Moscow State University. M.V. Lomonosov (Department of Socio-Cultural Design and Development of Territories, Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Russian Federation
Russian Federation
The article analyzes the content of a number of leadership qualities that a formal leader must have in order to be recognized by a team of employees as an actual (real) leader capable of achieving success in the development of a controlled socio-economic system. The following leadership qualities are considered: the ability to analyze opportunity costs, moderation and modesty, discipline, the ability to see the perspective, the ability to analyze risks and manage them, the ability to use time rationally (effective time management), maturity in management (primarily in the adoption and implementation of management decisions), be an example to follow (be a role model for staff), the ability to build relationships with different people, good social skills, skills of effective public communication, honesty and openness, the ability to listen to others, dedication to the cause, having a sense of compassion and empathy for the needs of other people (their employees), the ability to reasonably resist opponents, the ability to delegate both rights and responsibilities, the ability to negotiate. The relationship of the considered leadership qualities with the main functions of management is determined.
analysis of the leader's leadership qualities as a source of ensuring effective management of the organization
Введение
Одним из важнейших источников обеспечения эффективного управления организацией являются лидерские качества ее руководителя.
Как показали ранее проведенные исследования [11, 23-26, 33-35, 39, 42], лидерские качества руководителя играют большое значение на всех этапах жизненного цикла организации.
Однако, наибольшее значение лидерские качества руководителя имеют на этапах создания организации и преодоления ею кризисов [21], аналогичных нынешнему [29], где особенно востребованы предпринимательские способности лидера [7, 9, 22, 27, 30, 31].
В этой связи представляет интерес более глубокое рассмотрение лидерских качеств руководителя с целью формирования его детально прописанного обобщенного позитивного портрета признаков, обеспечивающих эффективное развитие управляемой организации.
Цель исследования
Таким образом, целью представленных исследований является дальнейшая детализация в рамках проводимого комплексного анализа лидерских качеств, которыми должен обладать руководитель, в интересах формирования его детально прописанного обобщенного позитивного портрета признаков, увязываемых с основными функциями менеджмента, и обеспечивающих эффективное развитие управляемой организации.
Методическая база исследований
Методическую базу исследований составили научные труды, посвященные изучению лидерских качеств руководителя, получивших отражение в работах таких авторов, как Афонин Ю.А., Орлова Л.В. [2], Базаров Т.Ю. [3], Бендас Т.В. [4], Веснин В.Р. [5], Евтихов О.В. [6], Ерастова А.В., Черкасова О.В. [8], Клементьев Д.В. [10], Кови С. [19], Равино А.В. [17], Савинова С.Ю., Васильева Е.Н. [18] и др.
Методическую базу исследований также составили авторские труды, раскрывающие проблемы лидерства и лидерских качеств [7, 11, 20, 22, 31, 32, 36, 37, 38, 40, 41] и др.
Основное содержание исследований
Данное исследование является логическим продолжением первой части анализа лидерских качеств руководителя [22], представленных на рис. 1, в ходе которых было установлено, что из 18-ти проанализированных лидерских качеств 38% связаны с функцией менеджмента «организация» и 62% связаны с функцией менеджмента «мотивация».
Рис. 1. Результаты анализа связи лидерских качеств руководителя с функциями менеджмента «организация» и «мотивация»
Результаты проведенного в данном исследовании анализа характеристик лидерских качеств с учетом обеспечиваемых функций менеджмента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты анализа характеристик лидерских качеств с учетом обеспечиваемых функций менеджмента
№ |
Лидерское качество |
Характеристика лидерского качества |
Обеспечиваемая функция менеджмента |
1 |
Умение анализировать альтернативные издержки |
Настоящий лидер отдает себе отчет в том, что во многих управленческих ситуациях принятие решений связано с оценками рисков возникновения альтернативных издержек, заключающихся как в определении прямых потерь, так и в учете размеров недополученной (упущенной) выгоды [13]. Именно с учетом этих оценок лидеры принимают управленческие решения |
Планирование, организация |
2 |
Умеренность, скромность и самокритичность |
Лидеры должны отдавать себе отчет в том, что к ним коллектив сотрудников относится с повышенным вниманием. Поэтому им надлежит быть умеренными в своих потребностях, чтобы не вызывать раздражение сотрудников своими привилегиями. Лидеры только выиграют, если будут отличаться скромностью, добиваясь в работе с сотрудниками положительной обратной связи и демонстрируя умение фокусироваться на потребностях своих сотрудников с целью оказания помощи в их удовлетворении. Лидеры должны быть открыты для неудобных вопросов и критики. Они должны быть не только способны, но и готовы практически мгновенно признать свою не идеальность, когда совершают ошибки в работе [16] |
Организация, мотивация |
3 |
Самодисциплина |
Самодисциплина демонстрирует не стремление и умение лидера использовать инструменты наказания или средства вознаграждения сотрудников, а навыки осуществления самоконтроля, обеспечивающие внутреннее спокойствие и внешнюю решимость, передаваемую коллективу. При этом, демонстрируя решительность в действиях и проявляя силу воли, лидер также посылает сотрудникам сигналы его способности быть дисциплинированным и подавать пример организованности окружающим [32] |
Организация, мотивация |
4 |
Умение видеть перспективу |
Лидер должен уметь видеть не только решение сиюминутных задач, лежащих на поверхности, но и уметь рассмотреть более отдаленные и завуалированные проблемы и перспективы с различных точек зрения, опираясь на факты, а не эмоции [28] |
Планирование, организация |
5 |
Умение управлять рисками |
Лидер должен уметь выявлять риски, анализировать и оценивать их с тем, чтобы грамотно управлять ими в интересах обеспечения максимально положительного или минимально отрицательного (в зависимости от ситуации) влияния на результат. При этом лидер должен уметь различать, какие риски допустимы, а какие нет [12] |
Организация |
6 |
Владение тайм-менеджментом |
Лидер должен понимать, что время является одним из самых ценных ресурсов, и в этой связи он должен владеть тайм-менеджментом, эффективно планируя как свое время, так и рабочее время своих сотрудников [44] |
Планирование, организация |
7 |
Зрелость личности |
Зрелость личности лидера определяется не его возрастом, а характером предпринимаемых действий, который наиболее ярко проявляется в трудных ситуациях. При этом уверенность лидера в себе (передающаяся сотрудникам), проявляющаяся в способности неуклонно двигаться вперед вопреки встречающимся сложностям (но, разумеется, с учетом технологий их преодоления) является одним из важных показателей зрелости [32] |
Организация, мотивация |
8 |
Быть примером для окружающих |
Лидера оценивают не по его словам, а по делам, впрочем, как и любого другого человека, но только с большим пристрастием [38]. Сотрудники очень внимательно отнесутся к самоотверженным действиям лидера, прилагающего все усилия для эффективного развития организации. Но с не меньшим вниманием сотрудники отметят пассивность и равнодушие руководителя к делам организации, который, возможно даже того не осознавая, по сути, посылает сотрудникам сигнал – «можно делать как я». В любом случае лидер всегда является примером для остальных сотрудников. Другое дело – какой этой пример: положительный или отрицательный |
Мотивация |
9 |
Способность выстраивать отношения |
Лидера зачастую, и не без оснований, оценивают по его связям с полезными людьми, от которых зависят перспективы развития. Поэтому для лидера важно не только понимание ценности выстраивания долгосрочных конструктивных отношений в своей области деятельности и смежных с ними областях, но и умение выстраивать эти отношения на условиях взаимовыгодного сотрудничества. Активное участие лидера в создании партнерской сети [14], состоящей из значимых (важных, ценных) людей, имеет подчас решающее значение для его долгосрочного успеха в карьере и бизнесе |
Организация |
10 |
Наличие социальных навыков |
Харизматичность лидера должна проявляться в дружелюбии, общительности и открытости. Лидер должен понимать, что также как потребители чисто психологически предпочитают (при равенстве характеристик товаров у разных продавцов) совершать покупки у тех продавцов, к которым испытывают симпатию [36], так и сотрудники предпочитают работать с лидерами, которые им нравятся. Поэтому руководителю, стремящемуся добиться успеха в делах, нужно стремиться стать именно таким привлекательным человеком, научившись разговаривать с людьми в привлекательной, спокойной и уважительной манере |
Организация, мотивация |
11 |
Навыки публичных коммуникаций |
Лидеры должны обладать навыками успешных публичных выступлений вне зависимости от уровня и масштабов аудитории слушателей, поскольку такие коммуникативные навыки не только позволяют доступно донести информацию до слушателей, завоевав их симпатии, но и повышают авторитет лидера как оратора (трибуна), обеспечивая ему достижение дальнейших профессиональных успехов [15] |
Организация, мотивация |
12 |
Честность и открытость |
Несмотря на то, что мнение о том, что мир с каждым днем становится все прозрачнее, и секретов в нем остается все меньше, в известном смысле является мифом (в силу огромного объема обращающейся недостоверной информации), необходимо учитывать, что правда рано или поздно все равно всплывает наружу. Вот почему честность для лидера является наилучшей политикой деятельности, поскольку люди уважают тех руководителей, которые способны честно делиться информацией и способны спокойно и взвешенно реагировать как на хорошие, так и плохие новости о деятельности организации и окружающих ее процессах [36]. Считается, что именно такой подход позволяет лидеру эффективно действовать в любой ситуации и своевременно корректировать планы по движению организации вперед |
Организация, мотивация |
13 |
Умение слушать |
Лидеры должны уметь эффективно взаимодействовать со своими сотрудниками, прилагая достаточные усилия для того, чтобы внимательно слушать информацию, которой они делятся как в форме предложений и пожеланий, так и в форме описания проблем, с тем, чтобы своевременно обеспечить обратную связь, содержащую поддержку и внимание [36]. Согласно учению Конфуция, лидеры сначала слушают и лишь потом говорят, поскольку умение (искусство) слушать − это больше, чем молчание, поскольку оно дает возможность своевременно задавать правильные и нужные для дела вопросы, анализировать информацию и делать обоснованные выводы |
Мотивация |
14 |
Преданность делу |
Лидеры отличаются тем, что остаются верными своей системе ценностей и неуклонно двигаются к намеченным целям не только когда им помогает «попутный ветер», но и когда на них осуществляется давление препятствующих сил, в том числе пытающихся загнать их в «надлежащие», удобные и привычные рамки. Но лидера это не останавливает, поскольку сохраняет верность своему слову, преданность своему делу и способность к долгосрочной фокусировке на поставленной цели. Здесь уместно вспомнить слова Томаса Эдисона о преданности своему делу: «…вы не понимаете, как устроен мир. У меня не было никаких неудач. Я с успехом определил пять тысяч способов, которые никуда не годятся. В результате я на пять тысяч способов ближе к тому способу, который сработает» [45] |
Мотивация |
15 |
Чувства сострадания и сочувствия нуждам других людей |
Сосредотачиваясь на достижении своих целей, лидер одновременно должен уделять внимание другим людям – своим сотрудникам, вникая в их потребности и сопереживая их чувствам, понимая при этом, что намеченные цели достигаются во многом не за счет окружающих людей, как гласит концепция научного управления Ф. Тейлора [1], а при помощи и поддержке этих людей [36]. Используя рыночный принцип – «выявите потребность и удовлетворите ее», лидер, вникая в потребности своих сотрудников, искренне интересуясь их нуждам, проявляя при этом сочувствие и сострадание, должен стремиться помочь нуждающимся удовлетворить их потребности, и тогда люди отплатят ему той же монетой [32] |
Мотивация |
16 |
Способность разумно противостоять оппонентам |
Если большинство людей стараются избегать конфликтов, исключая возникновение споров и разногласий, чтобы миновать неприятности, то лидеры не боятся отстаивать свою точку зрения, одновременно осуществляя поиск и предлагая взаимовыгодный способ решения проблем. Лидер прекрасно понимает, что, оперативно решая проблемы, он выигрывает по времени и, по сути, по сравнению с ситуацией уклонения от проблемы, которая так и остается нерешенной, либо по сравнению с ситуацией, когда он идет на значительные уступки в ущерб делу, что существенно снижает эффективность решения проблемы [32] |
Организация |
17 |
Делегирование прав и обязанностей |
Лидер для достижения успеха управляемой организации должен стремиться максимально использовать возможности сотрудников, делегируя им полномочия не только в принятии управленческих решений, но и наделяя их необходимыми ресурсами и технологиями для того, чтобы реализация этих решений была эффективной и результативной [32]. В этом случае лидер одновременно получает не только формальное, но и моральное право потребовать с сотрудников, получивших от него полномочия, обеспечения качества принимаемых решений и выполнения обязанностей по рациональному расходованию предоставленных ресурсов |
Организация, мотивация |
18 |
Навыки ведения переговоров |
Искусство ведения переговоров лидерами проявляется в том, что в результате их проведения они умеют заполучить то, что хотят, и при этом, отстаивая свою точку зрения, могут быть в этом очень убедительными. При этом, чтобы достичь посредством переговоров желаемого результата, лидеры умеют удовлетворять потребности своих собеседников, выстраивая с ними доверительные отношения. В урегулировании разногласий (особенно по крупным сделкам или серьезным проблемам) лидеры демонстрируют практичность, но на справедливой, а не конъюнктурной основе, одновременно проявляя твердость в процессе ведения переговоров [43]. |
Организация |
Обсуждение результатов и выводы
Проведенные исследования позволили детально проанализировать содержание следующих лидерских качеств руководителя: умение анализировать альтернативные издержки; умеренность и скромность; дисциплинированность; умение видеть перспективу; умение анализировать риски и управлять ими; умение рационально использовать время (эффективный тайм-менеджмент); зрелость в управлении (в первую очередь, в принятии и реализации управленческих решений); способность являться примером для подражания (быть образцом для персонала); умение выстраивать отношения с разными людьми; хорошие социальные навыки; навыки эффективных публичных коммуникаций; честность и открытость; умение слушать других; преданность делу; наличие чувства сострадания и сочувствия нуждам других людей (своих сотрудников); способность разумно противостоять оппонентам; умение делегировать как права, так и обязанности; умение вести переговоры.
Установлено, что из рассмотренных лидерских качеств примерно 11% связаны с функцией планирования, 39% − с мотивацией и 50% − с функцией организации.
С учетом ранее проведенных исследований [22] таких лидерских качеств, как любовь к своему делу, мужество и смелость, наличие цели и видение результата, оптимизм, ответственность, поддержка сотрудников коллектива, присутствие в делах организации посредством личного вовлечения в процесс, самомотивация, следование высоким стандартам, страсть, уважение окружающих, уверенность, умение контролировать эмоции, уникальность, харизма, целостность, чувство юмора, этика, показано, что 48% этих качеств связаны с функцией мотивации, 44% − с функцией организации, 6% − с функцией планирования, 2% − с функцией целеполагания.
Также проведенные исследования продемонстрировали, что для более тесной увязки лидерских качеств руководителя с функциями менеджмента очевидно следует перейти от их наиболее обобщенной классификации (целеполагание, планирование, организация, контроль, мотивация) к более детальной.
1. F. W. Taylor. The Principles of Scientific Management, Harper & Brothers, New York, 1911.
2. Afonin Yu.A., Orlova L.V. Professional'nye kachestva sovremennogo lidera-upravlenca: sociologicheskiy analiz. // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya. − 2015. − №3. − S. 59-62.
3. Bazarov T.Yu. Upravlenie personalom 8-e izd., stereotip. − Moskva: Akademiya, 2010. − 224 s.
4. Bendas T.V. Psihologiya liderstva: [teoriya i praktika] / T. V. Bendas. − Sankt-Peterburg [i dr.]: Piter, 2009. − 447 s.
5. Vesnin V.R. Menedzhment: ucheb. - 3-e izd., pererab. i dop. − Moskva: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2006. − 504 s.
6. Evtihov O.V. Sravnitel'nyy analiz liderskih kachestv rukovoditeley raznyh upravlencheskih urovney promyshlennogo predpriyatiya. // Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. − 2010. − T. 7. − №1. − S. 114-121.
7. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Rol' predprinimatelya v polozheniyah shkoly predprinimatel'stva Y. Shumpetera i ego znachenie v formirovanii strategiy razvitiya biznesa v sovremennyh usloviyah. // Strategii biznesa. − 2021. − T. 9. − № 9. − S. 263-270.
8. Erastova A.V., Cherkasova O.V. Liderstvo: uchebnoe posobie / A. V. Erastova, O. V. Cherkasova; Mordov. gos. un-t. - Saransk, 2015. - 74 s.
9. Ignat'eva A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Problemy i perspektivy ispol'zovaniya polozheniy shkoly predprinimatel'stva Yozefa Shumpetera dlya razvitiya sovremennogo menedzhmenta. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 2. − S. 69-77.
10. Klement'ev D.V. Liderstvo: opredelenie, podhody, perspektivy. // Zhurnal prikladnyh issledovaniy. - 2021. - T. 2. − №1. − S. 21-24.
11. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Uchet sily liderstva pri formirovanii i realizacii strategii razvitiya kompanii. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 5. − S. 29-40.
12. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Algoritm ucheta riskov pri prinyatii upravlencheskih resheniy v social'no-ekonomicheskih sistemah. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 4. − S. 68-78.
13. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy na osnove instrumentov teorii massovogo obsluzhivaniya. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2019. − T. 5. − № 6. − S. 34-54.
14. Netvorking: 10 pravil, kak pravil'no zavodit' poleznye svyazi. https://hr-portal.ru/article/netvorking-10-pravil-kak-pravilno-zavodit-poleznye-svyazi
15. Odinokova N.A. Vladenie navykami publichnogo vystupleniya - klyuch k uspehu v professional'noy kar'ere. // Nauka i socium. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otvetstvennyy redaktor E.L. Sorokina. - 2017. − S. 42-46.
16. Pol Dzhon Meyer. Tri osnovnyh elementa rukovodstva. https://www.koshurin.ru/tsitaty.php?id=54
17. Ravino A.V. Osnovy liderstva / A. V. Ravino. - Minsk: BGTU, 2014. - 85 s.
18. Savinova, S.Yu. Liderstvo v biznese: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata / S. Yu. Savinova, E. N. Vasil'eva. - 2-e izd., ispr. i dop. − Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. − 280 s.
19. Stiven R. Kovi. Liderstvo, osnovannoe na principah. − Moskva: Al'pina, 2009. − S. 302.
20. Tebekin A.V. Menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2015. Ser. Bakalavriat.
21. Tebekin A.V. Analiz krizisov s poziciy ekonomicheskoy teorii. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 4. − № 12. − S. 3-9.
22. Tebekin A.V. Analiz liderskih kachestv rukovoditelya kak istochnika obespecheniya effektivnogo upravleniya organizaciey (chast' 1). // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 5. − S. 11-22.
23. Tebekin A.V. Analiz sovremennyh social'no-ekonomicheskih aspektov na osnove modeli zhiznennogo cikla deprivacii Dzh. Devisa. // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 3. − № 1. − S. 1-10.
24. Tebekin A.V. Vzaimosvyaz' social'nyh aspektov otnosheniya sotrudnikov i organizacii s fazami ciklov ekonomicheskogo razvitiya v ramkah tehnologicheskih ukladov i ee otrazhenie v ispol'zuemyh upravlencheskih paradigmah. // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 3. − № 2. − S. 1-15.
25. Tebekin A.V. Vzglyady Dzh. K. Gelbreyta na vlast' tehnostruktury i sovremennye realii. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2017. − № 4. − S. 254-261.
26. Tebekin A.V. Vzglyady Dzh. K. Gelbreyta na sootnoshenie zainteresovannosti tehnostruktury v maksimizacii pribyli na kapital i v obespechenii prochnyh poziciy korporacii na rynke i segodnyashnie realii. // Marketing i logistika. − 2017. − № 6 (14). − S. 58-67.
27. Tebekin A.V. vozmozhnosti ispol'zovaniya polozheniy shkoly predprinimatel'stva dlya preodoleniya nacional'noy ekonomikoy sistemnogo krizisa. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 8 (80). − S. 37-49.
28. Tebekin A.V. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy. Uchebnik / Moskva, 2020. Ser. 76 Vysshee obrazovanie (1-e izd.)
29. Tebekin A.V. O glubine krizisa 2020-go goda dlya mirovoy i nacional'noy ekonomik i putyah vyhoda iz nego. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 2. − S. 52-71.
30. Tebekin A.V. Problemy sochetaniya predprinimatel'stva i planirovaniya v postindustrial'noy ekonomike. // Strategii biznesa. − 2021. − T. 9. − № 11. − S. 326-330.
31. Tebekin A.V. Rol' predprinimatelya v razvitii strategiy biznesa: filosofskiy aspekt. // Zhurnal filosofskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 40-52.
32. Tebekin A.V. Strategicheskoe upravlenie personalom. − Moskva, 2020.
33. Tebekin A.V. Tektonicheskie sdvigi v sovremennyh vzglyadah na vlast' tehnostruktury v biznese otnositel'no vzglyadov Dzh. K. Gelbreyta s poziciy ekonomicheskoy teorii. // Mir sovremennoy nauki. − 2017. − № 2 (42). − S. 38-43.
34. Tebekin A.V. Tektonicheskie sdvigi v sovremennyh vzglyadah na planirovanie raboty korporacii tehnostrukturoy otnositel'no vzglyadov Dzh. K. Gelbreyta. // Strategii biznesa. − 2017. − № 11 (43). − S. 20-24.
35. Tebekin A.V. Tektonicheskie sdvigi vo vzglyadah na istochniki vlasti v biznese otnositel'no vzglyadov Dzh. K. Gelbreyta s poziciy ekonomicheskoy teorii. // Strategii biznesa. − 2017. − № 6 (38). − S. 3-7.
36. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta [Tekst]: uchebnik / A. V. Tebekin. − Moskva: Knorus, 2016. − 695 s.
37. Tebekin A.V. Teoriya upravleniya. Uchebnik / Moskva, 2017.
38. Tebekin A.V. Upravlenie personalom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2020. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.)
39. Tebekin A.V. Upravlenie strategiey biznesa organizacii na osnove modeli zhiznennogo cikla Dzh. Gardnera. // Strategii biznesa. − 2018. − № 5 (49). − S. 3-10.
40. Tebekin A.V., Kasaev B.S. Menedzhment organizacii. Uchebnik / A.V. Tebekin, B.S. Kasaev. Moskva, 2014. (4-e izdanie)
41. Tebekin A.V., Mantusov V.B. Upravlenie organizaciey: teoretiko-metodologicheskie osnovy, funkcional'nye zadachi, tehnologii, prikladnye aspekty primeneniya. Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. Moskva, 2016.
42. Tebekin A.V., Tebekin P.A. Tehnologii prinyatiya upravlencheskih resheniy na razlichnyh etapah zhiznennogo cikla innovacii. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2017. − T. 3. − № 12. − S. 1-26.
43. Tebekin A.V., Filatov A.A. Osnovy menedzhmenta organizacii. − Moskva, 2005.
44. Tebekin A.V., Shafirov V.G. Harakteristika taym-menedzhmenta kak effektivnoy podsistemy upravleniya social'no-ekonomicheskimi sistemami. // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 3. − № 1. − S. 33-47.
45. Tomas Edison, citaty ob uspehe. https://author.today/post/101743