LAZARUS RESURRECTION CHURCH IS THE OLDEST MONUMENT OF RUSSIAN WOODEN ARCHITECTURE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides information about the Church of the Resurrection of Lazarus, which is the most famous ancient cult building of the Klet type. Today the building is located in the Kizhi Museum-Reserve. The church has undergone several restoration works, as some of its elements have become unusable. The foundation and roof were restored, and lightning protection was installed. The church is small in size, and also has grace, attractiveness and beauty. It attracts a lot of architecture and art lovers who come to see it. Today, the main task is to protect this religious building, as well as to carry out the required amount of restoration work. The Church of the Resurrection of Lazarus, having survived many epochs and difficulties, remains the oldest monument of Russian wooden architecture and should be preserved for future generations.

Keywords:
wooden architecture, architecture, art, history, church, restoration, building
Text
Publication text (PDF): Read Download

Деревянное зодчество, привлекая к себе огромное внимание многочисленных исследователей, является тем феноменом русской архитектуры, который и сегодня производит огромное впечатление на современного человека. Неудивительно, что здания и сооружения, построенные много веков назад, впитали в себя всю непростую историю русского народа, который, несмотря на определенные жизненные сложности, вкладывал свое умение и опыт для того, чтобы в будущем потомки восхищались красотой каждой части деревянных шедевров прошлого.

Деревянное зодчество прошло непростой путь становления и развития, но приятно, что спустя века, оно не забыто, и продолжает привлекать своей красотой и изяществом, что способствовало созданию музеев под открытым небом, например, музея-заповедника «Кижи», где можно встретить интересные архитектурные памятники.

Что же все-таки отличает деревянное зодчество от других шедевров мировой архитектуры? Прежде всего – это простота, которая всегда подчеркивает художественную выразительность любого объекта прошлого. В древности зодчие умели, используя только один топор, формировать внутреннее пространство зданий и сооружений с простой точностью, используя свой опыт и чутье, привнося в каждый объект особое единение с природной средой. Это также прослеживается и при формировании градостроительного ансамбля древних деревянных городов, где все выполнялось из дерева.

Человек тех лет как бы соединялся с природной средой, становясь неотъемлемой ее частью. Он жил и творил, подчеркивая в архитектуре городов, зданий и сооружений то, что человечество и природа являются единым целым и навсегда соединены между собой твердыми связями.

Однако и сегодня, оказавшись рядом с памятниками русского деревянного зодчества, погружаешься в прошлое и ощущаешь то, что чувствовал человек того времени. Это незабываемые впечатления, которые хочется ощущать вновь и вновь, прикасаюсь к древнему срубу.

Прошлое донесло до нас различные постройки, выполненные зодчими. Из всех зданий культового назначения особое впечатление вызывает церковь Воскрешения Лазаря на берегу Онежского озера, которая также является древнейшим клетским храмом.

Церковь Воскрешения Лазаря была срублена примерно между XIV и XVI в. Точную дату возведения установить не удалось [1−2]. Предполагается, что данную постройку возвел сам преподобный Лазарь Муромский (около 1286−1391 гг.), который высоко почитается Русской Церковью (рис. 1). Он являлся основателем Муромского Свято-Успенского монастыря на берегу Онежского озера.

Данная церковь имеет небольшой размер: длина 9 м, ширина 4 м, а высота всего 5,5 м. Для возведения использовался сруб осины и сосны диаметром от 18 до 22 см (рис. 2) [3−4]. При таком размере богослужение может проводиться для 5-6 чел. максимум, что позволяет отнести церковь Воскрешения Лазаря к микрокультовым зданиям.

Данная культовая постройка является примером классического типа клетской церкви, включает в себя три части: сени (материал стен − тёс), помещение церкви (средняя часть, выполненная из сруба), алтарь (сруб). Над средней частью возвышается глава, на которой расположен крест. Крыша на всех трех частях является скатной. Перед входом в сени находится крыльцо. В качестве материала для фундамента используются камни.

Снаружи церковь привлекает своим изяществом, небольшими размерами, точностью пропорций и простотой возведения. Именно эта простота и является такой большой притягательностью, что хочется войти внутрь здания и осмотреться. Внутри церкви все также просто и спокойно, что позволяет сосредоточиться на внутренних мыслях. Скорее всего, при создании такой небольшой церкви и преследовалась эта главная задача – возможность сосредоточиться и найти в своей душе путь к Богу.

Церковь Воскрешения Лазаря попала в музей-заповедник «Кижи» в 1960 г. Далее она пережила четыре выполненные работы по реконструкции. Были заменены деструктивные элементы, реставрировался фундамент, а затем кровля. Кроме того, проводился ремонт крыльца в 2016 г., а также установили молниезащиту.

 

 

Рис. 1. Лазарь Муромский (около 1286−1391 гг.) – основатель Муромского Свято-Успенского монастыря

(источник фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Lazar_Muromsk.jpg)

 

Данное культовое сооружение еще во второй половине XIX в. обмерял архитектор Л.В. Даль. Также он произвел зарисовки церкви, а затем были выполнены ее чертежи [5].

Далее уже в середине XX в. был разработан проект реставрации А.В. Ополовниковым, который затем и был осуществлен. Церковь также сильно пострадала от грибка.

 

 

Рис. 2. Церковь Воскрешения Лазаря в музее-заповеднике «Кижи»

(источник фото: http://kizhi.karelia.ru/media/thumbs/collection/a4/67/tserkov-voskresheniya-lazarya.jpg)

Сегодня церковь Воскрешения Лазаря продолжает оставаться объектом культурного наследия и привлекает к себе любителей искусства и древней архитектуры. Стоит отдать должное людям, которые разрабатывали варианты ее спасения и реставрации для будущих поколений. Ведь простояв такой солидный срок под дождем и снегом, она все равно осталась привлекательной, изящной и красивой.

Какую же все-таки роль в деревянном зодчестве занимает церковь Воскрешения Лазаря? Можно с уверенностью сказать, что главную, так как она была, есть и будет самым древнейшим типом клетской церкви, дошедшим до наших дней. Именно по ее типологии стали строиться и развиваться другие культовые сооружения – еще более крупные и величественные. Большинство современных возводимых деревянных церквей в России продолжает возводиться, используя ту же самую типологию клетского храма, которая зарекомендовала себя не только как простой в возведении объект, но и сооружение, в котором при должных фантазиях архитектора и желании заказчика можно достичь интересных результатов, формируя новые объемно-планировочные решения, добавляя при необходимости различные конструктивные и декоративные элементы в проект.

Церковь Воскрешения Лазаря пережила многие исторические эпохи, прошла через сложности и непростые времена. Поэтому главной задачей становится ее охрана, проведение необходимых реставрационных и восстановительных работ, чтобы донести данную древнейшую культовую постройку до будущих поколений в том виде, в котором она сейчас перед нами предстает и радует глаз уже не одно поколение не только любителей архитектуры и искусства, но и всей нашей истории.

References

1. Pilyavskiy V.I., Tic A.A., Ushakov Yu.S. Istoriya russkoy arhitektury. - Moskva: Arhitektura-S, 2007. 512 s.

2. Pod'yapol'skiy S.S. Restavraciya pamyatnikov arhitektury. - Moskva: Arhitektura-S, 2014. 288 s.

3. Azatyan K.R., Engoyan A.R. Problemy integracii starogo i novogo v processe razvitiya gorodskogo prostranstva // Vestnik MGSU. - 2014. - № 6. - S. 7-16.

4. Makoveckiy I.V. Arhitektura russkogo narodnogo zhilischa. Sever i verhnee Povolzh'e. - Moskva: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR. 1962. 234 s.

5. Mil'chik M.I. Ushakov Yu.S. Derevyannaya arhitektura russkogo Severa. Stranicy istorii. - L.: Stroyizdat. Leningr. otd-nie, 1981. 128 s.

Login or Create
* Forgot password?