Abstract and keywords
Abstract (English):
Underground architecture, spiritually and historically connected with Christianity, is of undoubted interest for research. This trend in architecture forms a number of distinctive typological groups. objects associated with Christian shrines dating back to the first centuries of the new era are among them. Underground architecture includes individual cave temples, martyrias, large monastic complexes, objects that combine secular and liturgical orientation. Crypts and temple subfloors correspond to the subject under consideration. Despite the evidence of significant spiritual, construction and technological limitations, there is considerable freedom in the layout of liturgical spaces in the architecture of underground churches. Many objects belonging to the pre-iconoclastic period or to the synodal period of the Russian Church are compositional solutions and their ideological and symbolic justifications that are not found in aboveground churches. Combining the typological groups of the underground architecture of Christianity into a holistic study seems fruitful for understanding the origins and developing the principles of the development of a unique and little-known component of temple architecture. In this article, authors substantiate the relevance of a comprehensive analysis of the underground architecture of Christianity. Authors have determined the purpose of the study – the study of theoretical and theological foundations and the development of a methodology for the modern development of the tradition of underground architecture of Christianity. The purpose of our work is structured into logically related groups of local tasks. The research methodology is based on a theological approach that justifies architectural and compositional features based on historical, theological and practical liturgical positions.

Keywords:
architecture, Christianity, design methodology, theological approach, underground temple, cave monastery
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. В настоящее время актуален поиск истоков, первооснов христианской традиции в материальной культуре. Основополагающее понятие о преимущественной «внутренней» духовной красоте, определяющей внешний облик, как человека, так и создаваемых им объектов, генетически связано с подземной архитектурой, для которой внешнее выражение исключено, или значительно сокращено. Изучение богословия, символики и архитектуры подземных храмовых комплексов, восходящих к первым векам новой эры, является плодотворным в свете указанной проблемы.

Для изучения рассматриваемой тематики существует обширная аналитическая база, отраженная в научных исследованиях. Христианские катакомбы на территории современной Италии [1] проанализированы в работах П.Б. Шаскольского [2], Т.Ю. Воробьевой, А.В. Крамера. Росписи в катакомбах Рима исследованы в трудах Н.В. Покровского, Т. Зуйковой. История архитектуры христианских катакомб рассмотрена в исследованиях Н.И. Брунова.

Исторический аспект пещерных культовых сооружений Каппадокии [3] (Византия, ныне на территории Турции) дан в работах М.В. Бибикова, Р. Остерхаута [4], И.Н. Попова. Византийским росписям в Каппадокии посвящены труды Н.В. Квливидзе.

История пещерных культовых сооружений в России отражена в трудах О.Г. Кирьяновой [5], И.А. Агапова, Т.А. Бобровского, Ю.Ю. Шевченко [6]. Классификация культовых пещер европейской части России разработана В.В. Степкиным [7–9].

Крымские пещерные храмы рассмотрены в работах Ю.М. Могаричева [10], Н.В. Днепровского [11], А.Ю. Виноградова, М.С. Желтова, В.Н. Даниленко, Н.И. Репникова, А.Г. Герцен [12]. Литургическое устройство пещерных храмов Крыма рассматривает Н.Е. Гайдуков [13]. Роспись крымских пещерных сооружений исследована А.С. Ергиной.

Пещерным монастырям Воронежского и Белгородского края посвящены исследования А.О. Амелькина, В.И. Плужникова, В.В. Степкина [7], Н. Никольского, В.Н. Тевяшова, Е.Ю. Захарова, С.К. Кондратьевой [14], П.Ю. Вовженяк [15]. История Киево-Печерской Лавры представлена в трудах Е.А. Кивлицкого, С.К. Килессо. Работы В.М. Колпаковой посвящены историческому анализу, а труды Я.В. Литвиненко [16] датировке стенописи пещер. Псково-Печерский монастырь, в том числе его пещеры, исследованы в работах И.И. Лагунина.

Ведутся работы по выявлению характера пещерных комплексов на территории России и их устройству; по созданию кадастра, базы и каталога пещерных христианских религиозных комплексов (монастыри, церкви, источники) на территории Российской Федерации [17]. Современные возможности использования резервов подземных уровней городов рассмотрены А.В. Анисимовым [18].

Незначителен опубликованный археологический материал при замечательной сохранности архитектурных форм. Специальных научных конференций, посвященных христианским пещерным комплексам, проведено весьма мало. Большинство историков архитектуры рассматривают подземные храмы в отрыве от богослужебной практики. Проводящие аналогичные исследования священники аргументировано опровергают выводы многих светских исследователей об атрибуции тех или иных структурных частей объектов. Пещерные объекты анализируются изолированно от подземных частей храмов, подклетов, крипт, тогда как их совместное исследование могло бы принести интересные результаты. В качестве практических результатов в имеющихся исследованиях обыкновенно присутствуют реставрационная и музейная составляющие, современное творческое развитие традиции на рассматривается. Отметим отсутствие комплексных работ, объединяющих анализ исторических и современных аспектов методики создания сакральных поземных пространств, что подтверждает актуальность намеченного исследования. Вместе с тем, анализ литературных источников дает существенную и во многом исчерпывающую фактическую информацию для изучения архитектуры подземных христианских храмов.

Методы. Работа основывается на комплексном методе и включает изучение литературных источников, электронных ресурсов; натурное обследование христианских объектов регионов России; системный анализ сопоставляемых характеристик объектов; объемное моделирование. Особенностью методики исследования является теологический подход, обосновывающий архитектурно-композиционные особенности объектов исходя из историко-богословских и практических богослужебных позиций.

Основная часть. В период раннего Христианства созданы многочисленные подземные храмовые комплексы, в настоящее время являющиеся одними из древнейших сохранившихся религиозных христианских объектов, возникших задолго до разделения восточной и западной Церквей [19]. Основные события Нового Завета – Рождество и Воскресение Спасителя связаны с пещерами, включенными со временем в качестве особо почитаемых христианских святынь в храмы. Возведение подземных монастырей продолжалось на протяжении всего известного периода распространения Христианства на Востоке и в Европе, древнейшая традиция не угасала в России вплоть до XIX века. Подземные религиозные объекты являются важной составляющей истории Русской Православной Церкви. На территории России пещерные монастыри строились в Х–XIX веках в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях. Отдельный аспект исследования – храмы с развитой подземной частью, криптами, отмечающие сакральную составляющую места, возведенные в качестве мемориальных объектов над захоронениями. Областью современной подземной архитектуры Христианства является, помимо объектов, обусловленных собственно религиозной составляющей, строительство храмовых комплексов с развитой функциональной составляющей при ограничениях высотности в условиях не нарушаемой историко-архитектурной застройки или ландшафта.

В первые века новой эры при гонениях на христиан устройство подземных храмов обосновывалось необходимыми мерами по скрытности собраний братьев по вере, в последующие столетия значимость защиты или укрытия умалилась. Очевидно, существуют глубинные причины столь длительного существования традиции ухода христианских подвижников «под землю», связанные с догматическими основами и народным пониманием веры, плодотворными для современного изучения (рис. 1). В связи с современным распространением эсхатологических настроений, устройство подземных религиозных комплексов является одним из путей реализации естественного желания уединенной аскетической жизни для наиболее полного воплощения христианских идеалов [20].

Сохранившиеся древнейшие христианские объекты под землей относятся к доиконоборческому периоду, времени вариантного формирования состава и форм богослужения, в том числе Литургического. Долговечный строительный материал пещерных храмов, создающий трудности для позднейших реконструкций, сохранил до наших дней неизменными структурные части храмов в их первоначальных компоновках и следы богослужебного обустройства – Престолов, Жертвенников, темплонов, сосудов-агиасм, баптистериев, вспомогательных помещений. Непростая технология возведения объектов вместе с задачами крайнего духовного самоограничения или монашеского «теснения» не привели к скудости объемно-пространственных решений. Напротив, в архитектуре подземных храмов присутствует значительная свобода в компоновке богослужебных пространств, зачастую превосходящая по неординарности наземные постройки. Сказанное верно и для отечественных объектов синодального периода, где присутствуют относящиеся к «народному» Православию оригинальные, немного наивные идейно-символические обоснования подземной храмовой и монастырской архитектуры. Изучение указанной архитектуры в связи с изменениями богословия и богослужебной практики составит основу методики проектирования, позволяющей непредвзятое рассмотрение устоявшихся композиционных решений храмовых объектов, принимаемых в настоящее время в качестве единственно возможных (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Позиции актуальности (на рисунке в ветвях креста) и принципы современного проектирования,

предполагаемые к разработке (на рисунке в окружностях). В центре – Бахчисарайский Успенский монастырь, Крым (рис. и фото Борисова С.В.)

 

 

Архитектура подземных христианских объектов имитирует аналогичные наземные постройки, также, создает свой собственный неповторимый пространственный «язык». Его геометрия основана исключительно на сочетании криволинейных в планах и вертикальных разрезах поверхностей, очерчивающих несущие элементы и псевдо купольные завершения. Поверхности пространственно выявляются светотеневыми эффектами, обусловленными продуманным расположением проемов, зачастую ориентированных на значимые мемориальные объекты, либо связанные с положением светила в существенные богослужебные моменты. Указанные особенности древнейших христианских построек во многом близки современным положениям нелинейной архитектуры. Изучение формальных геометрических основ и численных соотношений уникального «языка» архитектуры подземных храмов поспособствует развитию традиции на современном этапе с возможным выходом на методические аспекты храмового зодчества в целом (рис. 1).

Большинство пещерных сооружений представляют собой часть сложных многоуровневых комплексов, возведенных в несколько строительных этапов, в которых наземные и подземные части взаимно дополняют друг друга. Существенным аспектом актуальности изучения подземной архитектуры Христианства является нередко возникающая в настоящее время задача создания храмовых объектов на выраженном рельефе с несколькими полуподземными уровнями. Имеется современная тенденция к усложнению функционального наполнения храмовых комплексов при недостаточном понимании взаимосвязей их структурных частей в прерванной на столетие традиции Православия. В связи со сказанным, считаем продуктивным исследование функциональных и коммуникационных взаимосвязей в многоуровневых подземно-надземных комплексах, как актуальных аналогах при создании современных православных религиозных объектов с развитым наполнением социального служения. Представляет интерес изучение опыта поэтапного развития подземно-надземных комплексов [21], как аналога при создании современных храмовых объектов, предполагающих не единовременное возведение (рис. 1).

Подземные и полуподземные структурные части нередко входят в объемно-планировочную композицию храмов. Помимо утилитарных помещений, не представляющих интерес в контексте настоящего исследования, в подклетах располагаются храмы или часовни, крипты, мартирии. Имеются примеры главенствующей роли подземной части, ее пространственной интерьерной связи с надземным уровнем в объектах, возведенных над христианскими святынями. Составной частью исследования является определение роли подземной части храма в создании общего проектного решения, исходя из теоретико-богословских и функционально-планировочных задач.

Иной гранью рассматриваемой тематики являются задачи сохранения исторических и природных ландшафтов в современном строительстве [18]. К факторам, ограничивающим высотность и требующим существенное заглубление зданий, в том числе, храмов, отнесем создание историко-ландшафтных мемориальных комплексов [22], проектирование в не допускающем нарушений историческом архитектурном или архитектурно-ландшафтном пространстве. При создании современных религиозных объектов в данных условиях, очевидно, актуален опыт архитектуры подземных христианских храмов, опирающийся исключительно на понимание внутреннего пространства объектов [23].

Указанные аспекты формируют состав структурных частей разнопланового изучения архитектуры подземных храмовых комплексов Христианства: богословия и символики, методики создания сакральных поземных пространств; функционального наполнения и структурных взаимосвязей многоуровневых подземно-надземных религиозных комплексов. Гипотезой исследования является утверждение о том, что методика храмового зодчества, обращенная к первоистокам Христианства и основанная на общехристианском понятии о преимущественной «внутренней» духовной красоте, проявившемся в наибольшей полноте в подземной архитектуре, является актуальной для современности. Разработка положений гипотезы обосновывает существенность исторических и современных достижений в области подземной архитектуры Христианства для церковного искусства и архитектуры.

Цель аналитической работы – изучение теоретико-богословских основ и разработка с привлечением исторического опыта методики современного развития традиции подземной архитектуры Христианства с распространением ее на храмовое зодчество в целом (рис. 2). Ограничениями исследования являются:

• в части изучения опыта раннехристианских подземных объектов – территории первоначального распространения Христианства;

• в части регионального историко-архитектурного исследования – административные границы Российской Федерации с прилегающими территориями бывших республик Советского Союза (ранее Российской империи);

• в части методических аспектов современного проектирования – подземные и подземно-надземные объекты Православия, как обусловленные религиозной составляющей, так и при строительстве в условиях не нарушаемой исторической застройки или ландшафта.

Объект исследования – подземные сооружения, используемые с целью совершения богослужений и социального служения православными христианами, называемые нами подземной архитектурой Христианства. Предмет – история, современные методические аспекты и принципы подземной православной церковной архитектуры, актуальные для храмового зодчества в целом.

 

Рис. 2. Методика исследования

Для достижения цели работы представляется необходимым решить следующие задачи (рис. 2):

• изучить богословие архитектуры подземных храмовых комплексов, восходящих к первым векам новой эры, как основу для последующего развития архитектуры Христианства;

• проанализировать проявления христианской аскезы в сфере материальных объектов с опорой на понимание соотношения закрытости и открытости пространств, освещенности и отсутствия света;

• изучить функциональные и архитектурно-планировочные особенности подземных храмов, являющихся первоистоками христианской архитектуры;

• систематизировать информацию о подземной архитектуре Христианства в регионах России, уточнить историческую конфессиональную принадлежность, уточнить на основе объемно-планировочных решений архитектурную типологию указанных объектов;

• выявить объемно-пространственные закономерности, архитектурно-художественные особенности, позиции сходства и различий региональной российской подземной архитектуры Христианства;

• систематизировать информацию об архитектурных особенностях современных подземных объектов Христианства различных конфессий и деноминаций и сопоставить ее с историческими аспектами для выявления направленности развития традиции подземного зодчества;

• разработать методические аспекты православного храмового зодчества, исходя из общехристианского понятия о преимущественной «внутренней» духовной красоте с опорой на аспекты подземной архитектуры Христианства; наметить реализацию указанной методики в современном храмостроении;

• разработать принципы современного проектирования подземных и подземно-надземных объектов Православия, обусловленных религиозной составляющей:

композиционные и архитектурно-художественные принципы формирования подземных и подземно-надземных пространств в зависимости от степени открытости / закрытости и условий освещения;

функционально-планировочные, структурные и коммуникационные принципы организации многоуровневых подземно-надземных православных храмовых комплексов;

принципы поэтапного развития подземно-надземных комплексов при создании современных храмовых объектов, предполагающих не единовременное возведение;

• разработать принципы достижения гармонического единства с не нарушаемой исторической застройкой или ландшафтом при строительстве подземно-надземных православных объектов в условиях ограничения высотности.

Выводы. Современные события в области Христианства постоянно напоминают о присутствии в числе религиозных объектов составляющей подземной архитектуры. В текущем году проведены новые исследования пещерного церковного комплекса так называемой Якорной церкви VIXVIII вв. в Великобритании, Дербишир, определены периоды ее религиозного и светского использования. Во время торжеств 21 июля 2021 года в честь праздника Казанской иконы Богородицы в возрожденном кафедральном соборе города Казани обнародованы данные об археологических исследованиях и реставрации подземной церкви на месте обретения чудотворной иконы в XVI веке.

Результатом настоящей работы является доказательство актуальности комплексных исследований в области подземной архитектуры христианства. Обоснована плодотворность методики современного развития в традиции подземной архитектуры Христианства с ее распространением на храмовое зодчество в целом. Выдвинута гипотеза о том, что методика храмового зодчества, обращенная к первоистокам Христианства и основанная на общехристианском понятии о преимущественной «внутренней» духовной красоте, проявившемся в наибольшей полноте в подземной архитектуре, является актуальной для современности. Разработана структура исследовательской работы, состоящая в соответствии с общей целью и задачами из основных последовательных логически связанных этапов:

• исследование богословских, символических основ подземной архитектуры Христианства, их выражения в истоках подземной архитектуры;

• анализ отечественного опыта подземной архитектуры Христианства, систематизация типологических аспектов;

• разработка методических аспектов проектирования современных христианских подземных комплексов, реализация теоретических разработок в проектных предложениях.

References

1. Talberg N.D. History of the Christian Church [Istoriya hristianskoj cerkvi]. Moscow: Sretensky Monastery Publishing House, 2008. 558 p. (rus)

2. Shaskolsky P.B. Christian catacombs in the vicinity of Rome and their study (for the discovery of new catacombs on the Latin Road) [Hristianskie katakomby v okrestnostyah Rima i ih izuchenie (k otkrytiyu novyh katakomb na Latinskoj doroge)]. Bulletin of the Russian Christian Humanitarian Academy. Preparation of the publication A.V. Sveshnikov, A.I. Klyuev, O.V. Metel. 2013. Vol. 14. Issue 1. Pp. 81-93. (rus)

3. Kulakovsky Yu.A. History of Byzantium: in 3 volumes [Istoriya Vizantii: v 3 tomah]. Saint Petersburg: Aleteya, 1996. 446 p. 400 p. 456 p. (rus)

4. Osterhout R. Byzantine builders [Vizantijskie stroiteli]. Translated by L.A. Belyaev, edited and commented by L.A. Belyaev, G.Y. Ivakin. Kiev, Moscow: Korvin Press, 2005. 332 p. (rus)

5. Kiryanova O.G. Cave temples and monasteries of Russia: historical and cultural potential [Peshchernye hramy i monastyri Rossii: istoriko-kul'turnyj potencial]. Culturological journal. 2018. No. 1 (31). URL: cr-journal.ru 03_2018_16_37_58_1522168678. pdf. (accessed: 22.07.2021). (rus)

6. Shevchenko Yu.Yu. On the question of the method of dating the First Christian cave temples of Eastern Europe [K voprosu o metodike datirovki pervohristianskih peshchernyh hramov Vostochnoj Evropy]. Materials on archeology and history of ancient and medieval Crimea. 2011. No. 3. Pp. 55-147. (rus)

7. Stepkin V.V. Cave construction in the forest-steppe Podonye (VIII-XX centuries) [Peshcherostroitel'stvo v lesostepnom Podon'e (VIII- XX vv.)]. Abstract of the dissertation of the candidate of Historical Sciences. Voronezh State Pedagogical University. Voronezh, 2005. (rus)

8. Stepkin V.V. Caves on the territory of monasteries of the Russian Orthodox Church of the XVII-XXI centuries: genesis and place in the sacred landscape [Peshchery na territorii monastyrej Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi XVII-XXI vv.: genezis i mesto v sakral'nom landshafte]. Bulletin of the Samara University. History, pedagogy, Philology. 2019. Vol. 25. No. 1. Pp. 32-42. DOI:https://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-1-32-42. (rus)

9. Stepkin V.V. Regional features of the placement of cult caves in the European part of Russia [Regional'nye osobennosti razmeshchenie kul'tovyh peshcher v evropejskoj chasti Rossii]. Bulletin of the Omsk University. The series «Historical Sciences». 2018. No. 3(19). Pp. 90-98. (rus)

10. Mogarichev Yu.M., Yergina A.S. Frescoes of the cave St. George churches of Inkerman [Freskovye rospisi peshchernyh Georgievskih cerkvej Inkermana]. Byzantine Vremennik. 2020. Volume 104. Pp. 273-298. (rus)

11. Dneprovsky N.V., Shkurda V.A. On the question of the initial liturgical layout of the triconchial cave churches of Eski-Kermen [K voprosu o pervonachal'noj liturgicheskoj planirovke trikonhial'nyh peshchernyh cerkvej Eski-Kermena]. Materials on archeology and history of ancient and medieval Crimea. 2011. No. 3. Pp. 187-207. (rus)

12. Herzen A.G., Makhneva O.A. Cave cities of the Crimea [Peshchernye goroda Kryma]. Sevastopol, Biblex, 2006. 192 p. (rus)

13. Gaidukov N.E. Sacred space and liturgical devices in pre-Iconoclastic cave temples of southwestern Tavrika [Sakral'noe prostranstvo i liturgicheskie ustrojstva v doikonoborcheskih peshchernyh hramah yugo-zapadnoj Tavriki]. Hierotopia. The creation of sacred spaces in Byzantium and Ancient Russia: a collection based on the materials of the International Symposium, June 2004. Moscow: Indrik, 2006. Pp. 186-215. (rus)

14. Kondratyev S.K. Divnogorskaya caves in the photographs, the drawings [Divnogorskie peshchery v fotomaterialah, risunkah, chertezhah]. Collection of the International scientific forum: Caves as objects of history and culture, April 19-22, 2016, Voronezh - Divnogorie. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2016. Pp. 128-136. (rus)

15. Wojenek P.Y. Cave monasteries in Belgorod region [Peshchernye monastyri Belgorodskoj oblasti]. Proceedings of the XI International youth forum «Education. The science. Production», 2019. Belgorod: Publishing House of BSTU. Pp. 77-84. (rus)

16. Litvinenko Ya.V. Analysis of wall paintings on Ancient Russian sites of the Near caves of the Kiev-Pechersk Lavra [Analiz stenopisi na drevnerusskih uchastkah Blizhnih peshcher Kievo-Pecherskoj Lavry]. Scientific Vedomosti of the Belgorod State University. Series: History. Political science. 2018. Vol. 45. No. 2. Pp. 277-284. DOI:https://doi.org/10.18413/2075-4458-2018-45-2-277-284. (rus)

17. Dolotov Yu.A. Underground religious buildings of Russia: general overview [Podzemnye kul'tovye sooruzhenie Rossii: obshchij obzor]. Speleology and spelestology: collection of materials of the IV international scientific correspondence conference. Naberezhnye Chelny: NISPTR, 2013. Pp. 265-277. (rus)

18. Anisimov A.V. Underground reserves of the largest cities for the development of cultural objects [Podzemnye rezervy krupnejshih gorodov dlya razvitiya ob"ektov kul'tury]. Academia. Architecture and construction. 2021. No. 2. Pp. 66-73. DOIhttps://doi.org/10.22337/2077-9038-2021-2-66-73. (rus)

19. Yakobson A.L. Regularities in the development of medieval architecture [Zakonomernosti v razvitii srednevekovoj arhitektury]. L.: Nauka, 1985. 152 p. (rus)

20. Borisov S.V. On the modern understanding of asceticism in temple architecture [O sovremennom ponimanii asketizma v hramovoj arhitekture]. Architecture and Modern Information Technologies. 2017. No. 4(41). Pp. 201-218. URL: http://marhi.ru/AMIT/2017/4kvart17/15_borisov/index.php. (accessed: 22.07.2021) (rus)

21. Borisov S.V. Features of compositional solutions of Orthodox churches during phased construction [Osobennosti kompozicionnyh reshenij pravoslavnyh hramov pri poetapnom vozvedenii]. New ideas of the new century - 2018: materials of the Eighteenth International Scientific Conference: in 3 volumes. Pacific state University. Volume. 1. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University. 2018. Pp. 39-44. (accessed: 22.07.2021) (rus)

22. Borisov S.V., Levchuk V.I. Icon - a museum exhibit in an Orthodox church [Ikona - muzejnyj eksponat v pravoslavnom hrame]. New ideas of the new century - 2017: materials of the Seventeenth International Scientific Conference: in 3 volumes. Pacific state University. Volume. 1. Khabarovsk: Publishing House of the Pacific State University, 2017. Pp. 23-28. (accessed: 22.07.2021) (rus)

23. Borisov S.V. Modernity and tradition in the architecture of Orthodox churches [Sovremennost' i tradiciya v arhitekture pravoslavnyh hramov]. Architecton: izvestiya vuzov. 2017. No. 57 (March). URL: http://archvuz.ru/2017_1/2. (accessed: 22.07.2021) (rus)


Login or Create
* Forgot password?