ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE LIKELIHOOD OF ROAD ACCIDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Objective: To identify and reduce deficiencies in the functioning of the road infrastructure in order to eliminate them and increase safety on public roads. Problem: To study the factors affecting the accident rate, analyzing the number and types of road accidents, as well as the main areas where accidents are frequent on the example of Orenburg region. Experimental studies were carried out by the method of observation and statistics on accidents. This paper is characterized by the complexity of considering and analysis of factors affecting the likelihood of road accidents. The accident rate can be reduced as part of implementing the activities of the regional project "Regional and Local Road Network", so by taking measures to control and supervise the arrangement of places of road works, introducing new organizational measures. The increase in the number of cameras for fixing traffic offences in cities and regions, installation of artificial irregularities, aboveground pedestrian crossings, etc., also contribute to the reduction of road accidents. In Orenburg region, the decrease in the number of road accidents in 2021 compared to 2020 reached 19.6%.

Keywords:
vehicle, road accident, factor, condition, safety, road bed, coefficient
Text
Text (PDF): Read Download

Введение

 

Безопасность дорожного движения связана со многими факторами [1-5], среди которых природно-климатические условия, состояние дорожного полотна, техническое состояние автотранспортных средств (АТС), стиль вождения (рис. 1). Эти перечисленные факторы мы и рассмотрим в работе. Для снижения показателя аварийности каждый фактор необходимо постоянно модернизировать или уметь эффективно с ними бороться. Например, незамедлительная уборка осадков в виде снега вместо существующего метода применения соли и реагентов. Строительство дорог, замена покрытия на дорогах, а также ремонт дорожного полотна проводят ежегодно, но качество проводимых работ и (или) применяемых материалов оставляет много вопросов. Как показывает практика, показатель аварийности удаётся снизить решением только совокупности факторов.

 

Рис. 1. Факторы, влияющие на безопасность дорожного движения

Fig. 1. Factors affecting road safety

 

 

По данным ГИБДД из-за неудовлетворительных дорожных условий количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП) увеличивается ежегодно в среднем на 20-30% [7].

 

 

Исследования, методы

 

Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволил определить влияние неудовлетворительных дорожных условий на показатель аварийности в других областях и городах страны, а также за рубежом.

Такие ученые как А.А. Белогребень, А.А. Кравченко, О.Ю. Матанцева, А.Е. Титов [4-6] и А.Л. Рыбин [8] занимались изучением влияния различных факторов на безопасность дорожного движения в Российской Федерации и за рубежом.

Работы I.T. Jolliffe [9], K. Austin, M. Tight и H. Kirby [10] посвящены анализу факторов, влияющих на показатель аварийности в Европе с использованием информационных систем.

При этом необходимо выделить работы В.Э. Клявина [1], который внес большой вклад в разработку научных методов повышения уровня системной безопасности дорожного движения.

Общеизвестно, что обстановка на дороге, в том числе и показатель аварийности, в основном зависит от природно-климатических условий. Проведение исследований выполнялось в Оренбургской области, которая характеризуется сложными природно-климатическими условиями, разнообразием и быстрой сменой погодных условий (дождь, туман, снег, гололед, сильный ветер), соответственно исследуемая тема в работе является актуальной.

Состояние дорожного полотна, как в пределах города, так и на междугородних направлениях не соответствует нормативным показателям [5]. Протяженность неудовлетворительного дорожного полотна вырастает в несколько раз в связи с перепадами среднесуточной температуры. Поэтому весенне-осенний период сопровождается увеличением количества отказов узлов и агрегатов автомобилей, в частности элементов подвески, колёс.

К техническому состоянию АТС отнесем, в первую очередь, исправность тормозной системы, системы управления, а также световых, сигнальных приборов.

Смена сезона также чревата увеличением количества ДТП, поскольку сцепление колеса с дорогой ухудшается и, соответственно, коэффициент продольного сцепления уменьшается (таблица) [7].

 

Таблица

Коэффициенты продольного сцепления колеса и дороги [7]

Table

Coefficients of longitudinal coupling of the wheel and road [7]

Тип и состояние дороги

Коэффициент продольного сцепления

1

2

Сухой асфальт и бетон

0,7-0,8

Мокрый асфальт

0,45-0,6

Мокрый бетон

0,65-0,7

Графий

0,5-0,55

Грунтовая дорога сухая

0,6-0,65

Грунтовая дорога мокрая

0,4-0,5

Уплотненный снег

0,15

Лёд

0,07

 

 

Резкое торможение, как и резкий разгон, увеличивают вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, особенно на мокром и, тем более, ледяном покрытии.

На рисунке 2 представлена диаграмма причин, по которым возникали ДТП в Оренбургской области в 2021 году.

 

Рис. 2. Диаграмма дорожно-транспортных происшествий в Оренбургской области

в 2021 году по видам

Fig. 2. Diagram of road accidents in the Orenburg region in 2021 by type

 
 

44

 

 


 

Несмотря на увеличившееся количество камер фиксации нарушений правил дорожного движения в области, больше трети (36 %) из всех причин ДТП занимает несоблюдение скоростного режима.

Далее располагается нарушение правил маневрирования. Резкое изменение направления движения АТС на мокрой или заснеженной дороге сказывается на данном показателе, как и несоблюдение дистанции, а тормозной путь, как известно, в несколько раз превышает тот, что в сухую погоду.

Выезд на полосу встречного движения (16 %) также связан с отсутствием уборки снега с некоторых участков дорог или отсутствием дорожной разметки, дезориентирующих многих участников дорожного движения.

Во многих регионах нашей страны зимний период продолжителен. Оренбургская область не исключение, соответственно, коэффициент сцепления редко когда повышается до 0,7-0,8. Вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий по причине исследуемых факторов не свести к нулю, но добиться снижения показателя аварийности применяемыми мерами и методами необходимо.

 

 

Результаты исследований

 

По данным ГИБДД, в Оренбургской области за 2020 год (рис. 3) произошло 1290  дорожно-транспортных  происшествий,  на  месте  которых зафиксированы  исследуемые нами факторы, послужившие причиной гибели 161 человека, и ранениям 1578 чел [7].

 

Рис. 3. Количество ДТП в районах Оренбургской области за 2020 г.

Fig. 3. The number of road accidents in the districts of the Orenburg region in 2020

 

 

При анализе графика (рис. 3), видим, что наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий произошли в Александровском, Бузулукском, Сорочинском районах и г. Оренбург. Помимо исследуемых факторов на вероятность ДТП также влияет уровень автомобилизации в районах.

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Количество ДТП в районах Оренбургской области за 2021 г.

Fig. 4. The number of road accidents in the districts of the Orenburg region in 2021

 

 

Как мы видим из графика за 2021 год (рис. 4), за год количество ДТП снизилось на 21%, с 1290 до 880, тем самым и уменьшилось количество погибших и раненных.

 

 

Выводы

 

Количество ДТП по Оренбургской области удалось снизить благодаря реализации мероприятий регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», в том числе проведение мероприятий по контролю и надзору за обустройством мест производства дорожных работ, которая на данный момент успешно справляется с повышением безопасности дорог, вводя новые организационные мероприятия. Увеличивается количество камер фиксации нарушения правил дорожного движения в городах и областях, устанавливаются искусственные неровности, надземные пешеходные переходы и т.д. В областном центре снижение количества ДТП в 2021 году в сравнении с 2020 годом достигло 19,6 %.

Необходимо и дальше совершенствовать дорожную инфраструктуру и вкладывать больше средств, проводить регламентные проверки качества дорог, поскольку речь идёт о безопасности людей. Повышение уровня качества дорог, технического состояния автотранспортных средств, знаний правил дорожного движения помогут снизить смертность на дорогах страны в целом.

References

1. Klyavin V.E. Razrabotka nauchnyh metodov povysheniya urovnya sistemnoy bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: special'nost' 05.22.10 «Ekspluataciya avtomobil'nogo transporta»: dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni doktora tehnicheskih nauk / Klyavin Vladimir Eristovich; Orlovskiy gosudarstvennyy tehnicheskiy universitet. Lipeck, 2017. 331 s.

2. Dobromirov V.N., Evtyukov S.S. Skorost' kak faktor vliyaniya na bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013;5:73.

3. Esipova A.A., Lisovaya A.A. K voprosu o vzaimosvyazi dorozhno-transportnyh proisshestviy, dnyah nedeli i vremeni sutok. Pedagogika vysshey shkoly. 2016;3:7-10.

4. Matanceva O.Yu., Belogreben' A.A., Titov A.E. Analiz metodologicheskih podhodov k social'no-ekonomicheskoy ocenke uscherba ot DTP v RF i za rubezhom. Transportnoe delo Rossii. 2019;6:S. 24-28.

5. Kravchenko A.A., Novikov I.A., Shevcova A.G., Vasil'eva V.V. Nauchno-metodologicheskiy podhod k snizheniyu avariynosti na dorogah Rossiyskoy Federacii. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2019;3 (66):58-64.

6. Kravchenko A.A., Koroleva L.A., Kuschenko L.E., Ryzhkin P.P. Vliyanie sostoyaniya kachestva avtomobil'nyh dorog na DTP. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2020;1 (68):49-58.

7. Oficial'nyy sayt «Gosavtoinspekcii»: sayt. - URL: https://gibdd.rf/r/56 (data obrascheniya: 12.01.2022). - Tekst elektronnyy.

8. Rybin A.L. Rezul'taty ekspertnoy ocenki prichin vozniknoveniya dorozhno-transportnyh proisshestviy na uchastkah dorog s neudovletvoritel'nymi dorozhnymi usloviyami. Dorogi i mosty. 2017;1 (37):15 s.

9. Principal Component Analisys, Series: Springer Series in Statistics, 2nd / ed. I.T. Jolliffe. 2002. 487 p. ISBN 978-0-387-95442-4

10. The use of geographical information systems to enhance road safety analysis / eds. Kevin Austin, Miles Tight & Howard Kirb. 1997, 249-266 pp.

Login or Create
* Forgot password?