Kaluga, Kaluga, Russian Federation
The article deals with the problems of spending leisure time by student youth, issues related to the attitude of students to leisure activities, their choice and satisfaction with their organization.
leisure, leisure activities, student youth
Актуальность выбранной темы обусловлена значением свободного времени как пространства саморазвития молодёжи, появлением в подростково-молодёжной среде новых, зачастую неожиданных форм проведения досуга, а также ролью досуга в предупреждении социальных рисков в молодежной среде.
Согласно М.А. Суровенковой, досуг является важным средством процесса социализации личности молодого человека. Он влияет на многие сферы жизни: на производственно-трудовую, семейную, социализирующую, образовательную. Досуг важен еще и потому, что здесь происходят наиболее интенсивно рекреационные процессы, которые снимают физические и психологические нагрузки [5, с. 67].
Как отмечает О.А. Калимуллина, сфера досуга и отдыха – важнейшая часть повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране она претерпевает своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к свободному времени, его ценности как таковой, именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в правильной организации досуга, так как свободное время людей – важнейшая социальная сфера, требующая государственной поддержки и правильной организации. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат в обществе, культурный уровень данного общества, физическое и нравственное здоровье данного общества [2, с. 242].
Целесообразно организованный досуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности студенческой молодежи, он направлен на раскрытие индивидуальных, творческих способностей студентов, социальное и профессиональное становление личности. В научной литературе исследователи рассматривают досуг как созерцание, деятельность, свободное время, ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования, саморазвития.
По мнению Л.И. Еремеевой, досуговая деятельность – это то, чем нравится заниматься человеку, что соответствует его ценностным ориентациям, социокультурным потребностям, и от чего он получает удовольствие. Проблемы досуга и досуговой деятельности молодежи нашли отражение в работах Б.А. Трушина, В.Н. Пименовой, Г.П. Орлова, Э.В. Соколова, А.Д. Жаркова, Ю.А. Стрельцова, А.Э. Мурзина [1, с. 43].
Досуговая деятельность способствует развитию и саморазвитию личности, в процессе которой человек реализует свои потребности: в здоровом образе жизни, развитии волевых качеств через занятия спортом, туризмом; в эстетических чувствах, эмоциях при посещении выставок, музеев, театров, кино, на встречах с интересными людьми, а также раскрывая свои собственные творческие способности в общении с литературой, живописью, искусством, занимаясь техническим творчеством. Вместе с тем у современной молодежи есть серьезные проблемы с организацией своей досуговой деятельности, продуктивным проведением свободного времени, и связаны они с социально-экономическими, духовно-нравственными и личностными факторами, которые отрицательно влияют на развитие и саморазвитие личности [1, с. 44].
С целью изучения отношения молодёжи Калужской области к проведению досуговой деятельности нами было проведено исследование, информационным источником которого выступил опрос молодёжи в сети Интернет, проведенного на платформе социальной сети «ВКонтакте». В опросе приняли участие 50 респондентов в возрасте от 17 до 22 лет среди 1-2 курсов Калужского государственного университета им. К.Э Циолковского, обучающихся в Институте искусств и социокультурного проектирования.
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «С кем Вы обычно проводите досуг?» (в %)
Опрос показал, что 42% опрошенных предпочитают проводить свой досуг с друзьями или коллегами, 18% – с любимым человеком, 16% – с семьёй, 14% – в одиночестве. Остальные опрошенные (10%) проводят досуговую деятельность с другими компаниями.
Рис. 2. Ответы респондентов на вопрос: «Выберите те виды досуговой деятельности, которым отдаёте большее предпочтение» (в %)
Одинаковое количество студентов предпочитают активный отдых (38%) и занятия по интересам (38%). Также 10% опрошенных выбрали предпочитаемым видом досуговой деятельности спорт и физическое воспитание, а 14% респондентов предпочитают другие виды проведения досуга.
Рис. 3. Ответы респондентов на вопрос: «Укажите, сколько времени в день (в среднем) Вы посвящаете досугу» (в %)
Опрос показал, что 52% респондентов уделяют на проведение досуговой деятельности около 2-3 часов, 24% не более 1 часа, 18% более 3 часов. У 6% опрошенных вовсе нет времени на проведение досуга.
Рис. 4. Ответы респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы достаточным то количество свободного времени, которое Вы можете посвятить досугу?» (в %)
Большинство студентов (52%) считают, что им не хватает того количества времени, которое они могут посвятить досугу, а 48% студентов считают иначе.
Рис. 5. Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, достаточно ли мест проведения досуга в Вашем городе?» (в %)
Большинство опрошенных (44%) считают, что в их городе есть нехватка мест проведения досуговой деятельности, что затрудняет молодёжи посвящать себя досугу и реализовывать себя, 32% опрошенных считают, что в их городе достаточно мест проведения досуга, что даёт молодёжи активно принимать участие в проведении досуговой деятельности. Только у 2% опрошенных нет такой проблемы при проведении досуга. Также хочется отметить, что проблема отсутствия мест проведения досуга очень актуальна, исходя из результатов опроса (22% респондентов считают, что в их городе недостаточно мест проведения досуга).
Рис. 6. Ответы респондентов на вопрос: «Укажите основную проблему, с которой Вы сталкиваетесь при проведении досуга» (в %)
Опрос показал, что основной проблемой, с которой сталкиваются студенты при проведении досуга, является отсутствие свободного времени (56%). Но стоит отметить, что еще одной серьёзной проблемой является отсутствие финансовой возможности (52%), что также важно для проведения досуговой деятельности. Ещё одной важной проблемой является отсутствие мест с организованной досуговой деятельностью (46%). Только 10% опрошенных сталкиваются с другими проблемами при проведении досуга.
Рис. 7. Ответы респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы на территории Университета было организовано место для отдыха (для проведения досуга)?» (в %)
Большинство студентов (94%) хотели бы, чтобы в вузе было организовано место для проведения отдыха. По некоторым причинам 6% студентов не заинтересованы в организации такого места.
Опрос показал, что 60% опрошенных хотели бы организовать в вузе место для просмотра фильма и проведения различных киноконкурсов и кинофестивалей, 30% студентов за то, чтобы в университете были организованы клубы для любителей рисования и музыки, и 10% студентов хотели бы организовать танцевальные перемены.
По результатам опроса выяснилось, что досуговой деятельностью для 76% студентов, участвующих в опросе, являются занятия по интересам и активный отдых, а 94% опрашиваемых хотели бы, чтобы на территории вуза было организовано место для проведения досуга. Представленные данные свидетельствуют о том, что досуг, по мнению молодежи, является немаловажной составляющей жизни современного молодого человека. Несмотря на ограниченность во времени, в материальных ресурсах и в отсутствии мест проведения досуга, которые испытывают большинство студентов, они находят возможность для саморазвития вне профессиональной сферы деятельности в рамках многообразных социально значимых увлечений, интересов и хобби. Вывод основывается на результатах, которые были получены в ходе проведения социологического опроса на платформе «Вконтакте» среди студентов 1-2 курсов Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.
Исходя из результатов исследования, организатор работы с молодёжью может организовать ряд мероприятий:
1. Организовать на территории университета место для проведения досуга, которое будет находиться в свободном доступе для всех студентов города.
2. Организовать на территории города мероприятие, направленное на развитие творческих способностей молодёжи, тем самым молодежь будет грамотно проводить свой досуг и реализовывать свой потенциал.
3. Использовать в воспитательной работе инновационные подход и методы: коуч-техники [3; 7], интернет-медиа [4], технологии педагогического сопровождения саморазвития личности, основанные на развитии способностей и удовлетворении предпочтений молодежи [7].
1. Eremeeva L.I. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor samorazvitiya studencheskoy molodezhi // Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - №1. - S. 43-48. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-kak-faktor-samorazvitiya-studencheskoy-molodezhi/viewer (data obrascheniya: 27.10.21).
2. Kalimullina O.A. Dosug kak sfera proyavleniya i razvitiya tvorcheskoy napravlennosti lichnosti // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2014. - №26. - S. 241-248. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/dosug-kak-sfera-proyavleniya-i-razvitiya-tvorcheskoy-napravlennosti-lichnosti/viewer (data obrascheniya: 27.10.21).
3. Liskina V.S. Kouching v povyshenii motivacii molodyh specialistov molodezhnyh obschestvennyh organizaciy // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - 2021. - T. 6. - №1. - S. 67-71.
4. Nikulina E.S., Semina A.O., Ivanova I.V. Molodezhnye internet-media kak instrument informirovaniya po problemam trudoustroystva vypusknikov // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - 2021. - T. 6. - №4. - S. 37-42.
5. Surovenkova M.A. Dosugovaya deyatel'nost' sovremennoy studencheskoy molodezhi // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa. - 2013. - №1. - S. 67-71. [Elektronnyy resurs] Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/dosugovaya-deyatelnost-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi/viewer (data obrascheniya: 27.10.21).
6. Teoreticheskie osnovaniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya samorazvitiya podrostkov: monografiya / I.V. Ivanova, M.I. Rozhkov, T.V. Masharova, L.V. Bayborodova, T.V. Lushnikova; pod red. I.V. Ivanovoy. - Moskva: KnoRus, 2020. - 132 s
7. Shevchik M.S. Kouching kak sovremennaya tehnologiya povysheniya motivacii pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. - 2021. - T. 6. - №1. - S. 63-66.