ON THE DEVELOPMENT STRATEGY OF THE INSTITUTE FOR ADVANCED STUDIES OF EXECUTIVES AND SPECIALISTS OF ROSHYDROMET FOR THE PERIOD UP TO 2030
Abstract and keywords
Abstract (English):
The results of the formation of the main provisions of the development strategy of the FGBOU DPO "Institute for Advanced Training of Executives and Specialists" of the Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring for the period up to 2030, developed taking into account: the national goals of the Russian Federation for the period up to 2030, determined by the Presidents of the Russian Federation; key directions of the strategy of social and economic development of the Russian Federation for the period up to 2030, developed by the Government of the Russian Federation; strategies and doctrines of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation; ensuring the effective implementation of the main functions of the Federal Service for Hydrometeorology and Environmental Monitoring. It is noted that the key feature of the formation of the IPC development strategy for the period up to 2030 is the formation of a knowledge base at the request of consumers, taking into account the dynamics of the impact of climate change on all aspects of life on the planet. The composition and content of the main external and internal tasks of the IPK of Roshydromet are described, including: the strategy of educational activities (as the main type of activity), the strategy of business development (entrepreneurial activity), the strategy of infrastructure development, personnel strategy, the strategy of consulting activities, strategy marketing activities, a strategy for the development of international cooperation, a strategy for the development of research and innovation.

Keywords:
development strategy, Institute for Advanced Studies, executives, specialists, Roshydromet, period until 2030
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

В новое десятилетие Россия, как и все страны мира, вступила в период значительных научно-технических, технико-технологических, социально-экономических и природно-климатических изменений [7].

При этом современный этап развития всех хозяйствующих субъектов как в нашей стране, так и за рубежом, связан с необходимостью преодоления глобального мирового экономического кризиса [31], осложнённого пандемией коронавируса [27].

Но как известно кризис − это не только и не столько опасность угрозы, но и переломный момент, дающий шанс на эффективное развитие при наличии четких целей и стратегии их достижения, отвечающих новым вызовам современности [29].

В этих условиях принципиальное значение имеет процесс формирования эффективной стратегии развития, закладывающей фундамент деятельности на длительную перспективу.

Указанные обстоятельства и предопределили актуальность темы данной статьи, направленной на формирование основных положений стратегии развития ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» (далее − ИПК) Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее − Росгидромета).

Цель исследования

Целью представленных исследований является формирование основных положений стратегии развития ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на период до 2030 г., разрабатываемой с учетом вызовов современности.

Методическая и информационная база исследований

При разработке основных положений стратегии развития ИПК Росгидромета были учтены известные научные работы по формированию стратегий развития, получившие отражение в работах таких авторов, как Абрамов В.С., Абрамов С.В. [1], Веселков С.Н., Цыпкин Ю.А. [2], Голубков Е.П. [3], Джуха В.М., Жуковская Н.П., Кокин А.Н., Штапова И.С. [4], Егоршин А.П., Гуськова И.В. [5], Зуб А.Т. [6], Курлыкова А.В. [8], Литвак Б.Г. [9], Мардас А.Н., Гуляева О.А., Кадиев И.Г. [14], Отварухина Н.С., Веснин В.Р. [15], Попов С.А. [18], Розанова Н.М. [25], Сироткин С. А., Кельчевская Н.Р. [26],  Тебекин А.В. [33],  Фролов Ю.В., Серышев Р.В. [42], Шифрин М.Б. [43] и др.   

Методическую базу исследований также составили авторские наработки по рассматриваемой проблематике, получившие отражение в трудах [10−13, 32].

Нормативно-правовую базу, используемую при формировании положений стратегии развития ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на период до 2030 г. составили:

− Указы президента о национальных целях [37], о государственной политике в области образования и науки [34], о совете по профессиональным квалификациям [35], об экологической безопасности [36] и др.;

− Федеральные законы о стратегическом планировании [39], об образовании [40], об охране окружающей среды [41], о гидрометеорологической службе [38] и др.;

− Постановления Правительства РФ о развитии образования [21], о профессиональных стандартах [19], о Региональном метеорологическом учебном центре Всемирной метеорологической организации [20] и др.;

− Распоряжение Правительства РФ о Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата) [24];

Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Совета по стратегическому развитию и национальным проектам [16];

− Перечень поручений Председателя Правительства Российской Федерации по вопросам разработки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030-го года [17];

− Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации по осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам [23], об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях при реализации образовательных программ [22];

− стратегии и доктрины Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [28];

Приказы Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по вопросам повышения квалификации специалистов Росгидромета;

−  Письма Минобрнауки России по вопросам организации и осуществления дополнительного профессионального образования;

− другие руководящие документы.

Основные результаты исследований

В соответствии с концептуальными положениями развития ИПК Росгидромета, получившими отражение в ранее проведенных исследованиях [12], будем исходить из того, что наиболее перспективным вектором развития Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета на период до 2030 г. является не только «улавливание сигналов» о появляющихся на выходе из глобального кризиса новых рыночных потребностях, но и предложение рынку новых услуг, опережающих «кристаллизацию» рыночных потребностей, достигших зрелости, выражающейся в высказанном их характере [30].    

Но базовой основой для формирования положений стратегии развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г., безусловно, было и остается обеспечение реализации основных функций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (рис. 1).

Отправной точкой для дальнейших исследований по формированию основных положений стратегии развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г., разрабатываемой с учетом вызовов современности, явился анализ национальных целей развития страны на период до 2030 г., определенных Указом Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. № 474 [37] (рис. 2).

Необходимо отметить, что стратегические задачи ИПК Росгидромета связаны национальными целями развития Российской Федерации:

− опосредованно при достижении национальных целей − сохранение населения, здоровье и благополучие людей (см. блок национальных целей А, рис. 2) и комфортная и безопасная среда для жизни (см. блок национальных целей В, рис. 2) через обеспечение рациональной адаптации всех систем обеспечения жизнедеятельности людей к изменяющимся погодными и природно-климатическим условиям посредством повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета в ИПК;

− непосредственно при достижении национальной цели по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов (см. блок целей Б, рис. 2) через обеспечение в ИПК Росгидромета высокого качества образования, научных исследований и разработок;

непосредственно при достижении национальной цели по обеспечению достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства (см. блок целей Д, рис. 2) через реализацию в ИПК Росгидромета инновационной бизнес-модели [12], объединяющей образовательную, маркетинговую, консалтинговую и  научно-исследовательскую деятельности;

непосредственно при достижении национальной цели по цифровой трансформации (см. блок целей Д, рис. 2) через обеспечение в ИПК высокого уровня цифровизации («цифровой зрелости»). 

Стратегические задачи развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г. также тесно связаны с ключевыми направлениями стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030-го года (рис. 3) [17], формируемой в настоящее время Правительством РФ (далее «Стратегия-2030»).  

В частности, значимой стратегической задачей для ИПК Росгидромета представляется повышение квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета по вопросам обеспечения функционирования системы оперативного реагирования, направленной на предотвращение образования объектов накопленного вреда в рамках проекта «Генеральная уборка» ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры» (см. блок 2, рис. 3), а также проведение научных исследований по указанной проблематике.

Важной стратегической задачей для ИПК Росгидромета является реализация программ экологического просвещения в рамках проекта «Экономика замкнутого цикла» ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры» (см. блок 2, рис. 3).

Еще одной важнейшей стратегической задачей для ИПК Росгидромета является реализация программ ДПО по обучению реализации функционирования признаваемой за рубежом системы мониторинга выбросов парниковых газов в рамках соответствующего проекта ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры» (см. блок 2, рис. 3), а также оказание консалтинговых услуг по указанной проблематике.

Важной стратегической задачей ИПК Росгидромета в соответствии со Стратегией деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 г. (с учетом аспектов изменения климата) [24] является обеспечение повышения эффективности использования земельных ресурсов добывающими, перерабатывающими, сельскохозяйственными, инфраструктурными и другими отраслями хозяйствования в рамках проекта, направленного на повышение эффективности использования земельных ресурсов, ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры» (см. блок 2, рис.  3) в части обучения вопросам сбора, обработки и анализа данных о состоянии окружающей природной среды, а также моделирования и прогнозирования ожидаемых ее изменений, отражающих различные аспекты изменения климата (в том числе при реализации международного сотрудничества).

Еще одной значимой стратегической задачей развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г. является проведение маркетинговых и научных исследований по формированию базы знаний по запросам потребителей различных областей хозяйствования о состоянии окружающей природной среды, а также моделирования и прогнозирования ожидаемых ее изменений, отражающих различные аспекты изменения климата, а также предоставление консалтинговых услуг по указанным вопросам в интересах реализации ключевого стратегического направления «Клиентоцентричное государство» (см. блок 5, рис. 3).

Отметим, что реализация перечисленных основных стратегических задач развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г. позволяет сформировать качественно новую бизнес-модель развития института, основные стратегические направления развития которого представлены на рис. 4.

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, в результате проведенных исследований по формированию основных положений стратегии развития ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на период до 2030 г., разрабатываемой с учетом вызовов современности, были получены следующие результаты.

Во-первых, в соответствии с концептуальными положениями развития ИПК Росгидромета по формированию основных положений стратегии развития целесообразно исходить из того, что наиболее перспективным вектором развития Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета на период до 2030 г. является не только «улавливание сигналов» о появляющихся на выходе из глобального кризиса новых рыночных потребностях, но и предложение рынку новых услуг, опережающих «кристаллизацию» рыночных потребностей, достигших зрелости, выражающейся в высказанном их характере.   

Во-вторых, в качестве базовой основы для формирования положений стратегии развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г. целесообразно рассматривать обеспечение реализации основных функций Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В-третьих, отправной точкой для дальнейших исследований по формированию основных положений стратегии развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г., разрабатываемой с учетом вызовов современности, является учет национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 г., определенных Указом Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г., определяющих вклад ИПК Росгидромета в достижение национальных целей:

− сохранение населения, здоровье и благополучие людей и комфортная и безопасная среда для жизни через обеспечение рациональной адаптации всех систем обеспечения жизнедеятельности людей к изменяющимся погодным и природно-климатическим условиям посредством повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета в ИПК;

обеспечение возможности для самореализации и развития талантов через обеспечение в ИПК Росгидромета высокого качества образования, научных исследований и разработок;

− обеспечение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства через реализацию в ИПК Росгидромета инновационной бизнес-модели, объединяющей образовательную, маркетинговую, консалтинговую и научно-исследовательскую деятельности;

− цифровой трансформации через обеспечение в ИПК высокого уровня цифровизации («цифровой зрелости»). 

В-четвертых, стратегические задачи развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г. также будут тесно связаны с ключевыми направлениями стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030-го года («Стратегия-2030»), включая:

повышение квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета по вопросам обеспечения функционирования системы оперативного реагирования, направленной на предотвращение образования объектов накопленного вреда в рамках проекта «Генеральная уборка» ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры», а также проведение научных исследований по указанной проблематике;

− реализацию программ экологического просвещения в рамках проекта «Экономика замкнутого цикла» ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры»;

реализация программ ДПО по обучению реализации функционирования признаваемой за рубежом системы мониторинга выбросов парниковых газов в рамках соответствующего проекта ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры», а также оказание консалтинговых услуг по указанной проблематике;

 обеспечение повышения эффективности использования земельных ресурсов добывающими, перерабатывающими, сельскохозяйственными, инфраструктурными и другими отраслями хозяйствования в рамках проекта, направленного на повышение эффективности использования земельных ресурсов, ключевого стратегического направления «Агрессивное развитие инфраструктуры» в части обучения вопросам сбора, обработки и анализа данных о состоянии окружающей природной среды, а также моделирования и прогнозирования ожидаемых ее изменений, отражающих различные аспекты изменения климата (в том числе при реализации международного сотрудничества);

− проведение маркетинговых и научных исследований по формированию базы знаний по запросам потребителей различных областей хозяйствования о состоянии окружающей природной среды, а также моделирования и прогнозирования ожидаемых ее изменений, отражающих различные аспекты изменения климата, а также предоставление консалтинговых услуг по указанным вопросам в интересах реализации ключевого стратегического направления «Клиентоцентричное государство»;

− стратегию образовательной деятельности (как основного вида деятельности), стратегию развития бизнеса (предпринимательской деятельности), стратегию развития инфраструктуры, кадровую стратегию, стратегию консалтинговой деятельности, стратегию маркетинговой деятельности, стратегию развития международного сотрудничества, стратегию развития научно-исследовательской и инновационной деятельности.

В целом, реализация перечисленных основных стратегических задач развития ИПК Росгидромета на период до 2030 г. позволяет сформировать качественно новую бизнес-модель развития института, основные стратегические направления развития которого включают: стратегию развития образовательной деятельности (как основного вида деятельности), стратегию развития бизнеса, стратегию развития инфраструктуры, кадровую стратегию, стратегию консалтинговой деятельности, стратегию маркетинговой деятельности, стратегию развития международного сотрудничества, стратегию развития научно-исследовательской и инновационной деятельности.

       

References

1. Abramov, V.S. Strategicheskiy menedzhment v 2 ch. Chast' 1. Suschnost' i soderzhanie: uchebnik i praktikum dlya vuzov / V. S. Abramov, S. V. Abramov; pod redakciey V. S. Abramova. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 270 s.

2. Veselkov, S.N. Strategicheskiy menedzhment. Uspeshnoe upravlenie biznesom v Rossii: Uchebno-prakticheskoe posobie / S.N. Veselkov, Yu.A. Cypkin. - Moskva: Yuniti, 2018. - 247 c.

3. Golubkov, E.P. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik i praktikum dlya vuzov / E. P. Golubkov. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. - 290 s.

4. Dzhuha, V.M. Strategicheskiy menedzhment: uchebnoe posobie / V.M. Dzhuha, N.P. Zhukovskaya, A.N. Kokin, I.S. Shtapova - KnoRus, 2019 - 282s.

5. Egorshin, A.P. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik / A.P. Egorshin, I.V. Gus'-kova. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: INFRA-M, 2018. - 290 s.

6. Zub, A.T. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik i praktikum dlya vuzov / A. T. Zub. - 4-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 375 s.

7. Klimaticheskiy haos. Chem grozit chelovechestvu poteplenie, i chto delat' dlya predotvrascheniya katastrofy? https://tass.ru/spec/climate

8. Kurlykova, A.V. Strategicheskiy menedzhment: Uchebnoe posobie / A.V. Kurlykova. − Moskva: IC RIOR: NIC INFRA-M, 2018. − 176 s.

9. Litvak, B.G. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik dlya bakalavrov / B. G. Litvak. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. - 507 s.

10. Lomakin O.E., Tebekin A.V. Koncepciya innovacionnogo razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya // Transportnoe delo Rossii. − 2014. − №3. − S. 20−23.

11. Lomakin O. E., Tebekin A. Transformaciya sistemy klyuchevyh pokazateley effektivnosti gosudarstvennyh institutov razvitiya rossiyskoy ekonomiki // Transportnoe delo Rossii. − 2015. − № 3. − S. 51-59.

12. Lomakin O.E., Tebekin A.V. Perehod sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v strukture Rosgidrometa k sopryazhennoy modeli razvitiya. // BIZ-NES. OBRAZOVANIE. PRAVO. − 2021. − №3 (56). − S. 343-350.

13. Lomakin O.E., Tebekin A.V., Komarov M.M. Model' nepreryvnogo dopolnitel'nogo obrazovaniya v sfere nauchno-tehnicheskogo tvorchestva. // Naukoemkiy biznes. − 2014. − № 3. − S. 26-27.

14. Mardas, A.N. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik i praktikum dlya vuzov / A. N. Mardas, O. A. Gulyaeva, I. G. Kadiev. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 176 s.

15. Otvaruhina, N.S. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik i praktikum dlya vuzov / N. S. Otvaruhina, V. R. Vesnin. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 336 s.

16. Perechen' porucheniy po itogam zasedaniya Soveta po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam" (utv. Prezidentom RF 05.08.2021 N Pr-1383). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392358/

17. Perechen' porucheniy po itogam rabochego soveschaniya u Predsedatelya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii po voprosam razrabotki strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii 26 yanvarya 2021 goda. Predsedatel' pravitel'stva Rossiyskoy Federacii. g. Moskva. 26.01. 2021.

18. Popov S.A. Aktual'nyy strategicheskiy menedzhment. Videnie - celi - izmeneniya: uchebno-prakticheskoe posobie / S. A. Popov. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 447 s.

19. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 yanvarya 2013 g. № 23 “O Pravilah razrabotki, utverzhdeniya i primeneniya professional'nyh standartov”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70204190/

20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.11.1994 N 1298 «O zaklyuchenii Soglasheniya mezhdu Pravitel'stvom Rossiyskoy Federacii i Vsemirnoy meteorologicheskoy organizaciey o priznanii Instituta povysheniya kvalifikacii rukovodyaschih rabot-nikov i specialistov Federal'noy sluzhby Rossii po gidrometeorologii i monitoringu okruzhayuschey sredy, Moskovskogo gidrometeorologicheskogo kolledzha i Rossiy-skogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo instituta v kachestve Regional'nogo meteorologicheskogo uchebnogo centra Vsemirnoy meteorologicheskoy organizacii». https://base.garant.ru/6190405/

21. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 g. N 1642 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Razvitie obrazovaniya". https://base.garant.ru/71848426/

22. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii ot 09.01.2014 № 2 «Ob utverzhdenii Poryadka primeneniya organizaciyami, osuschestvlyayuschimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost', elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologiy pri realizacii obrazovatel'nyh programm»

23. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 01.06.2013 № 499 «Ob utverzhdenii poryadka organizacii i osuschestvleniya obrazovatel'noy deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam»

24. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 03.09.2010 N 1458-r

25. Rozanova N.M. Konkurentnye strategii sovremennoy firmy: uchebnik i praktikum dlya vuzov / N. M. Rozanova. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 343 s.

26. Sirotkin S.A. Strategicheskiy menedzhment na predpriyatii: Ucheb. posobie / S.A. Sirotkin, N.R. Kel'chevskaya. - Moskva: INFRA-M; Ekaterinburg: Izd-vo Ural, un-ta, 2018. - 246 s.

27. Starostina Yu. Pandemicheskiy kriz. Kak skoro ekonomika Rossii smozhet vernut'sya k rostu. https://www.rbc.ru/newspaper/2020/11/17/5fabc9289a79476ec20f16cc

28. Strategii i doktriny Minprirody Rossii. https://www.mnr.gov.ru/docs/strategii_i_doktriny/

29. Tebekin A.V. Analiz krizisov s poziciy ekonomicheskoy teorii. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 4. − № 12. − S. 3-9.

30. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. // Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2020. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

31. Tebekin A.V. O glubine krizisa 2020-go goda dlya mirovoy i nacional'noy ekonomik i putyah vyhoda iz nego. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 2. − S. 52-71.

32. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Petrov V.S., Horeva A.V. Trendy transformacii menedzhmenta v postkoronavirusnyy period razvitiya ekonomiki. // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 4. − S. 77-87.

33. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik dlya vuzov / A. V. Tebekin. - 2-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 333 s.

34. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 599 "O merah gosudarstvennoy politiki v oblasti obrazovaniya i nauki" http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201205070020

35. Ukaz Prezidenta RF ot 16.04.2014 N 249 "O Nacional'nom sovete pri Prezidente RF po professional'nym kvalifikaciyam" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/33043.html/

36. Ukaz Prezidenta RF ot 19 aprelya 2017 g. № 176 “O Strategii ekologicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na period do 2025 goda”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559074/

37. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

38. Federal'nyy zakon "O gidrometeorologicheskoy sluzhbe" ot 19.07.1998 N 113-FZ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19456/

39. Federal'nyy zakon "O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 28.06.2014 N 172-FZ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/

40. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federacii" ot 29.12.2012 N 273-FZ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

41. Federal'nyy zakon "Ob ohrane okruzhayuschey sredy" ot 10.01.2002 N 7-FZ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

42. Frolov Yu.V. Strategicheskiy menedzhment. Formirovanie strategii i proektirovanie biznes-processov: uchebnoe posobie dlya vuzov / Yu. V. Frolov, R. V. Seryshev; pod redakciey Yu. V. Frolova. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2020. - 154 s.

43. Shifrin M. B. Strategicheskiy menedzhment: uchebnik dlya vuzov / M. B. Shifrin. - 3-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2021. - 321 s.

Login or Create
* Forgot password?