In this paper the questions of network interaction of comprehensive schools and social partners in the career guidance organization related to continuous education system are considered as well as creation of educational and branch clusters; the most eff ective directions related to career guidance program in municipal education system are defi ned.
network interaction, social partners, seniors’ career guidance, resource centers, professional identity.
Приоритетные программные документы развития отечественного образования «Национальная доктрина образования на период до 2025 г.», «Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования», а также ряд постановлений Правительства РФ и решений Коллегии Министерства образования и науки РФ относят к числу приоритетных направлений модернизации российской образовательной системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся в системе непрерывного образования.
Модернизация системы образования диктует необходимость многогранного взаимодействия субъектов образования, социальных партнеров в сфере реализации профессиональной ориентации старшеклассников.
Несмотря на достигнутые успехи в теории и практике профильного обучения, анкетирование по проблеме профильного обучения более сотни директоров и преподавателей общеобразовательных школ, осуществляющих профильное обучение (г. Томск, Асино, Стрежевой, Юрга), позволило выявить следующие проблемы:
- неустойчивость предпочтений учащихся;
- несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся;
- недостаток подготовленных учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов;
- недостаточная проработанность взаимоотношений «школа — профессиональное учебное заведение», «школа — предприятие»;
- перегруженность базовых учебных предметов, необходимость их пересмотра для профильных классов;
- сложности в переходе на индивидуальный учебный план;
- недостаточное учебно-методическое обеспечение профильного обучения;
- сложности с разработкой курсов по выбору, адаптацией программ при организации индивидуальной образовательной траектории для конкретного учащегося.
В Томской области сегодня работает более 40 учреждений начального и среднего профессионального образования. После окончания обучения на работу по специальности устраиваются 50—60% выпускников. Следует отметить, что только 30—35% выпускников высшей школы устраиваются на работу по полученной специальности, а 50—60% не могут найти работу вообще.
Это означает, что проблема образования и занятости молодежи является одной из актуальных социальных и профессиональных проблем. Существующий рынок образовательных услуг и рынок труда не являются взаимосвязанными. Получаемое молодежью профессиональное образование в значительной степени не соответствует потребностям рынка труда, что связано с недостаточным уровнем формирования профессионального самоопределения обучающихся.