THE PROBLEM OF THINKING IN JOHN TOLAND’S PHILOSOPHY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides a brief overview of the philosophy of the thinker from Britain, John Toland, and its significance in the history of Western philosophy. The predecessors of the Toland’s system of thought are revealed and their concrete influence on it is shown. The influence of this system on the subsequent thought is indicated. The specific advantages and disadvantages of it are highlighted. The understanding of thinking in the philosophy of Toland is described, its ambiguity and problematic character is proved, the solution of this question is demonstrated by the British thinker.

Keywords:
thinking, ethereal fire, philosophy of the end of the XVII - beginning of the XVIII century, John Toland, Irish philosopher, mechanistic materialism, deism, pantheism, free-thought, teaching about matter
Text
Publication text (PDF): Read Download

​​​​​​

    • XXI в. проблема мышления является актуальной. Какую природу имеет мышление, как совершается мышление, какие у него функции, имеет ли оно свой субстрат, если да, то какой именно − все эти вопросы и иные, связанные с мышлением, составляют эту проблему. Проблема мышления смежна с проблемами сознания, идеального, личности, субъективности, субъекта. Актуальность этой проблемы имеет, во многом, социальную детерминированность. Современный капитализм (капитализм эпохи постмодерна) исповедует неолиберальную идеологию, которая превозносит права человека и личностные свободы; а это тесно связано с пониманием того, что есть мышление, какова его природа, какие функции ему принадлежат и т.д.

Среди имен, исследовавших эту проблему, но обычно упускаемых из виду и / или специально не выделяемых отдельно (это происходит оттого, что внимание исследователей концентрируется на определенном уже заранее очерченном круге лиц, внесших в решение проблемы нечто новое или же в рамках ее поставивших новые вопросы, и / или что акценты в мировоззрении конкретного мыслителя расставляются строго определенным образом) стоит назвать Джона Уилларда Толанда.

    • Уиллард Толанд (16 февраля 1670, Арда, Ирландия − 11 марта 1722, Уондсуэрт, Лондон, Великобритания) − ирландский (британский) философ, представитель раннего философского Просвещения в Англии [1, Т. IV, c. 75], основатель движения свободомыслящих в 1711 г. [2, c. VIII] и один из первых его сторонников в интеллектуальной традиции Нового времени [3, с. 1041-1042]. В различных справочных изданиях обычно указывают в качестве основоположника движения свободомыслящих его сподвижника − Джона-Энтони Коллинза и год основания его − 1713 (когда вышла работа Коллинза «Рассуждение о свободомыслии»), что является неточным. Помимо прочего, Толанд − представитель теологического рационализма [4, c. 420].
    • свою жизнь (51 год) Толанд написал около 50 сочинений, среди которых можно выделить: «Племя левитов» (1691 г.) – не сохранилось до наших дней; «Христианство без тайн, или Трактат, в котором показывается, что в Евангелии не содержится ничего противоречащего разуму или недоступного ему и что ни один догмат христианства не может быть назван непостижимой тайной в прямом смысле слова» (1696 г.) (век ирландского Просвещения начался именно с этой работы [5, c. 25]); «Свободная Англия» (1701 г.); «Парадоксы государства» (1702 г.); «Письма к Серене» (1704 г.); «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» (1705 г.); «Адеисидемон, или Тит Ливий, оправданный от обвинения в суеверии. Рассуждение, в котором доказывается, что историк Ливий, рассказывая о священнодействиях, знамениях и пророчествах у римлян, нисколько не был ни легковерен, ни суеверен и что само суеверие не менее, если не более, пагубно для государства, чем чистейший атеизм» (1708 г.); «Иудейские древности, или История Страбона о Моисее и иудейской религии» (1708 г.); «Письма против духовенства» (1712 г.); «Соображения по натурализации евреев» (1713 г.); «Назарянин, или иудейское, языческое и магометанское христианство» (1718 г.); «Тетрадимус» (1720 г.), состоящий из четырех произведений: 1) «Ходегус, или столб облачный и столб огненный»; 2) «Клидорофус, или об экзотерической и эзотерической философии»; 3) «Ипатия, или история прекраснейшей, добродетельнейшей, ученейшей и вообще совершеннейшей женщины, разорванной на куски клиром александрийским для удовлетворения гордости, зависти и жестокости архиепископа александрийского Кирилла, незаслуженного именуемого святым»; 4) «Мэнгоноуты: в защиту Назарянина»; и «Пантеистикон, или чин прославления сократического содружества, разделенный на три части, а именно: I. Обычаи и правила членов содружества. II. Святыня и философия. III. Свобода и непогрешимый и нерушимый закон пантеистов, или членов содружества» (1720 г.), среди которых, в свою очередь, главными с точки зрения репрезентации идей Толанда являются «Христианство без тайн» (1696 г.), «Письма к Серене» (1704 г.) и «Пантеистикон» (1720 г.) (в дальнейшем тексте статьи для краткости изложения будут даваться только первые слова в названии трактатов Толанда).

На общий фон философии Толанда большое влияние оказали взгляды Ричарда Овертона и Томаса Гоббса [2, с. IV]. В гносеологии же Толанд − последователь Джона Локка с его теорией познания – сенсуализмом [2, с. VIII]. Однако сам Локк открещивался от такого ученика, как ирландский мыслитель, ибо тот, по его мнению, был крайне радикален в своих взглядах. Также на философию ирландского мыслителя повлиял Барух (Бенедикт) Спиноза. Спиноза своей идеей материи как единой субстанции, воздействовал на понимание понятия материи британского философа. Кроме того, серьезное влияние на мировоззрение Толанда возымела философия Джордано Бруно. Примерно с 1710 г. и до конца жизни (1722 г.) Толанд штудировал его трактаты и даже перевел на английский язык работу итальянского мыслителя «Изгнание торжествующего зверя». Для своей системы мысли он воспринял у него принцип самодвижения в природе [6, с. 39]. Другим источником системы британца была философия стоиков [7]. В противопоставлении и оценке религиозных суеверий и атеизма Толанд шел по стопам Пьера Бейля, о котором отзывался с величайшей похвалой [8]. Не менее велико было влияние на Толанда и естественно-научных идей своего времени, в особенности физики Ньютона [6, с. 11]. Кроме вышеперечисленных мыслителей, на политические взгляды Толанда оказали влияние республиканские идеи Джеймса Гаррингтона и Джона Мильтона, а также религиозный и социальный радикализм времен Английской революции (например, идеи Альджернона Сиднея) [5, с. 25]. Помимо того, ирландский мыслитель с юности был глубоко знаком с античными авторами (помимо уже упомянутых стоиков), об этом свидетельствуют его сочинения, которые пересыпаны цитатами и ссылками на них [9, с. 31].

Вклад Толанда в историю западной философии весом. Так, например, он ввел в нее термин «пантеист» (от греч. pan- всё, theos- бог) сначала в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» (1705 г.), затем уже в «Пантеистиконе» (1720 г.) [10]. По Толанду, пантеизм есть воззрение «тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной» [5], только на «неизмеримой и вечной вселенной пантеисты строят свою философию» [5] (сам же термин «пантеизм» ввёл его интеллектуальный противник − нидерланский теолог Й. Фай в 1709 г. [10]). Британский философ сформулировал крылатый принцип пантеизма: «Все возникает из целого, и целое – из всего» [9, с. 31]. Помимо этого, Толанд углубил существовавшую до него критику христианской религии и её институтов. Он был ярым антиклерикалом (см. «Адеисидемон» (1708 г.)). Ирландский мыслитель стал одним из первых, кто дал рационалистическое истолкование Библии и, как следствие, рационалистическую критику её, благодаря чему способствовал дальнейшему развитию свободомыслия (см., например, «Христианство без тайн» (1696 г.), «Адеисидемон» (1708 г.)). Он дал критику и иных религий, показал историческое происхождение веры в бессмертие души и существование загробной жизни. Он попытался показать причины возникновения религии − их он видел в психологии людей (в индивидуальных особенностях индивида и в незнании людей причин неких явлений − «особенном понимании и толковании индивидов факта смерти» [11, c. 126]), при этом он совсем не замечал социальных факторов.

Основной же вклад в философию ирландским философом − это учение о материи: обоснование движения как атрибута материи и доказательство неразрывности материи, движении, пространства и времени (см. «Письма к Серене» (1704 г.)). В философии Толанда содержались элементы диалектики в учении о материи: об изначальной активности, самодвижении ее и о ее различных существующих формах. Вместе с тем Толанд оставался в рамках механистического материализма: отрицал историческое развитие природы, не связывал движение материи с её качественными изменениями (более подробно о вкладе Толанда в диалектику см. [12, с.176-185]).

  Кроме того, ему принадлежит плодотворная попытка материалистического истолкования природы сознания. Он указал на внутреннюю связь мышления с деятельностью мозга и нервной системы (см. «Письма к Серене» (1704 г.), «Пантеистикон» (1720 г.)), что подтверждается данными современных нейронаук [13]. Опираясь на теорию познания Локка, Толанд творчески разрабатывал проблемы материалистической гносеологии. Он внес весомый вклад в обоснование положения о познаваемости мира, в критику иррационализма и агностицизма [14, c. 169]. Толанд добавил новое в интерпретацию принципов механистического детерминизма. Он выдвинул положение о всеобщей закономерности в природе, порождаемой движением материи [6, c. 28]. Везде, без исключения, действует необходимость, и ничего не может случиться по-другому, кроме того, как установлено законами бытия.

  В своем мировоззрении Толанд проделал путь от деизма материалистического толка (нужно отметить, что сам он деистом себя не называл, а величал себя свободно мыслящим [6, c. 37]) до натуралистического (или материалистического монического) пантеизма за 24 года, прошедших со дня первой публикации «Христианства без тайн» (1696 г.) до «Пантеистикона» (1720 г.). Его натуралистический пантеизм был крайне близок к материализму атеистической направленности, за исключением наличия бога как первопричины в его мысленных построениях и теистической фразеологии, которую использовал философ. Как писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс: «деизм — по крайней мере для материалиста — есть не более, как удобный и легкий способ отделаться от религии» [15, с. 135]. Толанд шел к атеизму, но атеистом не стал, и не только потому, что его материализм сочетался с деизмом и пантеизмом, этому существует ряд причин: переход на позиции атеизма требовал преодоления того негативного отношения к нему, которое выражалось в идентификации атеизма с аморализмом, безнравственностью и которое разделялось Толандом вместе со многими мыслителями своей эпохи. Нельзя, наконец, забывать, что полный отказ от религии был сопряжен в условиях того времени с большой опасностью, а в Англии приравнивался к государственному преступлению [16]. Кроме того, Толанд разделял точку зрения просветителей на «толпу» как главный рассадник суеверия, считал, что массы не подготовлены для восприятия передовых идей. Отсюда его высказывания о необходимости двух видов философии: экзотерической, т.е. внешней, открытой, рассчитанной на широкую аудиторию, и эзотерической, внутренней, тайной, предназначенной лишь для узкого круга. Согласно этой концепции (ее Толанд пропагандирует во многих своих произведениях и даже посвящает ей специальную работу в работе «Тетрадимус» − «Клидофорус, или об экзотерической и эзотерической философии»), философ не только может, но и должен скрывать от непосвященных свои подлинные взгляды или излагать их в завуалированном виде. Без учета этой своеобразной концепции «двух философий» вряд ли можно понять до конца специфику и особенности той борьбы с религией, которую вел Толанд. Концепция двойственной философии использовалась, таким образом, Толандом в интересах борьбы за свободу мысли и слова [6, c. 38].

  По мнению Б.В. Мееровского, Толанд внес двоякий вклад в английский деизм. Во-первых, он был распространителем и пропагандистом деизма (в том числе и в общеевропейском масштабе). Во-вторых, материалистические идеи Толанда выходили за рамки деизма, конфликтовали с отправными императивами этого учения и неуклонно вели мыслителя к атеизму [17, с. 28].

  По своим политическим убеждениям Толанд − сторонник республиканского правления, защитник народного суверенитета. Он публиковал трактаты в защиту вигов. Огромное значение для Толанда имели его трактаты против английских якобитов и «высокоцерковников» (был представителем буржуазно-демократических кругов Великобритании) [18].

  Демократические убеждения Толанда проявились, прежде всего, в его стремлении утвердить духовную свободу, уничтожить всякие ограничения свободы мысли, вскрыть то зло, которое несут с собой суеверия, нетерпимость, фанатизм. Свобода мысли, по его мнению, неразрывно связана с политической и гражданской свободой, а нетерпимость и суеверия − с тиранией и гнетом.

Все это свидетельствовало о политическом радикализме Толанда, его отрицательном отношении к абсолютизму. Критика неограниченной власти монархов и требование восстановить «естественные» гражданские свободы характеризуют основное содержание произведения Толанда «Свободная Англия» (1701). Аналогичные мысли высказываются философом и в работе «Парадоксы государства» (1702). Не имея возможности открыто выражать свои демократические взгляды, Толанд часто прибегал к историческим параллелям и аналогиям. Так, в «Адеисидемоне», рисуя картину общественной жизни в Древнем Риме эпохи императоров, он изобличает государей, попирающих все права, не гнушающихся никакими средствами для укрепления своей власти над народом. Злоупотребление властью, подчеркивает Толанд, должно наказываться законом. Подлинная же «безопасность народа должна заключаться в стоящем над любой государственной должностью высшем законе» [6, c. 45].

  Как все смелые мыслители, опережавшие свою эпоху, Толанд не только при жизни не добился признания, но и долго спустя или замалчивался, или трактовался, как ничтожная, второстепенная и даже отрицательная величина [8].

Однако, несмотря на это, Толанд оказал прямое влияние на философов эпохи Просвещения в разных странах: в Англии − на Дэвида Гартли и Джозефа Пристли [14, c. 97], во Франции − на Вольтера, Жака Андре Нежона [8], Дени Дидро, Поля Гольбаха, Жана-Оффре де Ламетри [2, c. XLV], в Германии − на так называемых немецких спинозистов: Готхольда Эфраима Лессинга, Иоганна Готфрида Гердера, Иоганна Вольфганга Гёте [6, c. 48], в США − на Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона, Итэна Аллена, Томаса Пейна, Томаса Купера [6, c. 49], в России − на Александра Николаевича Радищева [10]. Кроме того, он оказал серьезнейшее влияние на все дальнейшее развитие материалистического направления в истории философии [6, c. 11].

Практическое значение идей Толанда состоит, прежде всего, в том, что, во многом, благодаря им (как и идеям его единомышленников, например, Джона Энтони Коллинза) свободомыслие как общественный феномен вошло в западную культуру. В добавление к этому, его идеи повлияли на становление буржуазной демократии в Англии XVIII в., а также на ускорение процессов секуляризации, происходящих в западном обществе XVIII−XIX вв., и на развитие антиклерикализма, а, впоследствии, и на развитие атеизма.

Описав, кем являлся Джон Толанд, показав интеллектуальное влияние на него и его влияние на последующих мыслителей, отметив его вклад в историю философии, осуществив краткий обзор взглядов философа и проанализировав его недостатки и достоинства, можно перейти к поставленной в настоящей статье проблеме.

Проблема мышления у Джона Толанда рассмотрена в двух основных его философских произведениях − в «Письмах Серене» и «Пантеистиконе». Толанд начинает рассмотрение построения своей концепции мышления с критики гилозоизма, говоря, что все взгляды на всеобщую одушевленность материи были ложны по причине того, что материю считали неподвижной, инертной, косной. Однако это не так, и материя обладает внутренней активностью и самодвижением, поэтому не стоит ее одушевлять, это излишне и бессмысленно. При этом Толанд указывает, что не всякая материя способна мыслить, в противовес Спинозе, который считал мышление атрибутом материи («Положение о том, что каждая часть и частица материи всегда мыслит, − положение, противное разуму и опыту» [6, c. 141]) , а только определенный ее особо организованный видмозг. Вот что пишет Толанд по этому поводу: «Каково бы ни было мыслящее начало в животных, во всяком случае мышление не может осуществляться иначе как посредством мозга. Мы, люди, не осознаем в себе никаких мыслей, когда функции мозга приостанавливаются; мы знаем, что мыслим при помощи мозга, и только его одного; и мы не наблюдаем признаков мысли ни в чем, что лишено мозга, тогда как каждое живое существо, имеющее его, явно обнаруживает своими поступками некоторую степень мышления» [6, c. 142]. Д. Толанд предвосхищает своим положением, что человек мыслит при помощи мозга, В.И. Ленина. Однако понимание мышления, свойственное состоянию наук его эпохи, ограничивает концепцию мышления самого Толанда, и он не доходит до его диалектико-материалистического понимания. Но, тем не менее эту мысль английского философа можно назвать «единичной вылазкой» за пределы механицизма в разумении мышления. Так, в «Пантеистиконе» английский мыслитель уточняет природу мышления: «Мышление… есть особенное движение мозга, специального органа этой способности; вернее сказать, оно − некая часть мозга, переходящая в спинной мозг и нервы с их разветвлениями. Здесь средоточие души, здесь происходит движение мыслей и ощущений, которые в зависимости от различного устройства мозга весьма различны у отдельных видов животных». Толанд отождествляет мышление с его биологическим субстратом: «Язык − не более орган вкуса, чем мозг − орган мышления» [6, c. 362].

  Что касается концепции мышления, у Толанда есть одно выражение, которое давало повод заподозрить его в непоследовательности. Объясняя произвольные движения животных физическими причинами, он говорил, что эти движения могут сопровождаться мыслью. «Следовательно, мысль представляется чем-то отдельно существующим, а не является простым продуктом физических или материальных изменений» [19, c. 61]. Как раз такой взгляд совершенно чужд Толанду, иначе, конечно, не имела бы никакого смысла его критика Спинозы. Мышление у него − функция мозга, т.е. особо организованного органа тела. Оно − движение материальных частиц, когда мышление рассматривается в его физической связи, с точки зрения «механики, гидростатики и анатомии», оно − психическое явление, когда эта точка зрения меняется и отвлекается от физической связи [8].

  Мышление Толанд уподобляет эфирному огню, который все окружает и во все проникает благодаря своей исключительной подвижности и тонкости. Эту идею он заимствует у автора книги «О диете» − древнего грека Галена. «...Этот эфир, говорю я (благодаря изумительному устройству мозга и действию внешних предметов на чувствующие нервы, порождающему различные представления), правильно выполняет всю механику восприятия, воображения, воспоминания, расширения и сокращения понятий» [6, c. 361]. Он служит для передачи нервного импульса. «Только этот огонь, более подвижный, чем даже мысль, и гораздо более тонкий, чем всякое другое вещество, может столь быстро пробегать по натянутым струнам нервов и действовать так или иначе в зависимости от различных воздействий предметов на нервы...» [6, c. 361].

  В соответствии с представлениями античных материалистов, таких как Гиппократ и Демокрит, Толанд считал также, что мозг, будучи телесным органом, хотя и очень сложным, «может производить только телесное» [6, c. 361]. Идеальное, психическое у него сводилось, тем самым, без остатка к материальному, физическому.

  В «Пантеистиконе» отношение Толанда к гилозоизму по сравнению к «Письмам к Серене» заметно изменилось. Несмотря на это, ирландский мыслитель все так же отрицал, что мышление является атрибутом материи, полагая, что мыслит лишь по-особенному организованная материя − мозг. Тем не менее в «Пантеистиконе» явно заметно, как указывает Б.В. Мееровский, «гилозоистски-органицистское понимание природы», наделение минералов и металлов свойствами живой материи: способностями питаться, дышать, расти. Минералы и металлы рождаются, живут и погибают [13, c. 96-97]. В этом состоит противоречие в концепции мышления Д. Толанда, которое он не мог разрешить в силу слабого развития естественно-научных дисциплин его времени.

  Разработка и творческое развитие учения о мышлении Толанда выпали на долю Д. Гартли (1704−1757) и Д. Пристли (1733−1804). Первый из них сумел синтезировать естественно-научные и философские знания своего времени и на этой основе создал теорию вибраций и учение об ассоциации идей. В свою очередь, активным пропагандистом этих теории и учения стал Пристли, который углубил мысли Толанда и Гартли о материальной обусловленности сознания [13, c. 97-98].

  Подводя итоги, стоит сделать вывод, что Толанд в понимании мышления не выходит за рамки механистического материализма (разве что совершает «единичную вылазку» − человек мыслит при помощи мозга). Он хотел редуцировать все проявления сознания к разнообразным формам механического движения. И хотя субстратом человеческой психики объявлялась нервная система, сама она выступала как система, подчиненная чисто физическим законам. Однако, согласно Фридриху Энгельсу, механицизм Толанда имел свое историческое оправдание. Многие области естествознания (химия, биология, физиология и др.) находились в то время «еще в пеленках», и для иного решения проблемы сознания не было еще необходимых предпосылок (потому по этой проблеме у Толанда и возникают противоречия). При всей ограниченности механистического материализма в истолковании указанной проблемы он являлся для своего времени единственно возможной альтернативой религиозно-идеалистическим представлениям о нематериальной и бессмертной душе [13, с. 98-99].

В дальнейшем вклад в материалистическое объяснение мышления, основываясь на достижениях Толанда, помимо уже названных Гартли и Пристли, внесли уже упомянутый Джон Энтони Коллинз, французские материалисты XVIII в., русские революционные демократы, вульгарные материалисты, естественно-научные материалисты XIX в., Людвиг Фейербах, диалектический и исторический материализм, «научный материализм» и элиминативный материализм.

References

1. Novaya filosofskaya enciklopediya: V 4 t./ In-t filosofii RAN, Nac.obsch.-nauchn. Fond; Nauchno-red. Sovet: V.S. Stepin, A.A. Guseynov, G.Yu. Semigin. - Moskva: Mysl', 2010. - 2806 s.

2. Toland, Dzhon Izbrannye sochineniya - Moskva: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1927. - 192 s.

3. Gricanov A.A. Noveyshiy filosofskiy slovar' - 3-e izd., ispravl. - Mn.: Knizhnyy Dom. 2003. - 1280 s.

4. Vinogradov N.B. Dzhon Toland i ego filosofsko-religioznye vzglyady - Moskva: Voprosy filosofii i psihologii. Kn. 120, 1913. - S. 420-439.

5. Besedin A.P. Dzhordzh Berkli kak filosof prosvescheniya. − Moskva: Filosofskie nauki № 5, 2014. - S. 24-34.

6. Angliyskie materialisty XVIII veka. Sobranie proizvedeniy v 3-eh tomah. T. 1 - Moskva: Mysl'. 1967. - 445 s.

7. Mordavchenkov I.N. Angliyskaya filosofiya. Chast' 2: Angliyskaya filosofiya XVII-XVIII vv. - N.N.: Politizdat, 1996. - 69 s. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.academ.lunn.ru/old/Departments/Philosophy/UP_Angliskaya_filosofiya(chast_2).htm (data obrascheniya 22.10.2018 g.)

8. Voronicyn I.P. Istoriya ateizma - Moskva: Ateist, 1930. - 908 s. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Ateizm/voron/01.php (data obrascheniya 22.10.2018 g.)

9. Kolmakov V.B. Panteizm i filosofiya - V.: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya № 4, 2014. - S. 27-36.

10. Filosofskaya enciklopediya. Gl. Red. F.V. Konstantinov. - Moskva: «Sovetskaya Enciklopediya», v 5-ti tomah, 1960 - 1970. −T. 4. − S. 206-207.

11. Gavrilova Yu.V. Istoriko-filosofskiy analiz problemy vozniknoveniya religii - Ch.:Gumanitarnyy vektor. Seriya: Pedagogika, psihologiya. − № 1. - 2010. - S. 122-133.

12. Avtorskiy kollektiv: Akademiya Nauk SSSR, Institut filosofii Istoriya dialektiki XIV-XVIII vv. - Moskva: Mysl', 1974. - 364 s.

13. Nudel'man R.E. Kak rabotaet myshlenie? [Elektronnyy resurs]. URL: https://scisne.net/a-575 (data obrascheniya: 03.11.2018 g.)

14. Meerovskiy B.V. Dzhon Toland - Moskva: Mysl', 1979. - 190 s.

15. Lyalina G.S., Persic M.M., Pischik Yu.B. K. Marks i F. Engel's ob ateizme, religii i cerkvi - Moskva: Mysl', 1986. - 672 s.

16. Kuznecov V.N., Meerovskiy B.V., Gryaznov A.F. Zapadno-evropeyskaya filosofiya XVIII veka - M.: Vysshaya shkola, 1986. - 400 s. [Elektronnyy resurs].URL:http://korolev.msk.ru/books/TOR/doc/Uchebniki_Istoriya_zapadnoi_filosofii_Gryaznov_Meerovskii_Zapadnoevropeiskaya_filosofiya_18_veka.html (data obrascheniya: 22.10.2018 g.).

17. Yakovlev V.V. B.V. Meerovskiy o religiozno-filosofskih vzglyadah Dzhona Tolanda - Moskva: Mezhdunarodnyy centr obrazovaniya i nauki, 2014. - S. 28-34.

18. Teologicheskiy enciklopedicheskiy slovar' pod red. Uoltera Elvella - Moskva: Associaciya «Duhovnoe Vozrozhdenie», 2003. - 1488 s. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/1023441/1065/Elvell_-_Teologicheskiy_enciklopedicheskiy_slovar.html (data obrascheniya: 22.10.2018 g.).

19. Vinogradov N.B. Dzhon Toland i ego filosofsko-religioznye vzglyady (Okonchanie) - Moskva: Voprosy filosofii i psihologii. Kn. 121, 1914. - S. 47-63.

Login or Create
* Forgot password?