DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION: INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The basics and perspectives of development of a new type of tourism – agritourism – in Russia are regarded in the article. There was also performed a solid comparative analysis of agritourism models in other countries, especially European ones. The theme relevance is reasoned by a high prospected potential agritourism branch has in Russia, which, however, could not be reached without a versatile and active participation of a government. The current situation of agritourism market in Russia is considered along with the forecasting of the branch development. In conclusion the variants of commercial and governmental interaction are provided.

Keywords:
world tourism, tourism in Russia, agritourism, rural tourism, legal regulation, public-private relationship, agritourism models
Text
Publication text (PDF): Read Download

Агротуризм в контексте мирового туризма

Повышение благосостояния населения и равномерное развитие национальной экономики является приоритетом для любой страны. В условиях современной высокодифференцированной рыночной экономики достигать этих целей становится все сложнее. В связи с этим все больший интерес привлекают новые нарождающиеся отрасли, одна из которых − аграрный туризм. Являясь частью национального и международного туризма, аграрный туризм, также часто именуемый агротуризмом, может стать перспективной отраслью развития экономики страны, решая многие ее проблемы, начиная с оттока сельского населения в города и заканчивая низкой рентабельностью туристической отрасли внутри государства. Для успешного развития данной отрасли необходимо плотное сотрудничество коммерческих и государственных структур, варианты которого предлагаются в данной статье.

В настоящее время туризм является одним из наиболее интересных и потенциально прибыльных направлений экономической деятельности. По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC) в 2019 г. вклад туризма в мировой ВВП составил 10,3 процента, туризм также обеспечивает до 10 процентов рабочих мест в мире [1]. Являясь относительно новым и быстро и динамично развивающимся направлением мировой экономики, туризм оказывает огромное положительное влияние на экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов, в связи с чем государства должны быть заинтересованы в том, чтобы развивать и продвигать все известные формы и виды туризма на своих территориях. Туристическая отрасль формирует рабочие места и способствует притоку валютного капитала в страну, при этом зачастую для реализации туристического потенциала стране не требуется больших вложений, так как некоторые виды туризма предполагают путешествия по чистым, нетронутым человеком местам.

Различают въездной и внутренний туризм. Въездной туризм представляет собой деятельностную систему, включающую в себя формирование туристического продукта, продвижение его на зарубежных рынках, а также въезд и перемещение по стране граждан других государств с туристическими целями.  Внутренний же туризм предполагает продвижение продукта и туристических услуг на внутреннем рынке страны, а также организацию передвижения по стране лиц, постоянно проживающих в этой стране [2]. Однако, несмотря на различия, оба вида туризма жизненно важны для развития отрасли и поддержания конкурентоспособности страны на мировой арене.

В науке принято также выделять и различные виды туризма. Так, различают деловой, спортивный, оздоровительный, культурный и прочие виды туризма. Существуют различные основания для разделения туризма на типы и виды, но мы воспользуемся тем, что ставит во главу угла разделение по территориальному признаку. Так или иначе, весь туризм можно разделить на городской, т.е. тот, который предполагает размещение туристов в городе и путешествия по городским достопримечательностям или выезд в соседние близлежащие города, и сельский, также иногда называемый агротуризмом [3]. Агротуризм – это сравнительно новая и еще не до конца изученная сфера туризма. Неизученность ее может быть связана с тем, что на протяжении долгого времени гораздо больше внимания как в научных работах, так и в практическом применении уделялось городскому туризму, в то время как путешествие в деревню или село не считалось полноценным туризмом. Однако в последнее время этот тип отдыха набирает все большую популярность, особенно в странах Европы и Америки.

2020-й год был объявлен годом сельского туризма или агротуризма [4]. Этот вид туризма предполагает посещение сельских и деревенских территорий, знакомство с местным колоритом, культурой и гастрономическими и природными достопримечательностями.

Сельский туризм (он же агротуризм) многообразен. Он может включать в себя рекреационный, этнографический, отчасти спортивный (например, конный) туризм и многие другие виды [5]. Возросший интерес к подобным направлениям связывают с высоким уровнем урбанизации в странах со средним и высоким уровнем дохода, где, собственно, и развивается сельский или агротуризм. В таких странах большая часть жителей проживает и работает в городах. Высокий уровень стресса, неблагоприятная экологическая обстановка, а также простая усталость от городских пейзажей побуждают людей мечтать об отдыхе на природе, вдали от города. Деревня представляется как некое тихое место с хорошей экологией, близостью к природе и возможностью познакомиться ближе с многообразным животным и растительным миром региона – именно поэтому в сельский туризм часто включаются активности по взаимодействию с животными, насекомыми или по участию в сельскохозяйственной деятельности (сборе или посадке урожая). Сельский туризм также может включать в себя и этнографический компонент – знакомство с национальной кухней, образом жизни, народными промыслами и прочим.  Примерами агротуризма могут служить конные прогулки по лесам, опыт проживания в этногородках и этнопоселениях (дом казака, дом удмуртца), сборы и участие в сборах меда, ягод, грибов и лекарственных растений и мн. др.

Сельский туризм занимает важное место в общей структуре туристических предложений европейских стран – примерно 30−40% всех поездок относятся к агротуризму [6]. Наиболее популярными видами там являются посещение плантаций винограда, участие в сборе или посадке агропродукции, а также рыбалка и конный туризм.

Ожидается, что с каждым годом агротуризм будет привлекать все больше и больше новых приверженцев, так как его основная аудитория – это городские жители со средним уровнем дохода. Эти люди либо никогда не жили в деревне, не видели, как растут животные и растения, либо покинули эти территории в раннем детстве, а теперь родили своих детей и хотят познакомить их с деревенским укладом.  Таим образом, развитие агротуризма укладывается в большой нарастающий тренд, во-первых, растущей урбанизации, т.е. массовой миграции людей в крупные города, а, во-вторых, возрастающей усталости от жизни в городе. Тренды на экологизацию, близость к природе и внимании к продуктам своего потребления (люди хотят видеть, как произведено то, что они едят), а также на персонифицированный, индивидуальный подход к каждому клиенту создают хорошую почву для развития сельского туризма.

Пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в привычный порядок функционирования туристической отрасли в мире. Международный туристический поток снизился на 78% по сравнению с 2019-м годом [7]. Многие страны объявляли длительные карантины или локдауны, из-за чего в них невозможно было осуществлять как въездной, так и внутренний туризм. Режим самоизоляции или карантина, введенный во многих странах, требовал от людей находиться как можно больше дома и не совершать поездок как по стране, так и за рубеж, что не могло не сказаться на доходах отрасли. Для многих стран, для которых туризм являлся и продолжает являться основой экономики, снижение или фактическое прекращение туристических поездок приводит к тяжелым экономическим и социальным последствиям, таким как: снижение уровня доходов населения, бюджетный дефицит, закрытие и / или уход с рынка ключевых игроков, а также безработица. Страны, сильнее других зависящие от въездного туризма, могут потерять до 70% дохода в туристическом секторе.

Но в связи с закрытием границ и сокращением международных поездок, туристический поток может перенестись на внутренний туризм. Люди, которые не смогли выехать на отдых в другие страны, начинают заново открывать и интересоваться красотами и богатствами собственной страны. Так что, несмотря на сильный удар, нанесенный пандемией по отрасли, не все виды туризма пострадали одинаково сильно, и внутренний туризм может восстановиться быстрее и привлечь к себе новых отдыхающих.

Суммируя все сказанное и описанное выше, можно прийти к выводу, что мировая туристическая отрасль переживает сейчас не лучшие времена, что во многом связано с распространением новой коронавирусной инфекции, а также закрытием границ и национальными локдаунами. Въездной и выездной туризм в таких условиях практически не имеют шанса развиваться, чего нельзя сказать о внутреннем туризме. Не все страны вводили поголовный карантин, в некоторых, как, например, в России, можно было перемещаться между различными частями  и регионами страны. Такие условия позволяют развиться внутреннему туризму и привлечь к нему новых туристов, которые раньше путешествовали только за границу. Одним из перспективных направлений как внутреннего, так и въездного туризма является агротуризм, также часто именуемый сельским туризмом. Этот вид туризма начал набирать популярность лишь недавно, но уже подает большие надежды. Экономисты считают, что данный тип туризма может иметь рентабельность в 15−30% [5]. Особенных успехов в развитии сельского туризма добились некоторые страны Европы, где путешествия и отдых в сельской местности приносят около двадцати процентов доходов отрасли. В данной работе будут рассмотрены опыт и примеры других стран, а также проанализирована ситуация с агротуризмом в России. Исходя из полученных результатов будут составлены рекомендации по развитию данной отрасли в России и выявлены направления, в которых сельский туризм будет особенно выгоден и привлекателен для российского туриста.

Анализ мирового опыта развития агротуризма

Сельский туризм широко распространен в странах Европы, таких как Германия, Франция, Польша. Но есть и более близкие страны, имеющие много общего с Россией, но добившиеся сравнительно больших успехов в развитии агротуризма. Это Беларусь и страны Прибалтики. В данном подпункте мы рассмотрим опыт этих стран, оценим степень развитости сферы сельского туризма в них, а также сможем выделить некоторые закономерности или особенности, приведшие к успеху отрасли. Анализ мирового опыта позволит выявить новые идеи и лучшие практики, многие из которых могут быть адаптированы и перенесены на национальный рынок.

История агротуризма в Европе началась с 50–70-х годов прошлого века. Это было время активной урбанизации, когда в поисках лучшей жизни жители сел и деревень перебирались в города, в которых отныне концентрировалась основная экономическая, финансовая и социальная активность. Сельская местность оказывалась заброшенной и, чтобы предотвратить негативные социальные последствия такого изменения в стиле жизни граждан, такие страны, как Франция и Италия предложили фермерам использовать свои угодья для развития туризма. Им предлагалось сдавать в аренду свои дома или их части, принимать и обслуживать туристов, создавать на своих территориях локальные кафе или магазины местных товаров, при этом данная деятельность облагалась крайне низкими налогами или же не облагалась совсем. Эти действия правительств позволили наладить приток капитала обратно в село, решили проблему безработицы среди сельского населения и дали старт новому направлению туризма – агротуризму. Сегодня агротуризм в Европе рассматривается как средство поддержки сельского населения, сохранения народных традиций и промыслов, способ повышения занятости и дохода тех, кто выбирает жизнь вне города. В большинстве своем представители агротуристического бизнеса в Европе − это малые и средние предприниматели, а целевая аудитория их деятельности – средний класс и жители городов, которые приезжают отдохнуть в деревни, соприкоснуться с природой.

Различают различные подходы или модели в организации сельского туризма, характерные для разных стран. Так:

  • британская модель характеризуется высокой степенью самостоятельности туристов, а во главу сельского отдыха ставится спортивная составляющая тура;
  • французская модель основана на сочетании сельского и пляжного отдыха, при этом основной ценностью и туристической привлекательностью становится гастрономия и наблюдение за процессом изготовления вина, совмещенное с дегустацией;
  • германская модель предполагает личное участие в процессе производства агропродукции (посадка, сбор);
  • итальянская модель сочетает в себе черты экологического, сельского и спортивных туров;
  • в азиатской модели туристу обеспечен контакт с природой, но при этом он не участвует в процессе и является скорее сторонним наблюдателем. При этом он имеет высокий уровень сервиса, что делает эти путешествия очень дорогими.

Рассмотрим каждую из моделей более подробно. Британская сельская туристическая модель сосредоточена на совместном проживании фермера и туриста, а также их совместных конных прогулках, выездах на природу и участию в околофермерской деятельности, например, в рыбалке. При британской модели возможны различия в типе проживания для туриста. Так, существует модель farm B&B, когда турист проживает в доме фермера и получает из питания только завтрак, при этом он непосредственно общается с семей, практикует язык и приобщается к местным традициям. Другая модель, представляющая интерес, − self catering unit. При ней турист проживает отдельно от семьи в специально построенном и оборудованном для этого амбаре на условиях самообслуживания. Также есть вариант группового размещения 8-15 туристов в большом амбаре, который разделяется на спальную зону, кухню и ванные комнаты. Такой тип размещения особо популярен среди больших компаний студентов, так как привлекает своей дешевизной. Тем не менее в Британии есть и примеры VIP-сервиса, когда для проживания туристов сдаются старинные реконструированные поместья или усадьбы. Английские фермеры предлагают туристам широкий спектр спортивных развлечений: велосипедные и пешие прогулки, катание на пони и лошадях, традиционные для Англии игры в футбол, гольф или крикет. Некоторые фермеры держат также животных и тогда их поместье становится привлекательным для семей с детьми, которые взаимодействуют с телятами, козлятами и утками, формируя у себя тем самым чувство ответственности за «младших друзей».

Французская и близкая к ней итальянская модель заключается в том, что фермер и турист опять же проживают вместе, но основные занятия, предлагаемые туристу, – знакомство с местной кулинарией, дегустация вина и сыра местных сортов, а также совместное посещение близлежащих достопримечательностей. Причем в Италии такой отдых может вообще быть лишен какой-либо аграрной составляющей и заключаться в отдыхе семьи в течение продолжительного срока на вилле с бассейном или вблизи моря. Основа французской и итальянкой модели – винный и гастрономический туризм, в процессе отдыха туристы дегустируют вина, знакомятся с технологией их изготовления и участвуют в приготовлении гастрономических блюд, характерных для региона.

Принципиально отличается от них германская модель. По ней турист не просто проживает с фермером и пользуется результатами его труда, но активно участвует в посадке или сборе урожая. Турист работает на полях фермера бесплатно, в обмен на проживание и еду, а отдых заключается в смене обстановки, знакомстве с новыми людьми и их образами жизни. Такая модель популярна и в других странах Европы и часто описывается под названием «Добровольные работники на органических фермах» (WWOOF − willing workers on organic farms) [8]. Для Германии также характерен событийный туризм, привязанный к национальным праздникам (пример – Октоберфест), которые, в свою очередь, обязаны своим появлением сельскохозяйственным обычаям региона. Туристы, приезжающие на подобные фестивали, знакомятся с традициями празднования, национальными костюмами и гастрономическими обычаями, причем часто от туриста ожидается, что он будет не просто пассивным наблюдателем, но активным участником событий, будет помогать в уходе за животными, приготовлении пищи и т.д.

Существует также и чешская модель агротуристического бизнеса, однако в этой стране развитие такого вида туризма идет медленно и зачатую рассматривается фермерами не как полноценная работа, а так средство дополнительного заработка в туристический сезон. Чешские фермеры концентрируются на конном и фермерском туризме. Так, наиболее часто представлены туры на конюшни и козьи фермы. Наиболее развитый в этом отношении регион Чешской Республики – Южная Моравия.

Испанская модель схожа с итальянской. Внимание уделяется винодельческим регионам, желательно в непосредственной близости от побережья. Существует несколько типов размещения на испанских фермах. Первый – финка (finca). Это новые или наоборот старинные виллы с садом и собственными конюшнями, многие из них также занимаются производством оливкового масла.  Второй тип – каза руралес (casa rurales), который представляет собой обыкновенный сельский дом, который сдается на лето туристам. Особенность испанской модели в том, что фермер обычно не занимается организацией отдыха или развлечениями для туриста, предоставляя эту активность ему самому. Испанский фермер редко проживает вместе с туристом, так что данный тип характеризуется высокой степенью самостоятельности туриста.

Также стоит обратить внимание на популярность и развитость агротуризма в этих странах. Так, во Франции ежегодный приток туристов в сельские местности оценивается в 7 млн чел. [9]. Примерно таким же количеством сельских туристов может похвастаться и Испания (6 млн), причем туристы в Испании могут выбирать среди 25 тыс. различных туров. В Германии агротуризм распространен в южных и традиционно более аграрных регионах как Северный Рейн, Вестафалия, Бавария, Баден. В Италии фермеров обучают ведению бизнеса и основам законодательства, которое определяет порядок приема туристов на свои территории. В этой стране туристы чаще всего посещают Трентино, Южный Тироль, Пьемонт и Тоскану.

Особый интерес для России могут представлять истории и опыт соседних стран – Польши и Беларуси. В отличие от европейских стран, которые начали свой путь по построению отрасли сельского туриста раньше, страны постсоветского блока по объективным причинам вышли на этот рынок лишь в 1990-х. Однако примеры Польши и Беларуси показывают, что и за такой короткий срок можно создать и развить в своей стране совершенно новую отрасль. Польша сейчас – один из лидеров именно агротуристической сферы, во многом благодаря тому, что это аграрная страна с развитым сельским и фермерским хозяйством. В Польше существуют агротуристические ассоциации, которые объединяют фермеров, которые предоставляют услуги различного спектра – от гастрономического до конно-спортивного. Польская модель построена не только на совместном проживании туриста и фермера, но и на их близком взаимодействии. Польский фермер как бы берет шефство над туристом, знакомя и полностью погружая его в польский деревенский фольклор, гастрономию и традиционные активности. 

Беларусь занимает уникальное место среди постсоветских стран по развитию агротуризма. Здесь оно прошло стремительно и сейчас именно агротуризм является визитной карточкой страны. Несмотря на сравнительно короткую историю (первая агротуристическая усадьба появилась в 2003 г. в Витебской области), отрасль сельского туризма демонстрирует стремительный рост. Так, за десять лет с 2006 до 2017 г. количество усадеб, использующихся для нужд сельского туризма, увеличилось в 68 раз (с 34 до 2319 штук) [10]. Поддержка агротуризма – важное направление белорусской политики. Деятельность в этой сфере регулируется специальными указами Президента, предполагающими меры экономического и финансового стимулирования − для агротуристических усадеб действует особый режим налогообложения, а фермеры имеют доступ к льготному кредитованию. Отличием белорусского агротуризма от прочих моделей можно считать комплексность и системность. Если в других странах и моделях делается упор на какую-то одну часть агротуризма (общение с животными, гастрономию или уборку урожая), то белорусский вариант сочетает в себе спортивный, событийный (традиционные славянские праздники Масленица, Купала и т.д.), этнографический и прочие виды и подвиды сельского туризма.

Также успешными примерами стран − соседей России, имеющих сходную новейшую историю и похожие климатические и географические данные, можно считать Эстонию, Литву и Латвию, которые добились высоких результатов в развитии агротуризма в своих государствах, в том числе, благодаря использованию комплексных мер: законодательного закрепления, налоговых льгот, выработки стандартов, бесплатной регистрации гостевых домов [11].

Таким образом, анализируя мировой опыт в развитии и становлении агротуристической отрасли, можно заметить, что ярко выделяются опыты и пути западноевропейских и южноевропейских стран, в которых развитие агротуризма началось раньше и во многом являлось средством поддержки экономики деревни и села, и опыт постсоветских стран, сумевших в короткие сроки достичь существенных успехов в развитии новой для себя отрасли. В настоящее время существуют несколько моделей развития агротуризма: французская, британская, испанская, германская и некоторые другие модели. Основные различия между ними пролегают в том, что касается средств размещения туристов и активностей, которые им предоставляются. Однако, несмотря на то что все приведенные здесь модели успешны в своих странах, нет гарантии, что этот опыт может быть запросто переложен и встроен в экономики других стран. В связи с этим стоит рассмотреть ситуацию с агротуризмом в России.

Обзор ситуации в сфере агротуризма в России

Отрасль агротуризма является для России новым и пока еще неустоявшимся явлением, о чем свидетельствует и отсутствие полноценного законодательного закрепления термина, а, следовательно, правил и норм, которыми бы могли руководствоваться игроки данного сегмента.

Нормативно-правовое регулирование или описание явления в законодательных актах обычно является основным мотивом для выделения или описания некого существующего или развивающегося феномена. В попытках определить какое-либо явление, прежде всего, необходимо обращаться к законодательству, однако в случае с агротуризмом мы лишены такой возможности. На данный момент нет действующего нормативно-правового акта, который бы устанавливал или определял понятие сельского туризма. В соответствии с ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования» сельским туризмом признается деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и многоэтажной застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности. Однако данный ГОСТ прекратил свое существование в связи с утратой актуальности, в соответствии с приказом Росстандарта от 23.12.2019. Новый законопроект, который должен закрепить определение сельского туризма, внесен в Государственную думу в апреле 2019-го г. При внесении законодатель предложил следующее определение: «сельский туризм (агротуризм), как разновидность туризма, предполагающая временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к отечественному сельскохозяйственному товаропроизводителю, занимающимся сельским туризмом». В настоящий момент законопроект прошел первое чтение, в ходе которого в него были внесены поправки, принятие же данного законопроекта ожидается в ближайшие сроки. Пока можно утверждать, что на текущий момент эта сфера деятельности не определена и находится в так называемой серой зоне.

Таким образом, понятие агротуризма или сельского туризма сейчас никак не закреплено в законодательстве, что само по себе является проблемой. Явление агротуризма есть, существуют и организации, и люди, которые считают себя частью агротуристической сферы, однако из-за отсутствия законодательно закрепленного определения они не имеют четких и понятных правил функционирования, не могут защищать свои интересы, а также не могут претендовать на какую-либо помощь или поддержку со стороны государства.

Тем не менее нормативно-правовое регулирование существует в области туризма. Основным законом, определяющим правила функционирования туристических предприятий на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный федеральной закон дает определения основным понятиям, используемым в туристическом секторе, а также закрепляет порядок функционирования туристической инфраструктуры (в частности, определяет параметры сертификации и классификации гостиниц). Деятельность в сфере туризма регулируется также рядом постановлений Правительства и региональным законодательством.

От вопросов определения и законодательного закрепления перейдем к анализу практического опыта реализации агротуристических инициатив на территории России.

По оценкам экспертов, сейчас агротуристический рынок в России очень мал – около двух процентов, но имеет потенциал роста [12]. Агротуризм в России сейчас очень многообразен и включает в себя элементы спортивного туризма, этнографического, оздоровительного, экологического и пр. Во многом из-за отсутствия четкого законодательного определения сложно разграничить активности, являющиеся частью агротуризма или других видов. Но мы воспользуемся данным выше определением и будем считать агротуризм и сельский туризм синонимами и обозначать этими терминами любой тип отдыха, проходящий вдали от города, в деревне или селе.

Как и Беларусь, Россия довольно урбанизированная страна и в настоящий момент также переживает кризис деревни. Агротуризм как раз может стать решением этой проблемы, превращая депрессивные заброшенные деревни в агротуристические комплексы, предлагающие уставшим от города туристам познакомиться с бытом сельских жителей. Обладая богатым природным и культурным наследием, известная своей многонациональной спецификой и сильным региональным разнообразием, Россия имеет все необходимое для развития агротуристической отрасли.

Агротуризм в России сегодня представлен самыми разнообразными субъектами, это:

  • Конюшни и коннозаводческие фермы, предлагающие катание и прогулки на лошадях и / или проживание на ферме.
  • Животноводческие фермы, где турист может познакомиться с различными животными и поучаствовать в уходе за ними (козы, альпаки, страусы).
  • Сельскохозяйственные производства (сыр, мед, заготовки трав или ягод).
  • Гостевые дома и усадьбы, часто оснащенные баней и предлагающие услуги участия в сборе урожая, ягод и грибов в лесу.
  • Деревни ремесел, знакомящие и приобщающие туристов к национальным традиционным ремеслам (кузницы, ткачество и т.д.).
  • Этнографические деревни, в которых турист знакомится с образом жизни, традициями, национальной кухней, ремеслами и промыслами определенного этноса (например, казачий дом, марийская деревня и т.д.)

По оценкам Федерального агентства по туризму, наибольших успехов в развитии сельского туризма в России добились Белгородская, Ленинградская, Калужская, Калининградская, Московская, Тамбовская, Тульская области, республики Карелия, Коми, Чувашия и Алтайский край [13]. Все эти регионы раньше других разработали и внедрили региональные целевые программы развития сельского туризма и сделали это направление приоритетным в социально-экономической жизни.

Лучше всего на отечественной почве прижились модели сельских гостевых домов на базе новых фермерских хозяйств, созданных бывшими городскими жителями, а также модели стилизованных туристических деревень (деревни ремесел и т.п.) и этнокультурных гостевых домов (казачий дом и т.п.).

Учитывая, что последние две модели редко включают в себя сельскохозяйственную составляющую, модель фермерского хозяйства с гостевыми домами можно считать наиболее успешной в России из тех, которые полностью соответствуют понятию агротуризма в его первоначальном смысле.

Однако примеры по-настоящему успешных и популярных проектов в российском агротуризме редки. Этому причиной ряд проблем, подробному обзору которых будет посвящен следующий пункт.

Проблемы агротуристической отрасли в России

Как уже было сказано выше, сегодня лишь два процента туристов, путешествующих по России, заявляют, что участвуют в агротуризме. Несмотря на все располагающие к этому факторы, которые присутствуют в России, а именно: обширное количество нетронутых экологически чистых земель, многообразие народностей и их неповторимых культурных колоритов, большая прослойка жителей городов, желающих провести свой отпуск в деревне – развитие сельского туризма в России тормозится из-за наличия нерешенных проблем как внутриотраслевых, так и межотраслевых, влияющих не только на развитие туризма, но и на другие сферы.

Первой и одной из самых важных проблем является отсутствие законодательного закрепления термина агротуризм или сельский туризм. Очевидно, что данная отрасль не может работать по тем же правилам, что и большие гостиницы или приморские туробъекты. Агротуризм – очень специфичная отрасль и она нуждается в особом регулировании, а в условиях, когда она  − как в России − находится лишь в неразвитом, зародышевом состоянии, тем более важно создать благоприятный климат для ее развития. Для этого можно воспользоваться опытом других стран, которые, зарождая агротуризм в своих регионах, использовали методы экономического, финансового, а иногда и политического стимулирования: особый режим налогообложения, льготный кредит и информационная поддержка, популяризация агротуристических объектов на государственном уровне. Однако все эти действия невозможно провести, не имея четкого разделения, что считать агротуризмом, а что нет.

Вторая большая проблема неспецифична только для отрасли сельского туризма, но и существенно влияет на него. Это низкий уровень жизни россиян, падение уровня доходов и фактическое отсутствие среднего класса. Основа агротуристического бизнеса в европейских странах – это люди среднего класса, которые могут позволить себе раз или два в год приехать на неделю или месяц в другую страну или регион, снять виллу или часть дома на семью и хорошо провести время. В России же большинство агротуристических поездок – это поездки выходного дня. Предприятия сельского туризма работают в условиях очень высокой себестоимости, что не позволяет их владельцам привлекать клиентов низкой ценой. Но снижение этой себестоимости возможно только при соответствующем снижении качества продукта, так как в основе агротуристической деятельности лежат определенные принципы (например, все аутентичное и экологически чистое). Экологически чистые продукты, из которых готовится еда для туристов, дороги, но без них невозможно обойтись, не нарушив принцип аутентичности.

Третья проблема заключается в том, что из-за плохих дорог или вовсе их отсутствия туристу сложно добираться до места назначения. Агротуристические предприятия часто расположены далеко от городов и друг от друга, что требует значительных перемещений, в том числе и на автомобиле, а уровень подготовки дорог не всегда соответствует ожидаемому, создавая проблемы при поездке к местам отдыха.

Отрасль сегодня также испытывает трудности в маркетинге и рекламе [14]. Основной канал, по которому новые клиенты могут узнать о существовании фермы или хозяйства – сарафанное радио, но возможности данного ресурса по объективным причинам ограничены и проведение полномасштабной, возможно, с привлечением федеральных или региональных властей, кампании по популяризации и информированию населения о возможностях и предложениях российского агротуризма, будет иметь сильный положительный эффект.

Таким образом, исходя из анализа проблем в данной отрасли, легко обозначить направления развития агротуристической отрасли в России. Большая часть проблем не является уникальными или специфичными для предприятий сельского туризма, от них страдают также и другие отрасли, а, следовательно, их решение подстегнёт общее развитие региона, что приведет, в свою очередь, и к положительной динамике в агротуризме. Для решения перечисленных выше проблем необходимо взаимодействие государства и бизнеса, возможно, в форме государственно-частного партнерства.

Возможности взаимодействия государства и бизнеса в сфере агротуризма

Российская Федерация имеет все необходимые элементы для развития агротуризма: огромную и разнообразную по климатическим зонам территорию, богатую во флоре и фауне, большое количество деревень и существенную аграрную составляющую в экономике, многообразие народностей, каждое из которых обладает интересными обычаями, культурными и этнографическими особенностями, которые также могут стать частью агротуристического продукта. Россия богата на таланты, в том числе таланты предпринимательские, а новый развивающийся и зарождающийся рынок будет интересен как начинающим, так и уже действующим бизнесменам.

Особым пунктом и способом развития данного вида туризма может стать феномен государственно-частного партнерства. Этот вид отношений государства и бизнеса применяется для создания высокорисковых или дорогостоящих предприятий. По договору концессии государство может предоставлять в аренду по льготной цене или полностью бесплатно землю, за свой счет строить здания и приобретать основные средства, а бизнесмен осуществляет в этом случае оперативное и стратегическое управление. В данном типе партнёрства соединяются важные преимущества государственного и частного владения. Так, государство обычно обладает более обширными ресурсами и, соответственно, более устойчиво к рискам. Оно также может использовать свои средства для продвижения нового бизнеса через свои каналы или административный ресурс. Частное же предпринимательство гибче, легче меняется и подстраивается под изменчивую конъюнктуру рынка, предприниматель обладает более широкими и специализированными знаниями в управлении, учете и других важных для экономической устойчивости бизнеса сферах. Особенности каждого из типов предпринимательства дополняют друг друга и перекрывают негативные стороны каждого из них – медлительность и сложный процесс принятия решений в государственном секторе и высокую волатильность и рисковость частного сектора.

Государственно-частное партнерство в контексте развития агротуризма возможно по следующей схеме. Государство в лице региональных министерств и ведомств выдает в пользование бизнесмену землю, на которой планирует располагаться агротуристический кластер, также государство может взять на себя часть расходов на строительство инфраструктуры – дорог, коммуникаций. Частная же сторона занимается оперативным руководством, творчески осмысляет территорию, создавая на ней привлекательную усадьбу, животноводческую ферму или деревню народных ремесел. Государство и бизнес могут также разделить и маркетинговую активность: министерство или государственная компания могут предлагать туры в сельскую местность по льготной цене работникам администраций городов, учителям, врачам и прочим бюджетным служащим, а бизнес будет заниматься привлечением в деревню платёжеспособных представителей среднего класса из крупных городов.

Таким образом, Россия обладает большим потенциалом для развития агротуризма, и процесс этого развития уже начался. Однако без активной помощи государства вырастить практически новую отрасль невозможно. Государственная поддержка необходима по всем фронтам: нужно законодательное закрепление термина агротуризм, введение мер поддержки и стимулирования, а также государственно-частные партнерства для строительства и продвижения новых субъектов сельского туризма. Российская ситуация и действительность сильно отличается от той ситуации, в которой происходило становление агротуризма в европейских странах. Мало того, что оно началось там раньше, эти страны обладали и другими ресурсами для быстрого роста – высоким спросом и платёжеспособным населением. Ситуация в России ближе к восточноевропейским странам-соседям – Беларуси и Польши, в которых в свое время также была большая доля государственного участия. Активная совместная работа профильных министерств, региональных ведомств, а также сельских предпринимателей ускорит становление агротуристического бизнеса в России и сможет сделать его еще одной привлекательной и конкурентноспособной сферой российского бизнеса.

References

1. 2020: a year in review. COVID-19 AND TOURISM. TOURISM IN PRE-PANDEMIC TIMES - UNWTO [Elektronnyy resurs]: URL: https://www.unwto.org/covid-19-and-tourism-2020 (data obrascheniya: 05.05.2021)

2. Fedorov V.A. Sel'skiy turizm kak osnovnoy put' razvitiya vnutrennego i v'ezdnogo turizma strany //Molodoy uchenyy. - 2014. - № 11. - S. 236-238.

3. Gvarliani T.E., Borodin A.N. Sel'skiy i agrarnyy turizm kak specificheskie vidy turizma // Prostranstvo ekonomiki. − 2011. − №4-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/selskiy-i-agrarnyy-turizm-kak-spetsificheskie-vidy-turizma (data obrascheniya: 05.05.2021).

4. 2020-y god ob'yavlen Godom sel'skogo i ekologicheskogo turizma. - AgroXXI [Elektronnyy resurs]: URL: https://www.agroxxi.ru/rossiiskie-agronovosti/2020-i-god-objavlen-godom-selskogo-i-yekologicheskogo-turizma.html (data obrascheniya: 05.05.21)

5. Dobrosel'skiy V.V. Agrarnyy turizm: vidy i struktura //Nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2015. [Elektronnyy resurs]: URL: http://apej.ru/article/4-2 (data obrascheniya: 05.05.2021)

6. Mizin M. Prizrachnyy agroturizm: rentabel'nost' sel'skogo turizma v Rossii mozhet sostavit' 15-30% - Agroinvestor [Elektronnyy resurs]: URL: https://www.agroinvestor.ru/regions/article/22935-prizrachnyy-agroturizm/ (data obrascheniya: 05.05.2021)

7. International tourist numbers could fall 60-80% in 2020, UNWTO reports - UNWTO.org [Elektronnyy resurs] URL:https://www.unwto.org/news/covid-19-international-tourist-numbers-could-fall-60-80-in-2020 (data obrascheniya: 05.05.21)

8. Schmitt M. Agritourism-from additional income to livelihood strategy and rural development //The Open Social Science Journal. - 2010. - T. 3. - №. 1.

9. Vitte P. Les problèmes de l'agritourisme en France (The problems of agrotourism in France) //Bulletin de l'Association de Géographes Français. - 1995. - T. 72. - №. 1. - S. 14-23.

10. Grechishkina E.A., Sidorova Zh.A. Osobennosti razvitiya agroekoturizma v Respublike Belarus' // Turizm i gostepriimstvo. - 2018. - №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-agroekoturizma-v-respublike-belarus (data obrascheniya: 05.05.2021).

11. Faganel A. et al. Developing sustainable agrotourism in central and East European countries //Academica Turistica-Tourism and Innovation Journal. - 2011. - T. 4. - №. 1. - S. 55-62.

12. Sel'skiy turizm: perspektivy razvitiya biznesa v Rossii. Anastasiya Kuznecova. - Svobodnaya derevnya - 09.05.2020. URL: https://freevilladge.com/rural-tourism/ (data obrascheniya: 05.05.2021)

13. Statisticheskiy byulleten' Rosstata k Vsemirnomu dnyu turizma - 2020.

14. Agroturizm v Rossii: osobennosti i perspektivy. - Biztolk [Elektronnyy resurs]: URL: https://biztolk.ru/raznoe/agroturizm-v-rossii-osobennosti-i-perspektivy.html (data obrascheniya: 05.05.2021).

Login or Create
* Forgot password?