ACTIVITY APPROACH IN PROFESSIONAL ADAPTATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In presented paper the authors consider the process of fi rst-year students’ adaptation as higher school’s psychological and pedagogical problem. The paper authors identify such forms of activity approach as training (training occupations) and design activity qua optimization adaptation methods. Also in the paper the attention has been paid to an assessment of efficiency related to psychological and pedagogical work with first year students, in particular, to adaptation training.

Keywords:
adaptation, adaptation training, design activity, efficiency assessment.
Text

Первым этапом профессиональной адаптации будущего специалиста высшей квалификации можно рассматривать адаптацию студентов-первокурсников. Ежегодно многие сотни первокурсников в масштабе страны покидают вузы, в частности, в силу того, что не смогли успешно адаптироваться на первом году обучения, преодолеть последствия кризиса первого курса. Можно ли оптимизировать процесс адаптации к обучению в вузе и как это сделать — вопросы, над которыми стали все чаще задумываться психологи и педагоги высшей школы.

В процессе получения образования человек проходит через последовательную смену стадий. Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисами, под которыми подразумеваются непродолжительные по времени периоды перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора профессионального развития [12].

Отметим, что само наличие кризиса подтверждает факт развития, в данном случае — профессионального. Вместе с тем, успешное прохождение кризисного периода в начале обучения в вузе способствует быстрому достижению уровня психологического комфорта и стимулирует учебную мотивацию на следующих этапах учебы.

Проблема адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе является одной из серьезных теоретических проблем и до настоящего времени остается традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни — сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца сформировавшегося организма [4].

Следует отметить, что само понятие «адаптация», помимо прямого обозначения этим термином процесса приспособления, имеет различные оттенки, определяемые спецификой предмета, по отношению к которому этот процесс рассматривается. Из определений, принятых в психологии, в свете рассматриваемой проблемы, очевидно, более всего подходят такие, как:

  • приспособление человека к новым условиям существования или к новым социальным условиям;
  • постепенное вхождение человека в условия профессионального труда в форме профессиональной адаптации;
  • регуляция состояния человека для создания предпосылок к более эффективной деятельности [10].
Login or Create
* Forgot password?