The duality of the concept of justice is considered. There are two kinds of justice: Hierarchical justice and Equal justice. The processes, emergence and boundaries of justice are defined. It is shown that the instinct of self-preservation created conditions for the emergence of Hierarchical Justice. Reason is necessary for the emergence of Justice of Equality. Conclusion: Just relations are a compensation for obedience to the strong or to the rules of society. Power is a product of the development of Hierarchical Justice. Democracy is a compensation for the loss of rights by the possibility to choose the rulers. The product of the development of Justice of Equality is specialization and functionality in society, dissemination of knowledge and experience. The framework of behavior set by the requirement of Equality Justice created the transformation of competition from opposition to the desire to act more effectively. The positive and negative manifestations of Equity are examined. The emergence of harmony in society, based on the harmony of the interaction of fairnesses, is described. The emergence of contradictions between morality and law is explained. It is shown that Equality Justice evolutionarily displaces Hierarchy Justice, but will not achieve complete superiority.
justice, hierarchy, equality, self-preservation instinct, reason, efficiency, compensation
Существует три направления философии справедливости: распределение, воздаяние и обмен. Распределение, рассмотрено Ролз Дж (John Bordley Rawls) [2]. Вопросы обменивающей справедливости анализировал Gothier D [4]. Из российских философов к этому направлению можно отнести Б. Кашникова, считающего, что принципы справедливости создают правила, привлекательные для всех участников [1]. Вопросом изучения воздающей справедливости занимался Файнберг [3]. В статье последуем примеру Lucas J.R. On Justice. Oxf.: Clarendon Press, 1980 [5] который в своей работе развивает общую теория справедливости, сочетающую все основные отношения справедливости. Отличие будет заключаться в применении элемента геометрии.
Классическое определение справедливости принадлежит Аристотелю: «…справедливость, как кажется, есть равенство, и так оно и есть, но только не для всех, а для равных; и неравенство также представляется справедливостью, и так оно и есть на самом деле, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных» [5, с. 459]. Определение понятно и туманно. Для ясности понимания определения воспользуемся объемностью существующей Природы. Объемность реализуется горизонтальными и вертикальными компонентами.
Границы и причины справедливости
Границы использования понятия справедливости имеют четкий вид. Люди не возмущаются несправедливым отношением к курицам и петушкам – курицам дают пожить и нестись, а петушков сразу на корм курицам. Следовательно, справедливость не распространяется на взаимоотношение «Потребитель – Потребляемое». В спорте, для справедливости, создали разделение соревнований по полу, весу и здоровью. Следовательно, справедливость не распространяется на других. Остается вариант, что справедливость применяется только среди одинаковых. Но среди одинаковых справедливость должна возникнуть. Из чего возникла справедливость?
Ответ заложен в сути живого. В Природе основой служит потребление или вытеснение слабого сильным. Противодействие основному процессу (каждое действие рождает противодействие) создало инстинкт самосохранения. Инстинкт самосохранения имеет два основных направления реализации: страх, создающий стремление нейтрализовать угрозу, и интерес выжить, приспособлением и защитой себя и своего. Ослабление угрозы достигается снижением вероятности быть съеденным. Для снижения вероятности маскируются и используют укрытия. Один из вариантов снижения вероятности быть съеденным, достигается увеличением выбора у потребителя. Этот вариант привел к повышению выживания, объединением с себе подобными. В объединении неизбежно возникает конкуренция. Конкуренция требует разделения. Разделение на отдельных и самостоятельных индивидов ведет к распаду объединения. Возникшее противоречие, «В объединении легче выжить – В объединении сложнее существовать», разрешилось возникновением стада. В стаде, сильный утверждал свое право сильного. Для избегания конфликтов, с более сильным членом стада, слабый подчинялся. Подчинение сильному сохраняло объединение. Эволюция такого поведения привела к возникновению в стаде иерархической справедливости. Иерархия, по своей сути, вертикаль. Разделение вертикали на слои, создает основу Справедливости Иерархии. Подчинение ущемляло интересы слабого, повышая его шансы на выживаемость. Следовательно, Справедливость Иерархии, компенсирует подчинение, повышением шансов на выживаемость.
Одним из проявлений инстинкта самосохранения является стремление к комфорту. Для повышения комфорта надо находить или создавать себе условия комфорта. Эволюция провела живое от приспособления к внешнему миру, к деятельности, по созданию условий для своего комфорта и выживаемости. Уровень деятельности определялся возможностями и управлением тела. Управлением занимается мозг, т.е. живое, с наиболее развитым мозгом, имеет больше возможностей для деятельности. Развитая функциональность тела увеличивала возможность создания комфорта. У человека наличие разума и многофункциональных конечностей способствовало реализации интереса к собственному комфорту, от создания укрытий и орудий деятельности, до деятельности по использованию огня, развитию наблюдений и анализа, созданием и хранением информации. Как частный случай, интерес возникает при наличии выгоды. Для понимания выгоды нужна возможность сравнения. Сравнивают соизмеримое. Для сравнения соизмеримого оно должно существовать. На одной территории существуют одинаковые условия, одинаковые продукты и соизмеримое можно только создать. Следовательно, интерес к выгоде возник с обменом продуктами деятельности. Товарообмен стал аналогом симбиоза в природе. Симбиоз подразумевает взаимную зависимость и специализацию. Эволюция специализации создает равенство в возникшей цепочке деятельности. Но инстинкт самосохранения природа не отменила. Интерес равенства и стремление сохранить индивидуальность иерархией создали противоречие. Для сохранения комфорта в обществе, понадобилось создание отношений, комфортных большинству. Повысить комфортность можно ослаблением противоречий в обществе. Противоречия ослабились созданием общих рамок поведения и подчинения общим правилам. Разум создал подчинение над иерархией. Наличие разума позволило создать приемлемые, для большинства, правила поведения в обществе. Соблюдение этих правил назвали справедливостью. Так возникла Справедливость Равенства.
Соблюдение правил общества создавало потерю части интересов индивидуальности. Потеря части своих интересов требует компенсации от общества. Компенсацию дает выполнение требований справедливости всем обществом. Следовательно, справедливость равенства это вид компенсации, за подчинение правилам общественной системы. Но иерархию никто не отменял. Если находишься на другом уровне общественной системы, то и компенсация другая. Пример. Для соблюдения Справедливости Равенства по доходам, необходимо компенсировать разницу в доходах, повышенным налогообложением богатых. Можно снизить полярность, установив минимальный уровень потребления и поддерживать этот уровень предоставлением продуктов и услуг.
Возникнув, Справедливость Равенства развивалась. Эволюция развития. справедливости равенства привела к возникновению компенсации за возраст (детство, старость), состояние здоровья, успехи, достижения, заслуги, т.е. справедливость обменная дополнилась, справедливостью распределения и воздания. Компенсация потери прав подчиненными, реализуется возможностью выбора управленцев. Это создает основы влияния на управление и называется демократия. Дальнейшее развитие Справедливости Равенства, эволюционно распространилось на пол, расу, одежду.
В общественной системе соблюдаются обе справедливости. Можно сказать, что справедливость, описывает взаимодействие в обществе на правовой и моральной основе. Взаимодействие морали и права создают пересечение морального и правового полей. Пересечения создает взаимодействие справедливостей и способно «кочевать», при изменении у ставок, в правовом и моральном статусе. По этой причине, объем взаимодействия справедливостей, непрерывно изменяется. Справедливость Равенства это продукт разума и является реализацией разумности человека. Давать оценку другим проявлениям разумности, исходя из существующей в настоящее время разумности, ошибочно. Осуждать первобытных людей и их вождя, за мучительную смерть мамонта, при попадании его в вырытую яму, глупо. Племя и вождь в то время придерживались желанию кушать и соблюдению Справедливости Иерархии в пищевой цепочке – право съесть слабого. Для достижения этого права, люди выкопали яму на тропе мамонтов, и замаскировали ее. Попав в яму, мамонт стал слабее людей, за что и был съеден с аппетитом. Некорректным является и нравоучение баснописца Н. Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать». Волк не должен винить! Волк соблюдает справедливость иерархии. Обвиняют других, что бы оправдаться перед равными или значимыми. Фашистская Германия, для нападения в 1939 г., обвинила Польшу в провокациях, так как считала Францию и Великобританию значимыми. Германии нужно было оправдаться перед значимыми. Далее Гитлер нападал, не оправдываясь. Он стал уверен в своем праве сильного и превосходстве над другими.
Взаимодействие справедливостей создают конкретный уровень гармоничности отношений в обществе. Существующий мир объемен. Развитие в нем справедливостей создает двойственность и даже многообразие эффектов от их развития. Человек, с чувством Справедливости Иерархии, стремится все систематизировать (создать иерархию), от явлений, до аппарата управления и подчинение одному: закону, человеку, вере, идее. Результатом подчиненности одному, становится превосходство бюрократического аппарата (при вере или идее) или диктатора, над правом и обществом.
Люди, с чувством Справедливости Равенства, стремятся обобщить, организовать функциональность и специализацию, повышая эффективность деятельности в обществе. Но! Упор, на расширение функциональности, должен иметь ограничение. Излишняя специализация и функциональность удлиняет цепочку взаимодействия, создает изолированность и снижает уровень необходимого интеллекта, для деятельности. Для соответствия специалиста, необходимому уровню знаний и интеллекта, применяются рамки требований. Рамки нужны для соответствия затрат, на создание и содержание специализации, полученной отдачей.
Аналогично узкой специализации, эффективности вредит избыточное обобщение. Избыток обобщения примитивизирует ситуацию, создавая пустые фразы, суть которых «Надо что-то делать!». Толерантность и тем более подчинение, общим фразам недопустимо. Подчиняться девочке, не способной учиться и адекватно разговаривать со взрослыми, это уже из серии выхода разума слушателей на ее уровень.
Вывод. Для реальной гармонии в обществе необходима гармония взаимодействия справедливостей или общественные отношения (мораль) должны соответствовать правовым отношениям. Быстрый сдвиг в сторону одной из справедливостей создаст кризис в обществе, с потерей прагматизма и разумности в обществе. Так возникает «сумасшествие» общества.
Стабильность и динамика
Справедливость иерархии создала определенную стабильность в обществе. Для сохранения стабильности возникла потребность в сохранении своего права, для своих. Сохранение своего права создало наследование имущества, власти и положения, образовав кастовость в иерархии. Отсутствие динамики в функциональности общества (перехода от одного вида деятельности к другой) создает цеховиков, с их стремлением скрывать профессиональные секреты. При развитии производственных отношений, кастовость и цеховая замкнутость, начинают тормозить этот процесс. В этом противодействии, совершенствование производственных отношений побеждает, так как дает обществу и индивидам, больше возможностей для комфорта. В результате, производственные отношения меняют общественную систему, и возникает динамика. Динамика создает «лифт возможностей». «Лифт возможностей», создает отбор, по необходимым качествам (не всегда положительным), т.е. инволюция, при стабильности слоев общества в иерархии, менее вероятна, чем при наличии лифта возможностей в управлении. Увы. Этот вывод лишь подтверждает, что при демократии, вариантов развития общества больше. Развитие «лифта возможностей» способствует возникновению сменяемости в иерархии и обмена в равенстве. Для иерархии, сменяемость, это ослабление значимости высшего статуса в иерархии. Снижение статуса уменьшает разделение слоев иерархии в обществе и ослабляет полярность в обществе, делая его сплоченнее. Движение в равенстве снижает закрытость функциональных сообществ (цеховых секретов), способствуя передаче опыта и информации.
Возникновение власти
Одна из функций разума, это понимание последствий. Понимание последствий создает ограничение своей деятельности. Ограничение своей деятельности это управление собой. Управление собой, понимание последствий и подчинение общим правилам, создало «обучение» человека подчинению. В единстве, со Справедливостью Иерархии, это создало подчинение лидеру. Подчинение лидеру реализовалось, как возникновение власти. Используя подчинение, власть стала инструментом разума, обладателя власти.
Эволюционно, последующее всегда значимее предыдущего. Право требовать и воздействовать послужило основой для возникновения власти, и власть стала устанавливать свои права на общество. Человек имеет свой срок жизни. Для сохранения права требовать и воздействовать, власть отделила право от человека, оставив его власти. Так возникло Право. Во всех случаях власть создавала свое Право.
Способность подчинять сделала власть значимостью управления. Значимость и управление это разные проявления власти. Эволюция власти начала развиваться по отдельным направлениям и совместно. Рассмотрим варианты развития направлений.
При достаточности разума, для решения возникающих перед обществом вопросов, осуществляется разумное авторитарное управление, объявленное высшей властью. Развитие общества создает рост параметров, необходимых для регулирования, усложняет управление, создавая заботы авторитарному лидеру. Заботы всегда хочется поделить. Для разделения забот создаются параллельные структуры власти, исполняющие часть функций высшей власти. Так возникла законодательная, исполнительная и судебная власть. И наоборот. Если власть не интересует развитие общества, то власть концентрируется в одной из ветвей. Учитывая, что справедливость иерархии возникла на основе инстинкта самосохранения, делаем вывод: «Для безопасного и длительного функционирования общественной системы, необходимо реальное выполнение своих функций ветвями власти». И наоборот. Концентрация управления ветвями власти, в одной ветви, замедляет нормальное развитие общества, создавая стагнацию, а подчас и инволюцию в развитии общества и производительных сил.
Влияние на поведение воспитанием, т.е. подачей нужной информации, эволюционно создало управление, целенаправленной подачей информации. Подача избранной информации населению создала возможность управлять и манипулировать массами, особенно доверяющей СМИ. Грамотность населения, доступность СМИ и наличие обратной связи, между властью и обществом, создало возможность СМИ стать четвертой властью.
Второй вариант развития это забота о значимости, своей или управляемой/подчиненной системы. Показывать значимость управляемой системы демонстрируют фактическое состояние дел во всей системе или, затрачивая средства на гипертрофированную подачу информации об отдельных фактах (пропаганду).
Развитие собственной значимости начинается с малого и легкого. Самое легкое, в развитии своей значимости, это создание внешних атрибутов: корона, мантия, спикер, трон и отсутствие сидячих мест для остальных. Для власти, стремление увеличить свою значимость, реализуется подачей информации подданным:
– о связи с Богом (всякая власть от бога) и иными могущественными силами;
– информацией о себе великом, хитром, выдающемся, великодушном или ужасном;
– деятельностью по созданию величия (дворцы, проекты).
Объявив себя значимостью, власть создает разделение слоев иерархии общества. Значимое это то, что берегут и о чем заботятся. Заботиться о дееспособных, это обслуживать и демонстрировать им свое почтение, чем свита и занимается. Беречь – это охранять, т.е. создавать изоляцию от равных или разделять власть и общество. Этим занимается охрана. Вывод. Чем больше охраны, свиты и бюрократического аппарата, тем сильнее разделение между властью и обществом.
Разделение ослабляет обратную связь между властью и массами. В качестве обратной связи используется информация от ближайшего окружения. Так возникает ситуация: «Короля делает свита, назначенная королем».
Когда вышеперечисленного не хватает, возникает желание расширения территории и паствы. Не всем это нравится, что создало войны. Получается войны это развитие значимости Справедливости Иерархии, т.е. каждая война начинается со стремления повысить значимость СИ.
Концентрация власти это устранение конкурентов. Конкуренты, это относительно равные по значимости с тобой. По этой причине, устранение конкурентов увеличивает разрыв между слоями общества, что снижает управляемость общества. Для сохранения управляемости применяется подавление общества. Эволюция концентрации власти заканчивается концентрацией власти у одного лидера. Следовательно, любая форма концентрации власти ведет к разделению слоев общества, нарушает обратную связь и лишает СМИ возможности быть четвертой властью. И наоборот. Разделение в обществе ведет к возникновению диктаторства и далее тирании.
Взаимодействие и свойства справедливостей
В обществе снижение значимости одной компоненты должно компенсироваться повышением значимости второй компоненты. Высокий уровень Справедливости Равенства позволяет иметь низкий правовой уровень общества. Высокий уровень Справедливости Иерархии позволяет комфортно жить без опоры на равенство и мораль. Но! Справедливость Иерархии создает необходимость подробно прописывать законы. Если законы не соблюдаются, в СИ нарушается функциональность, деградирует специализация и мораль.
Чувство справедливости связано с наличием развитого мозга (разума), поэтому люди, с более развитыми умственными способностями, имеют повышенное чувство справедливости. Вопрос только «Какой?». Справедливости Иерархии, Справедливости Равенства или гармонии справедливостей? Это уже зависит от воспитания. Чувство справедливости является оценкой гармоничности взаимоотношений и человек, с чувством справедливости, всегда ищет и хочет создать гармонию в Природе и внешнем мире. Создание гармонии позволяет эффективно осуществлять развитие общества независимо от формы власти.
Эволюция Справедливости Равенства началась с развития обмена товарами и услугами. СР это равенство в товарно-денежных отношениях. Товары и услуги создают конкретные индивидуальности. Следовательно, Справедливость Равенства это равенство возможностей, для реализации потенциала индивидуальностей. Если под справедливостью равенства понимается равенство в потреблении товаров, услуг и получении денег, то это снижает стимулы к совершенствованию индивидуальности, ибо требование инстинкта самосохранения, к повышению качества и безопасности жизни, природа не отменяла.
Требование соблюдения равенства возникло с развитием товарно-денежных отношений. Почему в производстве преобладает иерархия? Производство это цепь последовательных действий. Каждое действие имеет определенное качество, т.е. равенства продукта на данном этапе производства. Цепь последовательных действий создает иерархию в переделе. Соблюдение технологической «иерархии» выполняется при наличии административной иерархии. «Демократия», в последовательности действий, создаст неуправляемый хаос. Вывод. Нарушение иерархии чаще приводит к хаосу, чем к повышению эффективности деятельности общества, т.е. иерархию надо тревожить через разумный срок и начав с малочисленного. Самым малочисленным в обществе является верховная власть. Разумность срока определяется развитием эффективности и разумности в обществе. Если в обществе не развивается разумность и эффективность, то в иерархии необходимы изменения.
Взаимодействие в определенной сфере и территории неизбежно создает конкуренцию. Создав правила взаимодействия, рамки СР ограничивают выход взаимодействия на силовую основу, т.е. вводят взаимодействие конкурентов, в рамки цивилизованного общества. Невозможность влияния на конкурентов, методом превосходства своей силы, заставляет искать пути реализации своего товара и услуг, совершенствованием и удешевлением. Необходимость совершенствования товара и услуг раскрывает дополнительные возможности для реализации лучших технологий и использования высококвалифицированных специалистов, что создает потребность в обучении и реализации индивидуальных качеств. Следовательно, СР способствует развитию общества и его членов, по всем направлениям деятельности человека.
Все справедливости возникли из интереса иметь комфорт и безопасность. Различия справедливостей заключаются в их функциональности по иерархии (вертикаль) или по равенству (горизонталь). Для взаимодействия, линии должны пересекаться. С точки зрения математики, оптимально располагать линии по нормали. Взаимодействие «по нормали» создает состояние точечной значимости морали в праве и наоборот. Для сторонников морали и особенно религии, право второстепенно, главное мораль, духовность и вера. «Моралисты» не очень любят право, так как право прямолинейно относится к взаимодействию в обществе. Вторичным проявлением моралистов является их нежелание действовать самостоятельно, придерживаясь принципа «Бог накажет». В свою очередь, сторонников права раздражают требования учета моральной компоненты. Но под давлением (иерархия!!) делают уступку в виде судов присяжных.
Справедливость Равенства возникла после возникновения Справедливости Иерархии. По законам эволюции, СР должна быть эффективнее СИ. С момента возникновения СР, СИ значительно ослабла. СР нарастает, начав с внешних атрибутов. Во внешнем виде уходит значимость причесок и одежды знати. Возник унисекс – джинсы и кроссовки. Развитие создает уход от помпезности власти. Мало где сохранилась концентрация власти. Монархи часто олицетворяют символическую власть. Мир идет к победе Справедливости Равенства. Но почему СР еще не победила на всей Земле? Побеждает то, что приносит больше комфорта индивидуальности и обществу. Индивидуальности надо комфорт сейчас или в обозримом будущем. Власти надо заботиться о дальнем будущем. Реализация этих противоречивых требований возможна только при разумном управлении и обучении общества разумности.
Реальность вносит свои коррективы. При демократии, забота о дальнем будущем уступает требованиям популизма. Ситуация усугубляется тем, что примитивное понимание Справедливость Равенства сводится к мнению «Быть как все». Когда сторонников «Быть как все» много или они получили власть, мнение превращается в требование. Требование «Быть как все» это не выделяться. Следовательно, основная масса сторонников справедливости равенства не любят «выскочек», по комфорту или по таланту. Представители этого направления выравнивают всех по доходам, чем устраняют стимул к деятельности. Создается примитивная Справедливость Равенства, в виде всеобщего равенства по потреблению. Игнорирование иерархии, в значимости результатов деятельности, уменьшает количество сторонников СР. Следовательно, для развития СР необходимо реально повышать широту взглядов и уровень образованности в обществе или уровень справедливости в обществе зависит от интеллектуального потенциала во власти и в обществе. Но в обществе не все хотят учиться.
Линия пересечения
Линия пересечения СР и СИ должна удовлетворять требованиям морали и права. Требования это рамки, соблюдение которых сохраняет комфортное взаимодействие, между индивидами, обществом и властью. На линии взаимодействия соблюдается равенство и иерархия. Если иерархия соблюдается между индивидами, обществом и властью, то равенства не будет. При равенстве между индивидами, обществом и властью, отсутствие иерархии устранит из взаимодействия значимость, т.е. основу для стремления к развитию. Возникшее противоречие разрешилось сохранением равенства между субъектами взаимодействия и созданием значимости над равными. Значимостью, т.е. более высоким рангом в иерархии, стало соблюдение взаимной выгоды, для субъектов. Пересечением справедливости равенства и справедливости иерархии стал принцип «Ты мне, я тебе». С точки зрения морали это адекватное воздаяние, от индивида или общества, другому индивиду или обществу. В справедливости равенства, принцип «Ты мне, я тебе» служит основой для товарообмена, способствует возникновению товарно-денежных отношений и специализации в обществе. С точки зрения Права, принцип не изменяется, только регламентирован законами и правилами государства.
Принцип «Ты мне, я тебе» объясняет возникновение СР из СИ. В стаде этот принцип не соблюдается. На начальном этапе взаимопомощь была бескорыстна. Первая, увидевшая опасность обезьяна, издала тревожный звук и остальные на него среагировали. Повышение безопасности жизни создало комфорт всем, и в иерархии возникла специализация: вожак и охранник. Охранник тоже хочет есть, и функция охранника была освоена стаей. Так возникла первая взаимовыручка и равенство при выполнении функций. Далее работала эволюция и мозг.
В справедливости иерархии, принцип «Ты мне, я тебе», помимо товарно-денежных отношений, создает составляющую, трактуемую двояко. С точки зрения СР, составляющая имеет вид коррупции. С точки зрения функционирующего Права, в государстве, построенном на СИ, это уход от налогов. При отсутствии функционирующего права, составляющая является естественным компонентом жизни государства. Речь шла о взятках.
Негатив справедливостей
Объединение в стадо, это объединение на основе страха. Возникновение функциональности в обществе объединило общество на интересе взаимной поддержки. Интерес сохранения общества и правил общества (морали) создавался воспитанием, т.е. разумной деятельностью. Воспитание сформировало поведение, способное преодолеть инстинкт самосохранения ради интересов общества. Преодолевать инстинкт самосохранения и защиты своего, это подавлять их. Следовательно, воспитание способно создать конкуренцию инстинктам сохранения. Воспитание это передача знаний и навыков. Воспитание любых качеств это обучение. И здесь возникает ситуация, что обучение имеет глобальный для общества минус. Воспитанием и обучением вытесняют инстинкт самосохранения и защиты своего. Ослабление инстинкта самосохранения компенсируется деятельностью разума, по повышению комфортности и защищенности жизни. Инстинкт самосохранения себя еще сильный, но дети, как результат реализации инстинкта сохранения рода (видовой инстинкт самосохранения), перестали иметь значение, которое имели раньше. Этот процесс наблюдается в информационно развитых государствах. Как только происходит ограничение информации, так повышается рождаемость. (Интересный момент. Как информация, избыточная пропаганда, подавляет рождаемость. Как примитивизация информации для населения, должна повышать рождаемость.)
Ослабление защиты «своего», т.е. интересов своей морали, ценностей, государственности и религии, демонстрируется, как повышение толерантности. По своей сути, толерантность основана на понимании сохранности стабильности и комфорта, для будущего себя и общества. Толерантность, как потеря прав на влияние, должна компенсироваться соответствующим поведением от той части членов общества, которая пользуются возможностями, полученными от толерантности общества к ним. Если компенсации нет, то власть и СМИ (источник информации) создают навязанную толерантность, практически реализуя внешнее подавление психики человека. Подчинение навязанной толерантности, есть результат ослабления инстинкта самосохранения. Слабый инстинкт самосохранения и человек избегает высказывать мнение, отличное от навязываемой СМИ пропагандой, создающей принуждение к назначенной толерантности. Избегая высказывать свое мнение, для сохранения психологического комфорта. Человек начинает заниматься самоцензурой и старается выражаться «Как все». И здесь вступают в действие вредные факторы – агрессия к другому мнению, игнорирование фактов и пр. Слабый инстинкт самосохранения и человек, боясь высказывать свое мнение, начинает психологически «поедать» себя или становится лицемером. Аналогичная ситуация возникает при понимании отсутствия возможности сохранить себя – беспомощностью. Беспомощные перед властью люди скрывают свое мнение, изолируются друг от друга и становятся равнодушными. Равнодушие это способ сохранить себя.
Люди, с малым количеством СР имеют более эффективный инстинкт самосохранения и меньше моральных качеств. В итоге «В борьбе погибают лучшие (для общества)», т.е. сторонники СР, жертвующие собой ради общества. Подчиняющиеся СИ быстрее собираются в объединения и группы, конкурирующие с обществом. Ближайшая сфера объединения это родственные, религиозные, национальные связи и презрение к интересам членов общества. Следовательно, чем крепче родовые, религиозные, корпоративные, административные, уголовные и национальные связи, чем сильнее человек держится за свое, тем меньше в нем чувства справедливости для других. Снижение чувства ответственности перед обществом ослабляет состояние справедливости для всего общества. Если группа набрала силу и создала себе безответственность, то у них прямой путь к мировоззрению о своем превосходстве над остальными. Так возникает национализм, фашизм, расизм и бандитизм. Много групп сторонников СИ, на одном поле, либо разделяют сферу интересов, либо, лишенные СР, начинают жесткую борьбу между группами.
Тяга к равенству сторонников СР, вместо управляемой структуры, создает «равнину» или «болото» с интеллектуальными трениями между собой. Организационно сплоченным сторонникам СИ они ничего противопоставить не могут.
Вывод
Понятие справедливости включает в себя два независимых компонента: Справедливость Иерархии и Справедливость Равенства. Справедливость иерархии способствовала возникновению общин, государств, объединений по национальному и религиозному признаку. Эволюция Справедливости Иерархии привела к возникновению Права, Власти и поведения двойных стандартов. Разум, создав Справедливость Равенства, снизил уровень конфликтности между равными, в конкуренции за: территорию, пищу и возможность продолжать род. Справедливость равенства способствовала развитию функциональности в обществе, укрепив общество интересом к взаимной связи. Оба вида справедливости обладают причинно-следственной связью между потерей интересов индивидуальности и повышением уровня выживаемости. Причинно-следственная связь указывает на естественность возникновения справедливости иерархии и справедливости равенства.
1. Kashnikov B. Gonka d'yavolov. Spravedlivost' po soglasheniyu Davida Gotiera https://republic.ru/posts/98853 (data obrascheniya 03.30.2021)
2. Rolz Dzh. Teoriya spravedlivosti // Per. i nauch. red. V.V. Celischev - Novosibirsk - Izd-vo Novosib. un-ta - 1995 - s. 534.
3. Feinberg N.L.A. Doing and Deserving: Essays in the Theory of Responsibility. Princeton, N.Y - Princeton Univ. Press - 1970 - p. 299
4. Gothier D. Morals by agreement. Oxf.: Clarendon Press - 1986 - r 367
5. Lucas J.R. On Justice. The Cambridge Law Journal - Volume 39 - Issue 2 - November 1980 - pp. 401 - 402
6. https://www.youtube.com/watch?v=D9gNn9SuZuc The death of Ashli Babbitt (data obrascheniya 04.04.2021)