FAMILY POLICY: THE EXPERIENCE OF THE ARCTIC COUNCIL MEMBER COUNTRIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Family policy is a direction of the state social policy, which is designed to strengthen, protect and develop the institution of the family. Like any other direction of state policy, the implemented family policy should take into account the geographical, social, ethnic, economic, historical and cultural characteristics of the peoples covered by it.

Keywords:
family policy, Arctic States, Arctic Council, Russian Federation, Canada, Denmark, Finland, Iceland, Norway, Sweden, United States of America
Text
Text (PDF): Read Download

Семейная политика – самостоятельная часть реализуемой государством социальной политики. Семейная политика включает в себя множество целей и задач, принципы их реализации, приоритетные направления деятельности, а самое главное, она старается учитывать культурные, исторические и этнические особенности граждан, проживающих на территории государства, которое проводит ту или иную политику. Более того, для каждого направления государственной политики важны и географические, и социальные, и экономические факторы. Всё это помогает приспособить реализуемую политику под особенности и потребности ныне проживающего народа. Это, в свою очередь, способствует социальной стабильности, устойчивости и равновесию в обществе, к чему стремится абсолютно любое государство.

Вполне очевидно, что некоторые государства похожи друг на друга по ряду параметров, что позволяет им объединяться для решения общих проблем и обсуждения насущных вопросов. По такому принципу в Арктический совет объединились 8 арктических государств, так как их международное сотрудничество способствует решению проблем устойчивого развития и защите окружающей среды в Арктике, что на сегодняшний день является одной из актуальных тем.

Арктический совет

В Оттавской декларации в качестве членов Арктического совета перечислены следующие страны: Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция, Соединённые Штаты Америки [1].

Все эти страны объединены своим приарктическим географическим положением, однако, в последнее время территории Арктики привлекают внимание даже тех стран, которые не имеют арктических границ. Артика стала своеобразной точкой пересечения интересов многих государств. Именно поэтому в Арктическом совете есть не только страны-участники, но и страны-наблюдатели. Также в сотрудничестве с Арктическим советом находятся шесть организаций коренных народов со статусом постоянного участника в Совете, шесть рабочих групп и около 40 неарктических государств-наблюдателей.

Арктический совет регулярно проводит и выпускает исследования, посвященные социальным и экологическим проблемам территории Арктики. Арктический совет является полноценной площадкой для переговоров между восемью арктическими государствами. Все инициативы, программы и проекты финансируются исключительно самими странами − членами Совета.

Таким образом, созданный в 1996 г. Арктический совет стал главной площадкой для международного сотрудничества по вопросам Арктики. Но сегодня речь пойдёт не о деятельности и истории Совета, а об арктических государствах, которые в него входят. Более того, стоит обозначить, что обсуждать мы будем не сами государства, а именно проводимую ими семейную политику. Узнаем, есть ли у них что-то общее, помимо географического положения, и возможно ли опыт ведения семейной политики одного арктического государства применить в реалиях другого.

Семейная политика Канады

За последние два десятилетия дети и семьи с детьми стали предметом озабоченности не только правительства Канады, но и всего развитого мира. Семьям с детьми всегда уделялось внимание, но лишь недавно дети и семьи стали ключевым направлением государственной социальной политики.

В Канаде существует давняя традиция поддержки семьи. Налоговые вычеты для детей были введены еще в 1918 г., а семейные пособия – в 1945 г. В 1988 г. налоговые вычеты для детей были заменены невозвратным налоговым кредитом на детей, менее выгодным для семей с высокими доходами. С 1989 г. до его отмены в 1993 г. на семейное пособие распространялось положение о возврате средств, поэтому семьи с высоким доходом (те, кто зарабатывает более 50 000 долларов США в год) больше не получали пособий [2].

В 1989 г. Канада направила все свои усилия на ликвидацию детской бедности и нищеты. Также в декабре 1990 г. правительство Канады подписало Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка. В рамках борьбы с детской бедностью правительство Канады начало анализировать причины, по которым она возникает. Дети бедны, потому что они живут со взрослыми, которые бедны. Чтобы понять детскую бедность, необходимо рассмотреть причины бедности взрослых, такие как экономические и демографические факторы и факторы, влияющие на способность отдельных людей зарабатывать.  Бедность может увеличить риск возникновения у ребенка широкого спектра проблем: плохое жилье, недостаточное и некачественное питание, недостаточное медицинское обслуживание, воздействие опасных факторов окружающей среды, некачественное образование и недостаточный доступ к благам и услугам. Чтобы снизить влияние бедности родителей на состояние ребёнка и его будущую жизнь, правительство активно вводило программы поддержки детей из таких семей. Однако даже с государственной помощью дети из таких семей не могут жить полноценной жизнью. Поэтому правительство Канады в 1990-х годах ставило перед собой цель – содействие в трудоустройстве родителей, чтобы у них было больше шансов получить хорошую работу и достойно обеспечивать жизнь своего ребёнка, тем самым ослабляя нагрузку на государственный бюджет, из которого финансируются все выплаты и пособия на детей.

Получается, что канадское правительство пыталось сократить масштабы детской бедности при помощи повышения стимулов к труду и упрощение трудоустройства родителей тех самых нуждающихся в финансовой помощи детей. Однако, подобная система не раз критиковалась, так как оба работающих родителя не всегда в состоянии заработать столько, сколько бы мог заработать один родитель, прибавив к этому размер социальной выплаты. Получается, что целая работающая семья порой находится в проигрышной позиции по сравнению с семьёй, где работает лишь один родитель, и они получают помощь от государства.

На данный момент канадские дети живут по большей части в благоприятных условиях, способствующих их нынешнему и будущему благополучию. Родители, у которых есть ресурсы, отлично справляются с воспитанием своих детей, несмотря на то что многие из них получают незначительную помощь от федерального правительства. Другие родители по целому ряду причин не могут обеспечить своих детей всем самым лучшим, но от этого их жизнь не становится сплошным ночным кошмаром.

Таким образом, семейная политика Канады в наибольшей степени была направлена на тех, кто особенно сильно нуждался в помощи государства. Поддержка семей с низкими доходами – целевая аудитория канадской семейной политики. Разнообразные пособия, выплаты и льготы характеризуют данное направление социальной политики. Безусловно, помощь нуждающимся гражданам – долг государства, но не стоит забывать и про тех, кто не нуждается в материальной поддержке. Ведь семейная политика это не только про помощь и пособия, это и про улучшение инфраструктуры для детей, и про поддержку семейных ценностей, и про развитие института семьи.

Семейная политика Соединённых Штатов Америки

На данный момент Америка проводит весьма ограниченную семейную политику, хотя и вполне осознаёт необходимость развития этого направления. Америка − единственная развитая страна, где оплачиваемый отпуск не является обязательным и предоставляется только по усмотрению работодателя. Вопросы, связанные с работой и минимальной оплатой труда, являются серьёзными темами для обсуждения, так как серьёзно тормозят процесс создания семьи. Далеко не все молодые люди с нынешним заработком в состоянии обеспечивать семью с ребёнком, а совмещать работу и уход за ребёнком всё-таки сложно, особенно в первый год жизни ребёнка.

Сегодня большое количество американцев имеет медицинскую страховку, но всё-таки число людей с ограниченным доступом к медицинским услугам остаётся большим. Взрослые, живущие за чертой бедности, не имеют доступа к медицинским учреждениям, несмотря на то что государство имеет доступ к средствам, которые легко покрыли бы такие расходы. Этот момент затормаживает не столько процесс создания семьи, сколько именно вопрос о рождении ребёнка. Как человек, не имеющий доступ к полноценному медицинскому обслуживанию, может решиться на рождение ребёнка? Во-первых, он должен быть уверен в своём здоровье. А, во-вторых, должен быть уверен в том, что его ребёнку в будущем при необходимости окажут медицинскую помощь. На свой страх и риск рожать ребёнка мало кто решится. Естественно, проблему доступа к медицине можно решить, но только имея финансовые возможности. Как отмечалось выше, такие возможности есть не у каждого. 

Закон об американской семье предоставляет налоговые льготы всем своим гражданам, которые зарабатывают менее 150 000 долларов США в год, и всем женатым гражданам, у которых есть дети и которые зарабатывают менее 200 000 долларов США в год [3].

Как и во всех развитых странах, в США наблюдается рост числа разводов и количества детей, воспитывающихся в неполных семьях. Это свидетельствует о том, что государственная семейная политика либо не развита совсем, либо направлена лишь на поддержку нуждающихся в этой поддержке семей. Как мы можем заметить, поддержка семей осуществляется, но есть подозрение, что на этом семейная политика и заканчивается. Действительно, может сначала стоит поработать с повышением минимальной оплаты труда и доступностью медицины. Возможно, при успешных действиях в этих сферах образуются позитивные подвижки и в вопросах создания семьи и рождения детей.

Семейная политика Норвегии

Норвегия считается либеральным лидером в области семейной политики. Инициативы в области общественного благосостояния в Норвегии существуют с конца 17-го века. Все лица, имеющие постоянный адрес проживания в стране в течение более 12 мес., независимо от гражданства, подпадают под обязательную социальную политику с 1967 г. В 1997 г. был введен новый мандат, предлагающий экономические льготы, связанные с болезнью, беременностью, рождением, безработицей, старостью, инвалидностью, смертью и потерей кормильца. Национальная система страхования также покрывает расходы, понесенные в связи с медицинским лечением, реабилитацией и инициативами по переобучению, связанными с работой [4].

Количество браков в Норвегии снижается, поскольку совместное проживание вне брака становится более распространённым для пар всех возрастов. При этом на уровне рождаемости такое нововведение никак не отражается, норвежцы прекрасно соблюдают баланс между работой и семьёй.

Семейной политикой в Норвегии занимается Управление по делам детей, молодежи и семьи. Управление подчиняется Министерству по делам детей и равноправия. Это Управление отвечает за разработку политики в области семейной жизни и совместного проживания, а также законодательства, касающегося детей и семей. Кроме того, оно осуществляет управление существующими законами и нормативными актами, касающимися политики в области семейных дел, семейного права и гендерного равенства. Деятельность Министерства по делам детей, равенства и социальной интеграции содействует экономическому и социальному обеспечению семей. Большая часть бюджета Министерства идет на пособия семьям с детьми.

Служба семейного консультирования также предоставляется подведомственным учреждением Управления по делам детей, молодежи и семьи. Служба семейного консультирования помогает семьям преодолеть конфликтные ситуации, урегулировать отношения между супругами и вернуть мир и спокойствие в семью.

Двумя наиболее важными льготами для семей с детьми в Норвегии являются пособие на ребенка и пособие по уходу за ребенком. Пособие на ребенка выплачивается семьям с детьми в возрасте до 18 лет для покрытия некоторых расходов, связанных с рождением детей. Пособие по уходу за ребенком выплачивается семьям при рождении или усыновлении ребенка, и для большинства оно продолжается до тех пор, пока ребенку не исполнится примерно один год. Цель пособия на отпуск по уходу за ребенком состоит в том, чтобы предоставить одному из родителей финансовую возможность оставаться дома с ребенком в течение первого года его жизни.

Помимо отпуска по уходу за ребенком, родители имеют ряд других прав, связанных с рождением ребенка и усыновлением. Например, каждый родитель имеет право на неоплачиваемый отпуск продолжительностью до одного года для каждого ребенка в дополнение к периоду выплаты родительского пособия или пособия на усыновление. Этот отпуск должен быть взят в сочетании с предусмотренным законом отпуском в связи с беременностью, рождением, усыновлением или уходом за приемными детьми. Родители могут взять этот отпуск одновременно.

Всё вышеперечисленное не является полным списком мер, реализуемых в рамках семейной политики. Но уже вполне очевиден тот факт, что вопросы семейной политики и гендерного равенства являются приоритетными для правительства Норвегии.

Семейная политика Дании

Семейная политика Дании строится на принципах гибкости и предоставления услуг по уходу за ребёнком. Это означает то, что датское правительство поддерживает тенденцию увеличения числа женщин на рынке труда и при этом готово помогать семьям ухаживать за ребёнком, не отказываясь от работы. В Дании существует щедрая система отпусков по уходу за ребенком. После периода отпуска по беременности и родам родители могут разделить 32 недели отпуска по уходу за ребенком, получая пособие по уходу, которое обычно равно пособию по безработице. К тому же, больше половины частных компаний участвуют в коллективном договоре, по которому они соглашаются наравне с государством платить компенсацию молодым родителям, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком.

Также всем детям в возрасте от шести месяцев до пяти лет предоставляется место в субсидируемых детских учреждениях. Получается, что уже через полгода после рождения ребёнка женщина в состоянии вернуться к полноценной работе. К тому же, столь раннее внедрение детей в детские сады способствует их социализации и самостоятельности.

Некогда в Дании существовало ежеквартальное денежное пособие, выплачиваемое родителям независимо от их дохода или сбережений, но уменьшающееся по мере взросления ребенка. Однако с 1 января 2014 г. денежное пособие привязано к доходу семьи: если годовой доход домохозяйства превышает 95 800 евро, сумма пособия уменьшается. Но это не отменяет того факта, что правительство Дании готово помогать всем семьям с детьми, а не только тем, кто особенно в этом нуждается. Хотя и для таких семей есть свои формы государственной поддержки. Семьям только с одним родителем или многодетным семьям выплачиваются так называемые алименты [5].

Таким образом, мы видим, что датское правительство стремится сделать жизнь родителей проще, помогая им не только материально, но и содействуя воспитанию и ранней социализации ребёнка. Далеко не везде есть возможность отдать ребёнка в детский сад уже в 6 месяцев, где с ним будут заниматься квалифицированные специалисты и за это не придётся платить половину своей зарплаты. Предоставляя такие возможности, правительство Дании показывает, что рождение ребёнка и его последующее воспитание – это ответственность не только родителей, но и государства, семейная политика которого должна быть направлена на поддержку и укрепление института семьи.

Семейная политика Швеции

Швеция считается одной из самых социально ориентированных стран, особенно в вопросах семейной политики. Швеция создала аналогичные права для сожителей и супружеских пар, а также для однополых и разнополых пар. Однополые браки в Швеции приняты основной культурой, хотя представители ЛГБТ все еще могут сталкиваться с трудностями со стороны различных маргинальных групп.

Шведская семейная политика поощряет обоих родителей работать и помогать друг другу в домашнем хозяйстве и уходе за детьми. Родители получают щедрый пакет отпусков по уходу за ребенком, гибкий выбор работы и низкий разрыв в заработной плате между мужчинами и женщинами, в то время как дети получают высококачественные услуги по уходу за детьми, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатную стоматологическую помощь, бесплатные услуги в области психического здоровья и существенную программу социального обеспечения детей [6].

Что касается баланса работы и семьи, в Швеции женщины и мужчины участвуют в оплачиваемой рабочей силе почти в равных количествах. Но это совершенно никак не отражается на ситуации в семье, многие предприятия в Швеции имеют гибкий график работы, позволяют людям работать на дому и, как правило, не планируют встречи рано утром и поздно вечером, чтобы родители могли при необходимости позаботиться о своей семье.

Отпуск по уходу за ребенком в Швеции достаточно гибкий. В течение первых двух недель после рождения ребенка оба родителя имеют право на отпуск по уходу за ребенком, чтобы они смогли помогать друг другу справляться со своим ребенком и быть рядом с ним в самые первые дни жизни.

Швеция предлагает субсидированный уход за детьми в возрасте от одного до шести лет и бесплатное государственное школьное образование, включая обучение в университете. Также все родители имеют возможность отказаться от предоставления субсидированного ухода за ребёнком до шести лет и оставаться с ним дома самостоятельно, получая выплату от государства. Однако мало кто пользуется этим, так как доход от полноценной работы в разы выше предлагаемой выплаты.

Для семей с одним родителем предусмотрены отдельные выплаты в том случае, если второй родитель самостоятельно не платит алименты, либо в случае его смерти. Под особым контролем находятся дети в приёмных семьях: государство тщательно следит за тем, чтобы родители такого ребёнка относились к нему с заботой и вниманием, так как взяли на себя ответственность за его воспитание.

Правительство Швеции делает упор на предоставление качественного бесплатного образования на всех уровнях (дошкольное, школьное и высшее), чтобы у граждан всегда была возможность получать нужные знания для последующего трудоустройства. Так правительство борется с бедностью и гендерным неравенством.

Швеция – ещё один хороший пример того, как правильная семейная политика может способствовать повышению благосостояния граждан, помогать им находить баланс между работой и семьёй, не принося ничего в жертву. Образование, медицинские услуги, уход за ребёнком – вопросы, касающиеся не только родителей, и им будет гораздо проще решиться на рождение первого и последующих детей, если государство будет готово оказать им своевременную поддержку на всех этапах принятия этого важного решения.

Семейная политика Финляндии

Финляндия, как и несколько описанных выше стран, в реализации своей семейной политики стремится к балансу семейной жизни и работы, предоставляя отпуск родителям по уходу за ребёнком и разнообразные выплаты. Министерство социальных дел и здравоохранения отвечает за разработку семейной политики Финляндии.

Каждая будущая мать в Финляндии имеет право на пособие по беременности и родам. Будущие матери могут выбрать получение пособия по беременности и родам в виде единовременной денежной выплаты или в виде пакета для беременных. Пакет для беременных содержит одежду и предметы по уходу за ребенком, необходимые для новорожденного ребенка. Стоимость содержимого пакета для беременных выше, чем денежная сумма, предлагаемая в качестве альтернативы [7].

Естественно, существует и пособие на ребёнка, так как это весьма распространённое явление в развитых странах с развитой семейной политикой. Пособие на ребенка выплачивается из государственных средств на содержание каждого ребенка в возрасте до 17 лет, проживающего в Финляндии. Пособие на ребенка не облагается налогом и не зависит от финансового положения семьи. Сумма зависит от количества детей в семье. Родители-одиночки имеют право на доплату.

Также в Финляндии имеется жилищное пособие, которое предназначено для компенсации части связанных с жильем расходов семей с низкими доходами за счет государственных средств. Более того, существуют гарантированные государством жилищные кредиты и другие процентные субсидии, а также налоговые субсидии на жилищные кредиты.

Ещё один вид государственной поддержки – выплата социальной помощи, предназначенная для семей с низкими доходами, которых недостаточно для покрытия расходов на все необходимые нужды семьи.

Отпуск по уходу за ребёнком предоставляется обоим родителям. Несмотря на то, что отцы всё-таки пользуются им гораздо реже, у них тоже есть возможность побыть со своим новорождённым ребёнком. Пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком и родительское пособие выплачиваются в течение срока отпуска, определяемого исходя из дохода. При отсутствии дохода выплачивается минимальное пособие. Родители маленьких детей имеют право взять неоплачиваемый отпуск с работы по уходу за ребенком до достижения им трёхлетнего возраста.

После периода отпуска по уходу за ребенком у родителей есть три формы ухода за ребенком с государственной поддержкой на выбор до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу:

  1. муниципальный детский сад;
  2. частный детский сад;
  3. родитель, остающийся дома с ребёнком с выплачиваемым пособием по уходу за ребёнком, этот вариант действует до исполнения трёх лет.

Закон о базовом образовании включает положение, дающее местным органам власти право на получение трансфертов от центрального правительства для организации мероприятий до и после школы для учащихся первого и второго классов, а также для учащихся с особыми образовательными потребностями. Также все учащиеся школы обеспечиваются бесплатным питанием один раз в день.

Услуги первичной медицинской помощи являются бесплатными для всех граждан. Основная цель – укрепление здоровья детей, подростков и семей. Второстепенная цель – возможность выявления серьёзных болезней на ранних стадиях. Индивидуальные консультации по вопросам здравоохранения предоставляются для поддержки психосоциального благополучия детей и подростков, воспитания детей и здорового образа жизни в семьях.

В Финляндии в тесном сотрудничестве с родильными домами работают дородовые клиники, которые наблюдают за здоровьем будущих матерей и их детей, обучают их всему необходимому для обращения с ребёнком в первые дни жизни. Дородовые клиники время от времени посещают и будущие отцы.

Дети находятся под медицинским осмотром и в дошкольном возрасте, и в школе, где за их здоровьем следит специальный медицинский персонал. Школьное здравоохранение является частью общей системы социального обеспечения учащихся школы, которая также включает услуги школьного социального работника и школьного психолога.

Детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные услуги и помощь, например, реабилитационные центры, транспортные услуги, специальное медицинское обслуживание. Родители имеют право на пособие по инвалидности, если уход за их ребенком и организация любой необходимой реабилитации вызывают у них дополнительное напряжение по сравнению с уходом за здоровым ребенком того же возраста в течение не менее шести месяцев. Пособие по специальному уходу компенсирует потерю дохода родителей в течение времени, потраченного на уход за ребенком или на то, чтобы отвезти его или ее на прием в больницу.

Как мы видим, в Финляндии большой упор делается на предоставление своевременной, доступной и качественной медицинской помощи, а за здоровьем детей следят особенно тщательно.

Семейная политика Исландии

Правительство Исландии лишь с недавнего времени начало обращать внимание на семейную политику. Вероятно, это связано с тем, что уровень рождаемости в Исландии был и остается относительно высоким по европейским стандартам, поэтому эти вопросы долгое время не особо привлекали к себе внимание.

Как и большинство стран, Исландия стремится к равноправию мужчин и женщин, что отражается и на структуре семьи, так как там теперь два работающих родителя, которым нужно очень удачно совмещать семью и работу. Также Исландия старается уравнять в правах гетеросексуальные и однополые пары, что в последние десятилетия стало достаточно распространённым явлением в области политики.

В исландском законодательстве на протяжении веков существовали положения, требующие, чтобы отцы содержали своих детей, когда они не живут с ними. Обычно родители, которые не живут вместе, составляют соглашение, в котором указывается, как они будут разделять свои финансовые обязанности по отношению к ребенку. При отсутствии такого соглашения родитель, проживающий с ребёнком, может претендовать на пособие на содержание ребенка, гарантированное государством. Данное пособие выплачивается до момента, когда ребёнку исполнится восемнадцать лет [8].

Также существует выплата матерям-одиночкам, у которых два или более детей. Но если она вступает в брак, эта выплата прекращается.

Полным семьям тоже выплачивается пособие на ребёнка, которое напрямую зависит от дохода родителей. Однако, если семья имеет крайне низкий доход, то пособие на ребёнка увеличивается, так как в противном случае его просто не на что было бы содержать.

Для поддержания работоспособности родителей в Исландии активно развивалась система дневного ухода за детьми, т.е. детские сады, которые когда-то могли себе позволить только особенно нуждающиеся в этом родители. Теперь же детские сады доступны всем детям дошкольного возраста, чтобы их родители могли спокойно работать.

Что касается отпусков по уходу за ребёнком, в Исландии не всегда существовали такие отпуска для отцов, но под влиянием других северных стран Исландия всё-таки произвела такое нововведение, чтобы отцы имели возможность проводить достаточно времени со своим ребёнком. Однако, отпуск по уходу за ребёнком в этой стане гораздо меньше по продолжительности, чем в рассматриваемых выше странах.

Важно отметить, что Исландия не так давно начала свой путь развития семейной политики, поэтому на данный момент она находится в состоянии, когда постоянно происходят какие-то изменения и улучшения. Но можно заметить, что многие выплаты и льготы в этой стране зависят напрямую от доходов, тем самым подчёркивается важность присутствия обоих членов семьи на рынке труда. Также наблюдается тенденция к перениманию положительного опыта ведения семейной политики других северных стран.

 

 

Семейная политика Российской Федерации

В России цели, задачи и планы реализации семейной политики закреплены в Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 г., которая была разработана Министерством труда и социальной защиты РФ [9]. Главными целями семейной политики являются: повышение качества жизни семей, поддержка и укрепление семейных ценностей, создание необходимых условий для рождения и воспитания детей. Для выполнения этих целей в Концепции прописаны следующие задачи: развитие системы государственной поддержки семей, повышение ценности семейного образа жизни, развитие экономической самостоятельности семьи, обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства и т.д.

Цели и задачи реализуемой семейной политики – это, безусловно, важные для обсуждения моменты, но лучше обратить внимание на те меры поддержки семей, которые уже осуществляются. Для ознакомления с ними обратимся к официальному сайту Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации [10].

Поддержка семей с детьми начинается на самых ранних стадиях: будущие мамы, которые встают на учёт на ранних сроках беременности, могут получать выплаты в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного населения по региону. Но эта выплата распространяется только на тех будущих мам, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Пособие по беременности и родам, более известное как «декретные», рассчитывается по специальной формуле в бухгалтерии по месту работы, потом расчёты проверяются Фондом социального страхования. Пособие выплачивается в размере 100% средней заработной платы, получаемой за последние 24 месяца. Декретные выплаты начисляют всем женщинам за 70 дней до родов и 70 дней после.

Единовременное пособие при рождении ребенка, на данный момент составляющее почти 19 тыс. руб., оформляется по месту работы одним из родителей. Если оба родителя не работают, то пособие можно оформить в органах социальной защиты.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается в размере 40% среднего заработка одного из родителей или иного лица, которое осуществляет уход за ребёнком (пример: бабушка или дедушка).

Материнский капитал – самая масштабная форма поддержки российских семей с детьми. С 2020 г. семьи могут получить материнский капитал при рождении первого ребёнка, который составляет 483 881 руб. При рождении второго ребёнка к материнскому капиталу прибавляется 155 550 руб. Если же рождается второй ребёнок в семье и ранее право на материнский капитал не возникало, то его сумма составит 639 431 руб. Материнский капитал можно направить на приобретение или строительство жилья, образование детей, социальную адаптацию детей-инвалидов или формирование накопительной пенсии матери. Список вариантов распоряжения средствами капитала весьма мал, оттого он часто вызывает дополнительные вопросы и сомнения в своей эффективности.

Также существует ряд выплат для семей, особенно нуждающихся в поддержке государства. Среди них:

  • Дополнительные ежемесячные выплаты при рождении первого и второго ребенка, которые положены семьям с низким доходом (не более двух региональных прожиточных минимумов на каждого члена семьи). С 2020 г. выплату можно получать до трехлетия ребенка.
  • Ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Право на эту выплату имеют семьи, чей среднедушевой доход не превышает прожиточного минимума на душу населения в регионе. Обратиться за выплатой может только один родитель или опекун.
  • Выплаты многодетным. Назначаются при рождении третьего и последующих детей.
  • Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву. Оно выплачивается матери ребёнка и составляет чуть меньше 13 тыс. руб.
  • Ежемесячное пособие на ребенка от восьми до семнадцати лет, размер пособия составляет 50% прожиточного минимума для детей в субъекте РФ. Право на это пособие есть у неполных семей, если размер среднедушевого дохода не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ.

Существует несколько программ, помогающих семьям приобретать своё личное жильё. Среди них: помощь многодетным семьям на погашение ипотеки, семейная ипотека, программа «Молодая семья». Последняя распространяется на молодые семьи (возраст каждого из супругов не более 35 лет) с детьми и без детей. Выплату можно потратить на покупку дома, квартиры в новостройке, строительство собственного жилья, а также на первоначальный взнос или погашение ипотеки.

Смотря на все меры поддержки семей с детьми, можно сделать вывод о том, что структура механизмов демографической политики России в целом свидетельствует о ее материальной направленности и превалировании экономических стимулов. И примером этого является национальный проект «Демография», в рамках которого реализуется федеральный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей» [11].Однако для обеспечения длительного эффекта от демографических мер только экономические стимулы не являются достаточными. И с этой целью российское государство  использует национальные проекты РФ для реализации различных направлений, связанных с семейной политикой. Примером этого является в сфере образования федеральный проект «Современная школа» [12], который направлен на обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также обеспечение возможности профессионального развития педагогических работников. Этот проект объединил два федеральных проекта «Учитель будущего» и «Поддержка семей, имеющих детей», которые теперь вошли в состав федерального проекта «Современная школа», а сам он продлен до 2030 г. Очень актуальным является для совершенствования семейной политики в России федеральный проект «Здоровье детей», официальное название которого «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» [13]. Благодаря этому проекту будет подготовлено более 52 тыс. специалистов в области перинатологии, неонатологии и педиатрии в симуляционных центрах, а также увеличение охвата профилактическими мероприятиями детей в возрасте 15–17 лет.

Будет проведено  дооснащение и правильно организовано пространство в детских поликлиниках, строительство новых детских больниц и их отдельных корпусов − в том числе, чтобы обеспечить совместное пребывание детей и родителей.

Подводя итоги всего вышесказанного, хотелось бы отметить то, что все страны уделяют большое внимание семьям, которые нуждаются в этом внимании и поддержке со стороны государства. Но важно всегда помнить и про тех, кто не просит о помощи здесь и сейчас, нужно улучшать жизнь всех граждан, предоставляя им новые возможности и благоприятные условия для создания семей и рождения детей. Более того, каждая страна в большей степени учитывает особенности, ценности и прошлый опыт именно своего народа, стремясь давать ему именно то, в чём он так нуждается. Кто-то делает упор на образование, кто-то – на здоровье, но у многих стран было отмечено стремление к балансу работы и обычной жизни, что очень похвально. Ведь в современном мире достаточно трудно находить время для всех сфер жизни, так как каждая из них требует не пятиминутного внимания, а определённых затрат сил и времени, что иногда заставляет людей делать выбор в пользу чего-то одного, отказываясь от других не менее важных аспектов жизни.

Таким образом, мы видим, что географическое положение всех обсуждаемых стран является лишь одним из факторов, который учитывается при ведении политики, более того, он далеко не первостепенный. История, культура, приоритеты и возможности – вот что определяет курс для реализации семейной политики. И из-за сходств и различий по этим параметрам получается такая разная семейная политика. И, по нашему мнению, актуальным является анализ опыта семейной политики стран Арктического совета и его использование, с критическим осмыслением и, в первую очередь, в арктических регионах России.

References

1. Arkticheskiy sovet [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://arctic-council.org/ru(data obrascheniya: 23.07.2021).

2. Lefebvre, P. Assessing family policy in Canada: a new deal for families and children [Electronic resource] / P. Lefebvre, P. Merrigan // Institute for Research on Public Policy. - 2003. - Vol. 9. - № 5. - URL: https://irpp.org/research-studies/assessing-family-policy-in-canada(date of treatment: 23.07.2021). - ISSN 0711-0677.

3. Neel, M. Pro-family Policies in The United States of America [Electronic resource] / M. Neel // Sociology Group: Sociology and Other Social Sciences Blog. - URL: https://www.sociologygroup.com/pro-family-policies-usa/ (date of treatment: 23.07.2021).

4. Baran, M. L. Family Policies in Norway [Electronic resource] / M. L. Baran, E. E. Diehnelt, J. E. Jones // Handbook of Family Policies Across the Globe. - 2014. - P. 77-90. - URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4614-6771-7_6 (date of treatment: 23.07.2021). - DOI:https://doi.org/10.1007/978-1-4614-6771-7_6.

5. Tølbøll, L. Family Policies: Denmark [Electronic resource] / L. Tølbøll // The SPLASH Database. - URL: https://splash-db.eu/policydescription/family-policies-denmark-2014/ (date of treatment: 23.07.2021).

6. Wells, M. B. Families and Family Policies in Sweden [Electronic resource] / M. B. Wells, D. Bergnehr // Handbook of Family Policies Across the Globe. - 2014. - P. 91-107. - URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4614-6771-7_7 (date of treatment: 23.07.2021). - DOI:https://doi.org/10.1007/978-1-4614-6771-7_7.

7. Child and Family Policy in Finland. Brochures of the Ministry of Social Affairs and Health [Electronic resource] / Ministry of Social Affairs and Health // Ministry of Social Affairs and Health. - 2013. - 40 p. - URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/69916/URN_ISBN_978-952-00-3378-1.pdf(date of treatment: 23.07.2021). - ISBN 978-952-00-3378-1.

8. Eydal, G. Family Policy in Iceland: An Overview [Electronic resource] / G. Eydal, S. Ólafsson // Forsíða | Þjóðmálastofnun. - 2006. - 32 p. - URL: https://thjodmalastofnun.hi.is/sites/thjodmalastofnun.hi.is/files/skrar/familypolicyiniceland.pdf(date of treatment: 23.07.2021).

9. Ob utverzhdenii Koncepcii gosudarstvennoy semeynoy politiki v Rossii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 25 avgusta 2014 № 1618-r // Sobranie zakonodatel'stva RF.- 2014. - № 35. - St. 4811.URL:http://government.ru/docs/14494/

10. Kakuyu podderzhku v Rossii poluchayut sem'i [Elektronnyy resurs] // Gosudarstvennaya duma. - Rezhim dostupa: http://duma.gov.ru/news/51978/(data obrascheniya: 23.07.2021).

11. Pasport federal'nogo proekta Finansovaya podderzhka semey pri rozhdenii detey URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1171-src-1631193510.0461.pdf (data obrascheniya: 23.08.2021).

12. Pasport federal'nogo proekta «Sovremennaya shkola» URL: pasport federal'nogo proekta Sovremennaya-shkola.pdf (data obrascheniya: 23.08.2021).

13. Pasport federal'nogo proekta "Razvitie detskogo zdravoohraneniya, vklyuchaya sozdanie sovremennoy infrastruktury okazaniya medicinskoy pomoschi detyam" URL: pfp-razvitie-detskogo-zdravoohraneniya-14.12.2018.pdf (data obrascheniya: 23.08.2021).

Login or Create
* Forgot password?