PORA expert center (expert)
Moskva, Moscow, Russian Federation
In this work, the essence of social activity, which is inextricably linked with the stable development of society, the problems associated with it and examples of the implementation of this direction in public policy: within the framework of the federal project "Social Activity" in Russia and examples from foreign experience, are considered from the standpoint of law. Social activity will be considered within the framework of legal regulation of public relations, policies aimed at the younger generation. Special attention will be paid to the concept of volunteering, as it is an integral part of the social activity of citizens.
social state; social nature of law; social activity, public welfare, volunteer activity, youth legal policy
Общественное благополучие остается одним из важнейших вопросов в современном мире, в котором растет количество разнообразных угроз, и поддержание порядка и процветание общества становится необходимым. Правовые системы государств мира также нацелены на поддержание общественного благополучия, развития адекватных ему форм социальной активности. В связи с этим даже получили обоснование концепции «социального характера права», «социальной ценности права» [10, с. 5-23; 11]. В экономике же и финансово-правовом регулировании получили обоснование так называемые «общественные блага», оказавшие влияние на содержание финансового законодательства государства и экономически ориентированных отраслей права (гражданского права, права социального обеспечения и ряда иных отраслей юридического регулирования общественных отношений) [15, с. 86]. Стабильность общества зависит не только от внешних факторов и среды, которая его окружает; самое важное – это положительное взаимодействие всех его ключевых составляющих, обеспеченное юридическим регулированием участников общественных отношений. И во многом оно определяется тем, как ведут себя участники сообщества, чем определяется их активность и деятельность, естественно, основанная на нормах права.
Так, для развития государства и общества остается актуальным вопрос об активном гражданском участии и активной деятельности участников в жизни общества. Это отвечает основным параметрам становления гражданского общества, на что обращает внимание теория государства и права и отраслевой юридической науки [13, с. 21-23; 17, с. 12-16]. Поэтому важной составляющей общественного благополучия, в его юридизированном «обеспечении», становится социальная активность, а особенное внимание в этом вопросе уделяется молодому поколению – самой активной возрастной группе. Именно в его адрес законодательные гарантии соблюдения прав и свобод для обеспечения развития представляются особенно важными для модификации общества и общественного благополучия, ориентированного на будущее. Социальная активность молодого поколения является не просто правовым, политическим, социально-экономическим важным аспектом воспитания, но и должна быть одним из направлений государственной юридической политики для поддержания стабильного и качественного уровня жизни общества, совершенствования гражданского общества как социальной и, одновременно, юридической категории. Кроме того, социальная активность – это обширное понятие, носящее межотраслевой характер, охватывающее сферы жизни от образования и воспитания до здравоохранения, взаимодействия инструментария права и слоев населения, что в любом случае затрагивает благополучие целого общества. При этом нельзя забывать, что благополучие общества – цель существования государства, на что обращают внимание представители юридической науки уже не одно столетие. Так, в работе В.И. Дунаева, А.А. Никитского «Очерки науки о государстве», вышедшей в свет в 1909 г., «благосостояние индивида и общества» рассмотрены как «цель государства» [12, с. 53-66]. Тем самым и обеспечение социальной активности юридическими мерами можно увязать с целями и задачами государства, арсеналом его функций. В связи с концептуальным юридическим и общесоциальным значением социальная активность как понятие может быть включена в такие цели устойчивого развития, как обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом обществе и обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, что делает повышение уровня социальной активности международным приоритетом. Именно на данные моменты должно ориентироваться законодательное регулирование общественных отношений различными отраслями права.
Социальная активность всегда неразрывно связана с обществом, так как она неотъемлемая часть познания и преобразования социальной реальности и включена в процесс социализации индивида и показывает, что его деятельность почти всегда отражается на сообществе, в котором человек находится. Связана она и с государством, поскольку немыслима вне юридической регламентации общественных отношений, формирования адекватного правового фундамента социальных ценностей и соответствующей им активности членов общества. Если рассматривать данное понятие не столько с психологической точки зрения, сколько с социальной, то «социальная активность – это готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личность» [14]. Тем самым она предполагает высокое участие в различных социальных мероприятиях (волонтерство, благотворительность, общественные работы), основная задача которых состоит в достижении общественного блага, а также участие в различных общественных организациях и движениях. Кроме того, социальная активность включает в себя умение действовать бескорыстно и в способности брать на себя ответственность за общественные решения, выдвигать новые общественные задачи и цели. Первично разнообразные формы социальной активности гарантированы основным законом государства – конституцией [1], получают детализацию в отраслевом законодательстве [3; 4; 9].
Социальная активность не является однородным юридически урегулированным видом деятельности и подразделяется на различные формы: с одной стороны – это выражение своего или общественного мнения по различным социальным и государственным вопросам посредством участия в митингах, демонстрациях и акциях; с другой стороны – это деятельность и участие в политических партиях, организациях, объединениях, в результате которого выстраиваются коммуникация и диалог различных участников общества – субъектов правовых отношений. Кроме того, отдельным видом социальной активности можно назвать волонтерство в различных сферах, которое строится на индивидуальной или коллективной бескорыстной помощи какой-либо социальной группе в различных жизненных ситуациях. Сейчас по всему миру одной из самых популярных форм социальной активности является именно добровольческая деятельность (которая часто осуществляется в сотрудничестве с общественными организациями) и на нее направлена государственная политика в рамках данного направления и юридическое регулирование соответствующих общественных отношений.
Как было сказано выше, самой активной и перспективной социальной группой является молодежь, и поэтому государства стремятся повысить именно их уровень вовлечения в общественную жизнь. С одной стороны, это достигается через образование и различные образовательные учреждения: в школах это проявляется в сборах макулатуры, сборах пожертвований (в виде одежды или игрушек) в детские дома, заботе о школьной окружающей среде, участии в школьных общественных движениях или через школьное самоуправление; в высших учебных заведениях – это также выражается посредством органов самоуправления, клубной деятельности, участия в работе общественных и некоммерческих организаций. Юридически утверждены и разнообразные целевые программы, формирующие правовые основы социальной активности как средства поддержания благополучия общества посредством привлечения молодежи к мероприятиям. Стремление образовывать в направлении социальной активности и повышать социальную и связанную с ней правовую ответственность с ранних лет объясняется тем, что современные условия требуют гибкости и умения быстро адаптироваться, а также людей, которые готовы стать лидерами, со способностями к решению нестандартных задач и генерированию новых решений и идей, готовые преобразовывать современное общество и государство и меняться вместе с ними.
Социальная активность как направление государственной правовой политики. Современная эпоха характеризуется переходом к новому этапу своего развития, когда помимо государственных органов ключевую роль в обществе занимают политические партии, общественные и некоммерческие организации, неправительственные организации; их деятельность напрямую влияет на общественное благополучие, на чем и строится юридическое регулирование деятельности данных субъектов. Теперь будущее современного общества зависит от самих граждан и их участия в решении общественных вопросов, в том числе подлежащих первичному обсуждению, прежде чем быть внесенными в арсенал законодательства [3; 19, с. 35-38]. Поэтому проблема социальной активности сейчас находится в центре внимания государственных органов, которые призваны контролировать данный процесс на уровне нормативного правового регулирования и правоприменительной практики. Социальные отношения не ограничиваются деятельностью отдельных лиц, так как личность, общество или государство не единственные субъекты этих отношений: они должны рассматриваться в совокупности и взаимодействовать друг с другом в рамках правоотношений.
Одной из задач государства в рамках осуществления политики в области социальной активности является вовлечение всех социальных групп населения, обеспечение их необходимыми ресурсами и предоставление возможности участвовать в решении социально значимых вопросов. В последнее время актуальным становится привлечение именно молодого поколения во все сферы общественной жизни с целью реализовать их потенциал и развить необходимые навыки. Как отдельное направление в правовой политике сформирована даже государственная молодежная политика; и принято по этому поводу немало правовых актов (например, Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 N 295 (ред. от 07.07.2021) «О предоставлении и распределении грантов в форме субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку некоммерческих организаций в целях реализации задач государственной молодежной политики и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [7]; Распоряжение Правительства РФ от 12.12.2015 N 2570-р (ред. от 29.04.2021) «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [8]; Приказ Росмолодежи от 15.03.2021 N 72 «Об экспертном совете конкурса молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа» [9])).
Развивается так называемое образовательное право и коррелирующее ему регулирование жизнедеятельности студенчества. Развитие и активизация студенческого потенциала в современном мире происходит в основном посредством деятельности студенческих (или школьных) объединений, кружков или иных движений. Поэтому государство наделяет студенческие организации некоторыми юридическими правами и обязанностями, чтобы они могли осуществлять свою деятельность. Согласно Федеральному закону от 28.06.1995 № 98 ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [2], данные организации имеют право участвовать в обсуждении докладов федеральных органов исполнительной власти по вопросам молодежной политики и вносить свои предложения, участвовать в подготовке и обсуждении проектов юридических документов государственных программ в сфере молодежной политики, а также представители объединений имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, которые непосредственно затрагивают их интересы. Такой подход, когда прямые участники общественных отношений находятся в диалоге с властью и совместно находят решение важных вопросов, во многом способствует увеличению гражданской активности, уже отмеченному совершенствованию гражданского общества в его правовом понимании.
Еще одним распространенным проявлением социальной активности в современном мире становится волонтерство, которое в последние годы активно поддерживается со стороны государств по всему миру: проводятся конкурсы и мероприятия, организуется специальное обучение для волонтеров, создаются некоммерческие организации и различные правовые центры. Волонтерская деятельность способствует повышению не только участия граждан в общественных вопросах, расширению его юридического регулирования, но и повышает стабильность и мирное сосуществование в сообществе посредством формирования правовых гарантий защиты вовлеченных групп населения; такая деятельность повышает уровень социальной коммуникации всех групп населения и помогает государству уже с помощью юридического инструментария справляться со своими функциями и задачами в социальной сфере, при чрезвычайных ситуациях, в экологических, финансово-экономических вопросах. Были выделены семь типов направлений деятельности волонтеров: «уход за лицами любого возраста, образование, социальное обеспечение, досуговые услуги, служба в религиозных ассоциациях, участие в гражданских / общественных структурах, участие в политических акциях» [18, с. с. 64-72]. Российская Федерация также заинтересована в развитии волонтерства, поэтому с 1 мая 2018 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.02.2018 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» [4], который обязывает все уровни власти оказывать содействие волонтерам. Существует множество юридически урегулированных проектов, направленных непосредственно на молодежное волонтерство, которое стремятся воспитывать со школы. Кроме различных организаций или школьных объединений есть различные конкурсы, которые реализовываются сами по себе в сотрудничестве с какими-либо организациями или в рамках юридически урегулированного Федерального проекта «Социальная активность».
Федеральный проект «Социальная активность»
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 [6] провозглашена задача «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества», что и отражает в себе федеральный проект «Социальная активность». Проект позволяет вовлекать молодое поколение в волонтерскую деятельность через волонтерские центры, созданные на базе образовательных и общественных организаций. Главной целью федерального проекта является развитие добровольчества на всей территории страны, развитие талантов и способностей у детей и молодежи, а также увеличение процента вовлеченности граждан в добровольческую и творческую деятельность и в клубное студенческое движение. Тем самым, с одной стороны, проект призван создать правовые и организационные условия для развития наставничества и поддержки общественных инициатив, а с другой – для поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на равных и справедливых правах. В рамках данных задач запланировано создать центры для поддержки волонтерства по всей стране, провести конкурсы для вовлечения молодежи и конкурсный отбор на предоставление и финансово-правовое обеспечение из бюджетных средств субсидий и грантов лучшим практикам и построить три новых образовательных центра («Таврида», «Машук» в Северо-Кавказском федеральном округе и центр в Подмосковье) [5].
Проект уже активно реализуется, в том числе и посредством ряда конкурсов: 1) «Регион добрых дел», который направлен на развитие системы добровольчества регионов и тем самым привлечения там людей к решению общественных юридически значимых вопросов: с его помощью создаются и развиваются региональные ресурсные центры, образовательные программы для волонтеров и поддерживаются наиболее эффективные волонтерские практики; 2) «Добро не уходит на каникулы» − конкурс для школьников, в рамках которого школьники должны выявить проблему и найти альтернативные пути ее решения, что помогает развивать лидерские, творческие и организационные навыки еще со школы, что поспособствует улучшению общества в будущем; 3) «Доброволец России» − конкурс, который поддерживает инициативы волонтеров и помогает их реализовывать на основе требований законодательства, что позитивно сказывается на динамике социальной активности и развитии гражданского общества.
Однако социальная активность не ограничивается исключительно только урегулированной современным законодательством волонтерской деятельностью, люди, которые заинтересованы в развитии своего местного сообщества, тоже способны принять участие в общественной правовой жизни. Для успешной поддержки и успешного распространения общественных инициатив по всей стране применяется виртуальное пространство и онлайн-платформы. И это в ответ развитию цифровой экономики и ее юридизации [16]. Новые технологии и интернет значительно ослабляют влияние таких факторов, как территориальная удаленность и низкая плотность населения. На данный момент существуют, как платформы для размещения петиций с правовыми требованиями с целью осветить какую-либо социально и юридически-значимую проблему, найти неравнодушных, которые готовы помочь в той или иной ситуации, так и платформы для предложения своих инициатив или путей решения каких-либо проблем. Так, например, существует платформа «Российская общественная инициатива» (РОИ), которая используется по всей стране, в том числе и в Арктическом регионе, в котором интенсивность формирования инициатив на данной платформе выше, чем в среднем по России. В силу географического положения, особенности территории и плотности населения для Арктической зоны страны использование онлайн-ресурсов − незаменимый способ повышения социальной активности граждан. Онлайн-платформы, безусловно, являются инновацией в сфере социальной коммуникации, которые предоставляют больше возможностей для реализации потенциала и для решения проблем в диалоге между властью и обществом в рамках повышения благосостояния общества. Однако данной платформе требуется ряд доработок, совершенствование нормативной базы в этой части, что поможет повысить уровень вовлеченности жителей в социальные процессы, усилить их гражданскую социальную и правовую ответственность в ее широком понимании. Так, можно провести информационную кампанию, которая осветит возможности платформы для большего количества людей, уже реализованные инициативы и обратную связь об этих проектах. Кроме того, может помочь не только технологическая доработка платформы, но и повышение грамотности и осведомленности населения, включая компьютерную грамотность, осознание своей гражданской позиции, гражданских прав и обязанностей, развитие правовой культуры, а также повышение уровня социальной ответственности.
Зарубежный опыт в сфере социальной активности
- Соединенные Штаты Америки
США одна из тех стран, где волонтерство всегда было развито и поддерживало общественное благополучие, получила развитие и его юридическая база. Помимо добровольческого движения как такового в стране достаточно высок общий уровень гражданской (включая социальную) активности, юридической грамотности. Самыми популярными направлениями являются сбор пожертвований, приготовление и раздача пищи, выполнение каких-либо общественных работ или помощь с транспортировкой, открытые лекции и слушания с целью развития правовой культуры.
Одна из необходимых частей для формирования социальной активности личности – это воспитание, которое всегда начинается с семьи и влияния семейных традиций. Так, если дети видят перед собой пример родителей, которые активно участвуют в жизни общества, являются законопослушными гражданами, то с высокой вероятностью они последуют их опыту. В США государство поддерживает идею совместной добровольческой деятельности, затрагивающей всех членов семьи, и в стране существует День семейного волонтерства. Это мероприятие не только объединяет членов семьи, но и позволяет им вместе внести вклад в развитие местного сообщества, развитие правовой культуры, что положительно сказывается на отношениях между участниками, младшее поколение с ранних лет привыкает участвовать в общественных делах. Детское добровольческое движение может выражаться в посадке деревьев и заботе о природе в целом, помощь бездомным или небольшой сбор пожертвований под руководством взрослых, а чтобы развить в детях еще и творческое начало вводятся игровые элементы – сделать своими руками скворечник, коробку для пожертвований или игрушки.
Кроме целых семей в деятельность на благо общества вовлекаются также и целые компании посредством волонтерских программ для сотрудников, ориентированных на современное правовое регулирование отношений в обществе. В целом такие программы нацелены на создание благоприятной среды и представляют собой воздействие на внутренние и внешние мотивы сотрудников, которые побуждают их к общественно полезной деятельности. Другими словами, они представляют собой комбинацию – работники получают какие-либо выгоды, зависящие от их цели, а общество – людей, которые способствуют его благосостоянию. Например, для людей, ориентированных на карьеру, предлагают оплачиваемый отпуск для волонтеров или некоммерческое сотрудничество, помимо этого работники, участвующие в добровольческой деятельности, оказывают положительное влияние на других, что повышает их авторитет и способствует вовлечению большего количества людей. Кроме того, что сотрудники получают обучение и награду за свою волонтерскую деятельность, сама компания может получить признание и улучшить свою репутацию, и внедрение таких программ в различные фирмы в целом повышает уровень социальной активности в стране [20]. Тем самым корпоративное и трудовое право, право социального обеспечения тесно взаимосвязаны между собой, что работает на формирование гарантий обеспечения общественного благополучия.
Еще один способ укрепления общественного благосостояния посредством правовой организации создания и деятельности компаний и бизнеса – это социальное предпринимательство. Достаточно длительный период времени государство отстаивало позицию, что решением социально значимых проблем общества должны заниматься представители частного бизнеса, а государство в этом процессе играет роль поддержки, что включает в себя: 1) создание благоприятных условий на основе положений финансового и гражданского законодательства; 2) обеспечение доступа к инновациям и ресурсам; 3) систему поддержания мотивации правовыми, организационными, финансовыми средствами, но за счет ресурсов государства; 4) распространение информации об успешных проектах. Эта модель носит правовой характер, предполагает взаимодействие представителей социального предпринимательства с органами власти различного уровня. Сотрудничество этих двух групп помогает получить социальным предпринимателям поддержку для развития своего дела, а также выявить социально значимые проблемы и помочь государству в разработке государственной стратегии для решения этих проблем на уровне юридической документации финансово-планового характера. Так, для помощи социальным предпринимателям существуют различные ассоциации – Альянс социальных предприятий, фонд Ашок и фонд Скола, которые оказывают финансовую помощь, помогают искать заказы и организуют различные форумы и образовательные мероприятия, обеспечивающие социальную активность, развивающие правовую культуру населения. Все это работает на усиление социальной составляющей юридического статуса государства.
- Канада
Здесь, как и во многих западных странах, наиболее распространенной формой проявления социальной активности, получившей юридическую регламентацию, является волонтерство и добровольческая активность. В стране активно применяются формы виртуального волонтерства. Так, была создана платформа Macdonald Youth Service, которая представляет собой добровольческую организацию, занимающуюся вопросами общественных и частных пожертвований для поддержки молодого поколения и семей Манитобы. Участники платформы помогают воссоединению семей, улучшению их физического и психологического благополучия, обучению молодежи навыкам для обеспечения себя в течение всей жизни, в том числе профессиональное обучение и поддержку в школе [21].
В основном волонтерская деятельность в Канаде осуществляется в некоммерческих организациях. К их деятельности в связи с этим законодательством предъявляются особые требования. Хотя некоторые из них (больницы, университеты) и работают в партнерстве с органами государственной власти, волонтерские программы не организуются и не контролируются государством, за исключением школьных программ. Доля молодых людей в социальной активности наиболее высока среди всех остальных возрастных групп. Так, среди старшеклассников распространены обязательные общественные работы, что не идет вразрез с гарантированной правом свободой. Как и в других общественных программах, их главная цель – воспитать социальную ответственность и помочь понять свою роль в обществе, что выступает составляющей правовой культуры. Это включает в себя работу, которую обычно выполняют волонтеры, поэтому студенты часто работают вместе с ними. Однако, так как эти работы с юридической точки зрения являются обязательными, они не дают никаких преимуществ при поступлении в университет, в отличие от работы в некоммерческих организациях или непринудительной добровольческой деятельности. Тем не менее волонтерство в Канаде остается весьма полезной для молодых людей деятельностью, и таким образом они получают первый опыт, связи и доступ к информации, в том числе о законодательстве, а также могут получить рекомендации для будущего трудоустройства.
Заключение
Сейчас общественное благополучие становится одним из мировых приоритетов, на что ориентируется юридическое регулирование в установлении мер дальнейшего развития всего мирового сообщества, и социальная активность во многом призвана помочь государству и гражданам в этом вопросе. Для поддержания стабильности активно используется получившая правовые основы добровольческая деятельность, поэтому при разработке государственной правовой политики все это должно учитываться и в политический диалог необходимо привлекать социально активных граждан и волонтеров, которые задействованы во многих сферах жизнедеятельности общества и государства. Отмеченное выступает характерным свойством государства социального.
Нельзя достичь общественного благополучия без желания и мотивации к тому самого населения, поэтому в современной России все еще остается актуальным вопрос повышения уровня вовлеченности граждан в социальную активность, развитие правовой культуры в связи с этим. Среди главных причин неучастия в общественной жизни можно выделить юридическую неграмотность, отсутствие веры в то, что общество можно изменить к лучшему, а также убеждение в том, что социально полезная деятельность не дает никаких карьерных перспектив и не улучшает собственное финансовое и правовое положение. Поэтому сейчас ведется активное привлечение молодежи к обсуждению и разработке различных вопросов молодежной правовой политики, так как молодое поколение − главная составляющая будущего общества, и работа с ним ведет к стабильному и качественному развитию этого общества и государства. Приоритетными направлениями в сфере молодежной правовой политики должны оставаться гражданское воспитание, правовая грамотность, развитие социальной ответственности, развитие творческого потенциала и самореализация – что и затронуто в проанализированном в настоящей работе федеральном проекте «Социальная активность». На данный момент государству в сотрудничестве с его гражданами следует продолжать развивать работу в области молодежных организаций и объединений. Молодые люди представляют собой будущий интеллектуальный потенциал страны, поэтому должны быть созданы правовые, финансовые и организационные условия, при которых каждый представитель этой возрастной группы сможет найти применение своим знаниям и умениям при помощи государственных органов и руководствуясь законодательством.
Сейчас наиболее популярным и перспективным видом социальной активности становится интернет-активность: приложения и сайты для выражения своего мнения или участия в опросах, возможность высказывать свою позицию через комментарии, освещать и распространять проблему с помощью репостов. Именно на данный вид активности следует делать упор, так как информационные технологии проникают во все сферы общественной жизни и активно применяются. Данный вид активности следует детально урегулировать на законодательном уровне. Кроме того, так как молодое поколение сейчас является наиболее социально активной возрастной группой, то стоит уделить внимание целенаправленной работе с ним и применять технологии, которые наиболее им близки.
Наиболее популярным проявлением социальной активности по всему миру остается волонтерство, которое проявляется в самой различной деятельности: от помощи пострадавшим до организации образовательных мероприятий, правовое просвещение граждан юридическими клиниками образовательных организаций. Сейчас идет активное развитие данного вида деятельности: государства привлекают новые инновационные технологии, используют виртуальное пространство, реализуют программы и проекты, чтобы сделать волонтерство более организованным и эффективным. В развитии добровольческой деятельности задействованы все сектора общественной жизни, в том числе нормативное регулирование, и все они предоставляют свои ресурсы и взаимодействуют друг с другом. Помимо того, что для совместной деятельности объединяются представители различных сфер, объединяются целые страны и распространяется международное волонтерство, что повышает качество посредством объединения организационных и правовых усилий и привлечения наиболее выгодных и качественных ресурсов.
Таким образом, социальная активность – неотъемлемая часть поддержания общественного благополучия, условия формирования государства как социального. В современном мире она, по большей части, проявляется в волонтерстве, однако в действительности не должна ограничиваться только им. Данную деятельность стоит развивать не только на общенациональном уровне, но и на уровне таких локальных сообществ, как рабочий коллектив, школа, медицинские учреждения и пр. Необходимо и совершенствовать законодательство в данной сфере. В целом, социальная активность способствует развитию и поддержке инноваций и их распространению и внедрению в различные типы деятельности, развитию интеллектуального и творческого потенциала личности, повышению качества жизни и модернизации.
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2009. - № 4. - St. 445.
2. Federal'nyy zakon ot 28.06.1995 № 98-FZ (red. ot 30.12.2020) "O gosudarstvennoy podderzhke molodezhnyh i detskih obschestvennyh ob'edineniy" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 1995. - № 27. - St. 2503; 2021. - № 1 (chast' I). - St. 46.
3. Federal'nyy zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ (red. ot 27.12.2018) "Ob osnovah obschestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federacii" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2014. - № 30 (Chast' I). - St. 4213.
4. Federal'nyy zakon ot 05.02.2018 № 15-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii po voprosam dobrovol'chestva (volonterstva)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2018. - № 7. - St. 975.
5. Federal'nyy proekt «Social'naya aktivnost'». URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie/volonterstvo (data obrascheniya: 10.09.2021)
6. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 21.07.2020) "O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2018. - № 20. - St. 2817.
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.03.2021 № 295 (red. ot 07.07.2021) "O predostavlenii i raspredelenii grantov v forme subsidiy iz federal'nogo byudzheta na gosudarstvennuyu podderzhku nekommercheskih organizaciy v celyah realizacii zadach gosudarstvennoy molodezhnoy politiki i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2021. - № 10. - St. 1630.
8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 12.12.2015 № 2570-r (red. ot 29.04.2021) «O plane meropriyatiy po realizacii Osnov gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2015. - № 51 (chast' III). - St. 7408.
9. Prikaz Rosmolodezhi ot 15.03.2021 № 72 "Ob ekspertnom sovete konkursa molodezhnyh proektov Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga" // SPS «Konsul'tantPlyus.
10. Alekseev S.S. Social'naya cennost' prava v sovetskom obschestve / S.S. Alekseev. - Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1971. - 224 s.
11. Belikov E.G. Finansovoe pravo i ego instituty: problemy social'noy effektivnosti / E.G. Belikov / Pod red. E.V. Pokachalovoy. - Moskva: Yurlitinform, 2016. - 296 s.
12. Dunaev V.I., Nikitskiy A.A. Ocherki o gosudarstve / V.I. Dunaev, A.A. Nikitskiy. - Moskva: knigoizd-vo «Pol'za. V. Antik' i K», 1909. - 208 s.
13. Kravcova E.A. O sootnoshenii ponyatiy "grazhdanskoe obschestvo" i "publichnaya vlast'" i otdel'nyh kolliziyah v ih normativnom regulirovanii / E.A. Kravcova // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2021. - N 2. - S. 21−23.
14. Muhina V.S. Vozrastnaya psihologiya: fenomenologiya razvitiya: detstvo, otrochestvo: uchebnik dlya stud. vuzov. 4-e izd. / V.S. Muhina. - Moskva: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 1999.
15. Peshkova H.V. Teoretiko-pravovye osnovy byudzhetnogo ustroystva gosudarstva : monografiya / H.V. Peshkova. − Moskva: INFRA-M, 2019. − 315 s.
16. Pravovoe regulirovanie ekonomicheskih otnosheniy v sovremennyh usloviyah razvitiya cifrovoy ekonomiki: monografiya / A.V. Belickaya, V.S. Belyh, O.A. Belyaeva i dr.; otv. red. V.A. Vaypan, M.A. Egorova. - Moskva: Yusticinform, 2019. - 376 s.
17. Puzencova Yu.A. Analiz problem pravovogo regulirovaniya institutov grazhdanskogo obschestva v sub'ektah Rossiyskoy Federacii / Yu.A. Puzencova // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. - 2021. - № 5. - S. 12−16.
18. Stebbins R.A. Svobodnoe vremya: k optimal'nomu stilyu dosuga / R.A. Stebbins // Sociologicheskie issledovaniya. - 2000. − № 7. - S. 64-72.
19. Chebotarev G.N. Obschestvennye obsuzhdeniya, obschestvennye publichnye slushaniya kak forma social'nogo partnerstva institutov grazhdanskogo obschestva i organov publichnoy vlasti / G.N. Chebotarev // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. - 2020. - № 9. - S. 35−38.
20. Benjamin J. Lough, Yvonne Siu Turner. How to accelerate Volunteering through Employee Volunteer Programs // The journal of corporate citizenship. - 2017. - № 67. - R. 77 - 94.
21. Macdonald Youth Service. URL: https://www.mys.ca/ (data obrascheniya: 10.09.2021).