from 01.01.2016 to 01.01.2020
Balashiha, Moscow, Russian Federation
employee
Moskva, Moscow, Russian Federation
The “Green Deal” of the European Union (EU) is a plan for decarbonizing the EU economy by 2050, structural changes in the European energy system, transforming the economy and stimulating efforts to combat climate change. But this new development paradigm will also have profound geopolitical consequences. This initiative will have a significant impact on changing the energy balance of the EU and global markets, on the countries exporting energy resources. European energy security will be exposed to new challenges and threats, which is likely to have a negative impact on the economy of a wide range of states.
ecology, consumer, green deal, energy, climate, oil
В мировой экономике, особенно в странах Европы, продолжает укрепляться общий тренд на ее постепенную перестройку на принципах «зеленого» развития – энергосбережения и сокращения углеродных выбросов в атмосферу. Глобальная пандемия COVID-19, приведшая, в частности, к снижению объемов производства и торговли энергетическим сырьем, дополнительно стимулировала настрой развитых стран G20 на переход к «зеленой» экономике.
Западные эксперты отмечают активное раскручивание в Европе тезиса о необходимости декарбонизации домохозяйств. Тема приобретает все более политизированный характер: европейцы перестают рассматривать природный газ в качестве переходного топлива и стремятся ускорить темпы его замены. Однако в Европейском союзе отсутствует детальная проработка технических и финансовых нюансов реализации подобных проектов, что неизбежно негативно отразится на рядовом потребителе.
На Западе активно продвигается идея, согласно которой обогрев домов ископаемым топливом является одной из ключевых помех противодействию изменению климата [1]. В частности, в мае 2021 года Международное энергетическое агентство (International Energy Agency — IEA) в своем докладе предложило с 2025 г. запретить продажу газовых котлов для отопления жилищ и отдать предпочтение оборудованию, работающему на водороде [2]. Специалисты агентства настаивают на широкомасштабной модернизации уже имеющейся в Европе отопительной инфраструктуры и полного исключения углеродного топлива из работы будущих обогревательных систем. IЕА также выступает за переформатирование строительного сектора, указывая на то, что он должен сосредоточиться на технологиях энергоэффективного жилья, которые позволят уменьшить бытовой расход тепла [3]. Набирает популярность идея о том, что достижение климатической нейтральности не представляется возможным, если будет проигнорирована необходимость реформ строительного сектора. В западных СМИ все чаще звучат призывы начать переоснащение старых домов экологичными материалами, чтобы сократить эмиссии углерода и обеспечить граждан теплым жильем, способствующим здоровому образу жизни [4].
Особо популярны подобные идеи в Великобритании, где большинство домохозяйств отапливаются газом. Премьер-министр Борис Джонсон недавно объявил, что его страна нацелена сократить выбросы углекислого газа на 78% к 2035 г. При этом переоборудование зданий и понижение их углеродного следа является неотъемлемой частью этой стратегии [5]. Правительство в сентябре 2020 г. учредило грант в размере 1,5 млрд фунтов (Green Homes Grant) на переоснащение 600 тыс. домов для повышения их энергоэффективности (однако из-за недобросовестной организации программа была закрыта) [6].
В Ирландии Совет по экологичному строительству (The Irish Green Building Council) разработал концепцию по энергетическому обновлению жилья, которая позволит местным властям отслеживать рентабельность подобных инвестиций, эффективность примененных мер, и их конкретные результаты (прямое влияние на качество воздуха, тепловой комфорт и т.д.). Это должно способствовать накоплению опыта и повышению качества оказываемых услуг. Совет также выступает за создание так называемого паспорта реконструкций зданий, согласно которому домовладельцы получат точное руководство по повышению энергоэффективности своего жилища. При том ирландские специалисты соглашаются с тем, что подобные реновации потребуют от граждан значительны расходов, однако не видят в этом особой проблемы и предлагают улучшать свои дома по мере появления возможностей, а также рекомендуют правительству разработать для этих целей систему грантов и кредитов [7].
Среди наиболее перспективных альтернатив газовому отоплению IEA называет водород, тепловые насосы, централизованное теплоснабжение. Наряду с этим, утверждает агентство, для обогрева жилищ было бы целесообразно использовать геотермальную энергию, в том числе с задействованием выведенных из эксплуатации угольных шахт [8]. В свою очередь, эксперты отмечают, что переход на безуглеродные виды подачи тепла для миллионов домохозяйств будет неизбежно сопряжен с дополнительными финансовыми тратами и обременительными строительными работами. Потребителям придется сталкиваться с более высокой ценой на совместимое с водородом оборудование по сравнению с традиционными газовыми котлами, пока не будет налажено их массовое производство. Пока не ясно, как будут решаться технические вопросы, вроде установки надежной изоляции при широкомасштабном внедрении тепловых насосов, невозможности монтажа новых систем в большинстве старых зданий из-за, например, твердых стен (в Великобритании таких помещений большинство) [9].
Одновременно, использование новых технологий для строительства энергоэффективных домов повлечет за собой кардинальные пертурбации в строительном секторе (потребуется переобучение специалистов, смена поставщиков, поиск производителей новых видов материалов и т.д.), что отразится на стоимости жилья. Необходимы мощный импульс и стимулы, исходящие от правительства, чтобы заставить домохозяйства отказаться от старых надежных и испытанных средств обогрева, заявляет эксперт британского Комитета по изменению климата (Climate Change Committee) профессор Джулия Кинг (Julia King). По ее мнению, подобные преобразования, в значительной степени, затронут привычный комфорт граждан, что определенно вызовет недовольство. Отношение экспертов к тепловым насосам достаточно скептическое: возможность их установки напрямую будет связана с типом здания. Так, для насоса, забирающего тепло из земли, понадобится бурить глубокие скважины рядом с домом, насос, черпающий тепло из воздуха, малоэффективен в сильные холода.
Относительно угольных шахт у специалистов также есть сомнения: шахтная вода может содержат в себе большие количества железа и марганца, что повышает ее коррозионную агрессивность. Это может привести к закупорке насосов и теплообменников, при том, что схема технического обслуживания подобных проектов не проработана [10]. Кроме того, глобальная трансформация привычных систем отопления потребует от государства огромны капиталовложений. Комитет полагает, что в течение следующего десятилетия Великобритании придется тратить по крайней мере 4 млрд фунтов в год. Экологи считают, что этот вопрос нуждается в срочном изучении и правительству необходимо создать четкую стратегию на данный счет [11]. В своем докладе Комитет по изменению климата отмечает, что переоборудование зданий станет одной из самых дорогостоящих задач национальной экономики. Согласно его оценкам, к 2050 г. потребуется инвестировать 360 млрд фунтов, причем 250 млрд пойдут на модернизацию жилых домов, а 110 млрд – на общественные и коммерческие здания [12].
При этом у сторонников зеленых преобразований отсутствует четкая позиция относительно того, кто будет нести соответствующе расходы. Зеленое лобби, подчеркивают эксперты, упускает из виду тот факт, что на фоне пандемического кризиса эта проблема приобретает для граждан особую остроту. Как следствие, ряд западных аналитиков подвергают сомнению настойчивые заверения активистов зеленых преобразований о доступной цене нового оборудования и уменьшении стоимости электроэнергии благодаря уходу от углеродных энергоносителей. Так, в США доклад Калифорнийской комиссии по коммунальным услугам (California Public Utilities Commission) отмечает, что планы государства по сокращению выбросов СО2 негативно скажутся на счетах за электроэнергию и потребуют крупных первоначальных инвестиций, которые будут недоступны домохозяйствам со средним и низким доходом при отсутствии государственных субсидии [13]. В свою очередь, цены на электроэнергию продолжают расти, в том числе и там, где активно используются возобновляемые источники (ярким примером является самый «зеленый» американский штат Калифорния [14], а также Германия, где все больше граждан возмущаются отсутствием снижения цен на электричество притом, что установка ветрогенераторов вблизи населенных пунктов по распоряжению правительства приобретает все больший масштаб [15]).
Ряд экономистов также обращают внимание, что хотя цена на фотоэлектрические панели и снижается, в солнечных установках присутствуют и другие элементы, стоимость которых не падает, а общая цена получается достаточно внушительной. Собственно, этим и объясняется то, что подобные источники энергии в основном могут позволить состоятельные люди. Таким образом, хаотичность и непродуманность стратеги достижения климатических целей может со временем привести к углублению межклассового неравенства, рискуя превратить электроэнергию в роскошь, доступную лишь богатым слоям населения [16].
Между тем эксперты наблюдают противоречивые взгляды на зеленый переход и среди стран Евросоюза. Так, президент Болгарии Румен Радев заявил о том, что «зеленая сделка» может навредить государствам ЕС со слабой экономикой, которым Брюссель рекомендует реализовывать больше зеленых проектов, чтобы утвердить собственную энергетическую независимость. По его мнению, эти требования приведут к потере энергетических мощностей, и, как следствие, ослаблению энергетической безопасности [17].
По убеждению экспертов, отход от углеродной энергетики ляжет значительным финансовым бременем и на частный, и на государственный сектора. Настойчивая пропаганда СМИ амбициозных климатических планов и оптимизм зеленых лоббистов в успехе их продукции, а также в незаменимости ВИЭ в качестве противодействия изменению климата связаны в первую очередь с государственной поддержкой данный программ. Она является ключевым фактором для роста ветряной и солнечной генерации в энергобалансе государств. При этом упускается из виду, что данная отрасль также уязвима к различного рода потрясениям, вроде сбоев в цепочка поставок и малой доступностью ресурсов для производства. Так, у американского президента Джозефа Байдена большие планы на солнечную энергию – «на миллиарды». При этом подавляющее большинство солнечных панелей для этого проекта сделаны из кремния китайского производства, а Запад, например, обвиняет Китай в использовании принудительного труда для их изготовления. Если США решат отказаться от использования китайского кремния, солнечные батареи станут дороже. Таким образом солнечная энергия потеряет статус недорогого источника. Подобная ситуация намечается и с ветряными турбинами – эксперты прогнозируют дефицит поставок меди. Как следствие, может произойти повышение цен, что уменьшит конкурентоспособность этих ВИЭ [18].
Британские специалисты из энергетической компании National Grid, Центра энергетических исследований (UK Energy Research Centre) и крупнейшей газораспределительной британской сети Cadent еще в 2020 г. признали, что подобный переход будет разрушительным и для потребителей, и для бизнеса [19]. При этом дальнейшая неопределенность с источниками финансирования зеленых инициатив будет все чаще побуждать приверженцев энергоперехода компенсировать свою экономическую нагрузку за счет других стран (показательна инициатива ЕС по налогу на углерод), используя в качестве предлога противодействие изменению климата.
Реализация «зелёной сделки» может негативно отразиться на экономике России и ее торговле со странами ЕС, так как наша страна — основной поставщик углеводородов. В такой ситуации для Российской Федерации было бы крайне важным изыскать возможность опереться на сотрудничество с рядом европейских стран в целях нейтрализации этих последствий, а также развития «зеленых» технологий. Это было бы особенно важно в условиях усилившейся напряженности международной обстановки, ужесточения западной политики санкций, выразившейся в сокращении российских возможностей для получения западных высокотехничных товаров и производственных процессов.
1. McGrath M. Climate change: Ban new gas boilers from 2025 to reach net-zero // BBC News. 2021. 19. - https://www.bbc.com.
2. McGrath M. Climate change: Ban new gas boilers from 2025 to reach net-zero // BBC News. 2021. may 19. - https://www.bbc.com.
3. Jackson D. Green industries changing the future of housing in Wales // Business News Wales. 2021. may 21. - https://www.businessnewswales.com.
4. Energy renovation must become more desirable, accessible and affordable // Irish Examiner. 2021. May 24. - https://www.irishexaminer.com.
5. The urgency of now how can construction meet its green targets? // Building. 2021. may 12. - https://www.building.com.uk.
6. Government reveals scale of Green Homes Grant Farce // Letting Agent Today. 2021. April 26. - https://www.lettingagenttoday.com.
7. Energy renovation must become more desirable, accessible and affordable // Irish Examiner. 2021. May 24. -https://www.irishexaminer.com.
8. Harrabin R. Gas boilers: What are heat pumps and how much do they cost? // BBC News. 2021. May 19. - https://www.bbc.com.
9. McGrath M. Climate change: Ban new gas boilers from 2025 to reach net-zero // BBC News. 2021. may 19. - https://www.bbc.com.
10. Harrabin R. Homes to be heated by warm water from flooded mines // BBC News. 2020. Јune 20. - https://www.bbc.com.
11. Harrabin R. How will we heat our homes in zero carbon Britain? // BBC News. 2021. February 6. - https://www.bbc.com.
12. The urgency of now how can construction meet its green targets? // Building. 2021. May 12. . - https://www.building.com.uk.
13. Slav I. Why Californians have sky-high electricity bills // 0ilprice. 2021. May 5. https://www.oilprice.com
14. Ibid.
15. German conservatives resist wind power, but not for reasons you'd think // The Christian Science Monitor. 2021. January 6. - https://www.csmonitor.com.
16. Slav I. Why Californians have sky-high electricity bills // 0ilprice. 2021. May 5. https://www.oilprice.com
17. Radev: Zelenatskaya sdelka kriy opasnosti dlya bednyh d'rzhavi kato Bolgarii // Glasovo. 2021. 25 maya. - https://www.glasove.com.
18. Slav I. Vozobnovlyaemye istochniki energii perezhivayut moment na Truth // 0ilprice. 2021. 26 maya. Https://www.oilprice.com.
19. Karrington D. Zapretit' novye gazovye kotly v Velikobritanii s 2025 goda ili risknut' ne dostich' nulevoy celi // The Guardian. 2020. 22 iyulya. - https://www.theguardian.com.