TOOTH LEG EXCESSIVE UNDERCUT ELIMINATION IN HELICAL CYLINDRICAL GEARS WITH PROTUBERANCE OF HOBBING CUTTER BASED ON GRAPHIC RUN-IN
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the paper there are considered procedures for designing a transition curved tooth leg of helical cylindrical gears. A significant parameter of a transition curve is a diameter of boundary points. The boundary point diameter belongs to a bottom point of the involute profile of the teeth side surface of a gear ring. The boundary point position must be lower of the design end point of the involute profile defined by the designer of gearing. A diameter value depends upon a great number of production factors: a profile and wear of a grinding disk, setting up parameters, teeth machining modes of a gear ring, but it is impossible to ensure the specified values of the diameter of boundary points without a correct design solution in the course of the form choice of milling cutter protuberance. The solution on protuberance acceptable parameters of a gear-cutting tool is made by the designer of a cutter during graphic run-in fulfillment. In the paper there are revealed conditions under which arise mistakes in the course of graphic run-in fulfillment within the limits of one teeth pitch of a milling cutter. There are shown recommendations for the fulfillment ensuring the diameter dimension of boundary points of the transition curve specified by the designer of gearing. The data on the design parameter impact of the hob protuberance upon the continuance of cutting edge interaction are shown. There are recommendations given to prevent undercut arising caused by the fulfillment of graphic two-dimensional run-ins of cylindrical helical gears. The work purpose: the elimination of tooth leg excessive undercut in helical cylindrical gears with the protuberance of a worm milling cutter at the expense of the fulfillment of graphic run-in conditions. The investigation methods: the graphical modeling of a run-in process. The investigation results and novelty: there are defined conditions of arising an excessive undercut in the tooth leg of helical cylindrical gears during the fulfillment of graphic run-ins of a tool rack. The conclusions: for mistake prevention in the calculations of the protuberance geometrical parameters of the helical milling cutter the graphic run-in must be carried out not less than on the 1.5 pitch of the milling cutter.

Keywords:
cylindrical gear, graphic run-in, leg, tooth, undercut, operation
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

 

Косозубые цилиндрические зубчатые передачи часто применяются для преобразования механической энергии в механизмах трансмиссий современных автомобилей. В процессе проектирования зубчатых передач стремятся обеспечить различные показатели кинематические, плавности работы, запаса прочности. Важным показателем, влияющим на плавность работы передачи, является коэффициент торцевого перекрытия. Значение коэффициента находится как отношение углов поворота колеса, на котором происходит касание боковых поверхностей зубьев колеса к угловому шагу зубьев зубчатого колеса. Для обеспечения расчетного значения этого показателя у зубчатой передачи необходимо для каждого зубчатого колеса, входящего в ее состав обеспечить заданную длину активного профиля зуба. Его длина зависит от действительной величины диаметрального размера окружности вершин и граничной точки эвольвенты по дну впадины.

Диаметр окружности вершин формируется в токарных или шлифовальных переходах обработки наружной цилиндрической поверхности зубьев фрезы. С обеспечением диаметрального размера окружности вершин проблем не возникает, поскольку управлять его величиной можно путем подналадок резца или шлифовального круга в радиальном направлении к оси зубчатого колеса.

Диаметральный размер граничных точек принадлежит нижней точке эвольвентного профиля и формируется в результате процесса обката производящего профиля фрезы и обрабатываемой заготовки зубчатого колеса. Положение граничной точки должно быть ниже расчетной конечной точки эвольвентного профиля, определяемой конструктором зубчатой передачи. Обеспечение заданных значений диаметра граничных точек является технологически более сложной задачей, поскольку результаты процесса обката зависят от большего количества факторов: выбранных конструктивных параметров червячной фрезы, и профиля шлифовального круга, параметров наладки.

Цель исследования –устранение несоответствий по диаметру граничных точек переходной кривой косозубых цилиндрических колес за счет геометрически точного выполнения двухмерных графических обкатов профилей зубьев червячных зуборезных фрез, исключающих избыточный подрез ножки зубьев.

 

 

Теоретическая часть

 

В настоящее время многие авторы совершенствуют стандартные методики проектирования зуборезных инструментов, например, долбяков, выполняют оптимизацию элементов червячных фрез, достигают оптимальных геометрических параметров [1-6]. Решают более комплексные задачи проектирования трехмерных моделей червячных фрез, моделируют процессы зубофрезерования [7, 8].

Использование этих и других авторских методик [9] в производственных условиях требует предварительной проверки их приемлемости. Для этих целей, а также для проверки результатов базовой методики проектирования, действующей на предприятиях-производителях зубчатых колес конструкторскими службами используются графические обкаты профилей зубчатого инструмента. Обкат позволяет визуально оценить обеспечение заданных параметров обрабатываемого зубчатого колеса.

Из перечисленных ранее производственных факторов, влияющих на диаметр граничной точки, значимыми являются конструктивные параметры червячной фрезы. При неправильном выборе конструктивных параметров специальных червячных зуборезных фрез все последующие процессы зубообработки не смогут обеспечить положение эвольвентного профиля боковой поверхности зуба зубчатого колеса и переходной кривой впадины зубчатого колеса.

Конечная (граничная по ГОСТ 16530-83) точка эвольвентного профиля формируется специально выполненным элементом червячной фрезы – протуберанцем. Это утолщение на вершине зуба червячной фрезы является режущей частью фрезы, формирующей профиль впадины зуба зубчатого колеса и как следствие этого положение граничной точки. От его формы и параметров зависит конечный диаметр граничной точки (рис. 1). Как видим, конструктор режущего инструмента может в широких пределах изменять форму протуберанца от прямолинейного до радиусного, влияя на форму впадины зубчатого колеса и положение граничной точки эвольвентного профиля.

Современные системы проектирования, такие как например KISSsoft, позволяют в зависимости от выбранной конструктором формы протуберанца рассчитать координаты положения граничной точки. Однако численные расчеты не наглядны, а встроенные инструменты проектирования не дают подсказок по оптимальной форме протуберанца. Поэтому для визуализации численных расчетов конструкторами режущего инструмента применяются методы графического обката профилей зубьев червячной фрезы.

Ранее, до широкого применения персональных компьютеров, в целях расчета параметров зуба червячной зуборезной фрезы применялись утвержденные методики, рассчитанные на «ручное» графическое и аналитическое проектирование. Затем эти же методики были автоматизированы наиболее квалифицированными инженерами этих служб в виде вспомогательного программного продукта, самостоятельно по исходным данным, выполняющего графический обкат. Повысилась скорость и точность построений. В ходе длительного времени эта методика успешно применялась для проектирования червячных фрез.

 

Высота протуберанца.jpg

 

а)                                                                          б)

Рис. 1. Протуберанцы зуба червячной фрезы: a - прямолинейный; б - радиусный  

 

 

При подготовке производства новых шестерен передач автомобиля для достижения максимальной прочности зубчатого колеса по ножке зуба, потребовалась оптимизация формы протуберанца в более широких границах. В результате после изготовления предсерийных партий шестерен, неожиданно выявились несоответствия диаметра граничных точек эвольвентного профиля их расчетным значениям. Причиной могли быть ошибки проектирования, ошибки при наладке, неточность изготовления инструмента.

 Причем до этого такой вид несоответствий не проявлялся. В ходе поиска причин несоответствий размеров нижних граничных точек были проанализированы все основные конструкторские и технологические факторы.

Основным конструкторским фактором является правильность расчетов параметров протуберанца действующей методики графического обката. Для ее проверки необходима альтернативная методика расчета, в правильности и методике расчетов которой имеется полная уверенность. Распространенные системы автоматизации графического проектирования, например, Компас, Unigraphics NX, Adem, не предлагают готовых и проверенных решений выполнения графического обката в виде инструментов, встроенных в свои программные продукты. Воспользоваться известными программными продуктами и другими программными продуктами, выполнения графических обкатов различных авторов, предназначенных для решения задач проектирования инструмента [10, 11] использовать невозможно, поскольку методика их работы авторами в полном объеме не раскрывается.

Поэтому для решения производственных задач было решено создать, собственную графическую программу обката. Она выполнена в виде программы, использующей оболочку и функции более универсальной системы проектирования – Autocad. Программа выполняет копирование и смещение инструментальных реек совместно с их вращением.

Анализ правильности выполнения указанных условий разработанной программы выявил, что применявшееся ранее графическое построение зубчатой рейки фрезы, как и при «ручном расчете» червячных зуборезных фрез, исходил из предположения, что формирование активного профиля эвольвенты происходит только в пределах одного шага.

В некоторых случаях одного шага не хватает для образования полного профиля (коэффициент перекрытия несколько больше 1), и возникнет недопрофилирование эвольвентного участка. В результате картина обката не выявляет подреза ножки зуба при заданных параметрах зубчатой рейки.

Графическая схема образования подреза ножки зуба, возникающая за пределами одного шага червячной фрезы, приведена на рис. 2 а, b. Подрез ножки зуба проявляется в уменьшении длины активного эвольвентного профиля зуба и завышенном значении диаметра переходной кривой. Поэтому спроектированная методика обката, должна выполнять обкат на длине, значительно превышающей шаг зуба фрезы и учитывать любое возможное взаимодействие зубьев фрезы с припуском впадины зубчатого колеса.

 

 

6522-1802045 Схема обката.jpg    635-1802036 Схема обката.jpg

а)                                                                                   б)

Рис. 2. Крайние положения зуба фрезы и эквивалентной шестерни:

а - при первичном варианте выполнения 2D графического обката;

б - схема образования подреза активной части зуба,

возникающего за пределами одного шага фрезы

 

 

Многократные графические обкаты созданной графической программой для одних и тех же параметров профиля зуба зубчатого колеса, но с изменяющимися параметрами протуберанца от hpr min  до hpr max  показали, что полное формирование активного профиля зубчатого колеса может происходить как в пределах одного шага фрезы, так и пределах следующего шага.

На рис. 3 приведены примеры выполненных графических обкатов формообразования впадины зуба. На рис. 3а приведен обкат по ранее применявшейся методике проектирования; по сравнению с ним «удлиненный» графический обкат включает большее количество положений производящей рейки фрезы. На рис. 3в приведен обкат, совмещающий положения рейки по базовому и удлиненному обкатам.

На этом же рисунке и таблицах 1, 2 приведены измеренные в графическом редакторе значения диаметральных размеров граничных точек переходной кривой. Для проверки данных графического обката выполнена численная проверка значений граничной точки в системе проектирования зубчатых колес KISSsoft.

Данные расчета и данные графического обката отличаются на величины не более 0,1 мм, что связано с погрешностями измерения параметров в графической системе. Для колеса 1 – m = 5,85 z = 37 α=20° , β=17,5°  эвольвентная часть профиля формируется практически в пределах одного шага  (табл. 1, рис. 2а).

Для колеса 2 при внешне незначительном изменении исходных параметров – m = 5,75 z = 34 α=20° , β=20°  полное формирование эвольвентного профиля для большинства вариантов исполнения протуберанца, происходит за пределами одного шага фрезы (табл. 2, рис. 2а).

Как видим, комбинация исходных параметров зубчатого колеса 2, по сравнению с параметрами зубчатого колеса 1, привела к значительным отклонениям в значениях диаметра граничных точек. С уменьшением высоты протуберанца возрастает погрешность нахождения диаметрального размера граничных точек переходной кривой и составляет для минимального значения величину в 2,204 мм (табл. 2).

При этом в расчете зона соответствующих значений параметров протуберанца, приведенных на рис. 5б рассчитанных по ранее действовавшей методике, превращается в зону ошибочных решений и возникновению подреза ножки зуба у обработанных деталей.

 

а)

 

б)

 

 

 

в)

 

Рис. 3. Результаты графического обката зуба червячной фрезы при обработке впадины колеса 2

(форма протуберанца в виде непрерывной окружности): а - первоначальный обкат,

выполняемый инженерами-конструкторами службы проектирования режущих инструментов;

б - обкат удлиненный; в - совмещенный обкат

 

 

Таблица 1

Отклонения диаметрального размера граничной точки переходной кривой

для колеса 1 (шаг фрезы Pt = 19,2702, Dl £ 217,8) мм

 

hpr, мм.

ρa0, мм.

Lmin, мм.

Lmax, мм.

Lmin/Pt, мм.

Lmax/Pt, мм.

Dlmax, мм.

Dl на 1 шаге, мм.

ΔDl, мм.

1,229

0,281

14,645

20,658

0,760

1,072

216,861

216,612

0,249

1,437

0,562

14,144

20,157

0,734

1,046

217,040

216,986

0,054

1,644

0,843

13,643

19,656

0,708

1,020

217,218

217,218

0,000

1,852

1,123

12,641

19,155

0,656

0,994

217,412

217,412

0,000

2,060

1,404

12,140

18,654

0,630

0,968

217,621

217,621

0,000

2,268

1,685

11,639

18,153

0,604

0,942

217,831

217,831

0,000

2,476

1,966

11,138

17,652

0,578

0,916

218,042

218,042

0,000

2,684

2,247

10,136

17,150

0,526

0,890

218,256

218,256

0,000

 

Таблица 2

Отклонения диаметрального размера граничной точки переходной кривой

для колеса 2 (шаг фрезы Pt = 19,2235 Dl £ 217,8 мм.)

 

hpr, мм

ρa0, мм

Lmin, мм

Lmax, мм

Lmin/Pt, мм

Lmax/Pt, мм

Dlmax, мм

Dl на 1 шаге, мм

ΔDl, мм

1,207

0,251

20,358

24,856

1,059

1,293

196,586

194,382

2,204

1,393

0,502

19,858

24,606

1,033

1,280

196,725

194,601

2,124

1,578

0,753

19,358

24,106

1,007

1,254

196,847

194,813

2,034

1,764

1,004

18,608

23,606

0,968

1,228

196,970

195,331

1,639

1,950

1,256

18,109

23,107

0,942

1,202

197,093

195,786

1,307

2,136

1,507

17,609

22,857

0,916

1,189

197,221

196,203

1,018

2,322

1,758

17,109

22,357

0,890

1,163

197,352

196,589

0,762

2,508

2,009

16,359

21,857

0,851

1,137

197,486

196,947

0,539

 

Примечание: жирным шрифтом выделены приемлемые значения диаметров граничных точек, курсивом неприемлемые.

 

 

 

Зона срезания основного припуска впадины зубчатого колеса

Зона формообразования активного профиля зубчатого колеса

 

 

а)                                                                                                  б)

Рис. 4. Графики контактного взаимодействия зуба фрезы с активным профилем зубчатого колеса,

приведенные к ее торцевому шагу: а - колесо 1 (m = 5,85 z = 37 α=20° , β=17,5° );

б - колесо 2 (m = 5,75 z = 34 α=20° , β=20° )

 

Зона соответствующих параметров протуберанца

Зона несоответствующих параметров протуберанца

Зона соответствующих параметров протуберанца

Зона ошибочного решения базовой методики

Зона несоответствующих параметров протуберанца

         

 

а)                                                                                               б)

 

Рис. 5. Графики взаимодействия зуба фрезы с активным профилем зубчатого колеса:

а - колесо 1 m = 5,85 z = 37 α=20° , β=17,5° ; б – колесо 2 m = 5,75 z = 34 α=20° , β=20°

 

Выводы

 

Конструкторским службам машиностроительных предприятий, самостоятельно проектирующим специализированный зуборезный инструмент следует предварительно тестировать вспомогательные программы проектирования режущих инструментов. В части проектирования протуберанца зуба червячной фрезы для проверки правильности графического обката такими параметрами являются минимальные значения высоты протуберанца hpr min , с минимальными значениями радиуса скругления rpr min , поскольку при этих параметрах риск подреза ножки зуба выше, чем при более скругленной его форме. Для предотвращения ошибок в расчете выполнять графический обкат следует не менее чем на 1,5 шага фрезы.

Для повышения результативности выявления технологических и конструкторских факторов отклонений изготовленных зубчатых колес, а также адекватности полученных данных процесс проектирования следует выполнять межфункциональной командой, состоящей из научных сотрудников, инженеров-конструкторов и технологов.

 

References

1. Remnev, A. I. Analiz i sintez metodologii proektirovaniya instrumenta s ishodnoy instrumental'noy poverhnost'yu / A. I. Remnev, O. G. Kretova, N. I. Myachikova, S. V. Shvec, M. S. Voroncova // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Estestvennye i tehnicheskie nauki. - 2016. - T. 21. - №1. - S. 316-324.

2. Balkov, V. P. Sovremennye tehnologicheskie podhody pri izgotovlenii cilindricheskih zubchatyh koles v usloviyah melkoseriynogo proizvodstva i osobennosti rascheta i proektirovaniya zuboreznogo instrumenta / V. P. Balkov, L. I. Kameneckiy, A. S. Kiryutin, E. A. Neginskiy, O. S. Ott, D. N. Pischulin // Metalloobrabotka. - 2015. № 2 (88). - S. 2-6.

3. Hrytsay, I. Improved method of gear hobbing computer aided simulation / I. Hrytsay, V. Stupnytskyy, V. Topchii // Archive of Mechanical Engineering. - 2019. - Vol. 66. - No 4. - pp. 475-494.

4. Savel'ev, S. V. Vybor optimal'nyh metodov chislennogo proektirovaniya zuboreznogo dolbyaka, prednaznachennogo dlya narezaniya evol'ventnyh koles naruzhnogo zacepleniya / S. V. Savel'ev, D. I. Volkov / / Sovremennye materialy, tehnika i tehnologi. - 2017. - №7 (15). - S. 80-86.

5. Nichkov, A. V. Optimizaciya konstruktivnyh elementov chervyachnoy modul'noy frezy pri zadannyh parametrah narezaemogo zubchatogo kolesa / A. V. Nichkov // Avtomatizaciya. Sovremennye tehnologii. - 2016. - № 11. - S. 7-9.

6. Feofilov, N. D. Raschet kinematicheskih i statisticheskih uglov sbornyh chervyachnyh frez / N. D. Feofilov, S. L. Rahmetov, E. S. Yanov // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Tehnicheskie nauki. - 2016. - №4. - S. 178-185.

7. Ryabov, E. A. Sozdanie modeli chervyachnoy zuboreznoy frezy s ispol'zovaniem ekvivalentnoy zubchatoy reyki // E. A. Ryabov, S. Yu. Yurasov, A. G. Kondrashov / Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. M.T. Kalashnikova. - 2017. - T. 20. - №2. - S. 82-84.

8. Han, J. Analytical study on tooth profile of non-circular gear based on hobbing process simulation / J. Han, D. Li, L. Xia, X. Tian // ASME 2019 14th International Manufacturing Science and Engineering Conference, MSEC. - 2019. - Vol. 2. - 155261.

9. Vulgakov, E. B. Teoriya evol'ventnyh zubchatyh peredach / E. B. Vulgakov. - Mashinostroenie, 1995. - 320 s.

10. Svidetel'stvo o registracii bazy dannyh RU 2016620243 Baza dannyh dlya avtomatizirovannogo proektirovaniya chervyachnyh zuboreznyh frez i modelirovaniya zubofrezernyh operaciy / Petrov A.I., Reznikov S.S., Tokarev V.V., Akopyan M.G., Kuznecova O.V., opubl. 17.02.2016. Zayavka № 2015621721 ot 31.12.2015.

11. Mihaylov, M. I. Modelirovanie processa obrabotki poverhnosti zubchatogo kolesa chervyachnoy frezoy / M. I. Mihaylov, V. D. Bogackiy // Vestnik Gomel'skogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta im. P.O. Suhogo. - 2013. - №2. - S. 31-39.

Login or Create
* Forgot password?