FORMATION OF THE INNOVATION ECOSYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
We are currently at the stage of forming a digital economy. Due to the lack of relevant statistical and empirical data and rapid technological progress, public authorities are faced with constantly changing priorities when developing strategies for digitalizing the economy. The formation and development of the national segment of the digital economy is necessary to achieve sustainable economic growth, increase the country's competitiveness and improve the quality of life of the population. The need to predict trends in innovative development in the context of the digitalization of the economy, taking into account modern realities, predetermined the choice of the topic and the main directions of the study. The article presents international comparisons of indicators that characterize the prospects and opportunities for innovative development. The possible consequences of digital transformation are considered. The stages of the formation of the innovation ecosystem are justified. Recommendations for the formation of an innovation ecosystem in the context of digital transformation are summarized.

Keywords:
digitalization, digital economy, digital transformation, innovation, innovation system, innovation activity, innovative development, innovation activity
Text

Деятельность по формированию инновационной экосистемы в России ведется на протяжении длительного периода времени и принесла определенные положительные результаты. Но на пути дальнейшего развития экосистемы инноваций в нашей стране существуют определенные препятствия: слабое взаимодействие между органами государственной власти и предприятиями инновационной сферы, отсутствие четких и понятных целей и механизмов их реализации. В связи с чем показатели, характеризующие инновационную деятельность в России, остаются на низком уровне.

Приведем международные сравнения по показателям, характеризующим перспективы и возможности инновационного развития.

На рисунке 1 представлена динамика объема платежей за использование интеллектуальной собственности.

 

Рисунок 1 – Платежи за использование интеллектуальной собственности, млрд. долл. США [11]

 

Лидером по данному показателю является США: в 2019 г. – 42.73 млрд. долл. США, на втором месте Китай – 34,37 млрд. долл. США. У России данный показатель составил 6.87 млрд. долл. США, что в 6 раз меньше показателя Соединенных штатов. За рассматриваемый период наибольший прирост исследуемого показателя в Швеции (356.88%), Индии (223.57%), Китае (163.59%) и Германии (126.96%). Прирост объема платежей за использование интеллектуальной собственности в России за 9 лет составил 41.81%.

На рисунке 2 представлена динамика объема экспорта высоких технологий.

 

Рисунок 2 – Экспорт высоких технологий, (млрд. долл. США) [11]

 

Безусловным лидером экспорта высокотехнологичных товаров является Китай – 715.84 млрд. долл. США в 2019г. Аналогичный показатель для России меньше в 66 раз и составил 10.86, несмотря на высокий темп роста объема экспорта высокотехнологичных товаров 102.33% за рассматриваемый период.

Доля расходов на исследования и разработки в ВВП за 2018 год представлена на рисунке 3.

Наибольшая доля расходов на исследования и разработки в 2018 году была у Израиля – 4.95% и Кореи – 4.81. У России данный показатель крайне низок и составлял 0.99%, по сравнению с 2010 г. показатель снизился на 12%.

 

Рисунок 3 – Доля расходов на исследования и разработки в ВВП за 2018г., % [11]

 

Отметим, что последствия пандемии нарушили нормальное функционирование инновационных систем, поставив под угрозу ключевые производственные и инновационные возможности, особенно в сильно пострадавших секторах. Инвестиции бизнеса в научные исследования и инновации носят проциклический характер и, следовательно, подвержены сокращению во время кризиса. Но этот кризис может быть иным, поскольку некоторые ведущие мировые игроки в области НИОКР расширяют свою деятельность в условиях экономического спада.

В перспективе политика в области национальных технологических инициатив должна быть скорректирована для решения долгосрочных проблем устойчивости, инклюзивности и отказоустойчивости [7].

На рисунке 4 представлена динамика фиксированного широкополосного доступа (на 100 человек).

 

Рисунок 4 – Фиксированный широкополосный доступ (на 100 человек) [11]

 

Лидерами по показателю фиксированного широкополосного доступа (на 100 человек) в 2019 году являются Франция (45.69), Корея (42.76) и Германия (41.99). В России данный показатель составлял 22.64. Среди рассмотренных стран Россия находилась на 3-ем месте по темпу роста за рассматриваемый период 106.9%.

Информационно-коммуникационные технологии выполняют множество функций и оказывают воздействие на все сферы экономических отношений:

  1. Инвестиции и рост ИКТ-сектора автоматически способствуют росту экономики.
  2. Влияние на рост производительности других отраслей.
  3. Стимулирование новых технологий для достижения устойчивого развития.
  4. Быстрый технологический прогресс в производстве продуктов и услуг ИКТ может способствовать росту многофакторной производительности в секторе производства ИКТ.

Скорость инноваций в самом секторе ИКТ значительно снизила стоимость приобретения этих технологий.

В некоторых странах за последнее десятилетие произошло общее увеличение доли капитала в экономическом развитии. Информационно-коммуникационные технологии были сферой наибольших инвестиций. Кроме того, появились исследования по инвестированию в информационно-коммуникационные технологии [14].

По данным Всемирного экономического форума позиции стран в рейтингах конкурентоспособности и рейтингах инновационного развития часто не совпадают: страны-лидеры по инновационному развитию отстают по уровню конкурентоспособности и наоборот. В связи с чем, для повышения конкурентоспособности в условиях цифровой трансформации важно значение отводится институциональному обеспечению цифровых трансформаций, где государству отводится основная роль в регулировании развития цифровой экономики [12].

Последствия кризиса COVID-19 для инновационного развития имеют неоднозначную направленность:

  1. С одной стороны, произошли изменения, способствующие ускорению перехода к более открытой науке и инновациям в долгосрочной перспективе (открылся доступ к широкому массиву данных и публикаций, расширилось использование цифровых инструментов, улучшилось международное сотрудничество, появился стимул для развития государственно-частного партнерства и активного вовлечения новых игроков). 
  2. С другой стороны, широкое вовлечение рискует отвлечь исследовательские усилия от направлений, не связанных с COVID-19.

Органам государственной власти необходимо оперативно скорректировать планы по финансированию научных исследований, выделить стратегические приоритетные направления для того, чтобы научно-исследовательский сектор мог подстраиваться под меняющиеся условия.

С одной стороны последствия пандемии оказывают негативное влияние на функционирование инновационных систем, поставив под угрозу ключевые производственные и инновационные возможности, особенно в сильно пострадавших секторах. Поскольку инвестирование частного сектора в научные исследования и инновационную деятельность носят проциклический характер, они подвержены сокращению во время спада в экономике. В то же время некоторые организации, ведущие свою деятельность в области НИОКР, расширяют свою деятельность во время кризиса. Таким образом, могут увеличиться существующие разрывы в научно-исследовательской и инновационной деятельности между «ведущими» и «отстающими» секторами, крупными и мелкими фирмами и географическими районами. Такая неравномерность распределения может привести к увеличению разрыва в производительности, усилению уязвимости отстающих и снижению экономической устойчивости и должна стать целью политики поддержки инноваций [7].

По словам президента ВЭО России и Международного Союза экономистов С. Бодрунова, глобальная «пандемия повергла мировую экономику в беспрецедентный в современной истории кризис, который поставил под удар благосостояние всех. По итогам 2020 года практически во всех странах прогнозируется рост безработицы. Нельзя не учитывать фактор неопределенности – неизвестно, когда закончится пандемия». Тем не менее эксперт отмечает, что кризис можно рассматривать, в том числе как возможность для обновления национальных экономик и улучшения их структуры» [9].

Рост цифровой экономики способствует появлению множества новых экономических возможностей на основе использования цифровых данных в целях развития, а также для решения социальных проблем. Цифровая трансформация содействует улучшению социально-экономических показателей, росту инновационной активности, повышению производительности труда, на уровне хозяйствующих субъектов – повышению качества выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее производство и реализацию, открывая при этом новые возможности для увеличения добавленной стоимости и более широких структурных изменений [3].

В связи с вышеизложенным, особую актуальность приобретает разработка модели инновационного развития на основе современного инструментария цифровой экономики.

Более 15 стран мира реализуют национальные программы цифровизации. Германия запустила ряд мер с целью продвижения оцифровки и продвигает инициативы в области ИТ-безопасности, суперкомпьютеров, искусственного интеллекта и блокчейна. Франция начала всесторонние усилия по содействию оцифровке государственных услуг и предприятий, а также по созданию динамичной экосистемы для технологических стартапов. В декабре 2019 года Италия разработала 5-летний план «Италия 2025», который ставит цифровизацию и инновации в центр «процесса структурной и радикальной трансформации страны».

В России реализуется национальный проект «Цифровая экономика», в рамках которого для осуществления эффективного и устойчивого экономического развития страны в рамках каждого отдельного территориального образования важно учитывать фактор информатизации инновационных процессов, совершенствовать организационно-управленческих инструментарий, наращивать имеющийся ресурсный потенциал путем перехода на приоритетные направления.

Процесс цифровой трансформации имеет широкий спектр потенциальных экономических и социальных последствий, включая новые формы экономических отношений и инструментов управления. Цифровизация облегчает хранение, доступ и изменение информации и знаний. Цифровые технологии создают медиа- и коммуникационную систему, которая все больше связывает все стороны социальной и экономической жизни [10].

В исследованиях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было установлено положительное влияние экономической интеграции на стимулирование развития инновационной сферы. Ввиду надвигающихся кризисных явлений в мировом экономическом пространстве, возрастает роль таких факторов, как развитие цифровой инфраструктуры, рыночные механизмы сотрудничества бизнеса и государства в цифровой сфере, а также высокая степень институционализации «цифровой кооперации» [12].

Особо следует отметить существенный разрыв между странами по их уровню инновационного развития.

Согласно данным, приведенным в докладе «О цифровой экономике» за 2019г., «ведущую роль неизменно играют две страны, одна из которых является развитой, в другая – развивающейся, а именно Соединенные Штаты и Китай. Например, на них приходится 75% всех патентов, связанных с технологиями блокчейн, 50% мировых расходов на Интернет вещей и более 75% мирового рынка открытых технологий облачных вычислений. И наиболее показательно, что на их долю приходится 90% рыночной капитализации 70 крупнейших цифровых платформ мира. Доля Европы составляет 4%, а Африки и Латинской Америки в совокупности – всего 1%» [3].

Цифровизация стала основой современной экономки, выступая важнейшим фактором развития инновационной экосистемы, обеспечивая фундаментальные изменения во всех направлениях развития общества. Современные бизнес-формулы меняются. Инновационные решения современного бизнеса базируются на предпосылках цифровой экономики и новых концепциях управления и функционирования в меняющихся условиях глобализации. Традиционные решения для создания бизнеса заменяются новыми и инновационными формулами, которые нарушают существующий порядок и функционирование глобального бизнеса. Цифровая трансформация означает, что многие компании, работающие традиционно, будут вынуждены приспосабливаться к новым условиям либо прекратят свою деятельность [15].

Отметим, что внедрение инноваций является не только катализатором развития предприятий различных отраслей (особенно таких как банковское дело, розничная торговля, транспорт, энергетика), но и играет важную роль для решения проблем общественной сферы, изменении ценностных ориентаций, влияя на рынки труда, сферы образования и здравоохранения. Происходят изменения касаемо требований квалификации работников, уходит «привязка» сотрудников к географическому положению, знания и навыки становятся более «динамичными», подстраивающимися под организационные и технологические изменения в экосистеме инноваций [8].

На развитие цифровой экономики оказывают влияние комплекс внутренних (система управления) и внешних (инфраструктура, общее состояние экономики) факторов.

Регулирование цифровой экономики нуждается в совершенствовании. Наибольшую сложность в вопросе регулирования инновационных процессов представляет тот факт, что технологии развиваются быстрее, чем производственные отношения.

По оценкам экспертов PriceWaterhouceCoopers развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта способны обеспечить рост глобального ВВП к 2030 году на 14 % (в абсолютном выражении – на 15,7 трлн. долл.) [4].  Отметим, что прирост будет обусловлен двумя факторами: рост производительности труда и рост потребительского спроса ввиду повышения качества товаров и услуг [12].

Для того, чтобы совершить «цифровой прорыв» необходимо делать акцент на ускоренном развитии конкретных технологий. При этом государству отводится роль инвестора, который определяет приоритетные направления финансирования, оценивая отдачу от инвестиций в долгосрочной перспективе, конкурентных позиций, тенденций, а также осуществляет вложения в фундаментальные условия успеха на пути к цифровизации, такие как сфера образование и улучшение качества человеческого потенциала.

В условиях цифровой трансформации данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан» [5].

На рисунке 5 представлены возможные последствия цифровой трансформации для сферы образования, для рынка труда, для населения, реального сектора экономики и органов государственной власти, а также для экономики в целом.

 

Рисунок 5 – Возможные последствия цифровой трансформации [3]

 

Инновации как продукт системного взаимодействия науки, бизнеса, государства и сетевого взаимодействия могут существовать в долгосрочной перспективе только внутри инновационной экосистемы.

Инновационная экосистема в условиях цифровой трансформации экономических отношений представляет собой совокупность участников сетевой среды, в рамках которой посредством цифровых технологий осуществляется целенаправленный процесс коммерциализации результатов инновационной деятельности. Сущность экосистем в экономике представляет собой взаимовыгодное сотрудничество экономических субъектов на основе комплементарности ресурсов и / или компетенций. На рисунке 6 представлены основные этапы формирования инновационной экосистемы.

 

Рисунок 6 – Формирование инновационной экосистемы [15]

 

Важнейшей характеристикой функционирования инновационной экосистемы являются информационные и финансовые ресурсы, которые являются основой для формирования и развития знаний и идей при одновременном сокращении временных и транзакционных издержек. На начальном этапе формирования инновационной экосистемы новые малые инновационные предприятия осуществляют научно-исследовательскую деятельность в условиях создания и развития предпринимательского инновационного климата. Таким образом, возникает сеть взаимодействий между разными экономическими субъектами (органами власти, научным сообществом, реальным сектором экономики, образовательным сектором) для реализации различных инновационных проектов.

Далее происходит объединение малых инновационных предприятий, наукоемких компаний, представителей крупного высокотехнологичного бизнеса в кластеры. При участии государства создается необходимая для развития инновационной деятельности инфраструктура. Регион, в котором сформирована экосистема инноваций, начинает позиционироваться как инновационный центр.

Затем высокотехнологические компании превращаются в глобальных производителей, их оборот значительно растет. Государственно-частное партнерство позволяет реализовать механизмы разделения рисков венчурных инвесторов, за счет чего растет число технологических стартапов и формируется рынок венчурного инвестирования.

Отметим, что принципиально значимой особенностью формирования инновационной экосистемы является стремление к созданию эффективных межфирменных взаимодействий посредством использования трендов информатизации, инноватизации и цифровизации. Таким образом, в условиях современной экономики именно цифровые технологии становятся факторами, генерирующими (либо лимитирующими развитие) новых ниш в инновационных экосистемах [13].

Развитие цифровых технологий, повышение уровня квалификации и переподготовка рабочей силы в связи с цифровым переходом требует большого объема инвестиционных вложений, которые не в состоянии взять на себя частный сектор, что порождает необходимость государственного финансирования для привлечения капитала, необходимого для цифровой трансформации [4].

Без государственного вмешательства, как экономические, так и трудовые последствия, вероятно, окажут неравномерное воздействие на страны и регионы, благоприятствуя экономике, которая уже является наиболее развитой, и, следовательно, рискуя усугубить существующее неравенство. С другой стороны, меры, которые эффективно содействуют разработке, внедрению и распространению новых технологий, могут помочь использовать потенциал цифровых технологий на благо всех граждан на инклюзивной и устойчивой основе. Однако это требует активного решения проблем, возникающих в переходный период, включая последствия распределения внутри регионов и между ними.

Чрезвычайно важно, чтобы поддержка в рамках налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, по мере возможности, не прекращалась преждевременно [2].

По мнению авторов доклада Индекс цифровой экономики и общества – ключевые выводы события 2020 года показали, насколько важны цифровые активы, как сети и связи, данные, искусственный интеллект и суперкомпьютеры, а также базовые и передовые цифровые навыки поддерживают экономику и общество.

На основании вышеизложенного предлагаем следующие меры для формирования инновационной экосистемы в условиях цифровой трансформации:

  1. Разработка и усовершенствование системы предоставления онлайновых образовательных ресурсов и цифровых государственных услуг.
  2. Поддержка оцифровки предприятий (в том числе сегмента МСП).
  3. Обеспечение информационной безопасности.
  4. Дополнительное финансирование научно-исследовательской деятельности с использованием передовых цифровых технологий и инфраструктуры [6], акцент на развитии ИТ-сектора, стимулировании создания инновационных технологий, мотивация предпринимательской деятельности в сфере инноваций. Органам государственной власти необходимо обеспечить надлежащий баланс между прямыми и косвенными мерами поддержки.
  5. Формирование блока показателей и данных, характеризующих цифровую трансформацию, в официальной экономической статистике, позволяющих измерить благосостояние, человеческий капитал, электронные услуги в цифровую эпоху.
  6. Активизация трансдисциплинарных исследований для обеспечения возможности решения сложных проблем [7].
  7. Привлечение к участию в инновационном процессе, в том числе на ранних стадиях, всех слоев общества – государства, частного сектора, гражданского общества и ИТ-сообщества.

Использование междисциплинарных консультативных механизмов для обеспечения учета различных видов экспертных знаний при разработке инновационной политики.

References

1. Allahverdieva L.A. Sektor informacionnyh uslug: opredelenie stepeni gosudarstvennogo regulirovaniya, obespechivayuschego ego razvitie / L.A. Allahverdieva // Economic Annals-XXI. - 2020. - №1-2. - s. 57-67.

2. Gopinath G. Dolgiy, nerovnyy i neuverennyy pod'em, 2020. URL: https://blogs.imf.org/2020/10/13/a-long-uneven-and-uncertain-ascent/.

3. Doklad o cifrovoy ekonomike // Organizaciya ob'edinennyh naciy, 2019. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_overview_ru.pdf.

4. Iskusstvennyy intellekt uvelichit global'nyy VVP na 15,7 trilliona dollarov SShA // PricewaterhouseCoopers, 2017. URL: https://www.pwc.ru/ru/press-releases/2017/artificial-intelligenceenlargement.html.

5. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/.

6. Otchet Indeks cifrovoy ekonomiki i obschestva, 2020. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-economy-and-society-index-desi-2020.

7. Perspektivy razvitiya tehnologiy i innovaciy na 2021 god: Vremena krizisa i vozmozhnostey, 2021. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/75f79015-en/index.html?itemId=/content/publication/75f79015-en.

8. Popov E.V., Simonova V.L., Tihonova, A.D. Faktornaya model' razvitiya innovacionnyh ekosistem / E.V. Popov, V.L. Simonova, A.D. Tihonova // Innovacii. - 2019. - №10. - s. 88-100.

9. Prezentaciya Doklada o torgovle i razvitii 2020 goda YuNKTAD // Vol'noe ekonomicheskoe obschestvo Rossii, 2020. URL: http://www.veorus.ru/sobytiya/hronika-meropriyatiy/prezentatsiya-doklada-o-torgovle-i-razvitii-2020-goda-yunktad/.

10. Prodanova N. Model' cifrovoy ekonomiki / N. Prodanova, S. Ahmetkalieva, N Dabyltaeva, Zh. Kozhamkulova // Central'no-Aziatskiy zhurnal social'nyh i gumanitarnyh nauk. - 2020. - №2. - s. 52-58.

11. Sayt Vsemirnogo banka. URL: https://data.worldbank.org/indicator.

12. Smirnov E.N. Cifrovaya transformaciya mirovoy ekonomiki: torgovlya, proizvodstvo, rynki. - M.: Mir nauki, 2019. - 95 s.

13. Tihonova A.D. Razvitie innovacionnyh ekosistem v usloviyah cifrovizacii / A.D. Tihonova // Razvitie territorial'nyh social'no-ekonomicheskih sistem: voprosy teorii i praktiki Ekaterinburg, 11-12 marta 2020 goda, - s. 88-91.

14. Esaheh R. Cifrovaya ekonomika / R. Esaheh // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. - 2019. - №9. - s. 446-449.

15. Yablonskiy A., Yablonskiy M. Cifrovye biznes-modeli. Glava 1. Teoriya cifrovoy ekonomiki. - London: Rutledzha, 2020. - 214 s.


Login or Create
* Forgot password?