COMMUNICATIVE GOAL-SETTING AS TIPOLOGIZATION’S BASIS OF TASKS RELATED TO FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The didactic conditions related to formation of communicative universal learning activities (ULA) during Literary Reading classes in the lower forms, and the typologization’s basis of tasks for these ULA formation are considered in this paper. Along with the knowledge, value relations and positive experience of communication the ULA are a structural component of communicative competence. Communication ULA are the planned result of main secondary program assimilation in the fi rst stage of learning. One of their formation means is common tasks. Diff erent foundations may be used as basis for typologization of tasks related to ULA formation. The tasks whose typologization is based on communication subjects’ cooperation goal are considered in this paper. In accordance with this base the following groups of tasks are relieved: on information request, on information exchange, on emotional self-expression, on presentation (knowledge, action, results), on conviction, on reasoned refusal. The proposed paper has been dedicated to communicative ULA formation.

Keywords:
communicative competency, communicative universal learning activities, elementary school, communication goals.
Text

Изменения, происходящие в Российской Федерации, основные направления модернизации системы образования, требования ФГОС НОО, ставят перед учителем задачу получения новых результатов образования. 

Наиболее важными результатами современной системы образования являются метапредметные, которые предполагают формирование универсальных учебных действий (УУД). «Литературное чтение» — один из основных предметов в начальной школе, успешность изучения которого влияет и на формирование УУД. «Литературное чтение» сегодня рассматривается как предмет, обеспечивающий получение предметных, личностных и метапредметных результатов. 

Задачи по выработке навыка осознанного чтения, ознакомления учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа являются предметными и решаются непосредственно в урочной деятельности. 

Однако формирование универсальных учебных действий в курсе «Литературного чтения» происходит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

Курс «Литературное чтение» имеет особую значимость для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и на их основе коммуникативной компетентности. Под коммуникативной компетентностью мы понимаем свойство личности, проявляющиеся в способности к взаимодействию с другими людьми речевым и неречевым способами, устно и письменно, на родном и иностранном языках. Другими словами, это способность понимать и быть понятым.

Речевое общение является основным условием развития мышления и речи ребенка, а младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для его развития. Однако, в настоящее время развитию коммуникативных умений уделяется недостаточно внимания. Результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что во время урока ребенку предоставляется возможность общаться и говорить по теме урока не более трех-четырех минут, остальное время он должен молчать. Это не позволяет сформировать у него коммуникативные умения. А ведь коммуникативная компетентность должна быть сформирована именно на ступени начального образования. 

References

1. Vorontsov A.B. Uchebnaya deyatel'nost': vvedenie v sistemu D.B. El'konina - V.V. Davydova / A.B. Vorontsov, E.V. Chudinova. - M.: Izdatel' Rasskazov A.I., 2004. - 289 s.

2. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. uch. zav. / V.V. Davydov. - M.: Akademiya, 2004. - 288 s.

3. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole. Ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya i dr. / Pod red. A.G. Asmolova. - 2-e izd. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 152 s.

4. Leont'ev A.A. Aleksey Nikolaevich Leont'ev. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' / A.A. Leont'ev, D.A. Leont'ev, E.E. Sokolova. - M.: Smysl, 2005. - 431 s.

5. Uroki literaturnogo chteniya v sovremennoy nachal'noy shkole: 1 klass: kniga dlya uchitelya/ N.F. Vinogradova, I.S. Khomyakova, V.I. Petrova, I.V. Safonova / Pod red. N.F. Vinogradovoy. - M.: Ventana-Graf, 2010. - 208 s.

6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 31 s.

7. Tseluyko V.M. Psikhologicheskie osnovy pedagogicheskogo obshcheniya: [posobie dlya studentov i pedagogov] / V.M. Tseluyko. - M.: Gumanitar. Izd. Tsentr VLADOS, 2007 - 295 s.

8. Tsukerman G.A. Vidy obshcheniya v obuchenii / G.A. Tsukerman. - Tomsk: Peleng, 2005. - 268 s.

Login or Create
* Forgot password?