление теории спорта, смена социальной структуры потребления спорта. Постепенно упраздняется кастовый характер спортивной деятельности, физические практики перестают быть развлечением для знати и становятся частью жизни простых людей. Данные процессы обуславливают появление новых видов спортивных дисциплин, и, как следствие, появление новых видов спортивных соревнований.
Так, например, в Италии появляется вид спорта, который называют прообразом современного футбола и регби - Флорентийский кальчо.
Первые правила для данного вида спорта были прописаны «Трактате об игре в мяч», датированным серединой XIV века за авторством Антонио Скаяно. Позднее, регламент проведения игр в кальчо был разработан графом Джованни де Барди в 1580 году.
Данными регламентами устанавливались требования к составу команд-участников, внутри которых игроки распределялись по определенным позициям, исходя их роли в игре (иннаци, скончаторе и датори). Согласно правилам кальчо, за арбитраж отвечали судьи, которые делились на простых и высших. Также, регламентом проведения игр устанавливались требования к месту проведения – песчаная арена 50х100 метров, возводимая на площади перед францисканской базиликой Санта-Кроче, а также к игровому снаряжению. Соревнования по кальчо проводились регулярно, датой их проведения устанавливался празднования Дня Иоанна Крестителя 24 июня.
Наибольший вклад в развитие спортивных соревнований в эпоху Нового времени внесла английская культура. В 1604 г. в Англии состоялись так называемые "Английские олимпийские игры" — комплексные спортивные соревнования, проходившие по всей стране. А король Яков I издал труд под названием "Книга о спорте".
После буржуазной революции в Англии был снят запрет на игры и развлечения, что послужило основой для развития спорта как профессионального вида деятельности. В конце XVII в. в Англии сложился так называемый спорт джентльменов, получивший свое распространение среди богатой буржуазии. Она крайне редко занималась спортом лично, однако с большим удовольствием устраивала конные состязания, соревнования по бегу и боксу. При этом устроители состязаний попутно заключали пари на победителей конных скачек, в последующем в этот процесс были включены и зрители. Важную роль в подобных преобразованиях сыграл экономический аспект соревнований. Именно в Англии получило свое развитие традиция ставок на исход спортивных игр. На ипподромах были отведены специальные площадки (ринги), где букмекеры принимали ставки. Со временем, данная забава переросла в серьезный экономический инструмент, что повысило зрелищность и азартность игр и обусловило появление профессиональных спортсменов, и необходимость создания комплексной системы спортивных правил и регламентов.
Аристократическая сторона джентльменского спорта состояла в организации закрытых клубов по интересам, что послужило основой для появления первых спортивных объединений. В 1722 году в Англии вышло первое учебное пособие по фигурному катанию, а в 1742 году открылось первое в мире спортивное общество фигурного катания — Эдинбургский конькобежный клуб. В последствие культура созданий подобных институтов распространялась за пределы Англии, спортивные объединения начали формировать и в других странах Европы.
Последующее развитие профессионального спорта имело лавинообразный характер. Во второй половине XIX века, начавшееся в Великобритании преобразование спорта в особую экономическую и социальную сферу, имеющую развитую организационную форму, при помощи глобализационных процессов экономики, политики и культуры, позволяет создать условия для повсеместного формирования спортивных институтов. Развитие спорта в то время в первую очередь связано с появлением национальных спортивных организаций и системы международных соревнований. Так, в странах Британского содружества образуется большое количество спортивных обществ по крикету, регби и другим видам спорта. В США закладываются основы развития профессиональных лиг и студенческих соревнований.
Конец XIX века считается отправной точкой для этапа развития профессионального спорта в том виде, в котором он существует сегодня. Именно в этот период формируются первые международные спортивные союзы, а также создаются официальные правила и регламенты основных спортивных игр.
На сегодняшний день сфера правового регулирования процедуры проведения спортивных соревнований представляет собой устоявшуюся систему, с четко определенным субъектным составом. В конечном итоге, эволюционный процесс развития спортивной сферы привел к тому, что спорт стал одним из крупнейших социально-экономическим институтом, сложную и разнообразную систему отношений между его субъектами призвано урегулировать международное спортивное право - отрасль права, представляющая собой систему взаимосвязанных правовых норм, определяющих основные принципы, формы и порядок осуществления физкультурно-спортивной деятельности.
1. Alekseev S.V. Mezhdunarodnoe sportivnoe pravo = International Sports Law (International Sports Law = International Sports Law) textbook, edited by P.V. Krasheninnikov; S.V. Alekseev - Moscow: UNITI-DANA, 2015 - 895 p.
2. Babjuk M. I. Istorija sporta i sportivnoj kommunikacii: ucheb.-metod. posobie (bakalavriat). (History of sports and sports communication: textbook) - Faculty of Journalism of Moscow State University, 2018. - 68 p.
3. Grigorevich, V. V. Vseobshhaja istorija fizicheskoj kul'tury i sporta : ucheb. posobie (General history of physical culture and sports: textbook), Ministry of Education Rep. Belarus, Grodno state. un-t im. I. Kupala. - Grodno: GrGU, 2005. - 303 p.
4. Zakharova L. I. OSNOVNYE NAPRAVLENIJa REGULIROVANIJa SPORTIVNOJ DEJaTEL''NOSTI V RAMKAH OON (MAIN DIRECTIONS OF REGULATION OF SPORTS ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE UN), Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2020. No. 12 (76) - p.p. 68-82
5. Istorija fizicheskoj kul'tury i sporta: uchebnik (History of physical culture and sports: textbook) N. Yu. Melnikova, A. V. Treskin; ed. prof. N. Yu. Melnikova. - M. : Soviet sport, 2013 - 392 p.
6. Kuhn, L. Vseobshhaja istorija fizicheskoj kul'tury i sporta (General history of physical culture and sports) / L. Kuhn; under total ed. V. V. Stolbova; per. from Hung. I. P. Aboimova. - M. : Raduga, 1982. - 398 p.
7. Melnikov S. A. Antichnyj "sport" (Antique "sport"), Philosophical and literary journal "Logos". 2013. No. 5 (95)
8. Melnikova, N. Yu. Istorija fizicheskoj kul'tury i sporta (History of physical culture and sports ): textbook. for education. institutions that provide education. higher education programs prof. education, prof. training in the discipline "History of physical. culture and sports”, N. Yu. Melnikova, A. V. Treskin. - M .: Council. sport, 2013. - 392 p.