employee from 01.01.2006 until now
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia (department of labor law, head)
Russian Federation
graduate student
Murmansk, Russian Federation
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.81 Криминология
OKSO 40.07.01 Юриспруденция
BBK 6751 Криминология
BISAC SOC004000 Criminology
The article is devoted to the analysis of the content of general social and special measures for prevention of corruption crimes in the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. The authors reveal the essence of the definitions of "prevention of corruption" and "corruption preventive activity" in detail and consistently. Special attention is paid to the presence of problemaspects in realizationof special measures to prevent corruption in the Ministry of the Russian Federation for Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. The authors’ proposals are made to improve the legal regulation in the sphere of public relations under the consideration.
corruption, anti-corruption, prevention of corruption, corruption preventive activity, general social measures to prevent corruption, special measures to prevent corruption
Одной из главных угроз современного российского общества является коррупция. В настоящее время от проявлений этого преступного деяния социально-экономической безопасности нашей страны наносится колоссальный ущерб. Актуальность данной проблемы подчеркивается размахом проводимой государством работы по совершенствованию деятельности в сфере борьбы с коррупцией.
Несмотря на все проведенные процедуры, к сожалению, пока преступления коррупционной направленности остаются актуальной проблемой и для МЧС России [1].
Общемировая экономическая рецессия, связанная с пандемией COVID-19, а также введение масштабных санкций в отношении отдельных секторов российской экономики и ряда крупных отечественных компаний нашей страны в ответ на проведение специальной военной операции на территории Украины спровоцировали существенный рост цен внутри страны на продовольствие, технику и продукты первой необходимости, а также волатильность курса российского рубля. В соответствии с проведенным Центробанком макроэкономическим опросом в марте 2022 г. в России спрогнозирован спад ВВП на 8% и инфляция на уровне 20% [2]. Указанные факты снижают уровень социальной защищенности личного состава системы МЧС России и могут, в том числе, сказаться и на результативности мероприятий по предупреждению преступлений коррупционной направленности внутри Министерства.
Термин «предупреждение преступности» понимается как целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений [3].
В современной российской законодательной базе определение понятия «предупреждение преступлений» не дается. Вместе с тем в криминологической науке существует во многом сходная дефиниция «профилактика преступлений». В настоящее время высказывается мнение о том, что профилактика является составной частью предупреждения правонарушений [4].
Однако в середине прошлого столетия ученые не находили различия в содержании терминов «предупреждение», «предотвращение», «профилактика», «пресечение». Например, И.А. Гольфанд и П.П. Михайленко считали, что содержание этих терминов едино, в этом смысле они являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а потом и совершенно исключили появление у отдельных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу [5].
Со вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее – Закон № 182-ФЗ) [6] законодатель впервые нормативно закрепил понятие «профилактика правонарушений», согласно которому под ней понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения. В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 182-ФЗ предупреждение преступлений является одним из направлений профилактики преступлений.
В свою очередь, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) [7] устанавливает правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с коррупцией.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
- по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
- по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
- по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
В целом, можно сделать вывод, что в сфере противодействия коррупции исходя из законодательно закрепленной дефиниции «профилактика коррупции» (п. «а» ч. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ), она либо является составной частью «предупреждения коррупции», либо представляет собой равнозначное понятие. На наш взгляд, даже при наличии определенных концептуальных различий, названные понятия все же являются тождественными.
В юридической литературе меры предупреждений преступлений традиционно разделяются на общесоциальные и специальные.
Общесоциальные меры предупреждения сконцентрированы на устранении всего спектра причин и условий совершения преступлений в социальной сфере.
Под общесоциальными мерами предупреждения преступности понимается комплекс социальных, экономических, правовых, организационно управленческих и ряд других мер, направленных на повышение материального уровня жизни населения, стабилизацию, снижение социальной напряженности в обществе, улучшение воспитательной работы, повышение культуры и сознательности граждан и т.д. [8].
К общесоциальным мерам противодействия коррупции в МЧС России можно отнести:
- Формирование нетерпимости к коррупционному поведению в обществе. Данная мера профилактики направлена на повышение уровня правовой культуры граждан, а также на формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям в обществе.
Значимость данной меры для общества предопределила принятие системообразующих актов, затрагивающих широкий круг общественных отношений и определяющих направление работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в нашей стране [9].
Например, во исполнение подпункта «г» п. 36 Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 гг., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478, была утверждена Программа по антикоррупционному просвещению населения на 2021–2024 гг. [10]. Очевидно, что ожидаемый результат от реализации данной программы приведет к формированию нетерпимого отношения к коррупционному поведению в современном обществе и повышению уровня правосознания граждан.
- Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции. Ведущими задачами парламентского контроля в сфере противодействия коррупции является обеспечение исполнения принятых законодательных актов, а также контроль за деятельностью органов исполнительной власти.
Одной из форм парламентского контроля является расследование фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства, осуществляемое палатами Федерального Собрания Российской Федерации. В целях регулирования названных отношений был принят Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. № 196-ФЗ «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации».
Принятым в 2013 г. Федеральным законом № 77-ФЗ «О парламентском контроле» закреплены цели, принципы, формы и субъекты парламентского контроля в Российской Федерации.
В свою очередь, общественный контроль за соблюдением действующего законодательства о противодействии коррупции в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [11].
- Развитие и повышение эффективности управления экономикой.
Длящаяся уже несколько лет пандемия COVID-19, а также влияние геополитических факторов, а именно санкции недружественных стран значительно усиливают падение реальных доходов населения в нашей стране. Указанные обстоятельства могут оказать некоторое воздействие на рост коррупционной преступности, в том числе, в системе МЧС России.
По нашему мнению, в настоящее время в целях восстановления и долгосрочного развития отечественной экономики, а также минимизации создания социальной напряженности необходимо:
– провести меры по оптимизации и перераспределению расходов государственного бюджета с учетом сложившейся обстановки;
– восстановить рынок труда, обеспечить занятость населения;
– обеспечить логистические цепочки продукции и продолжить расширение импортозамещения во всех отраслях экономики для исключения дефицита потребительских товаров;
– принять меры по поддержке самых незащищенных слоев населения (семей с детьми, пенсионеров, инвалидов и т.д.) путем повышения МРОТ, индексации пенсий и иных социальных выплат на уровень реальной инфляции;
– оказать поддержку малым и средним предприятиям, которые больше всего пострадали из-за последствий пандемии.
- Совершенствование законодательной базы в сфере борьбы с коррупцией.
В Российской Федерации правовая база противодействия коррупции сформирована и полностью соответствует принятым международным актам в указанной сфере.
Вместе с тем, законодательство в данной сфере претерпевает трансформацию, обусловленную изменениями, происходящими в обществе, а также усиливающимся вниманием государства к проявлениям коррупции.
Однако, эффективность борьбы с коррупцией в немалой степени зависит от применения целого комплекса мер не только общесоциальной направленности, но и специальной. Под специальным предупреждением преступности в криминологической науке понимается система воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений. Особое внимание уделяется тем, которые могут быть особо привлекательными для преступников, либо тем, в которых сосредоточиваются, формируются и действуют преступники [12].
В самом общем плане можно сказать, что базой специального предупреждения коррупционной преступности в МЧС России, является создание условий по минимизациии устранению детерминантов коррупционной преступности в системе МЧС России, что продиктовано фактически сложившимся запросом общества.
По нашему мнению, можно выделить следующие основные специальные меры предупреждения коррупции в системе МЧС России, некоторые из которых нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
- Социально-экономические меры. Под ними понимается повышение социальной и экономической защищенности личного состава МЧС России, а именно достижение такого уровня жизни государственных служащих и работников МЧС России, который соответствовал бы достойному уровню благосостояния.
- Повышение заработной платы (денежного довольствия) для всего личного состава МЧС России, который является основным средством его материального обеспечения.
Правительством России ежегодно обеспечивается индексация заработной платы (денежного довольствия) с учетом роста потребительских цен на товары и услуги в установленном законодательством размере за счет выделяемых на эти цели лимитов бюджетных обязательств.
Хотелось бы отметить, что в МЧС России проходят государственную службу (работают) несколько категорий личного состава: (военнослужащие спасательных воинских формирований (далее – военнослужащие), сотрудники федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – сотрудники ФПС ГПС), федеральные государственные гражданские служащие (далее – ФГГС), работники МЧС России. Справедливости ради, следует подчеркнуть, что меры социальной защиты и уровень заработной платы (денежного довольствия) указанных категорий личного состава МЧС России значительно разнится.
Самыми «защищенными» являются категории военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС, численность которых преобладает в структуре Министерства. Например, большинство вопросов социальной защищенности сотрудников ФПС ГПС было решено после принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [13]. Названный документ регулирует общественные отношения, связанные c денежным довольствием сотрудников ФПС ГПС, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников ФПС ГПС, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
По нашему мнению, на данный момент существует проблема дифференциации оплаты труда в структуре МЧС России. Так, например, в одном структурном подразделении могут работать (проходить службу) до 4 разных категорий личного состава, и разница в заработной плате может достигать 2-3 раза. Самая высокая заработная плата у военнослужащих и сотрудников ФПС ГПС, самая низкая у гражданского персонала.
Руководством страны осуществляются попытки разрешить названный вопрос, например, в части повышения заработной платы работникам реагирующих подразделений пожарной охраны МЧС России. Во исполнение пп. «г» п. 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным», состоявшейся 20.06.2019, минимальный уровень оплаты труда названной категории увеличен.
-
- Предоставление жилого помещения, либо выплат для приобретения или строительства жилого помещения в зависимости от категории службы (работы). Выделяемые Правительством Российской Федерации ежегодно лимиты бюджетных обязательств на эти цели, к сожалению, пока не обеспечивают потребность МЧС России. Например, очередь на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудников ФПС ГПС ежегодно увеличивается, в то же время личный состав, подтвердивший право на такую выплату с 2014 г., остается по сей день не обеспеченным. Также отмечаем, что на категорию работников МЧС России такой вид социальной гарантии не распространяется.
- Социальные компенсации:
– компенсация за наем (поднаем) жилого помещения или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда [14];
– за выполнение служебных (трудовых) обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного (рабочего) времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
– за неиспользованную часть основного отпуска;
– расходов, связанных с проездом и перевозкой личного имущества, военнослужащим спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и членам их семей;
– в виде возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением трудовых (служебных) обязанностей и др.
- Совершенствование работы с обращениями граждан. Прием обращений – это тот инструмент, который создан, в том числе, для дополнительного получения информации в целях совершенствования работы по борьбе с коррупцией в МЧС России.
Для сохранения единых подходов к работе с обращениями граждан разработан и утвержден приказом МЧС России от 29 декабря 2021 г. № 933 Порядок организации делопроизводства по вопросам рассмотрения обращений граждан в системе МЧС России. Порядок определяет единые правила приема, регистрации и учета обращений граждан в МЧС России, порядок осуществления делопроизводства при их рассмотрении, порядок подготовки и направления ответов на них, полномочия должностных лиц при рассмотрении отдельных видов обращений, порядок организации личного приема граждан, контроля за соблюдением порядка и сроков рассмотрения обращений, организации хранения письменных обращений и материалов, связанных с их рассмотрением, а также анализа состояния работы с обращениями граждан в центральном аппарате МЧС России, территориальных органах и организациях, находящихся в ведении МЧС России.
В результате анализа информационно-аналитического отчета о результатах работы с обращениями граждан и организаций в МЧС России за 2021 г. установлено, что граждане активно обращались по вопросам о возможных фактах коррупции, противоправного поведения сотрудников и обжалованию действий (бездействий) должностных лиц МЧС России. Количество таких случаев составило 1815, что составляет всего 1,26% от общего количества обращений. Кроме того, результаты анализа показывают, что из всех поступивших обращений названной направленности подтвердились всего 15 случаев – это на 16 процентов меньше, чем в 2020 г. Перенаправлены обращения по компетенции в правоохранительные и надзорные органы всего в 2 случаях.
По нашему мнению, данное направление профилактики коррупции является весьма перспективным и требует дальнейшего развития. В связи с повсеместным внедрением современных технологий и для повышения эффективности в этом направлении, следует внедрить в практику рассмотрение сообщений граждан, направленных через социальные сети и другие мессенджеры, с обязательным проведением идентификации и аутентификации личности, для скорейшего реагирования административных органов, а также внедрять в практику прием заявителей с применением системы видеоконференцсвязи.
- Улучшение кадрового подбора.
Данная мера призвана повысить прозрачность и эффективность проведения конкурсов на замещение должностей и ужесточить ответственность руководителей МЧС России за невыполнение требований закона в данной сфере.
Например, поступление на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом в соответствии со ст. 21-22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [15]. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы и проводится, как правило, в виде тестирования. По нашему мнению, для повышения прозрачности такого рода конкурсов необходимо законодательно закрепить проведение аудио- и видеозаписи всех этапов данной процедуры. Также закрепить обязанность предоставлять данные записи по письменному мотивированному запросу, а также хранить указанные записи в течение 3 лет с момента проведения конкурса.
- Профессионально-нравственное воспитание.
Воспитательная работа как антикоррупционная мера проводится в структурных подразделениях путем направления правового сознания в сторону отторжения и неприятия проявлений коррупции, а также путем утверждения в сознании каждого государственного служащего (работника) принципов антикоррупционной деятельности.
Данная сфера направлена на формирование и развитие у личного состава МЧС России представления об антикоррупционном поведении и соблюдении положений действующего законодательства.
В силу п. 6 Положения об организации воспитательной и культурно-досуговой работы в учреждениях и организациях, находящихся в ведении МЧС России, утвержденного приказом МЧС России от 28 октября 2019 г. № 614 [16] в перечень основных задач воспитательной работы входит, в том числе формирование у должностных лиц МЧС России антикоррупционного поведения. Указанная сфера противодействия коррупции охватывает все этапы служебной (трудовой) деятельности личного состава. В настоящее время в каждую должностную инструкцию (регламент) руководителя структурного подразделения организации МЧС России, а также положения о таком структурном подразделении включена обязанность по проведению воспитательной работы.
Особая роль в системе воспитательной работы в системы МЧС России отводится правовому информированию. Данное мероприятие направлено на формирование правильного понимания и исполнения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы прохождения службы, правовой и социальной защиты должностных лиц МЧС России [17]. В последнее время правовое регулирование практически во всех сферах российского законодательства активно меняется, и очень важно вовремя доводить до каждого государственного служащего (работника) информации о наличии у него прав и свобод, установленных действующим законодательством, а также оказывать помощь в их реализации.
- Антикоррупционная экспертиза правовых актов МЧС России и их проектов.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является инструментом профилактики коррупции в рамках единой антикоррупционной политики государства, а также средством обеспечения повышения качества принимаемых нормативных правовых актов.
В целях реализации Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ, которым утверждена методика проведения данной экспертизы, в Министерстве был издан приказ МЧС России от 29 июня 2010 г. № 299 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [18].
- Повышение престижа службы (работы) в МЧС России, в том числе информирование граждан об успехах антикоррупционной деятельности в Министерстве через средства массовой информации.
Именно из результатов общественного мнения можно понять реальное отношение граждан к деятельности органов власти. Формирование позитивного имиджа МЧС России среди населения происходит только в результате эффективного выполнения задач по предназначению в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства.
Хотелось бы отметить возросшую роль подразделений по взаимодействию со СМИ. Именно на нах возлагается функция по укреплению авторитета Министерства и повышения престижа службы (работы) в МЧС России.
- Декларирование. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает обязанность для граждан при поступлении на государственную или муниципальную службу в обязательном порядке подавать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.
В этой связи Минтруд разработал «Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2022 году (за отчетный 2021 год)» [19].
Таким образом, специальные меры по предупреждению коррупционной преступности в МЧС России представляют собой именно целостную комплексную систему, где каждая из них выступает важным элементом единого механизма, способным дополнять и развивать соседние его элементы. В то же самое время, указанные элементы могут, и вполне себе вероятно, нуждаются в дополнении и расширении, а порой и группировании с учетом меняющихся реалий.
По своей сути, основой реализации специальных мер предупреждения коррупционной преступности в системе МЧС России является создание такого уровня и качества жизни, функционирования личного состава МЧС России, в котором будет невозможно развитие предпосылок для совершения противоправных деяний коррупционной направленности.
Очевидно, что предупреждение коррупционной преступности в МЧС России, являя собой комплекс мероприятий по созданию и реализации системы целенаправленных мер по устранению причин и условий, способствующих их совершению, будет тогда лишь эффективен, когда достижение намеченных целей станет ощутимым и когда они будут применяться вместе, дополняя друг друга.
Не вызывает сомнений тот факт, что МЧС России, опираясь на положения действующей нормативной правовой базы в сфере борьбы с коррупцией и действуя в ее развитие, проводит интенсивную работу в указанной сфере, показывая приверженность принципам ее противодействия, а также строгое исполнение действующего законодательства для ее предупреждения, профилактики. Несмотря на проводимые мероприятия по формированию соответствующей нормативно-правовой базы, изменение организационно-штатной структуры, совершенствование воспитательной работы, повышение социальной защищенности всего личного состава и других мер – комплекс мер общесоциального и специального предупреждения коррупционной преступности в системе МЧС России нуждается в дальнейшем совершенствовании.
1. Sm., napr.: Obschestvennyy komitet po kontrolyu za delami korrupcionnoy napravlennosti i realizacii programmy Prezidenta RF [Elektronnyy resurs] // URL: https://corrypcii.net/korrypcia_v_mhs_rossii (data obrascheniya: 14.04.2022); Pervoe Antikorrupcionnoe SMI [Elektronnyy resurs] // URL: https://pasmi.ru/?s=%D0%BC%D1%87%D1%81 (data obrascheniya: 14.04.2022)
2. Makroekonomicheskiy opros Banka Rossii [Elektronnyy resurs] // URL: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/ (data obrascheniya: 14.04.2022).
3. Kriminologiya: Uchebnik dlya vuzov / Pod obsch. red. A. I. Dolgovoy. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva, 2007. ─ S. 435.
4. Sizikova N.M. Profilaktika pravonarusheniy v oblasti izbiratel'nyh prav: dis. … kand. yurid. Nauk. ─ M., 2008.S.51-52.
5. Gel'fand I.A. Preduprezhdenie prestupleniy - osnova bor'by za iskorenenie prestupnosti / I.A. Gel'fand, P.P. Mihaylenko. - Kiev, 1964. - C.12-13.
6. Federal'nyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federacii»//SPS «Konsul'tant Plyus»
7. Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 g. № 273-FZ «O protivodeystvii korrupcii»//SPS «Konsul'tant Plyus» (red. ot 26.05.2021).
8. Kostyuchenko M.A. Obschesocial'noe preduprezhdenie prestupleniy v kreditnoy sfere // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. ─ 2016. ─ № 3(74). ─ S. 91.
9. Sm., napr.: Ukaz Prezidenta RF ot 16 avgusta 2021 g. № 478 «O Nacional'nom plane protivodeystviya korrupcii na 2021 - 2024 gody»//SPS «Konsul'tant Plyus»
10. Rasporyazhenie Minobrnauki Rossii ot 14 dekabrya 2021 g. № 475-r «Ob utverzhdenii programmy po antikorrupcionnomu prosvescheniyu naseleniya na 2021 - 2024 gody»//SPS «Konsul'tant Plyus»
11. Sm.: Federal'nyy zakon ot 27 dekabrya 2005 g. № 196-FZ «O parlamentskom rassledovanii Federal'nogo Sobraniya Rossiyskoy Federacii» (red. ot 07.05.2013); Federal'nyy zakon ot 7 maya 2013 g. № 77-FZ «O parlamentskom kontrole» (red. ot 14.03.2022); Federal'nyy zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 212-FZ «Ob osnovah obschestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federacii» (red. ot 27.12.2018).
12. Kriminologiya: Uchebnik dlya vuzov / Pod obsch. red. A. I. Dolgovoy. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2007. - S. 448-449.
13. Federal'nyy zakon ot 30 dekabrya 2012 g. № 283-FZ «O social'nyh garantiyah sotrudnikam nekotoryh federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii»//SPS «Konsul'tant Plyus» (red. ot 28.06.2021).
14. Sm., napr.,: Stat'ya 15 Federal'nogo zakona ot 27 maya 1998 g. № 76-FZ «O statuse voennosluzhaschih»; Stat'ya 8 Federal'nogo zakona ot 30 dekabrya 2012 g. № 283-FZ «O social'nyh garantiyah sotrudnikam nekotoryh federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii»; Punkt 9.2 chasti 1 stat'i 52 Federal'nogo zakona ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federacii»; Stat'ya 30 Federal'nogo zakon ot 22 avgusta 1995 g. № 151-FZ «Ob avariyno-spasatel'nyh sluzhbah i statuse spasateley»//SPS «Konsul'tant Plyus»
15. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federacii» //SPS «Konsul'tant Plyus»(red. ot 30.12.2021).
16. Prikaz MChS Rossii ot 28 oktyabrya 2019 g. № 614 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii vospitatel'noy i kul'turno-dosugovoy raboty v uchrezhdeniyah i organizaciyah, nahodyaschihsya v vedenii MChS Rossii»//SPS «Konsul'tant Plyus»
17. Prikaz MChS Rossii ot 28 oktyabrya 2019 g. № 614 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob organizacii vospitatel'noy i kul'turno-dosugovoy raboty v uchrezhdeniyah i organizaciyah, nahodyaschihsya v vedenii MChS Rossii»//SPS «Konsul'tant Plyus»
18. Sm.: Federal'nyy zakon ot 17 iyulya 2009 g. № 172-FZ «Ob antikorrupcionnoy ekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov»; Prikaz MChS Rossii ot 29 iyunya 2010 g. № 299 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya antikorrupcionnoy ekspertizy normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov Ministerstva Rossiyskoy Federacii po delam grazhdanskoy oborony, chrezvychaynym situaciyam i likvidacii posledstviy stihiynyh bedstviy»//SPS «Konsul'tant Plyus» (red. ot 10.06.2019).
19. Sm.: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 2 aprelya 2013 g. № 309 «O merah po realizacii otdel'nyh polozheniy Federal'nogo zakona «O protivodeystvii korrupcii» (red. ot 08.11.2021); Metodicheskie rekomendacii po voprosam predstavleniya svedeniy o dohodah, rashodah, ob imuschestve i obyazatel'stvah imuschestvennogo haraktera i zapolneniya sootvetstvuyuschey formy spravki v 2022 godu (za otchetnyy 2021 god) [Elektronnyy resurs] // URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/anticorruption/Methods/13 (data obrascheniya: 14.04.2022).