CONDITIONS OF REALIZATION OF INTERNAL MIGRATION: LEGAL ASPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
During the last decades an imbalance in the territorial distribution of population in Russia is increasing. That contributes to the emergence of interethnic tensions. The article is devoted to the process of elaboration of the legal provisions that support internal migration. The author’s attention is focused on decrees of the Russian Federation President related to migration issues and the main trends of the development of legislation in this area. The author explains the necessity of legal regulation of authorities’ power in the area of migration at federal legislation level because of the influence of migration restrictions on constitutional rights of citizens. Creation of effective legal mechanisms of regulation internal migration caused by the need to account the geopolitical interests and the economic and social development of the country and possible change of priorities of trade and economic cooperation, as well as the development of import substitution. The main focus lays on the deterrents for internal migration, overcoming of which is possible by using legal means to identify priority measures. Changing the nature of records at the place of stay from permissive to notification is one of the main instruments that require clarification of the procedures and grounds of such accounting. The availability of the social infrastructure and accessible mechanisms for the use of infrastructure is also an important prerequisite for attracting labor resources. The new institution of law - renting living accommodation for social use and its impact on the development the internal migration are considered in this article as one of said prerequisites. The author has generalized factors of ethnic and religious tension and proposed measures to prevent them.

Keywords:
Internal migration, records, uneven settling, accommodation for social use, relations between the nations, interethnic conflicts, tolerance.
Text

Вследствие изменения внутренних миграционных потоков в течение 90-х гг. XX в. сокращалась численность населения северных и восточных регионов России. В 2011 г. наиболее высокий показатель выбывшего населения зафиксирован в Северо-Кавказском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Однако благодаря естественному приросту населения в Северо-Кавказском федеральном округе сохраняется положительная динамика прироста населения, а Дальневосточный и Сибирский федеральные округа стабильно теряют население как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. Основным направлением внутренней миграции остается переселение с востока страны в центр, в том числе в Московский регион, в результате чего усиливается дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации, растет социальная напряженность в обществе, усиливается негативное влияние внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах РФ. Справедливо замечено, что не созданы благоприятные социально-экономические условия для заселения народами России ее окраин. Актуальными в связи с этим являются слова Т. Я. Хабриевой: «…интересы сохранения единого экономического пространства и одновременно интеграции в мировое хозяйство требуют принятия многих законодательных мер».

Совершенствование правового регулирования внутренней миграции в нашей стране является одной из основных задач государственной миграционной политики Российской Федерации. В условиях повышения инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока, Сибири, Северо-Кавказского региона, образования в составе Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя вопрос регулирования внутренней миграции приобретает особую актуальность. Необходимость совершенствования законодательства в этой сфере также обусловлена вступлением России в ВТО и возможным изменением в связи с этим социально-экономического положения отдельных регионов. В целях учета геополитических интересов и задач социально-экономического развития страны требуется создание эффективных правовых механизмов регулирования внутренней миграции, учитывающих возможное изменение приоритетов торгово-экономического сотрудничества, в том числе в целях  развития импортозамещения.

Принятые в последние годы законодательные и иные правовые меры принесли ощутимый позитивный эффект: государство получило инструменты для более гибкого регулирования процессов миграции, повысилась прозрачность миграционных потоков, обеспечены более широкие возможности для реализации прав и свобод личности, заложены основы формирования более сбалансированной миграционной политики Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на принятые меры, сохраняются проблемы, требующие решения. Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. российское миграционное законодательство не в полной мере соответствует текущим и будущим потребностям экономического, социального и демографического развития, интересам работодателей и российского общества в целом. 

 

References

1. Vinogradova P. A. Pravovye mery po uregulirovaniyu mezhnatsional´nykh konfliktov. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel´stva i sravnitel´nogo pravovedeniya. 2014. № 4.

2. Preduprezhdenie mezhnatsional´nykh konfliktov - strategicheski vazhnaya zadacha gosudarstva (interv´yu s nachal´nikom upravleniya po nadzoru za ispolneniem zakonov o federal´noy bezopasnosti, mezhnatsional´nykh otnosheniyakh, protivodeystvii ekstremizmu i terrorizmu General´noy prokuratury Rossiyskoy Federatsii Yu. P. Khokhlovym). Prokuror. 2014. № 1.

3. Khabrieva T. Ya. Natsional´nye interesy i zakonodatel´nye prioritety Rossii. Zhurnal rossiyskogo prava. 2005. № 12.

4. Khabrieva T. Ya., Andrichenko L. V., Plyugina I. V. Dinamika razvitiya migratsionnogo zakonodatel´stva v sovremennoy Rossii. Zhurnal rossiyskogo prava. 2010. № 10.

Login or Create
* Forgot password?