ANALYTICAL SUPPORT FOR MODELING BUSINESS PROCESSES IN AN ORGANIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Background. Business analysis is not widely used in today's enterprises, and the business analyst profession is relatively recent. At the same time, business analytics, and in particular the modeling of business processes, plays a huge role in managing the activities of an organization. Understanding the relationship between business processes provides significant opportunities for analyzing and planning business changes. The modern market is not a market of quantity, but of the quality of the services provided, which is why there is a need to analyze existing business processes in order to form an effective enterprise management system. As a result of the analysis, the enterprise forms a system of indicators for evaluating the effectiveness of key business processes with the aim of their subsequent optimization, replacement or reengineering. In general, the activity of the enterprise can be reduced to the identification of internal and external events that affect the efficiency of business processes. The relevance of the topic lies in the fact that the timely detection of deviations from the requirements that affect the efficiency of existing business processes and their optimization allow the business to make effective decisions for its continued existence. Methods. The article discusses the main methods, algorithm and tools for analyzing business processes in the activities of enterprises. Result. The article discusses the methods of business process analysis, defines the problems of implementing business process analysis methods, discusses the procedures and algorithms used to address issues related to identifying problematic business processes.

Keywords:
business-analysis, business-process, stakeholder, modeling, optimization
Text

В современной экономике достаточно остро стоит вопрос анализа бизнес-процессов, вследствие чего возрастает его роль и значимость. Всю деятельность организации можно свети к процессам, как периодически повторяемому потоку работ, и проектам, как разовому действию. Руководители, понимая важность анализа бизнес-процессов, сталкиваются с проблемами эффективности его внедрения в организациях.

Для решения данной проблемы в статье представлена концепция и методики анализа бизнес-процессов. Грамотно построенные бизнес-процессы играют ключевую роль в эффективности деятельности предприятия. Бизнес-процесс должен обладать определимостью, быть упорядочен и кросс-функционален, должен обеспечивать добавление ценности и быть встроен в структуру организации, а также не может существовать самостоятельно.

Все процессы можно отнести к одному из трех видов: процессы управления, с помощью которых осуществляется руководство функционированием системы, операционные бизнес-процессы из которых состоит основной бизнес и поддерживающие бизнес-процессы, способствующие основному бизнесу.

Анализ бизнес-процессов призван ответить на такие вопросы как оптимизация бизнес-процессов, выявление лишних функций, отклонений и недочетов, составление рекомендаций и решений для достижения конечных целей бизнеса.

Необходимость анализа и управления бизнес-процессами обусловлена следующим:

  1. Для того, чтобы достигнуть баланса между различными целями организации согласно требований стейкхолдеров и условий рынка.
  2. Для максимально эффективного использования ресурсов во всех имеющихся бизнес-процессах;
  3. Для реструктуризации бизнес-процессов с целью повышения производительности и эффективности.

Бизнес-анализ – это изучение деятельности организации с целью определения ее потребностей, посредством выявления и декомпозиции бизнес-процессов для их последующей автоматизации, регламентации и оптимизации.

При анализе бизнес-процессов акцент ставится не на том, как работает бизнес, а на том что именно он производит.

Задачей бизнес-аналитика является проведение оценки бизнес-процессов, с которыми он сталкивается при исследовании деятельности организации, с помощью качественных или количественных методов, представленных на рисунке1.

 

Рисунок 1 – Количественные и качественные методы оценки бизнес-процессов

 

Можно выделить основную форму целеполагания бизнес-анализа - цели бизнес-анализа достигаются решением задач, задачи решаются применением различных методов, методы зависят от используемых инструментов, а инструменты зависят от доступных ресурсов. На основании рассматриваемой формы можно проводить сбор информации структурирование детальности бизнеса.

Существует ряд требования к проведению анализа бизнес-процессов.

Во-первых, необходимо учитывать весь спектр процессов от верхнего уровня до детализации процедур и их взаимосвязи.

Во-вторых, при проведении анализа необходимо использовать одну выбранную методику.

В-третьих, невозможно провести качественный анализ без наличия качественной модели описания бизнес-процессов.

В-четвертых, полнота моделирования «как есть» должна учитывать цели последующего анализа.

В-пятых, методы анализа должны соответствовать методам описания.

В-шестых, необходимо учитывать результаты мониторинга процессов и обратную связь.

Также для проведения анализа необходимо выбрать в каком виде и как измеряются бизнес-процессы, какие используются метрики процессов.

Анализируемые бизнес-процессы оценивают на предмет эффективности. Для этого используются показатели, представленные на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Показатели оценки бизнес-процессов

 

Бизнес-процесс делится на элементы, которые можно рассматривать как определенные, поэтапные шаги и отдельно оценивать каждый шаг. Таким образом можно оценить каждый шаг процесса   с точки зрения его необходимости и эффективности.

Каждый этап бизнес-процесса можно классифицировать как увеличивающий или не увеличивающий ценность продукта, что способствует принятию решения о необходимости рассматриваемого бизнес-процесса.

Можно выделить 3 основных этапа анализа бизнес-процессов: выбор приоритетных бизнес-процессов, их анализ и разработку рекомендаций (рисунок 3).

 

Рисунок 3  - Основные этапы анализа бизнес-процессов

 

Разрабатывая рекомендации по оптимизации бизнес-процессов, аналитик делает выводы на основе базовых критериев таких как результативность, стоимость, время, качество, фрагментация и смешанные показатели анализируемого бизнес-процесса.

Рассматривая методы оптимизации бизнес-процессов, выделяют три основные группы (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Основные группы методов оптимизации бизнес-процессов

 

Оптимизация бизнес-процессов помогает повышать стоимость бизнеса на рынке. Задачи оптимизации бизнес-процессов можно разделить на две группы: межпроцессное и внутрипроцессное взаимодействие.

Межпроцессная группа направлена на решение таких вопросов как: выделение процессов, в которых участвуют организационные единицы, определение степень автоматизации процесса, нахождение противоречия или повторяющиеся функции в процессах.

Внутрипроцессное воздействие заключается в ответах на вопросы: как уменьшить количество, время, стоимость выполнения процесса, сократить издержки, подобрать оптимальное количество ресурсов для сбалансирования процесса.

Для каждого выбранного бизнес-процесса должно быть определено что является объектом измерения и мониторинга, какие для этого должны применяться методы чтобы обеспечить подлинность результата, а также временные рамки для анализа и оценки полученных результатов.

Таким образом, работа компании состоит из множества цепочек (процессов) последовательно выполняющихся действий. Принимая во внимание динамичный характер развития бизнес-процессов, их непрерывное совершенствование для создания конкурентоспособных условий существования бизнеса, анализ бизнес-процессов является важным инструментом для аналитиков с помощью которого можно увеличить эффективность бизнеса путем контроля достижения целей организации и удовлетворения потребностей стейкхолдеров.

Важно точно определить процедуры и алгоритмы, применяемые для решения вопросов, связанных с выявленными проблемными бизнес-процессами.

Анализ бизнес-процессов направлен на идентификацию типовых процедур, выявление положительных или отрицательных отклонений от представленных требований, определение должностных обязанностей и ключевых показателей эффективности, исполнителей бизнес-процессов, оптимизацию взаимоотношений между достигнутым результатом и использованием ресурсов, а также создание связанной непротиворечивой модели организационной структуры и бизнес-процессов.

Изменения в работе бизнес-процессов могут быть выявлены только при использовании определенных инструментов и методов бизнес-анализа, таких как, количественные и качественные методы, методы Бенчмаркинга, формализованные универсально-принципиальные методы и методы групповой работы.

References

1. A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge ® (BABOK ® Guide) A Guide to the Business Analysis Body of Knowledge (anu.edu.au)

2. Borisenko, V. I. Methodology business analysis (MAG) / V. I. Barilenko. - M.: KnoRus, 2015. - 80 c.

3. Basso A. A., Kanyukova acting the CONTENTS, METHODS of BUSINESS ANALYSIS AND ITS ROLE IN OPTIMIZING BUSINESS PROCESSES // Economics and business: theory and practice. 2021. No.3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-metody-biznes-analiza-i-ego-rol-v-optimizatsii-biznes-protsessov (accessed: 02/14/2022).

4. Varzunov A.V., Torosyan E. K., Sazhneva L. P., Analysis and management of business processes // Textbook. - St. Petersburg: ITMO University, 2016. -11

5. Kabakova Yulia Andreevna Methods of analysis of business processes // Business education in the knowledge economy. 2016. No.2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-analiza-biznes-protsessov (date of reference: 02/14/2022).

6. Kovalev Sergey Mikhailovich, Kovalev Valery Mikhailovich Methods of analysis and optimization of business processes: . : Journal "Consultant of the director", 2005. 35 p.

7. Melnik, M. V. Modernization of accounting, analytical and control processes in the conditions of digitalization of the economy / M. V. Melnik, A. E. Suglobov // Problems of economics and legal practice. - 2021. - Vol. 17. - No. 2. - pp. 117-126.

8. Muzalev, S. V. Features of modeling business processes in an organization / S. V. Muzalev // Russian Journal of Management. - 2019. - Vol. 7. - No. 2. - pp. 16-20.

9. The analyst's desktop book. Practical guide to the design of business processes and organizational structure. - M.: 1C-

10. Fundamentals of business analysis: textbook / team of authors; ed. V.I. Barilenko. - 2nd ed., ispr. - Moscow : KNORUS, 2018. - 270 s Publishing, 2020, - 360 s

11. Repin V. V., Eliferov V. G. Process approach to management. Modeling of business processes / V. V. Repin, V. G. Eliferov. - Publisher: Mann, Ivanov and Ferber. -M., 2013.

12. Suglobov, A. E. The network model of the Russian national innovation system: formation and development / A. E. Suglobov, E. V. Smirnova- - 2nd edition, revised and supplemented. - Moscow : Publishing House "Infra-M", 2018. - 145 p- - (Scientific thought). - ISBN 978-5-16-013745-2.

13. Frank Schenthaler, Gottfried Fossen, Andreas Oberweis, Thomas Carle Business processes Modeling languages, methods, tools: printed book.: , 2019. 264 p.

14. Scheer A.V. Business processes. Basic concepts. Theory. Methods. - M.: Educator; 2nd edition, reprint. and additional, 2014. - 152 p.

15. Shiryaev, V.I. Business process management: An educational and methodological manual / V.I. Shiryaev, E.V. Shiryaev. - M.: Finance and Statistics, 2014. - 464 p.

16. Scenarios of Future Development of the Modern Digital Economy: Technical Progress vs / S. V. Lobova, A. V. Bogoviz, A. E. Suglobov [et al.] // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap : Lecture Notes in Networks and Systems (LNNS, Volume 198). - Cham : Springer Nature, 2021. - P. 1170-1178.


Login or Create
* Forgot password?