THE INFLUENCE OF THE IDEAS OF LIBERALISM AND CONSERVATISM ON THE IDEOLOGY OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
the article examines the influence of both liberal and conservative ideas on the development of the ideology of Russia, which, in turn, is reflected both in the policy pursued by the state and in the Basic Law of the country.

Keywords:
conservatism, liberalism, constitution, ideology
Text

На протяжении ряда столетий либеральные и консервативные идеи сменяли друг друга в борьбе за обоснование форм правления, моделей взаимоотношения общества, личности и государства и т.д. Противоборство этих идей находило свое отражений в проводимой государством политике и принимаемых нормативных актах. Это было присуще не только истории развития какого-то определенного государства, а в целом прослеживается в развитии всей мировой истории. При этом, либеральные идеи во многом выступали «локомотивом» общественного и государственного развития, а их прогрессивность и значимость привела к тому, что ряд из них получили свое нормативное закрепление в ряде государствообразующих актов, таких как: Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., Декларация независимости США 1776 г., Конституция США 1787 г.

В современной отечественной политико-правовой мысли также принято противопоставлять либеральной идеологии, консервативную. При этом, нередко об идеях либерализмы высказываются в пренебрежительном тоне, выдавая его за некие «западные» ценности, которые ставят под угрозу само существование российской государственности.

Вместе с тем, анализ отечественного законодательства в целом и, прежде всего Конституции Российской Федерации, свидетельствует от том, что она фактически пронизана либеральными идеями, которые проповедовали такие авторы, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, Б. Констан, А. де Токвиль, Бентам, Дж. С. Милль, Т.Х. Грин, Л. Хобхауз, Б. Бзанкет и другие.

В идеологии либерализма, профессор А.В. Корнев выделяет юридические, политические, экономические, социальные составляющие.

Юридическую составляющую - образует естественно-правовая доктрина прав человека, утверждающая, что человек обладает определенными неотчуждаемыми правами, которые принадлежат ему в силу факта самого рождения, а также концепция правового государства, которое базируется на принципе разделения властей. В законах государственных всегда должны отражаться законы общечеловеческие. «Разумность законов,  - писал Б. Спиноза, - и общая воля обеспечены только там, где законы принимаются многочисленным собранием, на котором все аффекты, страсти и частные интересы людей взаимопогашаются».

Политическая составляющая либерализма основана на идее разделения властей. Разделение властей обеспечивает разумный баланс между интересами каждой из них и, в целом, отвечает интересам конкретного общества, которое формирует орган власти и контролирует их деятельность. Иными словами, органы государства должны быть подконтрольны личности, само же государство стоит на позиции невмешательства в дела индивида. «Задача государственной власти, как отмечал в этой связи Г. Гроций, – контролировать ненарушение гражданских прав и осуществлять защиту права и свобод».

В экономической составляющей либерализм делает основной упор на защиту и обоснование «гражданской свободы», понимаемой как свобода частной инициативы, предпринимательства; договоров, свобода совести, мнений и печати. Государство, согласно этой концепции, должно лишь обеспечивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на «гражданской свободе».

Гуманитарный аспект либерализма сводится к признанию человека в качестве высшей ценности, человека, свободного и самодостаточного, обладающего правами и свободами, способного самостоятельно строить свою жизнь.

Социальный аспект либерализм воплощается в реализации идеи гражданского общества, нашедшего свое отражение в работах ряда экономистов, юристов, философов. Основа гражданского общества базируется на личной свободе, частной собственности и экономической самостоятельности. Государство выступает в качестве института, чья основная задача заключается в обеспечении правопорядка, защите и охране всех форм собственности, создании гарантий свободной конкуренции. «Государство необходимо для того, чтобы охранять личность и гарантировать ей максимальную свободу деятельности» – писал основоположник французского либерализма Б. Констан.

Несмотря на то, что в либерализм в России традиционно носил весьма противоречивый характер, но многие основные концептуальные аспекты либерализма в той или иной форме нашли свое отражение в Основном законе нашего государства. И они не просто были формально закреплены, но и созданы реальные механизмы, направленные на воплощение теоретических конструкций в жизнь.

Вольтер, которого нередко называют олицетворением либерализма, отстаивал тип общественного устройства, в основе которого бы лежали принципы равенства, свободы и неограниченной частной собственности, хотя, пожалуй, основа этих идей была заложена еще Аристотелем, который в своих трудах говорил о собственности, как о естественном, природном и неотъемлемом праве человека. Все это нашло свое отражение в ст. 8 и ст. 35 Конституции, провозгласивших свободу и равную защиту всех форм собственности.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Идея правового государства в современном его понимании была разработана именно представителями либеральной политико-правовой мысли, в основу которой была положена идея разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Эта теоретическая конструкция в политико-правовой литературе обычно связывается с именами Дж. Локка и Ш.Л. Монтескье.

 Локк, проводя в своих работах идею разделения власти, первостепенное значение отдавал законодательной власти, подчеркивая при этом, что самим своим существованием она обязана всему обществу, а следовательно, смысл и цель ее деятельности заключаются в достижении общего блага, с намерением сохранить как можно лучше «себя, свою свободу и собственность». О необходимости разделения властей писал и Ш. Монтескье, предупреждая, что объединение властей неизменно приведет к установлению деспотии.

Идеи Дж. Локка и Ш. Монтескье нашли свое отражение в ст. 10 Конституции, где закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Интересными представляются и идеи Монтескье относительно установления всеобщего избирательного права вне зависимости от имущественного положения избирателей, исключая, однако тех, «положение которых так низко, что на них смотрят как на людей, неспособных иметь свою собственную волю». Право граждан на участие в выборах в статье 32 закрепила и Конституция Российской Федерации, причем ограничив его, для лиц, признанных судом недееспособными и лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Кроме того, Дж. Локком была высказана мысль о необходимости править в соответствии с постоянными законами, которые были провозглашены и известны всему народу. Эта идея легла в основу части 3 ст. 15 Конституции РФ, провозгласившей, что законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, подлежать официальному опубликованию, в противном случае они не могут быть применены.

Изучая труды Дж. Локка, обращает на себя внимание и его позиция относительно беспристрастности и справедливости судей, которые должны разрешать споры посредством законов. Данная идея практически в неизменном виде была перенесена в ст. 120 Конституции РФ, провозгласившей независимость и подчиненность закону судей в Российской Федерации. Развивая идей независимости судебной власти, в конце XIX – начале XX века, С.А. Котляревский высказался об установлении необходимой возможности судьи проверять как конституционность законов, так и конституционность актов органов исполнительной власти, что создаст гарантию против нарушений конституции законодательной властью. Позиция С.А. Котляревского была реализована в нормах ст.125 Конституции РФ, регламентирующей полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Основными признаками правового государства выступают подзаконность власти, первичность прав и свобод личности, суверенитет народа, его верховенство, реализующееся в возможности формировать органы государственной власти и оказывать влияние на проводимую государством политику. Эта идея нашла свое закрепление в целом ряде норм Основного закона, который, в частности в качестве единственного источника власти утверждает многонациональный народ, которому принадлежит право осуществлять свою власть, как непосредственно, так и опосредованно – через выборные органы. Концепция подчиненности деятельности высших органов власти Конституции получила свое закрепление в части 1 и 2 ст. 15; признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина как высшая цели и смысл существования государства закреплены в ст. 2; а народное представительство, как способ выражения воли населения закреплено в ч.3 и 4 ст. 15 Конституции.

Бенжамен Констан, занимаясь проблемами свободы, высказал радикальную для своей эпохи мысль о недопустимости для государства навязывать своим гражданами какую-либо идеологию. Спустя несколько столетий эта идея нашла свое закрепление в статье 13 Конституции РФ, провозгласившей идеологическое многообразие и установившей запрет на создание и навязывание гражданам государственной идеологии.

Являясь автором ряда работ, посвященных политико-юридическим темам, Констан подчеркивал в них, что никто не может быть подвергнутым дурному обращению, аресту, заключению, смертной казни вследствие произвола. Каждый вправе высказывать своё мнение; выбирать себе занятие; распоряжаться своей собственностью; свободно передвигаться и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков. Каждый вправе объединяться с другими индивидами, вправе оказывать влияние на осуществление правления либо путем назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов, которые власть в той или иной мере принуждена учитывать. Можно утверждать, что идеи Б. Констана были положены в основу главы 2 Конституции, а осознание значимости и нерушимости этих прав заставило законодателя юридически закрепить запрет на саму возможность их пересмотра.

Анализ норм Конституции Российской Федерации позволяет прийти к выводу, что не только либеральные идеи нашли в ней свое отражение. Поправки, внесенные в Основной закон в 2020 году, имеют, скорее, консервативный вектор. Так, часть 2 ст. 67.1 обращается к преемственности развития России, и даже подчеркивает историческое значение веры в истории нашего государства, а гарантированность защиты культурной и языковой самобытности народов и этнических общностей Российской Федерации направлено на «консервирование» уникальности всех народов, проживающих на территории нашего государства. Необходимо отметить, что обращение к религии достаточно свойственно для консервативных учений. Так, Де Местр, де Бональд, Э. Берк в своих работах подчеркивали особое значение религии и церкви в развитии государства. Раскрытие института брака, как союза мужчины и женщины, закрепленное в ст. 72 призвано подчеркнуть традиционные семейные ценности государства, пусть даже в ущерб интересам граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Существенное расширение прав Президента РФ внесенными поправками также свидетельствует об усилении консервативного вектора в развитии России. Действительно, Президент получил право осуществлять общее руководство исполнительной властью. Кроме того, внесенными поправками Президент был наделен правом назначать и освобождать представителей Российской Федерации в Парламент, а также именно Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на руководящие должности высших судебных инстанций и представления на освобождение указанных лиц от занимаемых должностей. В целом, для внесенных поправок характерен акцент на усиление государственной власти и сохранении существующего порядка, а также подчеркивание самобытного развития России, что в целом свидетельствует об их консервативности.

References

1. Alekseeva L. A., Belyaeva O. V. History of political and legal doctrines: Textbook-Orel, 2021.

2. History of political and legal doctrines: Textbook for jurists. universities / Edited by prof. O. E. Leist. - M., 1999.

3. History of political and legal doctrines. Part 1: Foreign political and legal thought: A textbook / Comp. V. V. Yachevsky. - Voronezh: Voronezh State University Publishing House, 2000.


Login or Create
* Forgot password?