INFLUENCE OF SEX EDUCATION ON THE FREQUENCY REDUCTION OF TEENAGE PREGNANCY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Early pregnancy is one of the most urgent social problems. Globally, there are 43 births for every 1,000 teenage girls every year. The reasons of became a teenage pregnancy can be different: the lack of sex education, cultural characteristics, crime. Sex education, which gained popularity in the West in the second half of the 20th century, proved to be effective in fight to the problem of teenage pregnancy. Educational activities cover the issues of family planning, sexual and emotional relationships between partners, questions about contraception, etc.The most effective was the Dutch model of sex education. Sex education, as studies show, increases sexual literacy, delays the onset of sexual activity. In Russia, the structure of sex education in educational institutions remains weak.

Keywords:
sex education; teenage pregnancy; family planning; sex enlightenment; young motherhood
Text
Publication text (PDF): Read Download

Подростковая беременность является одной из самых острых социальных проблем нашего общества, которая, несмотря на прилагаемые усилия и общее снижение числа ранних беременностей, требует к себе внимания. Эта проблема существует как в развивающихся, так и в развитых странах. Во всем мире каждый год на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходится 43 случая рождения детей во всем мире [1]. Подростковая беременность и ранние роды приводят к таким последствиям, как: преждевременные роды, преэклампсия и эклампсия, послеродовая депрессия, послеродовой эндометрит, травмы при родах как у матери, так и у ребёнка; повышается риск летального исхода. Появление ребёнка у подростка может приводить также к таким социальным проблемам, как: трудности с приобретением жилья, отсутствие образования у матери, проблема с трудоустройством матери, низкая финансовая и материальная обеспеченность, проблема одинокого материнства и т.п.

К наступлению подростковой беременности приводит ряд факторов: отсутствие полового воспитания и полового просвещения, особенности культуры у некоторых этнических групп, преступность – насилие над подростком в том числе.

Период пубертатного возраста – это именно то время, когда ребёнок становится самостоятельным, ответственным за свои решения; в каком-то смысле даже автономным от родителей. При этом важно помнить, что подросток всё ещё недостаточно зрелый в плане репродуктивного здоровья. Благодаря активному развитию головного мозга и быстрому росту организма, психика человека в подростковом возрасте является наиболее гибкой, но при этом уязвимой. Именно незрелость организма и психики диктуют высокий риск для здоровья (как физического, так и ментального) во время беременности девочки-подростка. 

В подростковом возрасте легче «впитываются» знания, суть которых трудно объяснить и которые могут иметь важное значение для самого подростка. Но могут быть ситуации, когда подросток не имеет должного воспитания и, соответственно, не может принять собственное решение и не способен взять на себя ответственность за свои решения. Часто это обуславливается отсутствием моральных ценностей, отсутствием собственного «Я» у ребёнка. Подросток не знает, что его организм подвержен физическим изменениям и не понимает сути этих изменений. Так же он не умеет строить отношения и не осознает последствия своих действий. Это всё можно причислить к отсутствию полового просвещения.

Под термином «половое просвещение» (или «сексуальное просвещение», или «секспросвет») мы понимаем просветительскую деятельность об анатомии человека, о сексуальных отношениях между людьми, о сексуальности, об эмоциональных отношениях с половым партнером, о контрацепции; в целом, секспросвет информирует о рисках, связанных с сексуальным поведением человека. Также половое просвещение может охватывать круг вопросов, связанных с планированием семьи; вопросы, касающиеся сексуальной ориентации, безопасного секса, ИППП и др. Половое просвещение должно охватывать широкий круг вопросов, включая как биологические и физические аспекты сексуальности, так и социальные, эмоциональные аспекты. Безусловно, содержание программ сексуального образования должно быть адаптировано к возрасту и уровню развития подростка [2].

Многими исследованиями доказано, что сексуальное просвещение повышает сексуальную грамотность, увеличивает уровень знаний о сексуальных отношениях, о контрацепции; кроме того, сексуальное просвещение отсрочивает начало сексуальной жизни, позволяет более осознанно вести половую жизнь, снижает риск опасного сексуального поведения.

В разных странах существуют разные программы полового просвещения, но всех их можно поделить на два типа:

  1. Полное половое просвещение, где детям / подросткам рассказывают подробно о половых органах, о беременности и процессе рождения ребёнка, о сексе и сексуальных отношениях, контрацепции, сексуальном насилии и т.д.
  2. Половое просвещение, ограниченное воздержанием. Половое просвещение, ограниченное воздержанием, исключает предоставление обучаемым сведений о зачатии ребёнка, о методах контроля рождаемости и о способах безопасного секса. Этот вид полового просвещения основывается на принципе полового воздержания до вступления в брак, избегает любого обсуждения использования противозачаточных средств или только сообщает процент неэффективности, связанный с их применением [3].

Программы полового просвещения, основанные на воздержании, как показывает статистика, работают неэффективно. Потому что они основаны на чувствах страха и позора [4, с. 261].

Чтобы научить подростка быть ответственным за свои решения, быть осознанным в выборе сексуального партнера и контрацепции – нужно проводить не только профилактические беседы, но и прямо говорить о сексе, сексуальности и половой жизни; нужно говорить ребёнку о том, что незащищенные сексуальные отношения могут приводить к беременности, болезням, передающимся половым путём; важно рассказывать о процессе родов, о появлении маленького ребёнка на свет, за которым нужно ухаживать, которого нужно воспитывать и обеспечивать материально. О том, что значит сексуальная жизнь, как работает контрацепция, какие риски несет ранняя беременность и роды. Необходимо осведомлять подростка о том, что такое беременность, что такое роды и родительство (материнство и отцовство). Так же родитель, учитель и любой, кто занимается половым просвещением подростка должен дать понять подростку, что в случае каких-либо ситуаций, которые вводят подростка в заблуждение и неловкость, ему нужно и можно довериться и поделиться о своих чувствах взрослым, которые могут его защитить. Важным также является обсуждение того, что в случае, если девочка подросткового возраста забеременела, она не должна скрывать своё положение; девочка должна осознавать, что беременность – состояние, требующее ответственности и постоянного медицинского наблюдения вплоть до самых родов.

Неосознанная сексуально активная жизнь увеличивает риски заражения ИППП, возможное увеличение сексуальных партнеров, возможность наступления ранней беременности. В свою очередь, незапланированная ранняя беременность несет за собой риски тяжелых родов, травм при родах у матери и / или ребёнка, риск увеличения появления «отказных» детей, формирование девиантного материнства и / или родительства.

Девиантное родительство – это явление, характеризующееся нежеланием или неспособностью (физической, психической, психологической, педагогической, экономической) индивида выполнять по отношению к родным, приёмным или усыновленным детям родительские функции в соответствии со сложившимися социокультурными и правовыми нормами. Часть этих норм отражена в Семейном кодексе РФ 1995 г. Статья 63 гл. 12 СК РФ указывает: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами» [5, с. 208].

Половое просвещение также информирует подростка о ценности семейных отношений и о планировании семьи. Планирование семьи – это образовательная, комплексная медицинская или социальная деятельность, которая позволяет отдельным лицам, включая несовершеннолетних, свободно определять количество и интервал между рождением детей и выбирать средства, с помощью которых это может быть достигнуто [6].

Частота возникновения ранней беременности у подростков и распространение заболеваний, передающихся половым путем, стимулировали проведение исследований, которые изучали эффективность полового просвещения в школах. Исследования показали, что программы, ограниченные воздержанием, показали свою неэффективность, т.е. вероятность возникновения беременности у женщин не снизилась, а наоборот, повысилась. В странах, где половое просвещение в школах является обязательным предметом изучения, уровень подростковой беременности низкий [7]. Так, низкие показатели частоты подростковой беременности показывают такие страны, как Нидерланды, Финляндия, Швейцария, Германия, Швеция. Во многих странах начинают изучать половое просвещение уже в начальных классах, предотвращая таким образом насилие над маленькими детьми и обучая маленьких детей говорить: «Нет». Ученикам начальной школы объясняют «что можно и что нельзя», рассказывают об анатомии человека и ожидаемых изменениях в организме и т.д. Самой эффективной оказалась голландская модель полового просвещения – программа, используемая в Нидерландах. Так её назвали потому, что подход, используемый в Нидерландах, показал высокий эффект и по статистике в стране самый низкий уровень по возникновению подростковой беременности (8,4 на 1000 девушек в возрасте 15-19 лет). Значимую роль в развитии сексуального просвещения в Нидерландах играет фонд Рутгерс (Rutgers) – Голландский центр по сексуальному и репродуктивному здоровью.

Что касается России, в настоящее время, в отличие от многих развитых стран, структура полового просвещения и образования в школьных и профессиональных учреждениях остаётся слабой. По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена [8, с. 4]. Этому препятствует рас­пространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное по­ведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, дока­зывает несправедливость такого мнения [8, с. 4].

Несмотря на доказанную эффективность полного сексуального просвещения, не все страны приняли решение о введении секспросвета в обязательную школьную программу. Исходя из данных проведённых исследований и опыта некоторых стран можно выяснить, что секспросвет не искореняет проблему подростковой беременности, но значительно снижает частоту её возникновения. В странах, где секспросвет обязателен для изучения, беременность у женщин наступает в более осознанном возрасте. Если беременность всё же случилась у подростка – он знает, к каким специалистам и в какие учреждения нужно обращаться за помощью. Подростковая беременность есть и остается глобальной проблемой.

Во многих обществах девочки-подростки вынуждены выходить замуж до наступления совершеннолетия и рожать детей [9]. В развивающихся странах примерно у 12 миллионов девочек в возрасте 15-19 лет и не менее 777 000 девочек в возрасте до 15 лет ежегодно регистрируются случаи деторождения. Осложнения во время беременности и родов являются ведущей причиной смерти среди девочек в возрасте 15-19 лет во всем мире [1].

В современном мире, где любую информацию можно найти в свободном доступе, государство может и должно решать проблемы, решение которых показано на примере других стран. Подростковый возраст – это время, которое можно использовать для профилактики многих социальных проблем, используя эффективные и не агрессивные методы. Подростковая беременность не является исключением. Поскольку секспросвет обучает правильному сексуальному поведению, планированию семьи, защите от нежелательной беременности, защите от ИППП – введением секспросвета в школьную программу можно значительно снизить уровень некоторых социальных проблем. Например: снизить частоту подростковой беременности, уровень одинокого материнства, снизить уровень разводов, снизить уровень заболеваний, передающихся половым путём. Когда сексуальное поведение осознанно – оно одновременно профилактирует возникновение множества социальных проблем. В случае подростковых беременностей – это может значительно улучшить качество жизни и в некоторых случаях даже спасти её.

.

References

1. Adolescents: health risks and their solutions [Electronic resource]: information. Bulletin / World Health Organization – e-mail. magazine – 2021. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescents-health-risks-and-solutions (accessed: 12/13/2022).

2. Sakevich V. Sexual education - a way to improve reproductive health [Electronic resource]: demographer. electr. magazine / inst. demogr. NRU HSE - M, HSE, 2012. - URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0535/reprod05.php (accessed: 12/15/2022)

3. Williams M.E. Education: opposing viewpoints // Detroit: Greenhaven Press. – 2006. – 191 p.

4. Sumenko L.V. Sexual education and sexual education of adolescents as a means of preventing early (deviant) parenthood [Text] / L.V. Sumenko // Pedagogy and psychology of parenthood of family education. – M.: Znanie-M, 2020. – p. 257-265.

5. Belyaeva M.A. Deviant parenthood in the context of the reproductive culture of the modern family [Text] / M.A. Belyaeva // Sociology and life. - 2012. - No. 3. - p. 207-212.

6. National Child Abuse and Neglect Data System Glossary. Administration for Children & Families (2000). – URL: https://www.acf.hhs.gov/archive/cb/data/national-child-abuse-and-neglect-data-system-glossary (accessed 7 March 2022).

7. DiCenso A. Interventions to Reduce Unintended Pregnancies Among Adolescents: Systematic Review of Randomized Controlled Trials // British Medical Journal. – 2002. – URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/12065267/ (accessed 14 February 2022).

8. Chernysheva S.V. Scientific and practical foundations of sex education of adolescent girls in the educational process of the school [Text] / dis. cand. teacher. Sciences: (13.00.001) / Chernysheva Svetlana Vladimirovna; North-Osset. state un-t im. K.L. Khetagurov. - Vladikavkaz, 2008. - 198 p.

9. World Health Organization. Global and regional estimates on violence against women: Prevalence and health effects of intimate partner violence and non-partner sexual violence. Geneva: 2013. – URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/85239 (accessed 7 December 2021).