Tashkent, Uzbekistan
This article provides a summary of the nature of the problem art trade regulation and AML / CFT. The paper shows the important role of prevention of such a crime as money laundering. The analysis of the problem was carried out taking into account the legislation and practice of the Republic of Uzbekistan.
money laundering, counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism (AML / CFT), risks, responsibilities, internal control
Основные положения
Ежегодно преступники отмывают миллиарды долларов, покупая и продавая предметы искусства. Мировой рынок искусства оценивается более чем в 67,4 млрд долл. США [1]. Произведения искусства подделываются, продаются на черном рынке, а террористические организации, такие как ИГИЛ, торгуют культурными артефактами для финансирования своей деятельности.
Во время пандемии COVID-19 тенденция к инвестициям на рынок искусства усилилась. Мировые продажи произведений искусства и антиквариата оцениваются в 50,1 млрд долл. США в 2020 г. Интернет-продажи произведений искусства и антиквариата достигли рекорда 12,4 млрд долл. США, что в два раза больше по сравнению с предыдущим годом [2]. Как видно из данных цифр, сектор искусства является огромным источником незаконного обогащения. Основная причина этого в том, что отрасль в основном не регулируется, а ценами на произведения искусства легко манипулировать.
Причины проблемы в сфере ПОД/ФТ.
Основными факторами, которые позволяют преступникам получать незаконные средства через торговлю произведениями искусства, являются:
- Защита личной информации.
В арт-индустрии очень уважают частную жизнь людей, часто бывает трудно проследить путь к владельцам произведений искусства. Это позволяет преступникам заниматься продажей произведений искусств абсолютно анонимно.
Известным примером могут служить «Подсолнухи» Винсента Ван Гога. Одна из версий картины была продана в 1987 г. за 39,9 млн долл. США неназванному покупателю из Японии. И сегодня никто не знает, где находится картина. Работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира» неизвестный покупатель приобрел за 450 млн долл. США, после чего она также исчезла из поля зрения [3].
2. Субъективное ценообразование.
Даже если существуют некоторые объективные факторы, цены на произведения современного искусства часто определяются случайными факторами − они могут зависеть от количества подписчиков в социальных сетях на странице художника, репутации дилера или текущих тенденций.
Примерами этого кажущегося парадокса служат, в частности, полотна (примитивные в своей технике) Лучо Фонтана «Пространственная концепция» стоимостью в 1,5 млн долл., Марко Ротко «Без названия» стоимостью 28 млн долл. и Герхардта Рихтера «Кроваво-красное зеркало» стоимостью 1 млн долл. [4].
3. Легкость транспортировки и сокрытия.
Произведения искусства легко перевезти: можно отправить произведение в другую страну с фальшивым документом или просто перевезти его на частном самолете, и никто этого не заметит.
4. Отсутствие регулирования.
Во многих странах арт-дилерам не нужно сообщать о сделках или проверять своих клиентов. Даже авторитетные юрисдикции, такие как США и Австралия, не добавляют арт-дилеров в список отчитывающихся лиц. К сожалению, не стал исключением и Узбекистан.
Схемы отмывания денег в сфере арт-индустрии
Согласно ст. 12 Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, являются:
− банки и иные кредитные организации;
− профессиональные участники рынка ценных бумаг;
− члены биржи;
− страховщики и страховые посредники;
− организации, оказывающие лизинговые услуги;
− организации, осуществляющие денежные переводы, платежи и расчеты;
− ломбарды;
− организации, проводящие лотереи и иные игры, основанные на риске;
− лица, осуществляющие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
− лица, оказывающие услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества;
− нотариальные конторы (нотариусы), адвокатские формирования (адвокаты) и аудиторские организации − при подготовке и осуществлении сделок от имени клиентов;
− лица, осуществляющие деятельность в области оборота криптоактивов [5].
Таким образом, в Республике Узбекистан дилеры индустрии искусства не являются объектом отдельного финансового контроля в сфере ПОД/ФТ.
В то же время во многих странах в настоящее время уже требуется сообщать о крупных транзакциях в сфере искусства, и преступники склоняются к отмыванию денег с помощью недорогих произведений искусства, чтобы избежать процедур проверки.
Таким образом, даже человек, купивший картину за 100 долл., может невольно стать участником схемы отмывания денег и оказаться в местах лишения свободы.
Наиболее развитая практика регламентирования индустрии искусства в сфере ПОД/ФТ наблюдается в Европейском союзе (ЕС). Рынок искусства в ЕС регулируется Директивами о борьбе с отмыванием денег (AMLD) [6].
В настоящее время действует шестая директива (6AMLD) [7], которая распространяется на юридических лиц, имеющих обязательства по отношению к физическим лицам, торгующим предметами искусства, действующим в качестве третьей стороны в торговле предметами искусства или хранящим произведения искусства.
Торговцы произведениями искусства теперь воспринимаются как финансовые учреждения и должны соблюдать требования ПОД/ФТ, включая проверки должной осмотрительности. Арт-дилеры также должны сообщать о банковских и наличных операциях на сумму более 10 000 евро.
Однако мировая арт-индустрия неохотно принимает такие требования. Например, предложенные поправки к Закону о банковской тайне в США, направленные на включение арт-дилеров в список отчитывающихся учреждений, встретили множество возражений со стороны торговцев произведениями искусства. Дилеры утверждали, что регулирование принесет слишком много бюрократии и устранит культуру конфиденциальности.
Меры предупреждения отмывания денег в сфере индустрии искусства
В целом, вышеупомянутая Директива и практика передовых стран показывает, что для предупреждения отмывания денег в искусстве необходимо:
1. Соблюдение риск-ориентированного подхода: арт-дилер должен оценить риски отмывания денег, которым подвержен их бизнес.
2. Утверждение Программы соответствия ПОД/ФТ: это документ, в котором описываются политики и меры безопасности компании, направленные на снижение рисков отмывания денег.
3. Процедура «Знай своего клиента»: проверки должны применяться к клиентам и их транзакциям.
4. Назначение сотрудника по соблюдению требований ПОД/ФТ (комплаенс-офицера): компании, работающие в сфере искусства, должны нанять сотрудника по соблюдению требований ПОД/ФТ, который будет отвечать за общее соответствие компании и отчетность [8].
5. Отчетность: обязательства по отчетности включают сообщение о подозрительной деятельности клиентов и финансовую отчетность.
6. Запись данных: арт-дилеры должны записывать результаты проверок клиентов и информацию о сделках.
7. Обучение сотрудников: все работающие в сфере искусства должны быть знакомы со схемами отмывания денег и знать, как с ними бороться.
Выводы
Согласно данным Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, подпольный рынок искусства, включающий кражи, подделки, незаконный ввоз и организованные ограбления, может приносить до 6 млрд долл. США ежегодно. Доля, связанная с отмыванием денег и прочими финансовыми преступлениями, составляет порядка 3 млрд долл. США [9]. Исходя из этих данных, актуальность проблемы, выбранной для исследования, в данной статье не вызывает сомнения.
В качестве рекомендаций следует отметить, что для решения пробелов в регулировании индустрии искусства в сфере ПОД/ФТ необходимо:
1. Включить дилеров индустрии искусства в перечень особых субъектов финансового контроля, наряду с риэлторами, нотариусами и иными.
2. Обязать представителей данной сферы выполнять риск-ориентированную политику. Так, в арт-индустрии должна проводиться комплексная проверка не только клиентов (покупателей), но и проверка законности происхождения предметов искусства.
3. Рекомендовать сравнить произведения с базами данных Интерпола по украденным произведениям искусства и др. Кроме того, арт-дилеры должны проверять, соответствует ли предмет, о котором идет речь, профилю продавца. Например, было бы подозрительно, если бы адвокат, ранее не имевший никакого отношения к искусству, внезапно попытается продать антикварную вазу или картину.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что для Республики Узбекистан Директива 6AMLD может стать своеобразным ориентиром в вопросах правового регулирования торговли произведениями искусства в свете ПОД/ФТ.
1. Lok S. Rynok iskusstva - statistika i fakty, Statista (1 noyabrya 2019 g.), https://www.statista.com/topics/1119/art-market/ [https://perma.cc/68MN-4M8E].
2. Bazel'skiy otchet o mirovom rynke iskusstv https://d2u3kfwd92fzu7.cloudfront.net/The-Art-Market_2021.pdf
3. «Effekt razorvavsheysya bomby»: pochemu art-dilery begut iz ES v Moskvu i zachem im «babuli iz Kazahstana». https://www.forbes.ru/biznes/393653-effekt-razorvavsheysya-bomby-pochemu-art-dilery-begut-iz-es-v-moskvu-i-zachem-im
4. Serginko D.G. , Yarkina N.N. Osobennosti cenoobrazovaniya na art-rynke. Morskie tehnologii: problemy i resheniya - 2019. − S. 171. https://elibrary.ru/download/elibrary_41526692_28183419.pdf
5. Nacional'naya baza dannyh zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan https://lex.uz/docs/284542
6. Baza dannyh zakonodatel'stva ES. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2018.284.01.0022.01.ENG
7. Fazilov F.M. Obzor novogo evropeyskogo zakonodatel'stva po protivodeystviyu omyvaniyu prestupnyh dohodov //Periodicheskiy zhurnal nauchnyh trudov. − 2021. - 2021. - S. 16.
8. Rol' komplaens-oficera v sfere protivodeystviya otmyvaniyu deneg. Sovremennye social'no-ekonomicheskie processy: problemy, tendencii, perspektivy : sbornik statey VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (3 iyunya 2021 g.) - Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2021. - 225 s.: il. - Kollektiv avtorov. C.104-110 https://zenodo.org/record/4906400#.YMZb4qgzbIU
9. Oficial'nyy sayt MVF. https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/fandd/2019/09/pdf/the-art-of-money-laundering-and-washing-illicit-cash-mashberg.pdf