The purpose of the study is to improve the methodology for auditing the effectiveness of national projects through the use of standard audit elements. The tasks of developing and supplementing approaches to the standardization of the audit of the effectiveness of national projects were set and solved, in particular, a strategy, program, checklist and risk assessment were proposed as the basis of the audit methodology using the example of the national project “Housing and Urban Environment”. The methodological basis of the research is the system and process approaches to the problem under study. In the course of the research, general scientific methods of logical analysis and synthesis were used, in particular, analogies, typologies, generalizations. Based on the study of extensive empirical material, the results of the implementation of national projects, their financing and the possibility of making changes and adjustments to them are investigated. As a result, it was concluded that the Project Passports included insufficiently justified and resourced values of target indicators, and the values of indicators set by regions were not supported by sufficient organizational measures. In addition, regulatory and methodological documents do not include full-fledged methodological support for their development and implementation, being limited to general approaches and principles. Also, the parameters of the mutual influence of the national project “Housing and urban environment” on other national projects are not specified in the Passport of the national project and in other regulatory and methodological documents, and therefore it is not possible to fully assess the quality of such influence. The practical significance of the article is that the conclusions obtained on the basis of the proposed elements of the methodology for auditing the effectiveness of national projects, in particular, the procedure for drawing up a strategy, audit program, checklist and audit risk assessment, will allow us to develop optimal positions in the regulation and determination of financing of national projects.
control, audit, national projects, federal projects, housing, urban environment, mortgage, risks
Введение. Для эффективного расходования бюджетных ресурсов государству необходимо понимать в какие «узкие» места и на какие конкретно цели необходимо в первую очередь направить бюджетное финансирование. Решением этой задачи стало развитие института государственных программ, в рамках которых бюджетные средства локализуются в одной точке с четко выраженными целями, а бюджетные ресурсы распределяются под конкретные задачи.
Более того, финансирование государственных программ Российской Федерации [1], входят в ведомственную структуру расходов бюджета страны, что дает возможность оценить достаточность и необходимость выделения бюджетных ресурсов на конкретные целевые статьи путем проведения аудита эффективности через непосредственную оценку взаимосвязи между их распределением, планируемыми результатами и фактическим достижением запланированных результатов.
Для Российской Федерации такой вид контрольной и экспертно-аналитической деятельности относительно новый, при этом за рубежом аудит эффективности имеет достаточно широкое распространение и развитие. Опыт других стран позволяет сделать вывод о том, что его использование оказывает положительное влияние на эффективность распределения и расходования бюджетных средств, что крайне актуально на современном этапе [2, 3, 4].
Практически все органы муниципальной власти участвуют в Национальных проектах РФ. Проблема контроля за доходами и расходами в их рамках заключается в том, что сложно оценить эффективность как со стороны внешних органов контроля, так и внутри органов муниципальной власти, а, следовательно, и главными распорядителями и получателями бюджетных средств, то есть субъектами РФ.
Национальный проект «Жилье и городская среда» включает 4 федеральных проекта:
ипотека;
жилье;
формирование комфортной городской среды;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Национальным проектом были установлены следующие цели и соответствующие им показатели [5]:
обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 %);
увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн м2 в год;
кардинальное повышение комфортности городской среды, увеличение индекса качества городской среды на 30 %, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в 2 раза до 2024 г.;
создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 %;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Результаты мониторинга выполнения мероприятий национального проекта в 2019–2021 гг. показали, что меры по снижению рисков недостижения его показателей, ранее указанных в отчете о промежуточных результатах, в полной мере не разрабатываются.
По аналогичным причинам и с учетом развития санитарно-эпидемиологической ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, а также геополитической ситуацией, существуют значительные риски недостижения восьми показателей национального проекта в 2023 г.:
средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту — 9,33 %, или 93 % установленного значения (8,7 %);
количество предоставленных ипотечных кредитов — 0,86 млн ед., или 55 % установленного значения (1,57 млн ед.);
количество действующих договоров долевого участия без счетов эскроу — 290 тыс. ед., или 57 % установленного значения (513 тыс. ед.);
количество действующих договоров долевого участия по счетам эскроу — 210 тыс. ед., или 95 % установленного значения (220 тыс. ед.);
объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке — 0,4 млн ед., или 63 % значения (0,64 млн ед.);
увеличение объема жилищного строительства — 82,04 млн м2, или 84 % значения (98 млн м2);
объем ввода в многоквартирных жилых домах в год — 43,54 млн м2, или 67 % установленного значения (64,9 млн м2);
объем строительства жилых домов за счет ипотечного кредитования — 19,7 млн м2, или 62 % установленного значения (31,7 млн м2).
При этом риски недостижения показателя национального проекта в 2023 г. по вводу жилья (120 млн кв. м в год) возникли еще до влияния внешних и внутренних факторов.
Уже в 2019 г. не были достигнуты значения пяти основных показателей национального проекта, в том числе два по федеральному проекту «Жилье» и три по проекту «Ипотека». Показатели федеральных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживании жилищного фонда» в 2019–2022 гг. достигнуты в полном объеме.
В рамках национального проекта никаким образом не стимулируется улучшение жилищных условий 1,54 млн семей, осуществляющих приобретение квартир или постройку дома за счет собственных средств, что обеспечивает 31 % достижения поставленных целей.
Оценивая показатели за период функционирования проекта «Жилье и городская среда», следует отметить, что возникает необходимость в более тщательной и оперативной оценке его эффективности, для чего могут быть использованы не только целевые показатели, позволяющие оперативно прорабатывать и совершенствовать проект в области финансирования, но и методика аудита эффективности национальных проектов в целом, повышающая возможности оценки ошибок и рисков проекта, а также расширения потенциала контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
Цель исследования – разработка основных элементов методики аудита эффективности национального проекта «Жилье и городская среда» с учетом специфики его функционирования, задач и полученных на сегодняшний день результатов.
Условия, материалы и методы. Кроме совокупных показателей, в национальный проект заложены детальные уровни финансирования перечисленных четырех федеральных проектов, в том числе отдельно по каждому субъекту Федерации, причем для достижения целей проекта «Ипотека» не выделено никаких финансовых ресурсов (рис. 1). Это его большой недостаток, так как используя только неденежные регуляторы достичь поставленных задач в полной мере невозможно.
Рис. 1. Федеральные проекты, входящие в национальный проект «Жилье и городская среда».
С учетом этой проблемы по поручению Президента Российской Федерации была разработана и реализована новая программа льготного кредитования, которая позволяет взять ипотеку по ставке 6 % годовых на покупку жилья в новостройках по цене от 2 до 6 млн руб. в регионах и до 12 млн руб. в Москве и Санкт-Петербурге.
Национальный проект имеет следующие источники финансирования: 891,0 млрд руб. – федеральный бюджет, 167,8 млрд руб.– бюджеты субъектов РФ, 7,4 млрд руб. – внебюджетные источники. При этом количественный и качественный состав показателей национального проекта не позволяет достоверно оценить достижимость поставленной цели. Так, Минстрой России для этого оперирует прежде всего вводимыми в эксплуатацию «квадратными метрами», то есть валовыми показателями, характеризующими объемы деятельности строительной отрасли, однако не все вводимое жилье может быть приобретено и заселено гражданами.
При этом методика расчета показателя «Количество семей, улучшивших жилищные условия» подразумевает использование ряда гипотез, а также учет в формуле расчета показателя количества семей, улучшивших жилищные условия иными методами, в том числе за счет проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В ходе осуществления национального проекта было установлено недостаточное финансовое обеспечение мероприятий, реализуемым в рамках федерального проекта «Жилье»: такие результаты получены по итогам оценки эффективности в 19 % регионах, в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» — в 14 % регионах, в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» — в 8 % регионах.
Кроме того, в государственных программах ряда субъектов параметры по вводу жилья не соответствуют значениям показателей федерального проекта «Жилье» и соглашениям Минстроя России с субъектами о его реализации, что также подтверждает недостаточную подготовку субъектов к реализации национального проекта и, следовательно, появлению рисков недостижения запланированных показателей и намеченных целей.
Еще один недостаток национального проекта отсутствие средств на содержание объектов инфраструктуры.
Со стороны государства была предусмотрена возможность внесения изменений в национальные и федеральные проекты. Для этого 3 декабря 2018 г. утвердили методические указания по мониторингу и внесению изменений в национальные и федеральные проекты. Кроме того, были разработаны формы документов по внесению изменения для упрощения их реализации.
Основной недостаток проекта «Жилье и городская среда» заключается в том, что нормативные и методические документы содержат преимущественно описание организационных процедур взаимодействия участников и инструкции по заполнению различных формализованных документов (паспортов, планов, отчетов), но не включают полноценного методического сопровождения их разработки и реализации, ограничиваясь общими подходами и принципами.
При этом разработка и утверждение отдельных нормативных и методических документов осуществлялись на стадии завершения подготовки паспортов национального, федеральных и региональных проектов в ноябре-декабре 2018 г., что создало условия для снижения качества их подготовки.
Оценку эффективности достижения целей Национального проекта «Жилье и городская среда» осуществляет Счетная палата. В соответствии с ее отчетом [6] за 2019–2021 г., не достигнуты 5 показателей национального проекта из 24, а именно:
количество предоставленных ипотечных кредитов;
объем выдачи ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке;
увеличение объема жилищного строительства до не менее чем 120 млн м2 в год;
объем ввода в многоквартирных жилых домах в год;
объем строительства жилых домов за счет ипотечного кредитования.
В целом, наибольшие проблемы возникли по достижению целей федерального проекта «Ипотека». Однако на основании полученных результатов корректировка национального проекта не была проведена. Счетная палата отметила только риски неисполнения запланированных показателей на следующий год.
Следует так же отметить, что 35 % результатов были выполнены с задержкой до 11 месяцев (табл. 1).
Таблица 1 – Оценка результатов исполнения национального проекта «Жилье и городская среда»
Проект |
Число результатов |
Выполнено с задержкой |
Время задержки |
||
запланированных |
выполненных |
минимальное |
максимальное |
||
Ипотека |
9 |
9 |
2 |
5,5 месяцев |
11 месяцев |
Жилье |
13 |
13 |
5 |
3 дня |
5 месяцев |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
12 |
12 |
4 |
23 дня |
3 месяца |
Формирование комфортной городской среды |
6 |
6 |
3 |
15 дней |
1месяц |
Всего |
40 |
40 |
14 |
3 дня |
11 месяцев |
Несмотря на выполнение всех федеральных проектов проекта «Жилье и городская среда» с задержкой от 3 дней до 11 месяцев, в целом в его рамках в 2019–2021 гг. были достигнуты и положительные результаты. Например, в марте 2020 г. ставка по ипотечным кредитам достигла минимального уровня за всю историю наблюдений — 8,62 % годовых, и по итогам I квартала ее величина была ниже установленного паспортом федерального проекта на 2020 г. (8,7 %).
Анализируя результаты проекта «Жилье и городская среда», следует отметить, что выполнение плана по всем направлениям в среднем составило 93,8 %. При этом полностью они был достигнуты только по федеральному проекту «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» (табл. 2).
Таблица 2 – Анализ финансирования национального проекта «Жилье и городская среда»
Проект |
Плановый объем финансового обеспечения, млрд. руб. |
Фактический уровень расходования средств, млрд. руб. |
Процент выполнения плана, % |
Ипотека |
- |
- |
- |
Жилье |
23,5 |
21,9 |
93,6 |
Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда |
35,4 |
35,4 |
100 |
Формирование комфортной городской среды |
46,4 |
41,4 |
89,2% |
Всего |
105,3 |
98,8 |
93,8% |
В целом, процент выполнения плана достаточно высокий, что совместно с достижением 19 из 24 показателей свидетельствует об эффективном расходовании средств.
Результаты и обсуждение. С момента создания в Российской Федерации органов внешнего государственного финансового контроля в число их задач входили организация и осуществление контроля за исполнением соответствующих бюджетов. Однако сегодня ставятся задачи по повышению эффективности управления этими средствами. Это обусловливает актуальность и необходимость использования аудита эффективности, как инструмента, способствующего установлению контроля за их решением.
Стоит отметить, что в 2019–2021 гг. Счетная палата не проводила таких мероприятий, как аудит, оценка, проверка, анализ эффективности национальных проектов. Однако цели по оценке эффективности ставятся в рамках проведения других контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В качестве основы для разработки элементов методики аудита эффективности национального проекта «Жилье и городская среда» использовали стандартные инструменты аудита [7, 8].
Первый этап проведения аудита, вне зависимости от специфики деятельности компании или направления проектов, – разработка стратегии аудита эффективности (табл. 3), в которой следует раскрыть основные планируемые виды работ, а также зафиксировать период их проведения и исполнителей.
Таблица 3 – Стратегия аудита эффективности национального проекта «Жилье и городская среда»
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Период проведения |
Исполнитель |
Примечания |
1 |
Выявить важнейшие цели национального проекта «Жилье и городская среда» |
|
|
|
2 |
Ознакомление с финансированием национального проекта «Жилье и городская среда» |
|
|
|
3 |
Определение показателей и оценка эффективности реализации национального проекта «Жилье и городская среда» |
|
|
|
4 |
Составление отчета по результатам проверки национального проекта «Жилье и городская среда» |
|
|
|
5 |
Вывод по результатам проделанной работы |
|
|
|
Программа проведения аудита более детально раскрывает работы, запланированные в стратегии проведения аудита эффективности национального проекта «Жилье и городская среда», конкретизирует источники информации и закрепляет аудиторские процедуры в соответствии с планируемыми работами (табл. 4). В зависимости от результатов проверки эти виды работ могут быть расширены, а источники и процедуры дополнены.
Таблица 4 – Программа аудита эффективности национального проекта «Жилье и городская среда»
№ п/п |
Планируемые виды работ |
Источники информации |
Аудиторские процедуры |
1. Выявить важнейшие цели задачи национального проекта «Жилье и городская среда» |
|||
1.1 |
Ознакомление с национальным проектом «Жилье и городская среда» |
|
запрос, подтверждение, наблюдение, инспектирование |
1.2 |
Рассмотрение основных целей и задач национального проекта «Жилье и городская среда» |
запрос, подтверждение, наблюдение, инспектирование |
|
2. Ознакомление с финансированием национального проекта «Жилье и городская среда» |
|||
2.1
|
Ознакомление с источниками финансирования национального проекта «Жилье и городская среда» |
|
запрос, подтверждение, наблюдение, инспектирование |
2.2 |
Рассмотрение основных проблем с финансированием национального проекта «Жилье и городская среда» |
запрос, инспектирование, подтверждение, наблюдение, инспектирование, аналитические процедуры |
|
3. Определение показателей и оценка эффективности реализации национального проекта «Жилье и городская среда» |
|||
3.1 |
Рассмотрение количественных и качественных показателей национального проекта «Жилье и городская среда |
|
наблюдение, инспектирование, аналитические процедуры |
3.2 |
Ознакомление с нормативными и методическими документами национального проекта «Жилье и городская среда» |
запрос, подтверждение, инспектирование |
|
3.3 |
Оценка эффективности реализации достижения целей национального проекта «Жилье и городская среда» |
инспектирование, наблюдение, аналитические процедуры |
|
3.4 |
Выделение наиболее важных показателей для определения оценки эффективности деятельности национального проекта «Жилье и городская среда» |
инспектирование, наблюдение, аналитические процедуры |
|
4. Составление отчета по результатам проверки национального проекта «Жилье и городская среда» |
|||
5. Вывод по результатам проделанной работы |
Большое значение имеет составление чек-листа как основы для следующих этапов аудита эффективности и прогнозирования возможных нарушений и внесения определенных корректировок в программу (табл. 5). Заполнение такого документа по результатам проверок федеральных проектов, включенных в национальный проект «Жилье и городская среда», позволило выявить множество недочетов и замечаний, например, недостатки в формировании нормативно-правовой базы, незапланированные риски недостижения показателей и наличие множества правонарушений, представленных в отчетах Счетной палаты, осуществляющих на сегодняшний день проверку эффективности и результативности национальных проектов.
Таблица 5 – Чек-лист аудита эффективности национального проекта «Жилье и городская среда»
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
||
да |
нет |
примечание |
||
1 |
Сформирована ли нормативно-методическая база, регламентирующая разработку, корректировку, мониторинг и контроль за ходом реализации национального проекта |
+ |
|
Нормативно-правовая база сформирована, однако имеет ряд недостатков: нормативные и методические документы содержат преимущественно описание организационных процедур взаимодействия участников и инструкции по заполнению различных формализованных документов (паспортов, планов, отчетов), но не включают полноценного методического сопровождения их разработки и реализации, ограничиваясь общими подходами и принципами. |
2 |
Соответствуют ли ожидаемые результаты национального проекта действительности? |
|
- |
По результатам реализации мероприятий национального проекта в 2019-2021 годах, в связи с отсутствием действенных мер по улучшению ситуации в строительной отрасли (на региональном уровне) отмечаются значительные риски недостижения его показателей также и в 2022 году. В связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией, вызванной новой коронавирусной инфекцией, и неясными сроками ее завершения оценить достижимость показателей национального проекта к 2024 году в настоящее время в полном объеме затруднительно. |
3 |
Отражены ли риски, связанные с реализацией проекта в Отчете. |
+ |
|
Результаты мониторинга выполнения в 2019 году мероприятий национального проекта показали, что меры по снижению рисков недостижения показателей национального проекта, ранее указанных в отчете о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия, в полной мере не разрабатываются |
4 |
Составляете ли ежемесячные отчеты об использовании средств |
+ |
|
Отчеты отправляются в соответствующе органы контроля |
5 |
Разработан ли комплекс мер по своевременной минимизации рисков |
|
- |
Замечания отражены в отчете Счетной палаты |
6 |
Разработаны ли дополнительные мероприятия по обеспечению социальных гарантий отдельных категорий граждан, а также по оказанию помощи застройщикам, которые не имеют возможности перейти на проектное финансирование строительства жилья |
|
- |
Замечания отражены в отчете Счетной палаты |
На основании изученных Паспорта национального проекта «Жилье и городская среда» [9], Отчета Счетной палаты o результатах мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Жилье и городская среда» [6] с учетом полученных показателей результативности и факторов, перечисленных ранее, следует отметить, что при разработке национального проекта необходимо заранее прогнозировать и учитывать при распределении финансирования возможные риски и их покрытие. Это не только риски, связанные с форс-мажором, например, со снижением доступности ипотечного кредитования из-за коронавируса, но и с территориальной расположенностью региона, его климатическими условиями, наличием земельных участков. Кроме того, необходимо оценивать и предусматривать влияние на развитие проектов «традиционных» рисков, например, недостаточного финансирования, несоблюдения сроков реализации проектов, отсутствия средств из внебюджетных источников, прозрачности закупок и др.
В результате проведенного аудита эффективности, были выявлены риски и проведена их оценка, оценены размеры и вероятность наступления ущерб, а также предложены мероприятия по его устранению (табл. 6).
Таблица 6 – Оценка рисков реализации национального проекта «Жилье и городская среда»
Описание риска |
Последствия от реализации риска |
Ущерб от риска |
Вероятность риска |
Оценка риска |
Мероприятия по снижению риска |
Сроки выполнения |
Риск недостаточного финансирования* |
проект не получится реализовать в указанные сроки. |
высокий |
высокий |
критический |
контроль соответствия плана финансирования с реальными данными разработка мер по привлечению финансирования, взаимодействие с заинтересованными сторонами |
2018–2024 гг. ежемесячно |
Риски несоблюдения сроков реализации проектов |
проект не получится реализовать в указанные сроки. из-за отставания от сроков реализация проекта потребует дополнительных затрат. |
высокий |
средний/ высокий |
критический |
составление ежемесячных отчетов о реализации проекта. контроль и оптимизация проекта по результатам отчета |
2018–2024 гг. ежемесячно |
Риск, связанный с отсутствием привлечения средств из внебюджетных источников* |
проект не получится реализовать в указанные сроки. |
высокий |
высокий |
критический |
контроль соответствия плана финансирования с реальными данными разработка мер по привлечению финансирования, взаимодействие с заинтересованными сторонами |
2018–2024 гг. ежемесячно |
Риски, связанные со снижением прозрачности закупок |
некачественное выполнение работ |
высокий |
низкий |
критический |
единые требования к поставщикам предоставление отчетов, лицензий о качестве товаров |
2018–2024 гг. ежемесячно |
Риски недостаточной информированности заинтересованных сторон |
прекращение финансирование, недостижение цели национального проекта |
высокий |
низкий |
критический |
публикация отчетов о проделанной работе взаимодействие с заинтересованными лицами |
2018–2024 гг. по мере составления отчетов |
Риски, связанные с климатическими условиями |
проект не получится реализовать в указанные сроки. |
средний |
низкий |
допустимый |
предварительный анализ климатических условий регионов, сравнение с предыдущими годами, выявление «сезона дождей» |
Проводится перед началом каждого проекта в рамках национального проекта |
Риски, связанные с отсутствием земельных участков |
проект не получится реализовать в указанные сроки. |
средний |
низкий |
допустимый |
предварительный анализ земельных участков до начала реализации проекта |
Проводится перед началом каждого проекта в рамках национального проекта |
Риск, связанный со снижением доступности ипотечного кредитования из-за коронавируса |
одна из целей национального проекта не будет достигнута. |
высокий |
высокий |
критический |
мониторинг рынка ипотечного кредитования анализ рынка ипотечного кредитования в других странах |
2019–2022 гг. (возможно 2023 г. в зависимости от ситуации) |
Риск ухода организаций с рынка строительства в связи с переходом на проектное финансирование |
недостаточное количество строительных организаций, что влечет собой отставание от графиков реализации проекта. |
высокий |
средний |
критический |
разработка единой системы поиска подрядчиков пересмотр условий договоров с подрядчиками |
Проводится перед началом каждого проекта в рамках национального проекта |
Риски несогласованности реализации мероприятия по отдельным направлениям национального проекта на региональном и федеральном уровнях |
недостижения показателей национального проекта и национальной цели |
средний |
высокий |
критический |
разработка нормативных документов по единым стандартам создание контролирующего отдела национального проекта организация встречи ответственных за национальный проект (ответственных за федеральный и региональный уровень) |
2018–2024 гг. ежеквартально |
Риск удорожания стоимости жилья при реализации Программы |
недостижения показателей национального проекта и национальной цели |
высокий |
высокий |
критический |
- разработки комплекса мер государственного регулирования рынка, направленного на ограничение роста цен на жилье. |
2019–2022 гг. (возможно 2023 г. в зависимости от ситуации) |
* у большинства регионов источники необходимого финансирования создания объектов инфраструктуры, содержания их под конкретные условия настройки и ввода жилья отсутствуют. Это не в полной мере обеспечивает соблюдение принципов стратегического планирования, таких как реалистичность и ресурсная обеспеченность.
Выводы. Ввиду того, что на сегодняшний день не проводится аудит эффективности, а при проверке Счетной палаты национальных проектов оцениваются только качественные и количественные показатели, представленные элементы методики позволят анализировать результативность проектов с точки зрения оценки ошибок и рисков проекта с специфики регионов, оперативности и периодичности проведения проверки. Это позволит рационально и своевременно перераспределять финансирование, оценивать необходимость и возможность реализации проектов в том или ином регионе.
В качестве основных рекомендаций по реализации национального проекта «Жилье и городская среда», учитываемых при разработке стратегии и программы аудита, необходимо отметить следующее:
разработку комплекса мер по своевременной минимизации рисков, выявленных в ходе реализации мероприятий национального проекта в 2019–2021 гг.;
корректировку показателей паспортов федеральных и региональных проектов с учетом отражения макроэкономической ситуации, например, коронавируса;
корректировку показателей паспортов федеральных и региональных проектов с учетом реальной достижимости субъектами Российской Федерации установленных им показателей;
корректировку паспорта федерального проекта «Ипотека» в части средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы льготного кредитования, а также выделение дополнительных средств на этот проект;
уточнение в паспорте проекта ресурсной, в том числе материальной базы;
включение в национальный проект показателей, характеризующих его взаимосвязь с иными национальными проектами;
внесение в национальный проект корректировки по оптимизации его сроков, в том числе с разбивкой по субъектам Российской Федерации;
возможность оперативной корректировки и постановки системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации.
Предлагаемые элементы аудита эффективности значительно повысят потенциал этого вида контрольной и экспертно-аналитической деятельности, а их распространение в процессе проверки поможет усовершенствовать систему государственного контроля и значительно повысить его качество.
1. Digest of monitoring national goals. July 2020. [Internet] Accounts chamber of the Russian Federation. [cited 2022, May 25]. Available from: https://ach.gov.ru/upload/pdf/DAIDZhEST%20NATsTsELI.pdf
2. Esteve-Pérez S, Gil-Pareja S, Paniagua J. Corruption and international trade: a re-assessment with intra-national flows. Economics - The Open-Access. 2021; Vol.15. 1. 187-198 p.
3. Díaz-Roldán C, Filho F, Silva Bichara J. Fiscal rules in economic crisis: the trade-off between consolidation and recovery, from a European perspective. Economics - The Open-Access. 2021; Vol.15. 1. 199-216 p.
4. Pașa Adina T, Gherghina E, Picatoste X. Financial literacy and economic growth: How Eastern Europe is doing? Economics - The Open-Access. 2022; Vol.16. 1. 27-42 p.
5. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 dated May 7, 2018 (as amended on July 21, 2020) “On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024”. [Internet]. Reference legal system Consultant. [cited 2022, May 25]. Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/.
6. Report on the results of the expert-analytical event “Monitoring the implementation of the activities of the national project “Housing and Urban Environment”, including the timeliness of their financial support, the achievement of goals and objectives, milestones, as well as the quality of management”. [Internet]. [cited 2022, May 25]. Available from: https://ach.gov.ru/upload/iblock/697/6974665033576448bae98baa0e9626e4.pdf.
7. Samygin DYu, Baryshnikov NG, Tuskov AA. Metodika auditorskoi proverki: protsedury, sovety, rekomendatsii: monografiya. [Audit methodology: procedures, advice, recommendations: monograph]. Moscow: INFRA-M. 2020; 231 p.
8. Alibekov ShI, Morunov VV, Nurmukhametov IF. [Improving the quality of audit as a basis for the development of audit activities]. Upravlencheskii uchet. 2022; 4-3. 772-777 p.
9. Passport of the national project “Housing and Urban Environment”. [Internet]. [cited 2022, May 25]. Available from: http://static.government.ru/media/files/pgU5Ccz2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf.