from 01.01.2018 to 01.01.2021
Russian Federation
Tatarskiy nauchno-issledovatel'skogo institut sel'skogo hozyaystva FIC KazNC RAN (rukovoditel')
Russian Federation
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
In connection with the development of the Republic of Vietnam, which is accompanied by the growth of its importance in the Asia-Pacific region, it becomes relevant to analyze the current state and prospects of the republic in various industries and regions, including in agriculture. In order to eliminate the imbalance between the declining share of agricultural production in the national economy and more than 60% of the population living in rural areas, a competent state policy in the field of integrated rural development is necessary. In addition to this disparity, there are growing problems associated with the income gap between the peasantry and urban residents, with a strong orientation of agriculture towards exports, and with the implementation of the idea of creating peasant cooperative farms. To date, the basis for working with rural areas is the resolution of the Communist Party of Vietnam “Agriculture, farmers and rural areas” adopted in August 2008. On its basis, the “National target program - New rural development” was created, designed for the period from 2010 to 2020. Data analysis showed that the area of agricultural land in the Socialist Republic of Vietnam gradually increase, and the cropping pattern change, for example, reduces the area of rice fields and increases the area occupied by permanent crops, especially fruit. Production of grain per capita has been steadily decreasing. In animal husbandry, there is a gradual transition from small-scale dispersed production to its concentration on large farms. The measures taken for the development of agriculture are aimed, among other things, at minimizing the negative impact on the environment and introducing modern achievements of science and technology in order to increase the economic efficiency of production. At the same time, Vietnam’s food security in general cannot be called sustainable, especially because of the need to import barley, without which Vietnam’s livestock farms cannot feed their existing livestock
Republic of Vietnam, rural areas, agriculture, Government decree, Government plans
Социалистическая Республика Вьетнам еще недавно была преимущественно аграрной страной. В 1970 г. доля сельского хозяйства в экономике составляла 38,8%, но к 2018 г. снизилась до 16,2%, благодаря развитию промышленности и туризма. Население Вьетнама все еще остается преимущественно сельским: на 2019 г. более половины населения государства было занято в сельском хозяйстве. На 2020 г. лишь 37,3% граждан страны проживали в городах. В среднем за 2015-2020 гг. уровень урбанизации ежегодно увеличивается на 2,98%. Помимо сложностей, связанных непосредственно с аграрным производством, в сельских районах Республики Вьетнам существуют проблемы массовой безработицы, загрязнения окружающей среды, получения качественного образования и медицинской помощи на местах, нарастающей миграцией наиболее трудоспособного населения в крупные городские агломерации.
Правительство и Коммунистическая партия Вьетнама внимательно отслеживают негативные и позитивные тенденции в развитии сельских районов, разрабатывая и утверждая программы с целью комплексного улучшения в этой сфере. В связи с усилением роли Социалистической Республики Вьетнам в Азиатско-тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Азии необходимо обеспечить внутреннюю стабильность в стране, которая поможет сохранить и развить текущие геополитические успехи. Немалую роль в решение этой задачи должно сыграть комплексное развитие сельских районов страны.
Цель исследований – анализ состояния сельских районов Вьетнама и динамики его изменения, существующих проблем и перспектив развития, а также государственной политики Социалистической Республики Вьетнам для оценки возможности обеспечения продовольственной безопасности этой страны.
Условия, материалы и методы. При сборе материалов использовали публикации зарубежных авторов, а также данные официальных источников. Это позволило представить анализ планов Правительства республики по развитию сельских районов, определить результаты политики развития сельских районов Республики Вьетнам.
Общая площадь территории Социалистической Республики Вьетнам составляет 331,23 млн га, земельная – 310,07 млн га. Площадь сельскохозяйственных земель на 2016 г. – 12,178 млн га, с 2008 г. происходило ее непрерывное расширение. Максимальную величину этого показателя отмечали в 2014 г. – 11,93 % от общей площади страны, или 39,52 млн га. После чего произошло ее незначительное снижение.
Горы и горная местность занимают три четверти территории республики. Перевал Хайван на 16-й северной параллели предотвращает продвижение зимних северо-восточных муссонов в южную часть Вьетнама и делит страну на две четко выраженные климатические зоны. На севере наблюдаются два ежегодных сезона: влажная, холодная зима и влажное, жаркое лето, с резкими колебаниями погоды, на которое приходится большая часть таких стихийных бедствий, как тайфуны и наводнения. На юге климатические условия более устойчивы, наводнения и тайфуны происходят редко, но погода остается влажной и жаркой в течение всего год. На юге сезоны различаются незначительно, однако их можно разделить на сухой и дождливый. На территории Вьетнама две большие речные дельты: Красной реки на севере и Меконг на юге. Именно здесь чаще всего встречаются наиболее плодородные почвы. Среднее годовое количество осадков считается высоким (от 1700 до 2000 мм), в сочетании с густыми речными системами это делает Вьетнам страной с богатыми водными ресурсами. С севера на юг страну можно разделить на 7 агроэкологических зон:
Северо-восточное нагорье – в основном горы и возвышенные плато, с субтропическими климатическими условиями. Умеренным климатом характеризуются высокогорные районы. Зима переменчивая, с сухой холодной погодой в начале и повышенной влажностью в конце зимы из-за длительного моросящего дождя с января по апрель;
Северо-западное нагорье – в основном горы с субтропическими климатическими условиями;
Дельта Красной реки, включая дельту реки Ма, – огромная равнина с ферритовыми почвами, субтропическими климатическими условиями, холодной зимой с сухой погодой в ее начале и влажной в конце зимы;
Север центрального побережья – в основном горы и нагорья с узкой полосой неплодородной равнины в сочетании с климатическими условиями, сформированными под влиянием горячих и сухих ветров из Лаоса;
Юг центрального побережья – плодородные почвы и типичные тропические климатические условия;
Центральное нагорье – плодородная почва, тропический климат с двумя четко выраженными дождливыми сезонами, но в сухое время года наблюдается дефицит влаги;
Дельта Меконга – самая большая равнина с плодородными почвами, обильными водными ресурсами, типичным тропическим климатом
В соответствии с расположением агроклиматических зон территория республики Вьетнам делится на 8 экономических регионов, которые объединяют 58 провинций (помимо перечисленных существует Юго-Восточный район). В официальной статистике два «прибрежных» и два «северных» региона объединяют, такого подхода мы будем придерживаться и в своей работе.
Анализ и обсуждение результатов. В 2019 г. площадь рисовых полей в республике сократилась, по сравнению с предыдущим годом, на 1,3 % до 7470,1 га. Одновременно площадь, занимаемая многолетними культурами, особенно фруктами, увеличилась на 1,4 % до 3546,4 тыс. га, в том числе плодовых – на 7,5 % до 1076,2 тыс. га (табл. 1).
Наибольшее производство зерновых на душу населения со значительным отрывом от остальных отмечено в дельте реки Меконг, наименьшее – на Юго-Востоке, в дельте Красной реки и на Центральном побережье, что во многом связано с особенностями климатических и географических условий, которые наиболее благоприятны именно в дельте Меконга. В целом по стране, а также в ряде регионов производство зерновых культур на душу населения устойчиво снижается.
Производство некоторых многолетних технических культур и фруктов в 2019 г. выглядело следующим образом: каучук – 1167,3 тыс. т, что на 2,6 % больше, чем в 2018 г.; кофе – 1 678,8 тыс. т, рост на 3,9 %; чай – 1018,4 тыс. т, рост на 2,4 %; апельсины и мандарины – 1230,1 тыс. т, рост на 14,4 %; манго – 839 тыс. т, увеличение на 6 %.
В животноводстве наблюдается постепенный переход от мелкомасштабного рассредоточенного производства к его концентрации на крупнотоварных и семейных ферм, созданию животноводческих районов вдали от городов и
жилых районов, что минимизирует загрязнение окружающей среды и обеспечивает освоение современных достижений науки и технологий с целью повышения экономической эффективности производства.
В 2019 г. свиноводство серьезно пострадало от африканской чумы свиней, поэтому производство свинины резко сократилось, по сравнению с 2018 г. Одновременно мяса буйвола было выращено на 2,4 тыс. т больше – 94,5 тыс. т. Всего производство крупного рогатого скота в живом весе достигло 355,3 тыс. т (рост составил 20,8 тыс. т); птицы – 1,3 млн т (рост 205 тыс. т), свиней – 3,3 млн т (уменьшение на 545,1 тыс. т).
Отношение экспорта к импорту пшеницы в 2017 г. было равно 0,009, кукурузы – 0,013, ячменя – 0,002, риса – 62,787, кофе – 34,066, говядины – 0,003, свинины – 4,480, мяса птицы – 0,036 [2]. Результаты анализа величин этих показателей свидетельствуют о том, что продовольственную безопасность Вьетнама в целом нельзя назвать устойчивой. Несмотря на то, что свинины и рис, занимающих главное место в рационе вьетнамцев, производятся в стране в большом достатке, про остальные виды продукции, за исключением кофе, этого сказать нельзя. Особенные риски представляет необходимость в импорте ячменя, без которого животноводческим хозяйствам Вьетнама будет трудно прокормить имеющееся поголовье [3].
Население Вьетнама все еще остается преимущественно сельским, на 2020 г. в городах проживали только 37,3 % граждан страны. Для сравнения, в среднем по остальной Восточной Азии величина этого показателя находится в районе 40 %.
При этом во всех регионах Вьетнама, кроме дельты реки Меконг, несмотря на политику урбанизации и контроля за численностью населения, численность жителей сельских районов с 2015 по 2018 г. только увеличилась. Такая ситуация во многом связанно с тем, что миграция в города носит преимущественно маятниковый характер, а рождаемость в сельской местности выше, чем в городах. Сокращение населения в дельте реки Меконг обусловлено нехваткой земли и неблагоприятной экологической обстановкой.
Численность работоспособного населения в возрасте 15 лет и старше в стране в 2019 г. достигло 55,8 млн человек, что на 379,4 тыс. больше, чем в 2018 г. При этом, несмотря на тенденции к снижению величины этого показателя в сельской местности, в селах ее всё еще остается много. Из общего количества работоспособного населения в возрасте 15 лет и старше в 2019 г. в городах проживали 32,4 %, в сельской местности – 67,6 %.
В 2019 г. численность работающего населения в возрасте 15 лет и старше занятого в экономической деятельности достигло 54,7 млн человек, что на 376,7 тыс. больше, чем в 2018 г., из них в сфере услуг было занято 19,4 млн человек, или 35,3 % рабочих мест (наибольшая доля в общей численности занятых в стране), в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – 18,8 млн человек (34,5 %), в промышленности и строительном секторе – 16,5 млн человек (30,2 %). Доля обученной рабочей силы в возрасте 15 лет и более с соответствующими дипломами и сертификатами достигла 22,8 % (в 2018 г. – 22,0 %), из них 39 % работали в городской местности, 14,9 % в сельской. Уровень безработицы в трудоспособном возрасте составлял 2,17 %, в том числе в городской местности – 3,11 %, в сельской – 1,69 % [4].
В 2019 г. индекс человеческого развития в республике достиг относительно высокого уровня 0,722. Национальный ежемесячный доход на душу населения в текущих ценах составил почти 4,3 млн донгов, что на 10,9 % больше, чем в 2018 г. При этом ежемесячный доход на душу населения в текущих ценах в городской местности достиг 6,02 млн донгов, в сельской – 3,4 млн донгов. Самый высокий уровень дохода на душу населения (6,28 млн донгов) отмечен в Юго-Восточном регионе, он в 2,4 раза выше, чем в северных и горных регионах, в которых зафиксирована самая низкая величина этого показателя (2,64 млн донгов). Если рассмотреть более длительный интервал времени видно, что как в целом по Республике Вьетнам, так и по отдельным ее районам наблюдается тенденция к росту доходов сельских жителей. В целом по стране за 6 лет (с 2012 по 2018 гг.) он увеличился почти в 2 раза. Наибольшие доходы отмечены у жителей дельты Красной реки и Юго-Востока (табл. 3), что связанно с успешной диверсификацией экономики сельских районов. Низкие величины этого показателя в Северном
и Центральном нагорье связанны в первую очередь со сложным географическим положением, а также их отдаленностью от крупных инфраструктурных узлов и экономических центров.
В структуре расходов в 2018 г. не зафиксировано значительных изменений, по сравнению с предыдущими годами. Так, на долю расходов на проживание приходилось 93 %, на прочие – 7 % (в 2014 г. – 93,4 % и 6,6 %, в 2016 г. – 93,5 % и 6,5 % соответственно). Доля домохозяйств, имеющих гигиенически чистую воду, в 2019 г. достигла 96,3 %, в том числе в городских районах – 99,4 %, в сельских – 94,7 %.
В 2018 г. доля домохозяйств, пользующихся национальной энергосетью, составила 99 %, в том числе в городской местности 99,9 %, в сельской – 98,6 %, имеющих товары длительного пользования – 99,8, 99,9 и 99,7 % соответственно. Площадь жилья на душу населения в целом достигла 23,8 м2 (прирост, по сравнению с 2017 г., на 1,6 м2), в том числе в городской местности – 26,2 м2, в сельской – 22,6 м2 [3].
В сельских районах и сельском хозяйстве как основной отрасли, обеспечивающей им экономическую базу, существует ряд проблем, которые мешают развитию и создают риски, опасные для всего государства. Одна из основных – сильная зависимость от экспорта. Ее опасность хорошо видна на примере 2015 г., когда в связи с неблагоприятной конъюнктурой мировой экономики общий экспорт продовольственной продукции за 12 месяцев упал, по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., на 6 %. Стоимость экспорта риса из Вьетнама в 2015 г. снизилась на 4,5 %, кофе – на 24,8 %, чая – на 6,6 %, морепродуктов – на 16,0 %. Согласно данным Института политики и стратегии развития сельского хозяйства и сельской местности Вьетнама, такое положение во многом связанно с низким общим качеством продукции. В сочетании с отсутствием собственных крупных брендов на мировом рынке это зачастую нивелирует преимущества, которые дает аграрному сектору Вьетнама высокая урожайность.
Еще одно следствие экспортной ориентации – нерациональное использование земель. Если раньше аграрные хозяйства самостоятельно обеспечивали скот кормами, то на протяжение многих последних лет их импортируют, так как большая часть земельной площади отводится под рис и прочие пищевые культуры.
Помимо сложностей с развитием аграрного производства, которые, безусловно, относятся к числу ключевых для экономического развития сельских районов, присутствует ряд проблем другого свойства. Можно выделить экологические и социальные факторы, которые затрудняют развитие сельских районов Вьетнама.
К экологическим проблемам можно отнести деградацию почв, массовую вырубку лесов, засоление речной воды и неконтролируемое использование пестицидов и химикатов.
Согласно документам ФАО ООН по Вьетнаму за 2019 г., 95 % населения за чертой бедности этой страны (от 9 до 10 млн человек) проживают в сельской местности. Несмотря на то, что разрыв в уровне жизни между селом и городом в Республике Вьетнам нельзя считать драматическим, он существует. Поэтому более высокие доходы горожан вызывают отток рабочей силы из села [5].
Перечисленные факторы в большинстве случаев не способны нанести критический урон крупным и средним агропромышленным компаниям, а тем более транснациональным корпорациям, но для семейных крестьянских хозяйств, которые составляют основу экономики в сельских районах, усиление влияния даже одного из них может иметь серьезные последствия. Для решения существующих проблем необходима разработка и реализация стратегии, которая, опираясь на существующий зарубежный опыт, с учетом демографических, правовых, финансовых, управленческих, административных, этнических и религиозных особенностей Вьетнама обеспечит поступательное развитие сельских районов страны.
Само понятие «сельское развитие» максимально широкое и не конкретное, в общем его можно описать как поступательный процесс улучшения качества жизни и экономического достатка людей, живущих в частично изолированных и не плотно заселенных районах, чье существование во многом зависит от сельского хозяйства [6].
В середине ХХ века на севере Вьетнама большая часть крестьянских хозяйств подверглась коллективизации. Однако всем домашним хозяйствам было разрешено иметь участки земли для личного пользования. При этом приусадебные участки, на долю которых приходилось около 5 % площади обрабатываемых земель, давали от 10 до 20 % общей продукции и более.
План, разработанный в 1977 г. для ускорения объединения севера и юга страны путем добровольной коллективизации крестьянских хозяйств юга, столкнулся с сильным сопротивлением со стороны местных жителей, которые в большинстве своем были собственниками, а не арендаторами земли. Такая ситуация привела к принятию ряда принудительных мер, однако вскоре стало очевидно, что такие методы сильно вредят экономике и социальной стабильности, и от них отказались. При этом механизация сельского хозяйства находилась на низком уровне (табл. 4), а для имеющегося оборудования часто не хватало квалифицированных кадров, запасных частей и расходных материалов. Социальная инфраструктура была практически не развита, хотя правительство активно работало в этом направлении.
Сельскохозяйственная политика, провозглашенная с 1976 по 1980 гг., дала разнонаправленные результаты. Программа, поощрявшая посев большего количества вспомогательных продовольственных культур (сладкий картофель, маниок, бобы и кукуруза), привела к увеличению объемов их производства с уровня менее 10 % от производства зерна в 1975 г. до более чем 20 % к концу 1970-х гг.
Улучшение положения крестьян к концу 70-х гг., включая увеличение доступности потребительских товаров в сельской местности и повышение государственных закупочных цен, подкреплялось принятием контрактной системы, которая гарантировала сельхозпроизводителям доступ к ресурсам в обмен на продукцию. Однако многие из запланированных мер были реализованы не в надлежащем объеме в связи со слабой ресурсной и технической базой.
Государственные инвестиции в сельское хозяйство в рамках третьей пятилетки оставались низкими, и этот сектор находился в тяжелом состоянии на протяжении всего планового периода, а также в 1986 и 1987 гг. Ежегодно происходило незначительное увеличение производства продовольственного зерна не более чем на 5 %.
По завершении третьей пятилетки урожайность сельскохозяйственных культур оставалась меньше необходимой, для того чтобы можно было направить ресурсы на поддержку промышленного развития страны. В 1986 г. на сельское хозяйство по-прежнему приходилось около 44 % национального дохода (в развитых странах около 10 %). В сельскохозяйственном секторе было занято около 66 % рабочей силы, что больше, чем в 1976 и 1980 гг. Кроме того, объем производства в расчете на одного сельскохозяйственного рабочего в течение планового периода снизился, еще больше отставая от его уровня в промышленности. Если в 1980 г. производительность труда одного работника в промышленности была в 3 раза больше, чем в сельском хозяйстве, то в 1985 г. – в 6 раз.
С учетом наличия земельных ресурсов и плотности населения в традиционных сельскохозяйственных районах (около 463 человек на 1 км2 в дельте Красной реки и 366 человек на 1 км2 в дельте Меконга) Правительство страны прияло решение о строительстве новых экономических зон в менее населенных районах. В период с 1976 по 1980 гг. переселили 1,5 млн из запланированных 4,0 млн человек. В третьей пятилетке (1981–1985 гг.) предусматривалось переселение 2 млн человек, а к 1999 г. – до 10 млн. Однако к концу 1986 г. Правительство Вьетнама сообщило, что с начала действия программы переселили менее 3 млн человек. Медленный прогресс в освоении новых земель, низкая продуктивность мелиорированных угодий и лишения, которым подвергались переселенцы, особенно бывшие горожане, многие из которых предпочитали вернуться домой, свидетельствовали о проблемах, присущих принятой программе.
Реформы, проведенные в начале 1980-х годов, дали местным жителям больше свободы в их собственных делах и позволили им продавать излишки сельскохозяйственной продукции после выполнения назначенных квот [8, 9]. В 1981 г. Вьетнам отказался от коллективного сельскохозяйственного производства, введя групповую контрактную систему. В 1986 г. после одобрения широкого пакета экономических рыночных реформ, названного политикой «Дой Мой», ее изменили на индивидуальные контракты. В 1988 г. колхозы распустили, а землю раздали в аренду на 20 лет мелким фермерам. В 1990 г. фермерам разрешили продавать свой урожай на открытом рынке. Это сразу повысило производительность. Но зерновые культуры, названные стратегическим товаром, могли экспортировать только одобренные государством компании, которые получали прибыль, приобретая у фермеров продукцию по ценам значительно ниже мировых.
Создание системы свободной торговли заложило предпосылки для усиления продовольственной безопасности страны. Через 2 десятилетия, после того как страна стала постоянным импортером риса, Вьетнам вернулся на мировой рынок в качестве устойчивого экспортера и стал одним из крупнейших его игроков. Производство риса во Вьетнаме увеличилось в результате повышения урожайности и расширением посевных площадей, вызванных усовершенствованием хорошо субсидируемой ирригационной системы.
Главный прорыв в сельском хозяйстве Вьетнама произошел в 1989 г., когда в стране собрали рекордный объем риса – 18,9 млн т, в то время как в 1981–1985 гг. его среднегодовое производство не превышало 17 млн т.
В 1992–2000 гг. доходы сельских жителей выросли на 60 %. Рост производительности
сельского хозяйства компенсировал увеличение населения.
Началом современного этапа развития сельских территорий Вьетнама можно считать Решение правительства Республики Вьетнам № 800/QD-TTg от 04.06.2010 г. «Об утверждении Национальной программы нового сельского развития (NRD)». Этот документ поставил перед центральными и местными властями Вьетнама ряд амбициозных целей в сельской местности: социальная защищенность населения и порядок, развитие социальной и экономической инфраструктуры, уменьшение разрыва в доходах между городом и селом, уменьшение уровня бедности, усиление продовольственной безопасности, развитие начального, среднего и среднего специального образования, расширение доступ к медицинским услугам, доступность чистой питьевой воды и развитие очистных сооружений, улучшение культурной жизни. Основной целью этой стратегии стало достижение к 2015 г. статуса «новой сельской деревни» 20 % сельских поселений, к 2020 г. – 50 % [6].
Позднее было выпущено постановление № 432/QD-TTg «Об утверждении Стратегии устойчивого развития Вьетнама на 2011–2020 гг.», среди целей которой в отношении сельских районов значилось обеспечение продовольственной безопасности, урбанизация, контроль численности населения, улучшение качества, сельскохозяйственной продукции, повышение уровня жизни фермеров, применение передовых научных достижений в сельском хозяйстве [10].
В течение первых 5 лет (2010–2015 гг.) реализация NRD позволила привлечь в качестве инвестиций примерно 38,7 млрд долл. США. Управление NRD подразумевает составление плановых показателей для провинций и контроль за их выполнением со стороны соответствующих правительственных структур, правительства провинций, в свою очередь, работают с административными единицами сельских районов. Для последних участие в NRD обязательно, но они могли выбрать в каком году присоединиться к этой программе [4, 11].
Согласно программе NRD к 2020 г. в сельском хозяйстве должно быть занято от 30 до 35 % работающих в экономике. В реальности по последним данным официальной статистики величина этого показателя составляет 34,5 % и имеет тенденцию к снижению. При этом цель по уровню урбанизации 45 %, очевидно провалена, так как в 2019 г. он был равен 36,6 % [8]. Продолжительность жизни составила 73,6 лет, что несколько ниже планируемого уровня в 75 лет [1, 12].
В результате действия программы NRD произошел значительный рост инвестиций в сельское и лесное хозяйство [13, 14, 15]. С 2010 г. их сумма увеличилась более чем в 2 раза (с 51,062 до 119,719 млрд донгов) [16, 17, 18].
Выводы. На сегодняшний день проблемы сельских районов имеют комплексный характер, затрагивая экономику, экологию и социальную сферу. Для государства, в котором более половины населения проживает в сельской местности, их решение крайне важно. С этой целью проводится политика диверсификация сельскохозяйственного производства и ускорения урбанизации.
Несмотря на ряд нерешенных проблем, сельские районы Вьетнама развиваются, социально-экономические показатели в основном соответствуют заявленным в программе NRD целям. Например, при плановых показателях 30…35 % населения страны, в сельском хозяйстве заняты 34,5 %. Доля обученной рабочей силы в сельской местности достигла 14,9 %, уровень безработицы снизился до 1,69 %.
В целом можно отметить положительную динамику и хорошие перспективы развития сельского хозяйства и сельских регионов Социалистической Республике Вьетнам, чему свидетельствует увеличение инвестиций в отрасль за последнее десятилетие более чем в 2 раза.
1. General statistics office of Vietnam National Accounts. [Internet]. [cited 2020 Nov. 11]. Available from: https://www.gso.gov.vn/en/national-accounts/#
2. World Data Atlas, Vietnam. [Internet]. [cited 2020 Nov. 12]. Available from: https://knoema.ru/atlas/Vietnam/topics/Agriculture.
3. Statistical summary book of Vitet Nam. General statistical office of Vietnam. 2018; 57-108 p.
4. Quyen NH. Reducing rural poverty in Vietnam: issues, policies, challenges. Mekong Development Research Institute. 2019; 1-6 p.
5. FAO - a trusted partner for sustainable development. [Internet]. [cited 2020 Nov. 24]. Available from: http://www.fao.org/3/ca4249en/ca4249en.pdf.
6. Rudengren J, Nguyen T, Huong L, von Wachenfelt A. Rural development policies in Vietnam transitioning from central planning to a market economy. Stockholm: Institute for Security and Development Policy: Stockholm paper. 2012; 27 p.
7. Mai NP. Transforming vietnamese agriculture: gaining more from less. Hanoi: Hong Duc publishing house. 2016; 148 p.
8. Garschagen M, Diez JR, Nhan DK. The Mekong Delta system. Socio-economic development in the Mekong Delta: Between the prospects for progress and the realms of reality. Interdisciplinary analyzes of a river Delta. Current urban studies. 2019; 7 (4): 83-132 p.
9. Hays J. Agriculture in Vietnam. [Internet]. [cited 2020 Nov. 27]. Available from: http://factsanddetails.com/southeast-asia/Vietnam/sub5_9g/entry-3480.html.
10. Dung NT. Viet Nam sustainable development strategy for 2011-2020. [Internet]. [cited 2020 Nov. 9]. Available from: http://chinhphu.vn/portal/page/portal/English/strategies/strategiesdetails?categoryId=30&articleId=10050825.
11. Nguyen H. New rural development and hierarchical governance in Vietnam. Institute of Policy and Strategy for agriculture and rural development (IPSARD). 2018; 15 p.
12. Kim TH, Yang SR. [Ryong construction of the rural development index: the case of Vietnam]. Journal of rural development. 2019; (39): 116-137 p.
13. Parshin PB [Development projects of the Mekong river basin region]. Supplement to the periodical “IMI Yearbook”. 2014; Issue. 4 (43). 24-32 p.
14. Chan KhT. Ecological and hydrological problems of the Mekong river delta. Water industry of Russia. 2019; (1): 25-33 p.
15. Ngia Sh. Combating drought and soil salinization in the Mekong Delta. [Internet]. [cited 2020 Dec. 04]. Available from: https://vietnam.vnanet.vn/russian/ the fight against drought and salinization in the Mekong Delta / 225785.html.
16. Tarp F. Growth, structural transformation and rural change in Viet Nam: a rising dragon on the move. Oxford: Oxford University Press. 2017; 304 p.
17. Hoang QV. Determinants of the result of new rural development program in Vietnam. Institute of policy and strategy for agriculture and rural development. 2020; (1): 81-88 p.
18. Long giang agriculture, rural plan of Mekong river delta to 2020, vision to 2030. [Internet]. [cited 2020 Nov. 8]. Available from: http://asemconnectvietnam.gov.vn/default.aspx?ZID1=14&ID8=24817&ID1=2.