Moscow, Russian Federation
Russian Customs Academy
The article is the result of a study of customs administration in the context of analytical support. The authors analyzed the existing analytical platform of customs administration. The organizational procedure for analyzing foreign trade activities is described on the example of regional customs administrations. The main characteristics of methods and means of analyzing foreign trade activity are presented and disclosed. In the course of the analysis, the problematic characteristics of the existing analytical platform are identified and promising directions of development are formulated in the conditions of digital transformation and the introduction of intelligent technologies into the practice of analytical activities of customs authorities. Based on the established development conditions, the structure of an intelligent digital platform for analytical support of customs administration has been developed. The authors propose a holistic approach to transforming an analytical platform into a cognitive one and formulate recommendations for implementing the approach in practice.
customs administration, analytical function, information platform, customs statistics, cognitive analysis, intellectualization, intelligent digital platform, artificial intelligence
Введение
Повышение эффективности деятельности и качества услуг, предоставляемых таможенными органами в обеспечение экономической безопасности страны, в значительной мере определяется согласованностью процессов развития таможенной системы с направленностью и динамикой эволюции экономики России и мировой экономики в целом.
Для современного этапа экономических и социальных преобразований в России характерна широкая цифровизация экономики и общественных отношений; в целом речь идет об интенсивной информатизации общества. Такой процесс структурирован и проявляется через ряд системных трансформаций, формирующих инновационную платформу (платформу информационных и когнитивных технологий) экономики: многоуровневую систему информационных потоков и соответствующего информационного, когнитивного и технологического обеспечения государства.
Термин «платформа информационных и когнитивных технологий» в настоящее время не имеет однозначного определения. В данной статье он определяется нами предельно широко как опорная технология экономических и социальных процессов государства, представляемая совокупностью информации (данных) и знаний, а также программно-технических ресурсов, позволяющих пользователям ставить и решать задачи для достижения поставленных целей практически в любой предметной области.
Ресурс платформы информационных и когнитивных технологий государства (в дальнейшем информационной платформы для характеристики современного этапа, цифровой или интеллектуальной цифровой – для этапов развития), прежде всего, определяют процессы автоматизации, компьютеризации, информатизации и интеллектуализации. Можно указать и другие [9], но в целом современный уровень интенсивной информатизации характеризуется всей выделенной совокупностью процессов, которые взаимопересекаемы, взаимосвязаны и взаимодополняемы, и в комплексе определяют структуру и технолого-функциональные возможности современной информационной платформы. Возникающая многоуровневая система информационных потоков, пронизывает и подкрепляет также инфраструктуру системы государственного управления.
В конечном итоге создается информационно-экономическая среда с отличительными свойствами самоорганизации и саморазвития, в которой внешнеэкономическая деятельность является одним из основных механизмов системных преобразований. Именно поэтому проблемы развития и информатизации Федеральной таможенной службы столь взаимосвязаны, имеют такое важное значение и должны рассматриваться в тесной связи с процессами развития внешнеэкономической деятельности и экономики страны в целом. [12]
Информационные платформы могут создаваться для выполнения локальных задач, а могут быть глобальными и универсальными. В каждом конкретном случае платформа предоставляет необходимый пользователям набор сервисов для выполнения определённых задач более узкого или более широкого профиля. Локальные платформы специализированы, глобальные интегративны, структурированы и, как правило, объединяют в себе локальные и универсальные платформы, например, в рамках сетевой или иерархической задачи.
Установившейся строгой классификации нет, поэтому, платформу информационных и когнитивных технологий таможенного администрирования представим, как комплекс информационных, технологических, аналитических, административных (управленческих) и др. платформ.
В данном исследовании связь процессов развития ВЭД и комплекса платформ таможенного администрирования представляется на примере реализуемой и развиваемой аналитической платформы как ее когнитивного компонента, в котором интеграция процессов компьютеризации, информатизации и интеллектуализации сводится к собиранию в единую систему информационного и документационного обеспечения, программно-технических средств обработки данных и знаний, а также аналитических методов и методик работы с информацией и знаниями с целью решения широкого класса технологических и управленческих задач таможенного администрирования в иерархической систем таможенных органов России, как в режиме реального времени, так и на стратегическом интервале.
1. Reshenie Kollegii Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 25 dekabrya 2018 g. № 210 «Ob utverzhdenii Metodologii vedeniya statistiki vzaimnoy torgovli tovarami gosudarstv - chlenov Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i Metodologii vedeniya tamozhennoy statistiki vneshney torgovli tovarami gosudarstv - chlenov Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_315139/
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 19 iyunya 2020 g. № 891 «O poryadke vedeniya statistiki vzaimnoy torgovli tovarami Rossiyskoy Federacii s gosudarstvami - chlenami Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i priznanii utrativshim silu Postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 7 dekabrya 2015 g. № 1329». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355625/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 19 iyunya 2020 g. № 891 «O poryadke vedeniya statistiki vzaimnoy torgovli tovarami Rossiyskoy Federacii s gosudarstvami - chlenami Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i priznanii utrativshim silu postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 7 dekabrya 2015 g. № 1329». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355625/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 23.05.2020 № 1388-r «Strategiya razvitiya tamozhennoy sluzhby Rossiyskoy Federacii do 2030 goda». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/
5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 06.09.2011 № 1540-r (red. ot 26.12.2014) «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Central'nogo federal'nogo okruga do 2020 goda». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_119764/
6. Prikaz FTS Rossii Ministerstva finansov Rossiyskoy Federacii ot 11 sentyabrya 2017 g. № 1447 «Ob utverzhdenii Poryadka vedeniya tamozhennoy statistiki vneshney torgovli Rossiyskoy Federacii po sub'ektam Rossiyskoy Federacii». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_281505/
7. Prikaz FTS Rossii Ministerstva finansov Rossiyskoy Federacii ot 04 fevralya 2019 g. № 168 «Ob utverzhdenii poryadka vedeniya special'noy tamozhennoy statistiki». Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326241/
8. Rasporyazhenie FTS Rossii ot 13 yanvarya 2015 g. № 3-r «Ob utverzhdenii Instrukcii o poryadke formirovaniya dannyh tamozhennoy statistiki vneshney torgovli Rossiyskoy Federacii». Rezhim dostupa: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71280052/
9. Bukatova I.L, Makrusev V.V. Informacionnoe obespechenie tamozhennyh organov s poziciy celostno-evolyucionnoy konceptual'noy platformy. // Regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti i evolyuciya tamozhennoy politiki Rossii. - M,: GTK RF, RTA, 1996,- Ch.2.- S.90-94.
10. Lobas T.V., Makrusev V.V. Cifrovaya transformaciya tamozhennogo regulyatora: teoriya, problemy i mezhdunarodnyy opyt ih resheniya // Ekonomika: vchera, segodnya i zavtra. 2019. №8A. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/download/elibrary_41860584_87675759.pdf
11. Makrusev V.V. Problemy intellektualizacii GIVS. // Evolyucionnaya infor- atika i modelirovanie. M.: Gos.IFTP RAN, 1994. - 24s.
12. Makrusev V.V., Lyubkina E.O. Problemnye voprosy intellektualizacii instituta cifrovoy tamozhni // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 2 (115). S. 932-940. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=42771025
13. Makrusev V.V., Ryzhova A.S. Samorazvitie kognitivnyh tamozhennyh tehnologiy kak dominiruyuschiy faktor v razvitii tamozhennyh sistem // Nauchno-issledovatel'skiy elektronnyy zhurnal Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki, 2021. №2. S.13-19. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=44858312
14. Makrusev V.V., Sobol' A.A. Kognitivnyy podhod k povysheniyu kachestva analiticheskoy deyatel'nosti tamozhennyh organov // Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika. 2020. T. 19. № 3 (498). S. 416-429. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/item.asp?id=42620952
15. Makrusev V.V., Suglobov A.E. Tamozhennyy menedzhment: uchebnik / V.V.Makrusev, A.E.Suglobov // Moskva: Dashkov i K°, 2021. S.348. - Bibliogr.: S.285. ISBN: 978-5-394-02695-9