Sochi, Krasnodar, Russian Federation
In modern conditions, the problem of values does not cease to be relevant. There was a revision of European values and the process of reassessing values in many countries began. This question excited at the end of the XIX century F. Nietzsche, and therefore his ideas and forecasts are of interest today. The aim of the article is to analyze the work of Friedrich Nietzsche “The Will to Power”, taking into account contemporary realities. The reading of the work led to the conclusion that F. Nietzsche tried to write the Gospel of the Future, in which the will to power of a person is the highest value. The value of a person depends on the strength of his will to power and freedom from moral norms. Will power to determine policy and is reflected in the law. Since F. Nietzsche was an anti-Christian and anti-Kantian thinker, he considered Christian morality to be unnatural. In the place of Christian morality, he proposed the morality of the strong, ruling, was against any morality that denies the natural life. The work of F. Nietzsche is contemporary in that he anticipated the development trends of European values, which are contrary to Christian morality. The ideas of superman in modern political relations are manifested in the crisis of the institution of responsibility among the subjects of political and state power.
Friedrich Nietzsche, the will to power, morality, Christian morality, socialism, anarchism, revaluation of values, superman
Самое теоретико-философское произведение Фридриха Вильгельма Ницше (1846−1900) «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» [1]. Его рассуждения сводятся к истинным ценностям общества. Чтобы в них разобраться, надо прожить в конкретном обществе и изучить его историю. История, которая пережита личностью, выстраданная ею, есть истинная история. Мораль есть система оценок, связанных с жизненными условиями. Критикуя современные ценности, надо стоять выше их. Вообще все, что мы критикуем, должно быть ниже нас. Критика предполагает ответственность. Надо быть выше обыденной нравственности. Ф. Ницше считал, что в ближайшие два столетия будет развиваться нигилизм. Воля к власти тождественна у него воли к жизни. Поэтому свою «Волю к власти» он оценивал сверхвысоко и понимал как «Евангелие будущего» [Ницше 2005, 25]. Нигилизм в его понимании – это когда «высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем»?"» [1, с. 31].
Для людей важны их привычки. Ф. Ницше плохо относился к системам и к философам, которые замыкали свои мысли в систему.
«Нигилизму предшествует пессимизм», который есть психологическое состояние. Труднее всего подавить в себе чувство идеализма.
«30. Близится время, когда нам придется расплачиваться за то, что целых два тысячелетия мы были христианами: мы потеряли устойчивость, которая давала нам возможность жить, - мы до сих пор не в силах сообразить, куда нам направляться. Многое подвергнется самым противоположным оценкам…». Ф. Ницше считал неистребимыми многие пороки общества, что нельзя покончить с преступностью раз и навсегда. Это атрибуты любого общества. Поэтому все идеологи политических течений, которые это обещают либо глупцы, либо врут. В 40 пункте Ф. Ницше отметил, что «позор для всех социалистических систематиков, что они думают, будто возможны условия и общественные группировки, при которых не будут больше расти пороки, болезни, преступления, проституция, нужда…Но ведь это значит осудить жизнь…». Декаденсом Ф. Ницше считал социалистические и коммунистические идеи, христианство. В 54 стихе он пишет, что людей «…учили добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже отрицанию жизни. Все это ценности истощенных». Он пишет, что «…я открыл, что "добрый человек" есть форма самоутверждения декаданса». Самым большим пороком он считал сострадание. Слабый должен погибнуть.
В 55 стихе отмечено важное положение о том, что мораль «…учила глубже всего ненавидеть и презирать то, что составляет характерную особенность власти: их волю к власти». Отрицание воли к власти приводит к отчаянию. «Жизнь не имеет иных ценностей, кроме степени власти – если мы предположим, что сама жизнь есть воля к власти». Мораль «учила подчинению, смирению и т.д.». Это идея по Ф. Ницше для неудачников.
В стихе 56 Ф. Ницше назвал периоды европейского нигилизма:
- Неясности – сохраняется старое и не упускается новое.
- Ясности – старое враждебно новому.
- Трех великих аффектов – презрения, сострадания и разрушения.
- Период катастрофы – распространения учения, которое просеивает людей и побуждает слабых и сильных к решимости.
Ф. Ницше выделил XVIII и XIX в., но не указал к какому периоду их отнести.
В истории европейского нигилизма XVIII в. – это господство идей Ж.-Ж. Руссо. В XIX в. гуманность достигла огромных размеров.
В стихе 75 впервые в работе речь идет непосредственно о государстве. «В настоящее время, когда государство отрастило себе бессмысленно "толстый живот", появились во всех полях деятельности и во всех специальностях, кроме деятелей еще и "представители" …. Наша современная жизнь стала страшно дорога ввиду массы посредников: между тем в античном городе, а как отголосок древности – и во многих городах Испании и Италии, каждый выступал за себя и не дал бы даже ломанного гроша за такого современного представителя и посредника».
Критическое отношение к современным ценностям и идеалам выражено у Ф. Ницше словами: «Я исполнен подозрения злобы к тому, что называют "идеалом"; здесь заключен мой пессимизм, поскольку я постиг, насколько "высшие чувства" суть источники бедствия, т.е. умаления и обесценения человека» [1, с. 32-68]. Ожидать от идеалов прогресса не приходится, такие слова, как христианство, революции, отмена рабства, равенство прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина и другие имеют цену лишь в борьбе как знамена. Понять и прощать есть удел слабых. Малодушие свойственно XVIII в. Слабые хотят, чтобы сильные, обладающие властью, были справедливы, предоставили слабым больше свободы, не хотят могущества сильных, а поэтому требуют равноправия. Критикуя христианство, Ф. Ницше отмечал, что в современной ему Европе оно сохранилось в более своей совершенной форме − протестантизме, но и он к концу XIX в. начинает ослабевать.
Ф. Ницше − немецкий мыслитель и его философия посвящена изучению проблем, прежде всего, немецкого общества, его культуре. Он отмечает в стихе 92, что культура немецкого народа ослабевает. Культура немцев находится под влиянием мыслителей и культуры других стран. Так, И. Кант зависел от Руссо, Вагнер от французской оперы и т.д. Он называет это законом «идущих в хвосте»: провинции Франции следуют за Парижем, а Германия за Францией.
Ф. Ницше критически относился к И. Канту. В стихе 101 он отмечал, что И. Кант «неважный психолог и знаток человека; грубо заблуждающийся относительно ценности великих исторических моментов (Французской революции); фанатик морали a la Руссо; с подпочвенным христианством оценок; догматик с головы до пят…». Далее в стихе 127 отмечено, что «Кант со временем еще станет пугалом для птиц».
Ф. Ницше восхищался сильными личностями: Наполеоном, Гете, Бисмарком. По его словам личность Наполеона пробуждает мужские чувства, волю воина и великое желание борьбы за власть. Наполеон замыслил Европу как политическое целое. Из всех властителей он предпочтение отдавал Наполеону и Бисмарку.
Гете, возмечтавший о единой европейской культуре, полностью наследующей всю уже достигнутую «гуманность»». Немецкая культура XIX в. у Ф. Ницше вызывает недоверие. В ней нет гетевского элемента.
Немцы хотят большего. Чувство ценности отстает.
В 120 стихе речь о политике и праве. Ф. Ницше отмечает, что «естественнее стало наше отношение in politis: мы усматриваем проблемы мощи, некоторой quantum силы, относительно другого quantumа. Мы не верим в право, которое бы не покоилось на силе отстоять себя, мы ощущаем все права как завоевания». Страсть есть преимущество. Великое всегда есть великое преступление, а всякое величие означает «…постановку себя вне круга морали». Всякое великое в жизни достигается нарушением законов и норм морали. Моральный человек, законопослушный человек не может достичь успеха.
В стихе 124 формируется цель Ф. Ницше: создать новое Евангелие. Оно должно «возвратить людям мужество их естественных инстинктов». Социализм представляется ему неестественным «Социализм, - как до конца продуманная тирания ничтожнейших и глупейших, т.е. поверхностных, завистливых, на три четверти актеров…». Тем не менее собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего-либо большего, чем приступа болезни; а эти собственники как один человек держатся той веры, «что надо иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь». Как сторонник частной собственности Ф. Ницше утверждал важное положение: «иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, - в этом сама жизнь». Социализм есть противоположность жизни, так как «…в социалистическом обществе жизнь сама себя отрицает, сама подрезает свои корни». По его словам, «духовное просвещение – вернейшее средство сделать людей неустойчивыми, слабыми волей, ищущими сообщества и поддержки, - короче, средство развить в человеке стадное животное; вот почему до сих пор великие правители-художники и собственно правление …предоставляли ему свободу действий» [1, с. 70-93].
Вторая книга названа «Критика прежних высших ценностей». В ней подвергнуты критике религия, мораль и философия.
В критике религии особой критике подвергнуто христианство. Христианин по Ф. Ницше «…это самый наивный и отсталый подвид человечества…» [1, с. 99]. Сама религия враждебна человечеству. В стихе 135 отмечается: «Религия унизила само понятие «человек»; самый последовательный ее вывод тот, что все доброе, великое, истинное – над – человечно и лишь даруется высшей милостью». И как вывод в стихе 139: «Священник добивается, чтобы в нем видели высший тип человека…». У него Бог не может быть злым.
Если у человека есть угрызение совести, то он еще не созрел. В стихе 234 Ф. Ницше отмечает, «угрызение совести: признак того, что характер человека еще не дорос до совершенного им поступка». Священники проповедуют ложную мораль, являются шарлатанами, которые развращают волю.
В критике морали в стихе 254 есть определение жизни. Ф. Ницше пишет: «…жизнь - это воля к власти». В стихе 256 он дает определение морали как системы «…оценок, имеющую корни в жизненных условиях известного существа». По мысли Ф. Ницше «…преступление» может быть в одном случае верховным правом, в другом – «позорным клеймом».
В стихе 296 под названием «Великие преступления в психологии» Ф. Ницше указал шесть видов этих преступлений.
- Все неприятное и несчастное связывают с несправедливостью (виною).
- Все сильные чувства удовольствия есть соблазн и грех (задор, сладострастие, триумф, гордость. Смелость. Познание, уверенность в себе. Счастье).
- Слабость и трусость, неуверенность в себе есть правильные.
- Самоотречение есть великое.
- Любовь подменяется преданностью и альтруизмом. «Только самые цельные личности могут любить; обезличенные, "объективные" - суть самые плохие любовники (пусть спросят самок!)».
«Вся эта психология есть психология воспрепятствования, своего рода замуровывание из страха …».
Мораль Ф. Ницше осуждается. В стихе 306 он отмечает: «Победа морального идеала достигается при помощи тех же "безнравственных" средств, как всякая победа: насилием, ложью, клеветой, несправедливостью». Мораль в понимании Ф. Ницше есть форма безнравственности. Он видит в морали форму безнравственности. Безнравственность более сильное понятие, чем нравственность. Кто нам вредит, тот извлекает пользу для себя. Согласно идее Ф. Ницше «…общеобязательная мораль устанавливается силой, ибо с помощью ее достигается известная выгода: а для того, чтобы обеспечить ей победу, объявляется война безнравственности и пускается в ход насилие – по какому праву? Без всякого права, а просто под давлением института самосохранения». Вся мировая торговля, мировой обман есть результат завоевания силой. Цель морали – сформировать «добродетельного» человека. По мнению Ф. Ницше это «…низший вид человека, что он не представляет собой "личность"…». Этот человек теряет свою индивидуальность, единичность и становится похожим на известные персонажи, с кем-то себя сравнивает. Поэтому добродетель по Ф. Ницше есть самый дорогой порок. В этом случае над человеком властвует извне авторитет и закон, которые он не порождал, не хотел изначально. Поэтому не должно быть идеалов. Надо вообще уничтожить само слово «идеал». В силу этого, моральные нормы оторваны от действительности и возвышаются над нею. Они не реальны. На самом деле движущей силой, божеством развития общества является неудовлетворенность существующей реальностью, желание чего-то лучшего. Зарождением истинной этики «…является недовольство». Недовольный силен, имеет волю, а слабый является дурным, дегенератом, имеет слабую волю, двойственен, не умеет владеть собой. Получается так: «…все, что унижает и губит человека, возводиться в идеал». В чем негуманность христианства? По Ф. Ницше оно заключается в самой ее идеологии. «Лучшие их христиан желали, чтобы человечество возможно скорее пришло к концу…» [1, с. 101-201].. В сравнении язычества и христианства языческий идеал предпочтительнее для Ф. Ницше, так как он за усиление жизни. Ницше противник морали христианской и морали вообще. Его вывод состоит в следующем: «…на всех силах и влечениях. При помощи которых существует жизнь и рост, лежит проклятие морали: мораль как инстинкт отрицания жизни. Необходимо уничтожить мораль, чтобы освободить жизнь». Мораль использовали слабые, чтобы ослабить сильных. В стихе 347 Ф. Ницше отметил, что ответственность за испорченность людей лежит на тиранах и на господствующих сословиях.
Люди привержены к созданию идеалов. По Ф. Ницше идеал «…нужен для того, чтобы отличаться от других…». Моральный идеал неприемлем, так как мораль, особенно христианская, враждебна жизни, убивает ее. В стихе 358 отмечается, что «идеальный раб (добрый человек)». В стихе 375 новое определение справедливости. По Ф. Ницше «…справедливость – как воля к власти, воля к истине – как средство воли к власти». Ценность человека возрастает по мере отречения от себя. Поэтому в стихе 280 Ф. Ницше пишет, что «…величие характеризуется решительностью, скептицизмом, «безнравственностью», умением расстаться с известной верой (Цезарь, Фридрих Великий, Наполеон; но также и Гомер, Аристотель, Леонардо Давинчи, Гете). Утаивают постоянно самое главное – «свободу воли». По Ф. Ницше мораль И. Канта и религиозная мораль убивают страсть. Страсти могут быть источником больших бедствий. Только тот, кто освободится от страсти, тот только «…может быть добрым человеком». А это значит, что надо отказаться от страсти власти, любви. Мести. Обладания. В стихе 390 Ф. Ницше сделал вывод: «Мое заключение таково, что действительный человек представляет гораздо более высокую ценность, чем «желательный» человек какого-либо из прежних идеалов;…».
В критике философии Ф. Ницше исследует проблему познания. Однако и здесь всплывает проблема морали. В стихе 412 он отмечает, что «со времен Платона философы находятся под властью морали». Право на стороне победителей. Ф. Ницше пишет о своей цели: «Я должен создать идеал философа, наиболее трудный для достижения. Учением здесь не возьмешь! Ученый – стадное животное в царстве познания. Он занимается исследованиями, потому что ему так велено и потому что он видел, что до него так поступали». И здесь красной нитью прослеживается идея критики морали. «Не нужно продавать слишком важное значение своей нравственности и не отказываться от скромного права на ее противоположность». И самый главный вывод, на мой взгляд, заключается в следующем положении стиха 428: «…На всем протяжении истории морали мы не встретим истины. Все элементарные понятия, которыми тут оперируют – фикции…». Софистов он считал греками, а Сократа и Платона евреями, которые извратили ценности. В стихе 432 читаем: «Настоящая греческая философия – это досократики (с Сократа кое-что меняется)». И опять вывод против морали, ее антинаучности. В стихе 445 Ф. Ницше пишет, что «мораль в своей основе, враждебна науке…». В конце даются определения философии по Аристотелю и Канту.
В книге третьей «Принципы новой оценки» начало посвящено роли методов в познании. «Познание работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно растет соответственно росту власти» [1, с. 205-280]. Истина есть заблуждение. Ф. Ницше против всяких антиприродных образов жизни. Которые проповедуют моралисты. По Ф. Ницше «счастье может быть основано лишь на сущем…» [1, с. 331]. В стихе 610 сказано о роли науки. «Наука – есть превращение природы в понятия в целях господства над природой – она относится к рубрике «средства»» [1, с. 341].
Читая «Волю к власти» Ф. Ницше 24 года назад я отметил следующую идею и цитату. В природе кто активен, тот рвется к власти. «Воля к власти, специализирующаяся как воля к пище, к собственности, к труду, к слугам (повинующимся) и господам – тело как образчик. Более сильная воля управляет более слабой. Нет никакой иной причинности, как от воли к воле. Механически это необъяснимо» [1, с. 359]. По прошествии 24 лет, я вновь отмечаю, что в этом суть учения Ф. Ницше о власти. Единственное, что можно добавить, так это положение Ф. Ницше о том, что мораль и власть несовместимы.
В стихе 684 Ф. Ницше отметил, что человек, его тело стремятся к самоусовершенствованию. Анти-Дарвин. Наследственность капризна. «…Значение отбора наиболее красивых было в такой мере преувеличено….Фактически красивейшее существо спаривается часто с весьма обездоленными созданиями, высшее с низшим». Вывод Ф. Ницше: «…человек как вид не прогрессирует». Ч. Дарвин был не прав. По Ф. Ницше «весь животный и растительный мир не развивается от низшего к высшему». Ф. Ницше сторонник естественной жизни, а не искусственной. Культура противостоит натуре, природе. Поэтому утверждение философа о том, что «…одомашнивание ("культура") человека не проникает глубоко…»Дикий человек» (или, выражаясь моральным языком: злой человек)…это возврат к природе. И, в известном смысле, восстановление человека, его излечение от "культуры"…». Учение Ч. Дарвина ложно. Он видел отбор сильных, удачливых, прогресс, а Ф. Ницше писал о вымирании «…счастливых комбинаций, бесполезность типов высшего порядка, неизбежность господства средних, даже ниже средних типов».
В «Теории воли к власти и ценностей» Ф. Ницше пишет о болезни и удовольствии как противоположностях, что власть есть жизнь и ценность. В стихе 706 жизнь определена как «…средство к чему-то – она есть выражение формы роста власти». У мирового движения нет никакой цели. У отдельного человека цель «…не увеличение сознания, а повышение власти, в этом повышении уже включена полезность сознания;…само сознание есть только средство». В масштабах мировых это не происходит, так как «…мир совсем не организм, а хаос». В стихе 713 определена ценность. По Ф. Ницше, «ценность – это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии усвоить – человек, а не человечество! Человечество, несомненно, скорее средство, чем цель» [1, с. 375-393].
В книге III «Воля к власти как общество и индивид» первый параграф «Общество и государство» имеет непосредственное отношение к цели нашего исследования. Здесь интересен стих 716, который содержит принцип. «Принцип: лишь отдельные из людей чувствуют себя ответственными…. Общество никогда не понимало «добродетель» иначе, как средство силы, власти, порядка» [1, с. 394]. И здесь Ф. Ницше критикует мораль, называя ее дурманом. Живое связано с понятием роста, мощи. Мораль проповедует право индивида на самозащиту, но «…с тем же основанием можно говорить и о его праве на нападение».. Он отмечает, что «…право приобретается договорами, - но само-оборона и само-защита вовсе не договорами основываются». Люди вступают в брак, имея интерес. «Первым диктовал свою волю интерес продолжения рода, а затем, над ним – интерес сословия». При этом «в очень многих случаях обществу следует предотвратить зачатие – несмотря на происхождение, ранг и умственные заслуги оно должно иметь наготове самые суровые меры принуждения, лишения свободы, не останавливаясь при иных обстоятельствах даже перед кастрацией». Рассуждая о преступниках, Ф. Ницше отмечает, что в цивилизованном мире преступников убивают, проклинают, презирают. Однако, по его мнению, «…все великие люди были преступниками (именно об этом глаголет нам опыт авгуров и всех тех, кто спускался в самые глубинные недра великих душ)». Эти люди отходили от обычаев, проявляли больше свободы, отступали от долга. Всякие запреты со стороны власти порождают «нечистую совесть». Преступник – это «…человек, который рискует жизнью, честью, свободой, - то есть человек мужественный». И далее почти преклонение перед преступниками. Ф. Ницше отмечает, что «…прав Достоевский, когда говорит об обитателях сибирских каторжных тюрем, что они составляют наиболее сильную и ценную часть русского народа».
И здесь заходит речь о философии права. В стихе 744 читаем: «Ах да, мы позабыли о философии права! Эту дивную науку, которая, как и все моральные науки, еще даже и в пеленках не лежит!». Она еще не познала суть наказания, сравнения народов и их истории.
Что предлагает Ф. Ницше? Уважение к человеку. Именно это «…сильнее всего отделяет нас от христианской системы ценностей». Смешно выглядят те, кто проповедует мораль. Те, «…кто проповедует мораль, в наших глазах унижает себя и достоин насмешек». Вспоминаю, как один мой учитель перестал читать курс «Судебная этика» в конце 1990-х годов. На вопрос, почему, он ответил, что это выглядит смешно. Идеи социализма и анархизма Ф. Ницше считал наивными грезами «об истине, добре и красоте». Парламентаризм и пресса есть средства, при помощи которых люди как стадное животное «…делают себя господином и чуть ли не Господом». Там, где ищут ответственных, то начинает действовать инстинкт мести. «Моральных поступков не бывает вообще: таковые есть совершенная мнимость». Нет и аморальных поступков. Воля к власти – это искусство. В истории нет справедливости, а в природе доброты, но есть иерархия рангов. В стихе 855 отмечается: «Установление ранга, понимание ранга зависит только от количества власти, и больше ни от кого». Иерархия рангов у Ф. Ницше тождественно понятию иерархия власти. В стихе 872 читаем: «Большинство людей не имеют права на существование, они только несчастье для людей высших». Здесь можно читателю поразмышлять. Ф. Ницше был за уничтожение калек или нет? Это фашизм или нет? Мораль не имеет отношения к ценности человека. Ценность человека «…заключается в его полезности…». Приносит пользу человек, значит ценен. В стихе 923 Ф. Ницше называет английской чепухой евангельское положение «не делай людям того, чего не желаешь себе». Это положение он считал глупостью. Государственное мышление и мышление политиков еще более надморально, так как надо многое сложное просчитывать наперед [1, с. 398-503].
Поскольку Ф. Ницше считал свою работу Новым Евангелием, то заявлял, что его книга «хозяев Земли»: род человечества, которого еще нет. Эти люди не признают религии. «Великий человек по необходимости скептик;...». Свобода от религий, убеждений – это показатель сильной воли, а потребность в вере – признак слабости. Свобода духа есть необходимая предпосылка величия. «Великий человек чувствует свою власть над народом….» [1, с. 517]. Необходимо добыть эту неимоверную энергию величия … путем уничтожения миллиона неудачников…» [1, с. 518]. Великий человек является философом и законодателем новых ценностей. Иерархию рангов возглавляет тот, кто устанавливает ценности. Он есть высший человек или сверхчеловек. Создать сверхчеловека – «…вот истинная цель!» [1, с. 529]. В стихе 1006 важное положение: были высшими ценностями моральные, а теперь их надо сбросить. «Этот мир есть воля к могуществу и ничего кроме этого!» [1, с. 558].
Прочтя текст Ф. Ницше, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, Ф. Ницше в работе «Воля к власти» поставил перед собой сверхвысокую цель – написать Евангелие будущего. Это Евангелие должно было увлечь людей чем-то новым, отучить их от старых привычек и идеалов. Ф. Ницше рассматривал мораль как идеологию, которая формирует культурную политику и на которую оказывает сильное влияние философия.
Во-вторых, у Ф. Ницше, чем сильнее воля к власти у человека, тем более жизненно способнее человек, а чем больше у него власти, тем он ценнее. Воля к власти есть у него главный критерий оценки человека. Воля к власти тем сильнее, чем менее связан человек моралью. Формированию воли к власти способствует мировоззрение человека. Декаденсом Ф. Ницше считал христианство, кантианство, социалистические и коммунистические идеи, которые воспитывают смирение и подчинение. Политика сильных людей проявляется в праве. Поэтому право есть продукт власти, которая принадлежит сильным. Сильные, находящиеся у власти в государстве, не должны создавать такое государство, которое не позволяет личности себя реализовать. Право создается победителями и на стороне сильных.
В-третьих, учение Ф. Ницше является антихристианским и антикантианским. Ф. Ницше против христианской морали, которая является противоестественной. Он отрицал христианскую мораль и предлагал мораль сильных, властвующих, был против всякой морали, которая отрицает естественную жизнь. Работа Ф. Ницше содержит и идеи фашистской идеологии, которая противостоит идеологии гуманизма. Идея сверхчеловека может возникнуть и в современных политических отношениях. Это происходит при отсутствии ответственности у субъектов политической власти за результаты своей политической деятельности.
1. Ncshe F. Volya k vlasti. Opyt pereocenki vseh cennostey / Perevod s nemeckogo E. Gercyk i dr. - Moskva: Kul'turnaya revolyuciya. 2005. - 880 s.