Russian Federation
Russian Federation
UDK 60 Прикладные науки. Общие вопросы
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
GRNTI 14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
Digital transformation covers all areas of the economy. The analysis in the article showed that this mechanism of filing documents has a number of serious shortcomings related to technical and organizational shortcomings. one of 49 pilot universities in the country that have implemented this project in the admissions campaign. that the proportion of applicants who submitted documents through the super service is insignificant, so it is necessary to identify the main reasons for the low popularity of this mechanism. To do this, the authors conducted a sociological survey among the applicants of the Russian Federation, which reflected the attitude of respondents to the peculiarities of applying to universities and identified the difficulties they had. In order to determine the main areas of improvement of the superservice "Getting to the university online" the main criteria for competitiveness of each of the mechanisms of filing documents to the admissions commission were defined and an expert assessment on them was made. As a result of the study, concrete measures to improve the implementation of the superservice in Kazan GAU, which can be extrapolated to other universities in the country, have been proposed
higher education, digital transformation, admissions committee, admissions campaign, public services, superservice, digitalization, university
Введение. Цифровая трансформация высшего образования – реорганизация образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий [1]. Для ее реализации необходим доступ вузов к широкополосному интернету, современное компьютерное оборудование, элементы искусственного интеллекта, интернета вещей и больших данных [2]. Особенно важно провести цифровую трансформацию процесса приема абитуриентов. Однако до недавнего времени процедура приема в вузах была стандартизированной и жестко регламентированной. В 2019 г. Правительство Российской Федерации запустило проект суперсвервиса «Поступление в вуз онлайн», который позволил бы снизить издержки как со стороны вуза, так и со стороны абитуриентов.
Суперсервисы представляют собой комплексы государственных услуг, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. [3]. На сегодняшний день суперсервис «Поступление в вуз онлайн» действует на базе Единого портала государственных услуг, число пользователей которого менее чем за 10 лет выросло почти в 20 раз (рис. 1) и охватывает большую часть населения Российской Федерации.
Кроме суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» на портале в качестве прототипов представлены 22 суперсервиса, которые позволяют решать до 90 % жизненных ситуаций граждан при их взаимодействии с органами государственной власти. К жизненным ситуациям абитуриентов и студентов вузов можно отнести такие суперсервисы, как «Цифровые документы об образовании онлайн», «Медицинские справки и документы онлайн», «Трудовые отношения онлайн», «Образование в РФ для иностранцев», «Социальная поддержка онлайн». Они упрощают обучение в образовательном учреждении и позволяют сконцентрироваться на учебе, а не на заполнении и получении различных бюрократических документов.
В конце 2019 г. Казанский государственный аграрный университет (Казанский ГАУ) был выбран в качестве одного из пилотных вузов для участия в реализации суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» [4]. В 2020 г. свои коррективы в планы реализации суперсервиса внесла пандемия коронавирусной инфекции, которая заставила многие вузы ускорить процесс освоения цифровых технологий при организации и проведении приемной кампании. Согласно Постановлению Правительства РФ в 2021 г. к суперсервису были подключены еще 137 вузов, а к 2022 г. система должна начать работать на всей территории Российской Федерации. К этому времени необходимо выявить и устранить недостатки в его работе.
Цель исследования – анализ реализации суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в Казанском ГАУ и разработка основных направлений его дальнейшего развития.
Исходя из поставленной цели, решали следующие задачи:
проанализировать результаты приемной кампании в динамике и сгруппировать их по формам подачи заявлений абитуриентами;
определить отношение абитуриентов и студентов к реализации суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» на основе социологического опроса;
предложить основные направления повышения эффективности суперсервиса в рамках Казанского ГАУ.
Условия, материалы и методы. Особая значимость деятельности Казанского ГАУ для социально-экономического развития Республики Татарстан определяется важностью аграрной сферы в экономике региона [5]. Университет решает задачи кадрового обеспечения сельского хозяйства республики и, тем самым, вносит значительный вклад в эффективность агропромышленного комплекса региона [6]. Достижения ученых вуза широко используют на предприятиях АПК и регулярно демонстрируют на международных и всероссийских отраслевых выставках.
В 2020 г. Казанский ГАУ увеличил количество зачисленных абитуриентов, по сравнению с 2019 г., на 3,6 % (рис. 2). Наибольший рост отмечен на факультете лесного хозяйства и экологии – 10,1 %, в институте механизации и технического сервиса набор увеличился на 7,3 %, в институте экономики – на 4,7 %. Количество зачисленных абитуриентов уменьшилось только на агрономическом факультете (на 4,4 %). В целом было подано 8716 заявлений, из них 4841 на очную форму обучения на бюджетной основе. Конкурс на одно место в вузе составил 10,1 человека, что на 34,7 % больше, чем в 2019 г. Приняли на обучение 1221 абитуриента. Одной из причин роста числа абитуриентов стало использование личного кабинета абитуриента и начало функционирования суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Несмотря на то, что в связи с ограничениями, вызванными пандемией коронавирусной инфекции, подавляющее большинство абитуриентов предпочли использовать дистанционные форматы подачи документов, популярность суперсервиса среди абитуриентов в 2020 г. была низкой. Этим механизмом воспользовался только 651 человек, или 7,5 %.
В 2021 г. авторы на платформе Microsoft Forms провели социологический опрос среди студентов первого курса с целью выявления их отношения к суперсервису «Поступление в вуз онлайн» [7], в котором приняли участие 174 респондента, подававших документы в российские вузы в 2020 г. Выборка репрезентативна, так как среди опрошенных были представители разных направлений. География участников социологического опроса включала в себя абитуриентов, которые подавали документы в вузы Приволжского (112 чел.), Центрального (18 чел.), Южного (18 чел.), Уральского (13 чел.), Северо-Кавказского (4 чел.), Сибирского (4 чел.), Северо-Западного (3 чел.) и Дальневосточного (2 чел.) федеральных округов. Респондентам, подававшим документы через суперсервис, было предложено оценить удобство этого механизма по пятибальной шкале.
Для определения наиболее эффективных критериев конкурентоспособности механизмов принятия документов в рамках приемной кампании вузов было проведено интервью 4-х специалистов приемной комиссии Казанского ГАУ, обладающих опытом для оценки эффективности различных механизмов подачи документов абитуриентами. Предварительно авторами были выделены десять ключевых критериев. Затем специалисты приемной комиссии Казанского ГАУ оценивали их по десятибалльной шкале, где самой низкой оценке соответствовал 1 балл, самой высокой – 10 баллов. Полученные значения были представлены в графической форме в виде многоугольника конкурентоспособности, который позволяет визуально выделять имеющиеся сильные и слабые стороны механизмов принятия документов в образовательное учреждение. Это создает достаточные основания для принятие решений по совершенствованию деятельности приемной комиссии вуза.
Результаты и обсуждение. Проведенный опрос абитуриентов 2020 г. продемонстрировал крайне низкую популярность подачи документов в приемную комиссию вузов через исследуемый суперсервис (рис. 3). В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в стране большинство респондентов (52,9 %) в 2020 г. подавали документы, используя личные кабинеты на сайтах образовательных учреждений. Несмотря на ограничения, 27 % сделали это лично, посетив соответствующие вузы. Только 3,4 % опрошенных подали заявления с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Это, на наш взгляд, связано с низкой распространённостью такого механизма подачи документов среди российских вузов, а также неосведомленностью абитуриентов о существующей возможности.
При этом основной сложностью для абитуриентов при взаимодействии с вузами в рамках приемной кампании стали затруднения, связанные с электронной системой подачи документов. Так, 47,7 % респондентов отметили проблемы, возникавшие при работе с личным кабинетом на сайтах образовательных учреждений, поскольку его интерфейс в каждом вузе был уникальным, и неподготовленные заявители могли запутаться. Многие абитуриенты потеряли возможность поступить на бюджетные места из-за того, что не смогли вовремя отследить свой статус. На это пожаловались 31 % опрошенных (рис. 4). Кроме того, проблемы возникали с дистанционным консультированием (9,2 %) и сдачей дополнительных вступительных испытаний (12,1 %).
Суперсервисом «Поступление в вуз онлайн» воспользовались 27 респондентов, из которых студентами Казанского ГАУ стали 6 человек, большинство из них (66,6 %) оценили этот механизм на «отлично» и «хорошо» (рис. 5), объяснив свои оценки возможностью подачи одного заявления в несколько вузов, единым интерфейсом портала госуслуг, а также простым и понятным мониторингом статуса абитуриента. Около 20 % респондентов оценили суперсервис на 1 и 2 балла, связав свои оценки с необходимостью иметь подтверждённый уровень ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации) на портале госуслуг, а также с отсутствием возможности подачи документов в интересовавшие их вузы.
Результаты опроса, проведенного среди специалистов приемной комиссии Казанского ГАУ, свидетельствуют, что суперсервис «Поступление в вуз онлайн» обладает рядом преимуществ, по сравнению с иными механизмами подачи документов абитуриентами. В первую очередь он обеспечивает безопасность заявителей в эпидемиологическом аспекте, так как предполагает передачу документов через Интернет, без посещения вузов (рис. 6). Аналогичным преимуществом обладают и личные кабинеты абитуриентов, но вариативность интерфейсов подобных сервисов в разных вузах создает сложности для заявителей.
Высокую оценку получила возможность отслеживания статуса абитуриента в одном месте. Если раньше каждый вуз самостоятельно выбирал способы и даты его публикации, при этом часто возникали ошибки и сложности в поиске информации, то теперь с помощью суперсервиса заявитель может отследить свое положение в списках, получить информацию о результатах вступительных испытаний, а также узнать о зачислении в вуз в личном кабинете на портале госуслуг. Суперсервис полезен не только для абитуриентов, но и для специалистов приемной комиссии, так как автоматизирует процессы обработки документов, сводя к минимуму возможности ошибок, связанных с человеческим фактором, а также экономит время и финансовые средства на бумажные носители и оплату труда.
Проведенный анализ текущего состояния реализации суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в Казанском ГАУ, результаты социологического опроса и оценка критериев механизмов подачи документов позволяют выделить основные проблемы в работе суперсервиса и предложить меры для их решения.
Одно из препятствий эффективной реализации суперсервиса – отсутствие возможности консультирования абитуриента со специалистами приемной комиссии. Для его устранения, на наш взгляд, можно использовать облачную платформу «Сферум», разработанную специалистами Mail.ru Group и «Ростелеком» [8]. В первом квартале 2021 г. такой видеосервис был запущен в школах 15-и пилотных регионов страны. При этом есть возможность интегрировать его с суперсервисом «Поступление в вуз онлайн», что обеспечит доступ пользователей к верифицированным материалам образовательных учреждений. Это позволит решить и другую выявленную проблему – сложность в организации дистанционных вступительных испытаний. В случае интеграции видеосервиса «Сферум» с порталом госсуслуг, отпадет необходимость в идентификации абитуриента, так как вход на платформу будет происходить через профиль ЕСИА.
Следующим шагом по развитию суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» должно стать расширение географии его работы [9]. На сегодняшний день таким механизмом могут воспользоваться только граждане Российской Федерации, что ограничивает возможности иностранных абитуриентов. Основная сложность в решении этой проблемы не технические возможности, а нормативно-правовая база [10, 11]. Необходимо внести изменения в законодательные акты, регулирующие функционирование суперсервиса.
Необходима широкая популяризация суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» с целью формирования знаний и доверия абитуриентов к такому механизму подачи документов в образовательные учреждения [12]. Согласно результатам проведенных исследований, в сфере популяризации государственных услуг наиболее эффективны повышение компьютерной грамотности населения и разъяснение в местах оказания услуг [13, 14]. Кроме того, для достижения такой цели можно, например, заключить контракт с SMM агентством, которое формировало бы позитивное восприятие суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» среди целевой аудитории в наиболее популярных социальных сетях. Важными инструментами распространения информации о суперсервисе могут стать ее размещение на официальном сайте вуза, в справочных материалах, а также в ходе проведения профориентационной работы.
Выводы. Анализ реализации суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в Казанском ГАУ в 2020 г. выявил основные тенденции развития механизма подачи документов. Несмотря на то, что большинство абитуриентов подавали заявления через электронный личный кабинет вуза, они столкнулись с такими проблемами, как сложности в поисках информации, ошибки при обработке их данных, отсутствие возможности консультирования. Суперсервис, основное преимущество которого заключается вунификации и стандартизация процессов приема документов, использовала небольшая часть абитуриентов. Основные причины такой ситуации – крайне низкая осведомленность о существовании этого механизма подачи документов, а также ограниченные возможности самого суперсервиса. Он предназначен только для граждан Российской Федерации, претендующих на бюджетные места, и не позволяет организовать прием вступительных испытаний.
Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» служит одним из элементов цифровой трансформации образовательного процесса. От качества его функционирования зависит успешность дальнейшего развития цифровизации вузов, поэтому крайне важным становится перевод приемной кампании на цифровую платформу. Приведенные в работе результаты свидетельствуют об актуальности рассматриваемых проблем при приеме абитуриентов в высшие учебные заведения. Вместе с тем, благодаря внедрению и реализации суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» абитуриенты получат доступный и достаточно удобный механизм подачи документов. При этом будут снижены материальные и временные затраты не только абитуриентов, но и вузов. Опыт Казанского ГАУ как пилотного вуза по внедрению суперсервиса выявил определенные трудности, которые можно устранить путем использования предложенных авторами мероприятий. В первую очередь, необходимо расширить функционал суперсервиса для привлечения абитуриентов на коммерческое обучение и с иностранным гражданством, а также популяризировать этот механизм среди с помощью продвижения в социальных сетях.
1. Fassakhova GR, Nezhmetdinova FT, Sharypova NKh. Staffing of agrarian economy: challenges and solutions. [Internet]. BIO Web Conference International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources”. 2020; Vol. 27. [cited 2021, March 10]. Available from: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/11/bioconf_fies-20_00146/bioconf_fies-20_00146.html. doi:https://doi.org/10.1051/bioconf/20202700146
2. Nezhmetdinova FT, Fassakhova GR, Sharypova NKh. Agricultural organizations as participants in professional and public accreditation of staff training quality in agricultural economy. [Internet]. BIO Web Conference International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources”. 2020; Vol.27. [cited 2021, April 12]. Available from: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/full_html/2020/11/bioconf_fies-20_00145/bioconf_fies-20_00145.html. doi:https://doi.org/10.1051/bioconf/20202700145.
3. Morozova MA. [Super services as a method of digitalization of public services]. Khronoekonomika. 2019; 6 (19). 2 p.
4. Safiullin NA. [Implementation of the super service “Online university entrance” in agricultural universities of the Russian Federation]. Konyaevskie chteniya: sbornik nauchnykh trudov VII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg: Ural'skii gosudarstvennyi agrarnyi universitet. 2020; 84-85 p.
5. Nezhmetdinova FT, Fassakhova GR, Shagivaliev LR. [Transformation of personnel training for the agro-industrial complex in the digital economy]. Sel'skoe khozyaistvo i prodovol'stvennaya bezopasnost': tekhnologii, innovatsii, rynki, kadry: nauchnye trudy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 100-letiyu agrarnoi nauki, obrazovaniya i prosveshcheniya v Srednem Povolzh'e Kazan': Kazanskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, 2020; 721-725 p.
6. Valiev AR, Ziganshin BG, Dmitriev AV. [Experience of Kazan State Agrarian University in the training of engineering and scientific personnel for digital agriculture]. Innovatsii v sel'skom khozyaistve. 2018; 4 (29). 434-442 p.
7. Opros “Postuplenie v vuz v 2020 godu”. [Internet]. Microsoft forms. [cited 2021, March 01]. Available from: https://clck.ru/UD9bm.
8. Spherum. [cited 2021, March 01]. Available from: https://sferum.ru/
9. [Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2020 No. 2427 “On the functioning of the super service “Admission to the university online”]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2021; 2 (chast' IV). st. 461.
10. Kharitonov SS, Mironkina AYu. [The dual system of training a technical specialist as a factor in the fight against youth unemployment]. Nauka i biznes: puti razvitiya. 2020; 4 (106). 2020; 156-162 p.
11. Fursov VV, Shchigoleva IV, Surtsova TG. [Digital transformation of the admission process to Russian universities]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020; 3. 76-80 p.
12. Novikov S, Amirova E, Kosykh E. Strategic planning and management of high-tech developments and innovative technical solutions Research in World Economy. 2019; 10 (3). 309-314 p.
13. Safiullin NA. [On the results of the sociological survey “Popularization of electronic state and municipal services among the rural population”]. Sel'skoe khozyaistvo i prodovol'stvennaya bezopasnost': tekhnologii, innovatsii, rynki, kadry: nauchnye trudy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 70-letiyu Instituta mekhanizatsii i tekhnicheskogo servisa i 90-letiyu Kazanskoi zootekhnicheskoi shkoly. Kazan': Kazanskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet. 2020; 663-670 p.
14. Safiullin NA, Valieva GR, Fayzrakhmanov DI. Quality assessment of electronic state and municipal services using the example of the ministry of agriculture of the Russian Federation. [Internet]. BIO Web of Conferences. 2020; Vol.17. [cited 2021, March 10]. Available: https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/abs/2020/01/bioconf_fies2020_00143/bioconf_fies2020_00143.html. doi:https://doi.org/10.1051/bioconf/20201700143.