This article is devoted to the collective management of copyright and neighboring rights as one of the most important ways of their implementation in Customs Union, Common Economic Space, Eurasian Economic Union and also ensuring property rights of authors, performers, producers of phonograms and other holders of copyright and neighboring rights in cases, when their practical implementation individually is difficult. World Intellectual Property Organization and UNESCO has repeatedly emphasized the importance of collective management as the most suitable path that avoids the limitations of copyright and related rights with providing legal opportunities for mass use of intellectual property in the new high-tech areas. Questions of collective management of copyright and related rights take a significant place in the directives of the European Union adopted in the last decade. Copyright collecting agency must have the whole spectrum of rights for its operation which will allow it to conclude licensing agreements and ensure their legal clarity.
Eurasian Economic Union, Customs Union, Common Economic Space, copyright and neighboring rights, intellectual property, rightholder, collective management.
В настоящее время в Таможенном союзе (ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Российской Федерации широкое распространение получило коллективное управление авторскими и смежными правами как наиболее важный способ их реализации, а в ряде случаев как основное средство обеспечения законного использования произведений и объектов смежных прав.
Обеспечение имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, является основной целью коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами в ТС и Едином экономическом пространстве (ЕЭП).
При этом многие вопросы коллективного управления авторскими и смежными правами в настоящее время являются весьма дискуссионными. Эксперты зачастую имеют совершенно противоположные точки зрения, не всегда они достаточно ясно решены и в законодательстве ТС и ЕЭП. Это связано с появлением новых способов использования произведений и объектов смежных прав, возникновением противоречий между новыми техническими возможностями, позволяющими осуществлять массовое и сравнительно недорогое копирование, и трудностями обеспечения надлежащей "юридической чистоты".
Вполне понятно, что в качестве основной модели реализации авторских прав в новых высокотехнологичных сферах использования произведений стали все шире применяться различные схемы коллективного управления правами, благодаря которым у лиц, использующих произведения и объекты смежных прав, появилась возможность вместо заключения договоров со множеством авторов и иных правообладателей заключать соглашение со специализированной организацией, представляющей их интересы и осуществляющей управление авторскими и смежными правами на коллективной основе (collective management of copyright and related rights). Данная схема не ограничивает права авторов на заключение прямых договоров непосредственно с пользователями, но дополняет их возможностью коллективной реализации авторских и смежных прав в ТС и ЕЭП. Организация по коллективному управлению правами осуществляет сбор денежных средств и выплачивает их пропорционально каждому правообладателю, благодаря чему пользователи получают возможность осуществлять свою деятельность на законном основании, а правообладатели — причитающееся им вознаграждение.
Одобренный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. № 261 проект Соглашения устанавливает единый порядок управления авторскими и смежными правами на коллективной основе в ТС и ЕЭП в случаях, когда:
практическое осуществление авторских и смежных прав в индивидуальном порядке авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм и иными обладателями авторских и смежных прав (далее — правообладатели) затруднено;
законодательством ТС и ЕЭП допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения, в том числе в случае реализации прав авторов, исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях.
1. Bliznets I. A. Kollektivnoe upravlenie avtorskimi pravami. Trudy po intellektual´noy sobstvennosti. T. III: Problemy okhrany intellektual´noy sobstvennosti v Rossii i Zapadnoy Evrope. M., 2001.
2. Vvedenie v intellektual´nuyu sobstvennost´. WIPO PUBLICATION. No. 478(R). 1998.
3. Rochichiolli E. P. Kollektivnoe upravlenie pravami intellektual´noy sobstvennosti. Trudy po intellektual´noy sobstvennosti. T. III: Problemy okhrany intellektual´noy sobstvennosti v Rossii i Zapadnoy Evrope. M., 2001.