TRENDS IN THE FORMATION OF A SYSTEM OF CONSUMER COOPERATIVES FOR THE PURPOSE OF PROVIDING AGRICULTURAL SERVICES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The orderly organizational structure of consumer cooperatives is aimed at improving the provision of services to the population, thereby increasing the food security of the country. At present, the provision of services by consumer agricultural cooperatives is carried out to a lesser extent than by peasant (farm) enterprises, despite the advantages of the form of labor organization of the former. The system of agricultural cooperatives needs to be improved in terms of informing legal entities and individuals interacting in the food market.

Keywords:
consumer cooperatives, cooperation, services, population, food security
Text

В условиях действия санкционной политики в отношении Российской Федерации появилась острая необходимость в формировании новых путей обеспечения продовольственной безопасности страны в целом и, в частности, оказании сельскохозяйственных услуг населению, взаимной поддержке между субъектами хозяйствования.

Одним из перспективных направлений развития агропромышленного комплекса является формирование коопераций, позволяющее оптимизировать пути получения и реализации качественной сельскохозяйственной продукции по доступным ценам для населения. Основным пунктом, отвечающим за ускорение взаимодействия потребителей и производителей, является исключение третьего звена в торговом процессе.

На сегодняшний день осуществляется со стороны государства Российской Федерации адресная финансовая, организационно-правовая, правовая, информационная поддержка организаций агропромышленного комплекса, способствующая развитию и эффективности хозяйствования.

Разработка соответствующих мероприятий направлена не только на улучшение эффективности взаимодействия между конечным потребителем и потребительскими сельскохозяйственными кооперациями, но и способствует развитию научного потенциала в растениеводческой и животноводческой отраслях экономики страны.

Большинство действующих потребительских коопераций созданы на базе колхозов и совхозов, при этом, количество вновь созданных форм организации кооперативного труда увеличивается с малыми темпами. Так, наблюдается с 2019 г. по 2021 г. тенденция роста крестьянских (фермерских) хозяйств, отличающихся производством и реализацией сельскохозяйственной продукции без возможности оказания сельскохозяйственных услуг. Так формируется кадровый, технический дефицит на местах, а приобретенная сложность легитимного оформления возможных разработок в части сельскохозяйственных образцов оборудования и машин практически исключает пути развития отрасли со стороны действующих организаций.

Кооперация крупных, средних и мелких производителей сельскохозяйственной продукции призваны увеличить загрузку производственных мощностей сельхозпроизводителей, увеличить в целом конкурентоспособность российской продукции на продовольственном рынке.

К 2022 г. Центрсоюз Российской Федерации зарегистрировал 2300 потребительских обществ из 71 региона, которые объединяют 102 районных потребсоюза и около 1,3 млн. пайщиков. Предприятия потребительской кооперации предоставляют товары и услуги жителям 89000 населенных пунктов по всей стране.

В общей сложности, к началу 2022 г. в системе Центросоюза имеется более 3500 цехов по производству продукции, около 8000 объектов для организации закупки сырья у населения, его хранения и первичной переработки, а также около 29000 розничных торговых предприятий и более 3500 предприятий общественного питания. На базе 13000 стационарных и передвижных мастерских кооператоры предоставляют различные услуги населению, в том числе, сельскохозяйственные. Организации потребкооперации, входящие в систему Центросоюза, обеспечивают постоянной работой 103000 человек по всей стране.

Специфика развития кооперативно-интеграционных отношений в российском агропромышленном комплексе обусловлена направленностью их выстраивания, региональной разобщенностью в масштабах преобразований и организационно-экономическими моделями агропромышленных объединений. Следовательно, целесообразно рассмотрение вопросов оказания услуг кооперациями на примере одного региона страны. Так, в качестве субъекта исследования представлены сельскохозяйственные кооперации Краснодарского края.

На 01.01.2022 г. в Краснодарском крае представлено 426 муниципальных образований, в том числе 8 – городских округов, 37 – муниципальных районов, 30 – городских и 351 – сельских поселений.

Сельскохозяйственная кооперация Краснодарского края с принятием 9 июля 2013 года Закона Краснодарского края № 2751-КЗ «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае» получила начало развития.

В паспорте региональных проектов Краснодарского края отражены основные мероприятия, целью которых является обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в сельском хозяйстве к 2024 году не менее 881 человека, создание и развитие субъектов МСП в АПК, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В таблице 1 представлено финансовое обеспечение реализации регионального проекта по развитию сельской кооперации в Краснодарском крае в 2019 г. составило 118,39 млн. руб., в 2020 г. - 68,00 млн. руб., в 2021 г. - 123,28 млн. руб. В 2022 г. выделено для продолжения осуществления целевого финансирования 40,76 млн. руб., при этом, запланировано к 2023 г. предоставить из бюджета 149,75 млн. руб.

 

Таблица 1 - Финансовое обеспечение реализации регионального проекта (Financial support for the implementation of the regional project)

 

№ п/п

Наименование результата и источники финансирования

Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей)

Всего (млн. рублей)

2019

2020

2021

2022

2023

2024

1

Результат федерального проекта (справочно из паспорта федерального проекта): Количество крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку, в том числе в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»

1.1

Количество крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших государственную поддержку, в том числе в рамках федерального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»

118,39

68,00

123,28

40,76

149,75

137,37

637,56

1.1.1

Федеральный бюджет (в т.ч. межбюджетные трансферы бюджету) (Краснодарский край)

113,65

65,22

118,31

0,00

0,00

0,00

297,18

1.1.2

бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальных фондов

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

1.1.3

консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, в т.ч.

118,39

68,00

123,28

40,76

149,75

137,37

637,56

1.1.3.1

бюджет субъекта Российской Федерации

118,39

68,00

123,28

40,76

149,75

137,37

637,56

Всего по региональному проекту

118,39

68,00

123,28

40,76

149,75

137,37

637,56

                               

 

Сельскохозяйственные кооперации Краснодарского края оказывают следующие виды услуг, которые рассматриваются как инструмент поддержания работоспособности, адаптации и развития технологий животноводства и растениеводства, техносферы, экономики и социальной сферы в сельском хозяйстве.

Так, в сферу сервиса в сельском хозяйстве включают следующие виды услуг:

  • услуги производственные и по научному обеспечению в животноводстве, растениеводстве;
  • обеспечение технического сервиса сельскохозяйственной техники;
  • разработка образцов сельскохозяйственной техники;
  • обучение, консультация персонала сельского хозяйства;
  • финансовые услуги в сельском хозяйстве;
  • услуги в части управления, снабжения и реализации продукции организаций сельского хозяйства.

Способствование созданию конкурентоспособных услуг населению явилось задачей ускорения процесса кооперирования сельхоз товаропроизводителей. Так, были предприняты государством следующие меры поддержки организаций агропромышленного комплекса:

  • созданы условия льготного субсидирования для организаций агропромышленного комплекса, в том числе, предоставление кредитов и займов;
  • представлена программа страхования производственных рисков сельскохозяйственных организаций вне зависимости от формы собственности;
  • оказана помощь, в том числе, информационная, в создании элитного племенного стада и выведение уникальных сортов растениеводческих культур;
  • представлены, в том числе благодаря электронным ресурсам, пути закупки специального оборудования, техники, общехозяйственных и общепроизводственных товаров;
  • электронные торговые площадки помогают крупным сельхоз-товаропроизводителям оперативно сбывать продукцию по достаточной цене, обеспечивающей высокую рентабельность организаций;
  • представлены пути развития агротуризма.

Региональным проектным комитетом был сформирован план мероприятий по реализации системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации с 2019 г., в том числе меры, осуществляемые ежегодно:

  • прием и рассмотрение заявок на предоставление грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию «Агростартап»;
  • перечисление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части затрат на развитие материально-технической базы.

Однако проблема развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, в том числе, в части оказания услуг, остается актуальной. В ходе проведенного исследования были выделены следующие проблемы развития в Краснодарском крае кооперации, интеграции в агропромышленном комплексе и представлены рекомендации:

  • образование коопераций основано на принципиально новых юридических и экономических аспектах хозяйствования, не смотря на тот факт, что большинство объединений создаются на базе колхозов, совхозов и других коллективных предприятий. При сохранения данного аспекти формирования потребительской сельскохозяйственной кооперации отсутствует необходимость создавать фермерские (крестьянские) хозяйства, а затем формировать межфермерские кооперативы (коопхозы). Рекомендуем определить членов коллективного предприятия на правовой основе собственника имущества и земли, наделить его всеми правами владельца и юридически оформить как сельскохозяйственный производственный кооператив;
  • организационная структура для сельскохозяйственных кооперативов в части экономического и юридического аспекта была построена с условием частной собственности коллектива на имущество организаций. Так, рекомендуем образовать кооперативные формирования вместо акционерных обществ организаций;
  • взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности, определяется самой сутью кооперации, которая заключается в обеспечении хозяйственных и финансово-экономических интересов его членов;
  • обеспечение экономической выгоды на условиях взаимного повышения конкурентоспособности достигается при распределении прибыли и убытков кооператива между его членами. При этом обязательно должно учитываться личное трудовое участие в хозяйственной деятельности кооператива каждого его члена. Такой подход вызван тем, чтобы исключить возможность участия в кооперативе только капитала тех лиц, которые проживают вне данного коллектива и даже в сельской местности;
  • в учредительных документах сельскохозяйственных кооперативов рекомендуем предусматривать определённые пропорции распределения прибыли на потребляемую часть и на расширенное воспроизводство в структуре неделимых фондов. При этом важно установить приоритетность в пользу накопления средств на техническое переоснащение основных средств организации или предприятия;
  • принципы формирования и управления кооператива гарантируют равное участие в управлении производством всем членам кооператива и исключает возможность спекуляции паевыми долями;
  • согласно законодательству Российской Федерации, а именно Федеральному закону от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ, не менее половины всей произведенной растениеводческой, животноводческой продукции, а также, оказанных сельскохозяйственных услуг, выполненных работ должно приходиться на членов кооператива. Ввиду сложившейся ситуации, когда необходимо максимально мобилизовать весь производственный потенциал, в том числе объектов сельского хозяйства и ускорить оборачиваемость активов, предлагаем снизить пороговое значение до эталонно-достаточной величины.

Таким образом, развитие кооперативного движения и интеграции в АПК на современном этапе может стать основным направлением стабилизации экономики сельскохозяйственного производства, дополнительным фактором повышения производительности труда, гарантом социально-экономической справедливости.

Реализация вышеизложенных предложений предполагает повышение качества, оперативности, экономической и политической обоснованности оказания услуг со стороны потребительских сельскохозяйственных коопераций.

На наш взгляд, формирование коопераций обеспечит ускорение процесса становления агропромышленного комплекса страны, повысит продовольственную безопасность в целом благодаря частному массовому оказанию сельскохозяйственных услуг.

References

1. Afanasyeva, O. G. Prerequisites for the formation of associations of small forms of management in the form of agricultural cooperatives / O. G. Afanasyeva, V. A. Elmov // Prospects for the development of agricultural sciences: Proceedings of the International scientific and practical conference: abstracts, Cheboksary, April 10 2020. - Cheboksary: Chuvash State Agricultural Academy, 2020. - P. 248-253. - EDN USIFIP.

2. Buranbaeva, L. Z. Cooperation in the countryside: current state and development prospects / L. Z. Buranbaeva, G. A. Musina, Z. Z. Sabirova // Bulletin of BIST (Bashkir Institute of Social Technologies). - 2021. - No. 1 (50). - S. 38-44. - EDN AEOCAQ.

3. Dozorova, T. Agricultural consumer cooperation as a factor in the sustainable development of small agribusiness in the region / T. Dozorova, V. M. Sevastyanova // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 3 (116). - S. 657-662. - DOIhttps://doi.org/10.34925/EIP.2020.116.3.136. - EDN XHRZHJ.

4. Kagermazov, Ts. B. Status and ways of development of rural areas / Ts. B. Kagermazov, M. M. Shakhmurzov, M. K. Kozhokov // Reports of the Adyghe (Circassian) International Academy of Sciences. - 2020. - T. 20. - No. 2. - S. 65-72. - DOIhttps://doi.org/10.47928/1726-9946-2020-20-2-65-72. - EDN AWNMAJ.

5. Kirilova, O. V. Development of the digital infrastructure of the business environment in agriculture / O. V. Kirilova, A. Yu. Chuba, Yu. V. Zubareva // Economics and Entrepreneurship. - 2020. - No. 1 (114). - S. 686-689. - EDN EAFCKQ.

6. Assessment of the current state of the infrastructure of rural territories of the Krasnodar Territory / E. V. Sidorchukova, N. P. Agafonova, L. N. Gusakova, I. A. Fadeeva // Natural sciences and humanities research. - 2021. - № 33(1). - Pp. 190-203.

7. Improving the financial results of agricultural sector organizations as a basis for rural development / E. V. Sidorchukova, N. P. Agafonova, M. M. Novikova, A. P. Fursova // Economics and entrepreneurship. - 2018. - № 5(94). - Pp. 411-416.

8. Sustainable development of rural territories in the context of the efficiency of the use of fixed capital / N. K. Vasilyeva, S. M. Reznichenko, E. V. Sidorchukova, N. P. Agafonova // Economics and entrepreneurship. - 2018. - № 5(94). - Pp. 358-365.

9. Yuldybaev, B. R. The role of agricultural cooperation in the development of the Republic of Bashkortostan / B. R. Yuldybaev, D. D. Kiyamutdinova // Actual problems of economic development, law and cooperation: Proceedings of the I All-Russian Scientific and Practical Conference of Young Scientists, Ufa, 29 October 2021. - Ufa: Publishing house of the Bashkir Cooperative Institute, 2021. - P. 470-474. - EDN MCPMKS.

10. Integration as a basis for the socio-economic development of consumer cooperation / Z. A. Kapelyuk, V. A. Surovtseva, S. D. Kapelyuk, E. N. Lishchuk // Vestnik NGIEI. - 2022. - No. 7(134). - S. 74-92. - DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-9407-2022-7-74-92. - EDN EAPEVT.


Login or Create
* Forgot password?