STATE-CHURCH RELATIONS IN ENSURING NON-TARIFF REGULATION OF CROSS-BORDER MOVEMENT OF CULTURAL TREASURES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The development of customs control of cultural values that make up the historical and spiritual memory of Russia is an integral task of the relationship between the Federal Customs Service of Russia and the Russian Orthodox Church. The paper considers the key elements of modern interaction between two dominant institutional structures of modern Russia – the federal executive authority in the field of customs affairs, ensuring the performance of fiscal and law enforcement functions in ensuring the economic security of the state and the Russian Orthodox Church - the spiritual and moral center for ensuring the integrity of the Russian state throughout its more than 1000-year history.

Keywords:
cultural values, customs control, non-tariff restrictions on foreign trade, customs risk management, traceability of goods
Text

Развитие правоотношений в современном Российском обществе находится в состоянии непрерывного последовательного развития, направленного на соблюдение принципов гуманизма, справедливости, правосознательности, этичности, основываясь на правовых традициях, положительном опыте национальной правотворческой практики, а также совокупности положений, составляющих международное право. Принятые Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (далее – РПЦ) 15 августа 2000 г. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»[] (далее – Основы СКРПЦ) содержат в себе важные для каждого гражданина России положения, определяющие парадигму его взаимоотношений с государством, а также существенные аспекты, регламентирующие взаимоотношение РПЦ и тех или иных органов власти с учетом их уровня в иерархии государственного управления, функций и обязательств перед гражданами. Неотъемлемой частью подобных взаимоотношений являются взаимоотношения РПЦ и ФТС России, динамика и результативность которых претерпевает ряд непрерывных изменений с учетом вызовов как внутренних факторов, так и внешних по отношению к России и ее гражданам вызовам, формируемым незаконными действиями международных организаций и отдельных граждан, целью которых является разрушение национальных традиций, в том числе путем незаконного вывоза за рубеж культурных ценностей, объектов интеллектуальной собственности, представляющих собой объекты религиозного культа, включая иконы, книги, облачения, книги, аудио- и видеозаписи и пр. Вместе с этим достаточно низкий уровень правовой подготовки лиц, в силу своих личных задач, а в ряде случаев и задач возрождения и поддержания церковной деятельности в странах ближнего и дальнего зарубежья, совершающих перемещение тех или иных объектов, в отношении которых действуют соответствующие, принятые Россией и другими странами-членами ЕАЭС запреты и ограничения, приводит к возникновению случаев, квалифицируемых с позиций действующего законодательства как административные правонарушения. В этой связи наблюдается противоречие между существующим и необходимым уровнем развития общественных отношений между Церковью и государством, в каркасе базовых положений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, что определяет актуальность соответствующих многосторонних исследований. В этой связи, целью настоящей работы является уточнение понимания III, IV, VII разделов Основ СКРПЦ «Церковь и государство» в контексте применения нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности. Общей задачей исследования является анализ современного состояния взаимоотношений РПЦ и ФТС России с идентификацией существующих проблем этих взаимоотношений, решение которых лежит в плоскости повышения эффективности таможенного контроля объектов религиозного культа, представляющих собой культурные ценности.

Вопросам исследования взаимоотношения РПЦ и государства в таможенном аспекте посвящены работы Дмитрова Н.Н., Карпова Е.А., Качаловой В.Г., Прошукиной Е.А., Семенова А.В. и др.,  актуальность которых обусловлена проблемой совершенствования таможенного контроля за перемещением через таможенную границу объектов, представляющих собой культурные ценности и, соответственно, соблюдением действующего в этой сфере законодательства .

Согласно п. III.9 Основ СКРПЦ «в контактах с исполнительной властью Церковь должна вести диалог по вопросам принятия решений, имеющих отношение к жизни Церкви, церковно-государственному соработничеству и сферам общественной обеспокоенности Церкви, для чего на соответствующем уровне поддерживается контакт с центральными и местными органами исполнительной власти». В рамках реализации данного положения 23 августа 2011 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной таможенной службой России , реализация которого осуществляется в соответствии с Приказом ФТС России от 22 декабря 2011 г. № 2588 «О реализации соглашения о сотрудничестве между Русской православной церковью и Федеральной таможенной службой» (далее – Соглашение). Организационно вопросами взаимодействия занимается постоянно действующая в ФТС России «Совместная комиссия Федеральной таможенной службы и Русской православной церкви», находящаяся в зоне ответственности Главного организационно-инспекторского управления (ГОргИУ), Управления таможенных расследований и дознания (УТРД), Управления государственной службы и кадров (УГСК) ФТС России .

Основными направлениями сотрудничества РПЦ и ФТС России в соответствии со ст. 1 Соглашения подписавшие его стороны считают:

«– пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации предметов религиозного содержания, отнесенных законодательством Российской Федерации к культурным ценностям;

– проведение совместных мероприятий по передаче Русской Православной Церкви предметов религиозного содержания, отнесенных законодательством Российской Федерации к культурным ценностям, принадлежащих Российской Федерации, и задержанных таможенными органами Российской Федерации;

– оказание помощи в проведении материаловедческих экспертиз предметов религиозного содержания, отнесенных законодательством Российской Федерации к культурным ценностям;

– информационно-консультативное взаимодействие Русской Православной Церкви и таможенных органов Российской Федерации;

– оказание социальной поддержки сотрудникам и ветеранам таможенной службы;

– проведение мероприятий, связанных с предупредительной и воспитательно-профилактической работой в таможенных органах Российской Федерации;

– патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся кадетских училищ, студентов вузов, готовящих кадры для службы в таможенных органах, на основе исторических традиций таможенной службы Российской Федерации;

– проведение информационно-воспитательных мероприятий патриотической направленности среди должностных лиц таможенных органов Российской Федерации;

– организацию и осуществление межрегиональных и международных научных, творческих, деловых и культурных связей и обменов;

– организацию и проведение на территории Российской Федерации и за ее пределами симпозиумов, конференций, конгрессов, выставок, конкурсов, семинаров и других мероприятий, а также участие в подобных мероприятиях, в том числе международных».

В рамках рассматриваемого документа взаимоотношения РПЦ и ФТС России строятся в плоскостях организации квалифицированного сотрудничества РПЦ в качестве структуры, имеющей квалифицированных экспертов по культурным ценностям, а также представителей духовенства, обладающих надлежащими компетенциями для осуществления духовно-нравственного воспитания должностных лиц таможенных органов ФТС России.

Вместе с тем, РПЦ рассматривается государством как юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией в организационно-правовой форме религиозной организации (пп.10 п.3 ст. 50 ГК РФ), имеющей обособленное имущество и отвечающее им по своим обязательствам, способное от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1 ст.48 ГК РФ). В этой связи, обладая правоспособностью (ст. 49 ГК РФ), РПЦ может вступать в правоотношения с таможенными органами, перемещая те или иные товары через таможенную границу с учетом действующего законодательства, установленных запретов и ограничений, в частности, в отношении товаров, попадающих под категорию культурных ценностей, под которыми понимаются «движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение». Указанные предметы преимущественно помещаются под такие таможенные процедуры, как выпуск для внутреннего потребления, экспорт, временный ввоз и временный вывоз. В частности, культурные ценности религиозного назначения могут, в соответствии со ст. 35.5 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1  "О вывозе и ввозе культурных ценностей" вывозиться в целях организации и проведения выставок, презентаций, осуществления реставрационных работ и научных исследований, организации и проведения религиозных обрядов и церемоний.

Перечень культурных ценностей, подлежащих контролю при перемещении через таможенную границу ЕАЭС, определен разделом 2.20 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами ЕАЭС в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30.

Круг привлекаемых, согласно Соглашению, экспертов для проведения экспертизы культурных ценностей в настоящее время ограничивается требованиями Приказа Минкультуры России от 09.03.2021 № 291 «Об утверждении перечня вопросов для тестирования с целью подтверждения наличия у соискателей специальных знаний, необходимых для проведения экспертизы культурных ценностей и составления экспертного заключения». Правила проведения экспертизы культурных ценностей установлены Постановлением Правительства РФ от 14.09.2020 N 1425 "Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение".

Статистика результативности таможенного контроля в части предотвращения незаконного вывоза из России предметов Православного культурного наследия включает для Северо-Запада России результаты деятельности за 2021 год должностных Пулковской таможни, обнаруживших за указанный период более 20 икон и других предметов религиозного культа. Вместе с тем, несмотря на идентифицированную смысловую принадлежность выявленных предметов церковному обиходу, они были «переданы Пулковской таможней в территориальный орган Министерства культуры России для последующего зачисления в музейный фонд», что, в целом, соответствует ст.37 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1, определяющего, что «культурные ценности, в том числе религиозного назначения, обращенные в судебном порядке в собственность государства, подлежат передаче уполномоченным органом в государственные или муниципальные организации, осуществляющие постоянное хранение культурных ценностей, или религиозные организации Российской Федерации в порядке, утвержденном уполномоченным органом».

Вовлечение РПЦ в проблематику взаимодействия с ФТС России помимо ситуаций непосредственного перемещения ею своих религиозно-культурных ценностей через таможенную границу, может осуществляться и при перемещении тех или иных предметов представителями церковного клира и мирянами, как физическими лицами. В указанных ситуациях от указанных физических лиц требуется знание таможенного законодательства, определяющего соблюдение установленного порядка совершения таможенных операций. В работе Прошукиной Е.А. выполнен подробный разбор выявленных нарушений таможенного законодательства при перемещении предметов церковного назначения через таможенную границу. Осмысление причин и побудительных мотивов совершения подобных правонарушений должно стать важным элементом исследований в контексте реализации Основ СКРПЦ, поскольку с одной стороны, они, безусловно связаны с нарушением действующего законодательства, с другой – с не менее важной проблемой поддержания условий взаимодействия и материального поддержания общин РПЦ за пределами России, в том числе в странах – бывших республиках СССР.

Таким образом, рассмотренные направления взаимодействия РПЦ и ФТС России показывают наличие положительных тенденций их развития, что находит отражение как в заключенном Соглашении о взаимодействии, так и в сформированной нормативно-правовой базе, регламентирующей трансграничное перемещение товаров, в первую очередь, объектов религиозного назначения, представляющих собой культурные ценности. Вместе с тем, существующие факты нарушения законодательства, требуют дальнейшего развития взаимоотношений РПЦ и ФТС России для целей минимизации рисков их совершения.

Перспективными направлениями взаимодействия РПЦ и ФТС России может стать формирование системы цифровых двойников объектов религиозного назначения, представляющих собой культурные ценности, в контуре реализации системы прослеживаемости товаров для целей предотвращения нарушения законодательства в сфере таможенного дела.

References

1. Afonin P.N., Lebedeva E.S. Analiz sovremennogo sostoyaniya tamozhennogo kontrolya ob'ektov intellektual'noy sobstvennosti // Byulleten' innovacionnyh tehnologiy. 2019. T. 3. № 1 (9). S. 27-32.

2. Grekov I.V., Afonin P.N. Povyshenie effektivnosti tamozhennogo kontrolya tovarov, peresylaemyh v MPO, a takzhe tamozhennyh uslug k licam, uchastvuyuschih v peresylke // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 10 (111). S. 1136-1141.

3. Dimitrov N.N., Karpov E.A., Semenov A.V. Tamozhennye organy i religioznye ob'edineniya v sovremennoy Rossii: opyt i pravovoy mehanizm vzaimootnosheniy // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B.Bobkova filiala Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 2016. №4 (60). S.32-38.

4. Zakon RF ot 15.04.1993 N 4804-1 "O vyvoze i vvoze kul'turnyh cennostey" // SPS «Konsul'tantPlyus» Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru

5. Kachalova V.G. Gosudarstvennaya politika Rossii v oblasti ohrany kul'turnyh cennostey, XVIII-XX vv. : dissertaciya ... doktora istoricheskih nauk : 07.00.02. - Sankt-Peterburg, 2000. - 350 s.

6. Osnovy social'noy koncepcii Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi. Osnovy ucheniya Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi o dostoinstvah, svobode i pravah cheloveka. - M.: Izdatel'stvo Moskovskoy Patriarhii Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi, 2018. - 176 s.

7. Prikaz FTS Rossii ot 14.10.2020 N 911 "O koordinacionnyh i soveschatel'nyh organah" // SPS «Konsul'tantPlyus» Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru

8. Proshukina E.A. Vzaimodeystvie Federal'noy tamozhennoy sluzhby i Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi // Alleya nauki. 2018. T. 1. № 11 (27). S. 411-418.

9. Pulkovskaya tamozhnya: kul'turnye cennosti stanut dostoyaniem gosudarstva. Severo-Zapadnoe tamozhennoe upravlenie 29.10.2021 // Oficial'nyy sayt Severo-Zapadnogo tamozhennogo upravleniya FTS Rossii // Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: https://sztu.customs.gov.ru/folder/124220/document/310448

10. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Russkoy Pravoslavnoy Cerkov'yu i Federal'noy tamozhennoy sluzhboy Rossii // Oficial'nyy sayt Moskovskogo Patriarhata Russkoy Pravoslavnoy Cerkvi // Elektronnyy resurs. - Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/1603477.html.


Login or Create
* Forgot password?