SOCIOLOGICAL PROBLEMS IN THE FIELD OF DISTANCE LEARNING ORGANIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The role of distance education in modern society is discussed. The necessity of understanding the sociological problems arising during the transition to distance learning is substantiated. Professional problems of a teacher working in a distance format are considered. The issues of social adaptation of the teacher to the remote mode of work are raised. The problems of students related to the lack of multimedia educational materials, reduced attention, loss of motivation, lack of practical training, that arising during distance learning, are described. The general problems typical for both trainees and trainers are touched upon. The consequences of forced isolation from direct contacts during online training, the effect of emotional burnout and ignorance of time management are studied. The prospects for the development of distance education and the tasks of its further implementation to be solved are given.

Keywords:
distance education, online learning, sociological problem, motivation, socialization, emotional burnout, time management
Text
Text (PDF): Read Download

В настоящее время происходит бурное развитие различных форм дистанционного образования, когда процесс обучения осуществляется с помощью телекоммуникационных технологий, обучаемый удалён от обучающего, учебных средств и образовательных ресурсов. Дистанционное обучение относится к формам самостоятельного обучения, при котором ведущим средством обучения являются информационные технологии [1]. Именно благодаря их использованию появляются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать оптимальную структуру собственного образования.

В современном мире доля дистанционных образовательных технологий неуклонно растет, их роль расширяется, а в случае необходимости социального дистанцирования и принудительного карантина дистанционное образование становится единственной возможностью продолжать учебный процесс [2]. Поэтому исследования, связанные с проблемами развития и внедрения различных форм удаленного обучения, сейчас как никогда актуальны.

В связи со стремительным распространением коронавирусной инфекции и вынужденным почти моментальным переводом очной формы проведения учебных занятий на дистанционную основу, повсеместное внедрение удаленного (практически исключительно цифрового) обучения столкнулось с рядом проблем, вызванных причинами как технического, так и социологического характера. Если технические проблемы, возникающие при реализации дистанционного обучения посредством использования инфокоммуникационных технологий, выглядят достаточно традиционно (начиная от отсутствия или плохого качества Интернет-соединения и заканчивая недоступностью полных лицензионных версий программных продуктов, необходимых при дистанционном цифровом обучении и предоставляющих функции, необходимые для качественного осуществления такого обучения), то проблемы социального характера более разнообразны и требуют как разноуровневой систематизации, так и глубокого осмысления в рамках повышения эффективности организации удаленного взаимодействия в учебном процессе.

Спектр проблем, проявляющихся в ходе практического использования той или иной формы дистанционного обучения, довольно широк. Поскольку система образования представляет собой тип социальной организации с присущей ей социальной структурой, то одним из возможных способов классификации социологических проблем может служить их отнесение к разным социальным группам – обучаемых и обучающих. Отдельно имеет смысл выделить проблемы общего характера, относящиеся одновременно к обеим группам.

Социальная группа преподавателей достаточно многочисленна, и ее проблемы относятся не только к характеру осуществления профессиональной деятельности, но и к вопросам адаптации и социального самочувствия.

Среди профессиональных проблем, с которыми сталкивается преподаватель, выделяется принципиальное отличие дистанционного формата обучения от традиционного, которое состоит именно в отсутствии прямого контакта обучающихся с преподавателем, что накладывает множество дополнительных требований к форме проведения занятий. Во время дистанционного обучения преподавателю нужно четко выдерживать временные рамки, внимательнее следя за тем, чтобы каждое предлагаемое задание или каждый вид деятельности занимал определенное время. При этом приходится изменять традиционный учебный курс так, чтобы использовать более разнообразные виды деятельности, поскольку в противном случае у слушателей происходит снижение внимания и работоспособности, что возможно обнаружить только при непосредственном контакте с обучаемыми. Чтобы «оживить» дистанционный курс, необходимо грамотно восполнить отсутствующие элементы личной коммуникации: мимику, тон, взгляд, диалог с аудиторией во время занятия. Они могут частично заменяться использованием соответствующих изображений в презентации, инфографикой, анимацией, демонстрационными экспериментами и т.д. Однако, все это требует проведения большой подготовительной работы, затраченных усилий и времени, что бывает нереально в жестких временных ограничениях при экстренном переходе в дистанционный формат обучения. С психолого-педагогической точки зрения бывает сложно воспринимать информацию от «говорящей головы» в течение достаточно большого периода времени, и не каждый преподаватель обладает творческими способностями, чтобы постоянно удерживать внимание на тематике занятия. Все это значительно затрудняет решение задачи сохранения качества образования при переходе на дистанционное обучение.

При попытках облегчения овладения учебным материалом в ситуации невозможности оперативного реагирования на возможные затруднения учащихся в процессе знакомства с ним, возникает риск искусственного упрощения учебного содержания предмета, отказа от изучения сложных разделов. Тем самым, под угрозой оказывается функция обеспечения опережающего развития личности и профессионала.

К числу профессиональных проблем преподавателя, проводящего контрольные мероприятия удаленно, относится вопрос идентификации пользователя. Часто бывает достаточно сложно понять, самостоятельно ли студент выполнил ту или иную работу. Поэтому в условиях дистанционного обучения повышается вероятность фальсификации результатов обучения и неадекватности выставленной оценки качеству оцененных знаний. Кроме того, ряд учебных дисциплин в силу своей специфики совершенно неприспособлен к преподаванию их в дистанционной форме (например, «Деловое общение», «Физическая культура», «Сварка» и подобные им, а также различные виды учебных и производственных практик).

Среди вопросов социальной адаптации к дистанционному режиму проведения занятий, важное место занимает перегруженность преподавателя различными формами отчетности, которая значительно возрастает ввиду необходимости проведения контроля за графиком учебной работы и качеством преподавания со стороны административного аппарата, а также большого объема электронных коммуникаций как с коллегами, так и с обучающимися, в форме обмена электронными письмами, общения в чатах, подготовки, пересылки и опубликования на учебных электронных ресурсах и платформах разнообразных методических материалов, объявлений, заданий, результатов проверки контрольных материалов и т.д. Бесконечное общение с разными людьми создает эмоциональную напряженность, вызывает эффект усталости от общения, постоянного нахождения в состоянии «онлайн», изменения привычного графика жизни.

Множество проблем дистанционный формат проведения занятий создает и для обучающихся. Например, традиционные учебные материалы в виде учебников, конспектов лекций, задачников и других оцифрованных печатных изданий хороши в качестве дополнительного справочного материала при контактной форме обучения, однако отсутствие либо незначительная доля мультимедийного образовательного контента в общем объеме учебной информации при онлайн-обучении может стать причиной снижения его качества. Наоборот, разнообразие учебных, в том числе мультимедийных, материалов положительно влияет на уровень их освоения, даже в случае отсутствия непосредственного общения в режиме реального времени, при условии, что мультимедийные компоненты заранее были тщательно продуманы и качественно подготовлены.

Ранее упомянутое снижение внимания обучающихся при отсутствии прямого контакта с преподавателем также является достаточно серьезным недостатком удаленного обучения. Отсутствие менторского контроля, а также ослабленный самоконтроль приводят к тому, что ухудшение внимания становится причиной потери сосредоточенности на предмете обучения, что неблагоприятно сказывается на качестве освоения изучаемой темы [3]. Это может проявляться в постоянном отвлечении от учебных занятий, переключении с одного объекта внимания на другой, параллельном выполнении нескольких действий, использовании отвлекающих источников, таких как гаджеты, сторонние программы и т.д.

Еще более значимой проблемой можно считать потерю мотивации в обучении, которая является мощным движущим стимулом к успешному достижению целей обучения. Благодаря чувству потери принадлежности к своему коллективу из-за пространственного и эмоционального отчуждения от товарищей по учебе, отсутствию соревновательного эффекта, осознанию своего «одиночества» (несмотря на возможность непрерывного общения в социальных сетях), обучение начинает казаться бессмысленным, оно не приносит удовольствия от достигнутых своими действиями результатов. Кроме того, при вынужденном изменении формы и структуры учебного процесса, правил проведения занятий и контрольных работ, выставления оценок, многие чувствуют растерянность, поскольку не всегда бывает понятно, что нужно сделать, чтобы улучшить свои оценки и результаты, и неосознанно начинают саботировать обучение.

Нехватка практических занятий или невозможность их проведения при вынужденном отсутствии контактной формы работы приводит к непрочному закреплению вновь полученных знаний, пробелов в овладении практическими навыками, неумении применять изученную теорию при решении учебных или профессиональных задач. Данная проблема не может быть решена в рамках исключительно дистанционной формы обучения, что является существенным аргументом против полного отказа от традиционной, очной формы обучения.

Все упомянутые здесь социологические проблемы, затрудняющие процесс дистанционного обучения, могут привести как к увеличению фактического времени освоения учебного материала, так и к появлению в результате такого обучения неврозов, проявляющихся в потере самооценки, возрастании уровня тревожности, возникновении упадка, апатии, депрессивных состояний, что может сказаться и на физическом состоянии человека.

Значительный процент проблем, возникающих при организации удаленного обучения в той или иной форме, невозможно отнести только к тем, кто учит, или только к тем, кого учат. Такие проблемы носят общий характер и отрицательно влияют на представителей обеих социальных групп, относящихся к структуре образования.

Образование – один из самых сложных институтов социализации, благодаря которому общество обеспечивает свое развитие. Систему образования можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных социальных позиций и ролей, посредством которых осуществляются различные типы деятельности в рамках социума.

Социальный параметр образования акцентирует внимание на решении им задач развития человека именно как социального существа, т.е. достижение им социальности как системы социальных качеств. При этом стандарт социальности личности, задаваемый современным обществом, в первую очередь ориентируется на такие качества, как самостоятельность, инициативность, мобильность, креативность, автономность и др. Таким образом, приоритетами функционирования социальной системы являются разные формы проявления индивидуальности. Поэтому при переходе к цифровому дистанционному образованию необходимо исходить из его индивидуализированности и персонифицированности, уделять внимание решению задачи индивидуального подхода при проектировании образовательных траекторий обучающихся [4]. Тем не менее именно в отсутствии социального взаимодействия кроется одна из основных проблем дистанционного образования.

Находясь в одной аудитории, учащиеся имеют возможность общаться друг с другом и преподавателем напрямую, реагируя на происходящее, делясь опытом, устанавливая невербальные контакты, укрепляя социальные навыки. Коммуникация с членами своего коллектива – это важный аспект социализации, нивелируемый при дистанционном обучении. Отсутствие прямого визуального контакта и непосредственного взаимодействия преподавателя с обучающимися и обучающихся друг с другом приводит к возникновению чувства изолированности, и этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость [5].

Таким образом, дистанционный формат обучения повышает риск размывания учебной группы до аморфной аудитории, что значительно затрудняет реализацию функции социальной коммуникации. Обучаемый, не являясь частью учебной группы как социальной, исключен из потоков многообразной информации, не связанной с предметом, но определяющей личностное развитие, остается в значительной степени изолированным от разнопланового общения внутри коллектива. Одновременно трансформируется или истончается функция социального сопряжения. Еще в доцифровую эпоху проблема одиночества была выделена и психологами, и философами в одну из значимых проблем. Цифровые технологии помогают в решении этой проблемы, предоставляя доступ к многочисленным социальным сетям. Однако, такой вид коммуникации относится к сугубо техническим и не является общением в полном смысле этого слова. Техническая коммуникация осуществляется при помощи слов и знаков, а в социальном взаимодействии сопрягаться должны поступки, проявления отношений, эмоций, чувств, что невозможно без непосредственного контакта. Происходит усечение социального адаптационного ресурса образования.

Переход от традиционных аудиторных занятий к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном режиме учебный процесс во многом построен на пассивном слушании и конспектировании, то дистанционное обучение требует активного освоения виртуального учебного пространства, что затрудняет быструю адаптацию к подобной образовательной технологии [6].

Кроме того, при реализации дистанционного обучения как обучающим, так и обучаемым присуще эмоциональное выгорание, поскольку тяжело постоянно быть на связи, отвечать на круглосуточные вопросы, выдавать и получать информацию, выполнять и проверять задания, готовить новые материалы и готовиться по ним в режиме постоянного цейтнота и ненормированного рабочего времени. Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного долгосрочным влиянием эмоционально тяжёлых ситуаций. Синдрому выгорания способствует напряженная психоэмоциональная деятельность. Она включает различные виды личностного взаимодействия, переработку и интерпретацию сложной информации, принятие решений, несение ответственности за результат. Именно эти факторы присущи учебной деятельности в дистанционном формате. К числу признаков появления состояния эмоционального выгорания относятся хроническая усталость, пониженная концентрация внимания, рассеянность, снижение рабочей эффективности, нервозность, могут появиться саморазрушающие наклонности, а также проблемы со здоровьем.

Усугубляет подобное состояние незнание основ тайм-менеджмента. Относительная свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, зачастую вызывает ложное чувство неограниченности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, и неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от установленных графиков и контрольных точек. Многозадачность, разбросанность во времени и ресурсах, отвлекающие факторы снижают эффективность работы и общую продуктивность.

Несмотря на достаточное количество поднятых здесь проблем социологического характера, дистанционное образование имеет большие перспективы, поскольку в современных реалиях усиливается общественный запрос на такую форму получения знаний.

Дальнейшее развитие дистанционного образования должно предполагать, с одной стороны, минимизацию указанных негативных последствий использования различных форм дистанционного обучения, а с другой – применение информационных технологий, которые обеспечили бы конструктивное влияние компьютерной коммуникации на развитие творческой активности и самостоятельности мышления обучающихся. В данном контексте предстоит решить следующие задачи: совершенствование материально-технического обеспечения процесса обучения; специальная подготовка всех субъектов учебного процесса к использованию инновационных подходов, а также подготовка профессорско-преподавательского состава, владеющего методикой организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий; защита авторского права в области создания, использования, размещения, тиражирования электронных образовательных ресурсов. Новая образовательная виртуальная система, сформированная по принципу «обучаемый – компьютерная среда обучения – преподаватель», должна способствовать осуществлению идеи опережающего образования по отношению к социально-экономическому и культурному развитию общества.

 

References

1. Goreva O.M. Rol' informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy v sovremennom obrazovatel'nom processe [Tekst] / O.M. Goreva, L.B. Osipova // Vestnik ChelGU. - 2015. - №19 (374). - S. 166-171.

2. Kuscheva N.B. Distancionnoe obuchenie v vuzah Rossii: cifrovye tehnologii v period pandemii 20.09.2020 [Elektronnyy resurs] // - URL: https://clck.ru/bK3F6 (data obrascheniya: 14.02.2022).

3. Hizbullina R.R. Adaptaciya studencheskoy molodezhi k osobennostyam distancionnogo formata v usloviyah epidemiologicheskih ogranicheniy [Tekst] / R.R. Hizbullina // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. - 2021. - №4. - C. 136-139.

4. Uddin A. Individual'nye razlichiya studentov, obuchayuschihsya po programme distancionnogo obrazovaniya (obzor zarubezhnyh istochnikov) [Tekst] / A. Uddin // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. - 2013. - № 3. - S. 104-120.

5. Skvorcova A.A. Narusheniya processa kommunikacii mezhdu prepodavatelem i studentami kak faktor nevospriyatiya distancionnoy formy obucheniya [Tekst] / A.A. Skvorcova, A.O. Skvorcov // Izvestiya VUZov. Povolzhskiy region. Obschestvennye nauki. - 2020. - №4 (56). - S. 86-98.

6. Rak E.A. Osobennosti primeneniya distancionnyh tehnologiy obucheniya v virtual'nom obrazovatel'nom prostranstve [Tekst] / E.A. Rak // Vlast'. - 2010. - № 10. - S. 74-76.

Login or Create
* Forgot password?