This article addresses to the key issues of the legal status of the Northern Sea Route in the historical perspective and in accordance with the Russian legislation. It contains the comparative characteristic of the Russian approach to this issue and the Canada´s rule-making activity in this area. It describes the characteristic features of the legal status of the internal waters, exclusive economic zone and some arctic straits of Russia in this context. Gives an answer to the question of its correlation with the norms of contemporary international law of the sea and, in particular, with the UN Convention of 1982. In this regard, the paper emphasizes that relevant Russian and Canadian legislation should be treated as lex specialis in relation to the regulation of navigation in the Arctic coastal areas that provide for higher navigation standards and requirements as compared to the international norms of international law of the sea. It is concluded that the integrity and specificity of the legal status of the Northern Sea Route, as well as the Russia´s ability to control using of it can be justified as by a logistic unity of this national transport communication of Russia and by features of the region, where it passes. Indicated the need for further development of regional and international cooperation in the Arctic and for creation of international instruments defining its terms and content. Here lies the key to the peaceful and effective use of resources and spaces of the Arctic taking into consideration the national interests of Russia and other Arctic countries.
The Northern Sea Route, Arctic, international law of the sea.
Стратегическое значение Арктики для современного и перспективного развития России и мира общепризнанно и многогранно. Это касается как ее роли в обеспечении оборонных интересов приарктических государств, так и наличия в шельфе арктических морей богатейших запасов природных ресурсов, особое значение среди которых имеют углеводороды. Кроме того, уже сегодня арктический регион представляет значительный геополитический интерес для международного морского судоходства благодаря Северо-западному проходу (СЗП) и Северному морскому пути (СМП), соединяющим Атлантический и Тихий океаны.
Давно подсчитано, что использование СМП, например вместо существующих маршрутов через Суэцкий канал и Индийский океан, сокращает путь из Гамбурга в Шанхай более чем на 4 тыс. морских миль, экономит неделю пути и в среднем 650 тыс. долл. расходов на топливо для каждого судна при отсутствии рисков пиратских нападений. Возрастание коммерческой привлекательности арктических судоходных маршрутов предопределяет также то обстоятельство, что благодаря глобальному потеплению в последние годы в этих районах произошло значительное сокращение территорий покрытых льдом районов и, как результат, резко повысилась доступность СЗП и СМП, а также увеличилось время навигации по ним.
Только в 2013 г. к окончанию летнего навигационного периода через СЗП прошло 35 судов и было выдано и более 570 разрешений на соответствующий проход администрацией СМП. При этом речь идет не только о морских транспортных средствах под канадским или российским флагами. В качестве весьма перспективного для себя рассматривают СМП в том числе такие азиатские государства, как Китай, Япония, Индия, Южная Корея и Сингапур, ставшие в мае 2013 г. странами-наблюдателями Арктического совета, равно как и многие другие государства мира.
Вот почему в качестве важнейших задач реализации государственной стратегии нашей страны по развитию Арктики была провозглашена, с одной стороны, необходимость надлежащего «международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане, недопущение пространственных потерь и худших по сравнению с другими прибрежными арктическими государствами правовых условий деятельности Российской Федерации в Арктике», а с другой — совершенствование национальной «нормативно-правовой базы в сфере формирования основ государственного управления Арктической зоной Российской Федерации, законодательного закрепления ее статуса… государственного регулирования судоходства по трассам Северного морского пути».
В качестве одного из важнейших практических шагов, предпринятых в этом отношении в Российской Федерации в последнее время, стало принятие Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», который отразил базовые принципы российского видения правового статуса СМП и определения его границ.
1. Budzik Ph. Arctic Oil and Natural Gas Potential. URL: http://www.eia.gov/oiaf/analysispaper/arctic/pdf/arctic_oil.pdf (data obrashcheniya: 6.10.2014).
2. Byers M. International Law and the Arctic. Cambridge University Press, 2013.
3. Chircop A., Bunik I., McConnel M. L., Svendsen K. Course Convergence? Comparative Perspectives of the Governance of Navigation ans Shipping in Canadian and Russian Arctic Waters. Ocean Yearbook 28. 2014.
4. Rothwell D. R. The Polar Regions and the Development of International Law. Cambridge University Press, 1996.
5. Tanaka Y. The International Law of the Sea. Cambridge University Press, 2012.
6. Voronkov L. Interesy Rossii v Arktike. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=732#2 (data obrashcheniya: 06.10.2014).
7. Vylegzhanin A. N. Vvedenie. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti okhrany okruzhayushchey sredy, sokhraneniya i ratsional´nogo upravleniya biologicheskimi resursami v Severnom Ledovitom okeane: mater. Mezhdunar. nauch. simpoz. (Moskva. 4 sent. 2012 g., RSMD). M., 2012.
8. Gureev S. A., Bunik I. V. K kontseptsii proekta Federal´nogo zakona «O Severnom morskom puti». Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2005. № 1.
9. Lavrov S. V. Nuukskaya deklaratsiya: novyy etap sotrudnichestva arkticheskikh gosudarstv. Arktika: ekologiya i ekonomika. 2011. №. 3. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/5083A33779726F2BC32579280022719B (data obrashcheniya: 06.10.2014).
10. Makarov A. Led tronulsya. Vlast´. 2013. № 9. 11 marta.
11. Mezhdunarodno-pravovye osnovy nedropol´zovaniya: ucheb. posobie / otv. red. A. N. Vylegzhanin. M., 2007.
12. Poval L. M. Mezhdunarodno-pravovye problemy razdela ekonomicheskikh prostranstv Arktiki. Arktika i Sever. 2011. № 3. URL: http://www.narfu.ru/upload/iblock/2cb/oguovfdvgcruvkollxzalvpg-jajivdeiccprquqn%20onpptdevoxohmkxv%20dvyqzfukopfjal%20ymddwmtitwlflqinmmjjyujhmd%20mjxwoxifnocokectyoyjeb%20sclsnqthqoccys.pdf (data obrashcheniya: 06.10.2014).