ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY IN THE CONDITIONS OF THE SPREAD OF CORONAVIRUS INFECTION
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article analyzes the economic security of the country in the context of the spread of coronavirus infection, assesses the impact and consequences of SARS-CoV-2 on the country's economy, and also considers measures to support business and the population.

Keywords:
economy, economic security, coronavirus infection, SARS-CoV-2, pandemic, COVID-19
Text

На сегодняшний день весь мир, все страны столкнулись с новой проблемой, которая называется SARS-CoV-2. SARS-CoV-2 –  это представитель семейства коронавирусов. 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку нового типа SARS-CoV-2 пандемией. «Мы пришли к выводу, что ситуацию с COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию», – сказал генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесусна пресс-конференции в Женеве (рисунок 1) [1]. Никто не мог представить, что существует вирус, который может повлиять на все сферы жизнедеятельности.

 

Рисунок 1 – Динамика заражений SARS-CoV-2 по миру

Распространение коронавирусной инфекции привело к резкому ухудшению социально-экономической обстановки, что в свою очередь отразилось на уровне экономической независимости и безопасности нашей страны. В связи с этим, можно выделить виды угроз экономической безопасности такие как:

         1. Порожденные резонансной неустойчивостью рынка.

         2. Порождённые негативами экономического развития.

К первому в виду угроз можно отнести сектор потребительских услуг. Во втором квартале 2020 года сократились практически все сектора российской экономики. Максимальное падение отмечено в сырьевом секторе, розничной торговле, пассажирских перевозках, в отраслях, связанных с оказанием услуг населению. Минимальное – в обрабатывающих производствах, строительстве, оптовой торговли и грузоперевозках, а также в обеспечении электрической энергией, газом и паром и кондиционировании воздуха [2].

Введенные из-заSARS-CoV-2 ограничения привели к спаду в сфере потребительских услуг: объем предоставленных населению платных услуг снизился более чем на треть. Оборот розничной торговли упал на 23%. В наибольшей степени это падение обусловлено обвалом более чем на треть в сегменте непродовольственных товаров. В промышленном секторе производство за апрель-июнь снизилось на 8,5%, а розничный товарооборот сократился на 16,6%. Пассажирооборот снизился на 79,0%, а сфера общественного питания – на 48,9%. Единственным сектором, который показал рост, оказалось сельское хозяйство, выросшее на 3,1%.

Ко второму виду угроз можно отнести влияние пандемии на ВВП России; на государство, бизнес, население.

По прогнозам, которые были сделаны Министерством экономического развития, за весь 2020 год экономика упадёт на 5%, а в 2021 году отскочит до +2,8% к ВВП. По мнению главного экономиста ВЭБ.РФ А. Клепача, если рассматривать масштаб проблемы с точки зрения падения ВВП, сокращения доходов населения, социального шока, влияния пандемии, естественно, сказывается намного серьезнее, чем падение цен на нефть. Если рассматривать сам эффект от падения цен на нефть, то он значим в особенности для бюджета Российской Федерации и для финансовых потоков. При этом падение цен на нефть не дает сильного снижения ВВП [3].

В связи с этим экономисты выделают два возможных сценария развития экономики [4].

Первый сценарий – «оптимистичный». По мнению аналитиков BCG при оптимистичном сценарии ВВП снизится на 4-6% из-за сокращения объемов непродовольственного ретейла и временного закрытия организаций из сектора потребительских услуг. Кризис ограничится первой волной пандемии, а бизнес быстро восстановится. При этом сценарии одно из главных негативных последствий – это рост безработицы по причине сокращений в малом и среднем бизнесе.

По мнению В. Манкевича, экономические перспективы российской экономики выглядят туманными, а прогнозы напоминают скорее гадание на нефтяной гуще. Нынешний кризис ударил по частному сектору экономики сильнее, чем в 1998 году. Как результат — разрыв производственных цепочек, кризис неплатежей и разорение малых и средних предприятий.

Второй сценарий – «ни нашим, ни вашим». На основании анализа, который был проведен экспертами был сделан следующий прогноз о том, что при данном сценарии ожидается спад экономики на 7-10%. Данный сценарий считается наиболее вероятным. При этом сценарии одно из главных негативных последствий – это волна банкротства малого и среднего бизнеса, в следствии чего будет наблюдаться снижение спроса на коммерческую недвижимость и товары длительного пользования. 

Рассмотрим динамику изменения ВВП, которая представлена на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Динамика изменения ВВП

По данным Министерства экономического развития можно сделать вывод, что самым тяжелым периодом для ВВП России в 2020 году оказались апрель и май. В данный промежуток времени он упал более чем на 10%.

Схожий прогноз у Центрального банка РФ с Министерством экономического развития. В Центральном банке считают, что экономика России достигла дна в мае 2020 года, после чего началось её постепенное восстановление.

По мнению управляющего директора рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) С. Гришунина: «Ситуация в российской экономике в июне начала улучшаться после ослабления карантинных мер в мае и начале лета. В первую очередь, это касается показателей потребительского рынка, так как выпуск продукции первой необходимости в стране не прекращался».

По прогнозу ЦБ РФ, ВВП России в 2021 году прогнозируется положительная динамика экономики на 3,5-4,5% и на 2,5-3,5% в 2022 году. «Те 3,5-4,5%, которые заложены в нашем прогнозе на 2021 год, это во многом результат восстановительного роста, то есть мы сейчас ушли ниже уровня потенциала и нам требуется возвращение на этот уровень»,– отмечал в интервью РБК глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ К. Тремасов.

Как отмечалось в прогнозах аналитиков международного рейтингового агенства Fitch, ВВП России в 2020 году сократится на 5,2% из-за последствий SARS-CoV-2, после чего начнется постепенный рост. Так же одной из причин сокращения ВВП является сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+.

Если говорить о последствиях, которые коронавирусная инфекция нанесла государству, бизнесу, населению, то экономический кризис уже привел к росту безработицы. По данным Министерства труда РФ на 1 июня 2020 года количество зарегистрированных в центре занятости безработных превысило 2 млн. человек. В сравнении с апрелем 2020 года, количество безработных было 726 тыс. человек.

Касательно бизнеса, по данным реестра МСП и ЕГРЮЛ количество компаний, пострадавших от пандемии, составило 4,17 млн. компаний и ИП от общего числа 6,05 млн.

 

Таблица 1 – Во сколько бизнесу в Москве обходится день простоя из-за SARS-CoV-2 (расчеты указаны в рублях) [5].

 

Будний день

Выходной день

ТРЦ в МО площадью около 180 тыс.кв.м

78 млн.

155 млн.

ТРЦ площадью около 40 тыс.кв.м

60 млн.-80 млн. (вне зависимости от дня недели)

ТРЦ площадью более 40 тыс.кв.м

От 112 млн. (вне зависимости от дня недели)

Кофейня в центре

100 тыс.

200 тыс.

Цветочный магазин

30 тыс.

40-45 тыс.

Магазин одежды сетевого ретейлера площадью 150 кв.м в ТЦ

40 тыс.

100 тыс.

Фитнес-клуб с бассейном площадью 2,5 тыс.кв.м средней ценовой категории

200 тыс.-300 тыс. (вне зависимости от дня недели)

Экспресс-маникюр в ТЦ

77 тыс. (вне зависимости от дня недели)

Экспресс-маникюр в БЦ

50 тыс. (вне зависимости от дня недели)

Салон красоты в БЦ

100 тыс. (вне зависимости от дня недели)

Популярный театр

180-1,3 млн. (за спектакль)

Популярное выставочное пространство

До 6 млн (вне зависимости от дня недели)

Популярная временная экспозиция

5,8 млн.

6,7 млн.

В связи с последствиями SARS-CoV-2 были созданы меры государственной поддержки бизнеса и граждан в период пандемии.

 

Таблица 2 – Меры государственной поддержки бизнеса и граждан в период пандемии [6].

Меры поддержки

Организациям, ИП

Гражданам

1. Продлены сроки представления налоговой и бухгалтерской отчетности, которые надо было сдать в марте-мае 2020 года.

2. Перенесены сроки уплаты налогов.

3. Перенесены сроки уплаты страховых взносов, в том числе от НС и ПЗ.

4. Предоставлено право на отсрочку / рассрочку по налогам и страховых взносам.

5. Мораторий на проверки в 2020 году.

6. Продлено действие срочных лицензий и иных разрешений.

7. Беспроцентные кредиты на выплату зарплат.

8. Введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

9. Кредитные каникулы.

10. Отсрочка по уплате арендных платежей по договорам аренды недвижимости.

11. Перенесены сроки проведения общих годовых собраний в ООО и АО.

12. Особые правила применения неустойки (штрафа, пени).

13. Снижение требований к обеспечению при участии в государственных контрактах.

14. Начисленные в 2020 году штрафные санкции по государственному контракту будут списываться заказчиками.

15. Туроператорам из сферы выездного туризма разрешили возвращать туристам деньги за сорванные из-за пандемии поездки за счет средств фонда персональной ответственности.

16. Запрещено ресурсоснабжающим организациям взыскивать неустойку с организаций, управляющих МКД, за долги по оплате поставленных им коммунальных ресурсов.

17. Срок подачи НКО ежегодной отчетности в Минюст перенесен на 1 июня.

1. Меры поддержки безработных.

2. Выплаты на детей до 3 лет.

3. Перенесен срок подачи декларации 3-НДФЛ.

4. Кредитные каникулы, в том числе по ипотечным кредитам.

5. Заочное освидетельствование для установления инвалидности и продления группы инвалидности.

6.      Срок предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг продляется автоматически.

7. Минимальный размер оплаты больничных временно приравнен к МРОТ.

8. Выдача листков нетрудоспособности и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше.

9. Запрещено ограничивать/приостанавливать (отключать) оказание коммунальных услуг за долги по коммунальным услугам.

10. Мораторий на поверки счетчиков после истечения межповерочного интервала.

11. Просроченные паспорта и водительские удостоверения продолжают действовать.

12. Предусмотрены стимулирующие выплаты медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с пациентами, зараженными COVID-19.

 

 

Нормативно-правовая база мер поддержки населения:

1. Указы Президента РФ:

- Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».

2. Распоряжения Правительства РФ:

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.11.2020 г. № 2980-р о выделении Фонду соцстрахования более 2,6 млрд. рублей на выплаты социальным работникам;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2020 г. №2098-р о выделении средств на переобучение безработных.

3. Документы Министерства труда РФ:

- Декларация Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по действиям работодателей и работников в условиях предотвращения распространения коронавируса в РФ.

4. Отчеты Коммуникационного центра Правительства РФ по ситуации с коронавирусом.

Для того чтобы профинансировать текущие и антикризисные программы необходимо задействовать Фонд национального благосостояния. Как уточнил    А. Силуанов, на покрытие дефицита в 2020 году из ФНБ потратят 350 млрд. руб. В 2021 году правительство России сократит часть расходов: отменит индексацию зарплат госслужащих, урежет бюджетные траты по социальным обязательствам и программе вооружений. Благодаря этому бюджет получит более 900 млрд. руб. [7].

Благодаря антикризисным мерам правительства, которые Институт ВЭБ.РФ оценивает суммарно в 3,4-3,5% ВВП, спад экономики в 2020 году будет меньше, чем если бы правительство ничего не делало: минус 4,5% против минус 6,3%. Стимул в 1,8 п.п. будет обеспечен в основном за счет поддержки доходов бизнеса и во вторую очередь – населения.

Экономисты ВЭБа оценивают объем поддержки экономики, объявленных правительством, в 4 трлн. руб. Из них порядка 1,76 трлн. руб. – это увеличение доходов населения (за счет сохраненных зарплат и выплаченных дополнительных пособий), около 2,4 трлн. руб. –доход бизнеса, который он направил на инвестиции (845 млрд. руб.), пополнение запасов (545 млрд. руб.) и ввоз сырья, оборудования и материалов (более 1 трлн. руб.) [8].

По оценке аналитиков ВЭБ.РФ, объем дополнительных расходов бюджета в 2020 году на антикризисные меры составит 2,3 трлн. руб. Дефицит федерального бюджета достигнет 4,1 трлн. руб. Для того, чтобы выровнять бюджет в министерстве финансов предложили оптимизацию на 10% расходов федерального бюджета в 2021-2023 годах в части «незащищенных» статей, а также на 5% уменьшить ассигнования на программу госвооружений. Суммарное сокращение бюджетных расходов в 2021 году составит 1,428 трлн. руб., в 2022 году– 1,892 трлн. руб., а в 2023 году  1,364 трлн. руб., следует из расчетов Минфина.

Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ предложил ряд стимулирующих мер в 2021-2024 годах. Данные меры помогут экономике России выйти из кризисного состояния. Среди них:

1. Перенос индексации зарплат бюджетникам и довольствия военнослужащим с конца года (1 октября) на начало (1 января), а также повышенная индексация пенсий с 2022 года.

2. Переход к общероссийскому стандарту оплаты труда целевых категорий работников, продление максимального пособия по безработице в размере МРОТ.

3. Сохранение доплат медперсоналу, специализирующемуся на инфекционных заболеваниях и скорой медпомощи, а также увеличение численности среднего медперсонала.

На финансирование данных мер необходимо выделить приблизительно 2,1 трлн. руб. – в 2021 году, 1,3 трлн. руб. – в 2022 году, 1,8 трлн. руб. – в 2023 году и 2,4 трлн. руб. – в 2024 году. Дополнительные расходы в 2021-2022 годах, необходимые для ускорения экономического роста, увеличат дефицит федерального бюджета (несмотря на эффект роста доходов бюджета), но могут быть профинансированы умеренным увеличением госдолга, считают в ВЭБе.

Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что пандемия COVID-19 и сопутствующее ухудшение экономической ситуации в 2020 году негативно сказались на балансах во всех секторах экономики России, ослабив способность предприятий обслуживать и погашать свою задолженность.

Ухудшение экономической конъюнктуры серьезно сказалось на рентабельности банков и качестве их активов. Однако, ответные меры государственной политики, принятые правительством РФ и Банком России, способствовали снижению прямого давления, показатели достаточности капитала всей банковской системы, в основном, оставались стабильными. Следует отметить тот факт, что фактическая доля проблемных кредитов на балансах банков станет проясняться к середине 2021 года (ожидается отмена оставшихся регуляторных послаблений). Уязвимости, существовавшие и до начала пандемии – например, высокая доля проблемной задолженности (16,3%) – в сочетании с неопределенностью в отношении продолжительности второй волны пандемии и сопутствующих экономических издержек, позволяют предположить, что худшее, возможно, еще впереди.

Одним из направлений, который, как показал кризис, открывает возможности для ускоренного восстановления российской экономики, является цифровизация. Россия добилась большого прогресса в цифровой трансформации. Аудитория интернета в России достигла 96 млн. человек, инфраструктура электронного правительства охватывает более 103 млн. пользователей, а российские цифровые платформы заняли лидирующие позиции на многих рынках.

References

1. VOZ ob'yavila pandemiyu v svyazi s COVID-19 [Elektronnyy resurs] URL: https://www.interfax.ru/world/698671 (Data obrascheniya 18.11.20)

2. Koronavirusnyy krizis: VVP Rossii upal vo II kvartale na 8,5% [Elektronnyy resurs] URL: https://www.bbc.com/russian/news-53741291 (Data obrascheniya 10.10.20)

3. Posledstviya pandemii dlya rossiyskoy ekonomiki [Elektronnyy resurs] URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5e274bc843863f00acd7ed97/posledstviia-pandemii-dlia-rossiiskoi-ekonomiki-5eda140901587e1eb3b15711 (Data obrascheniya 10.11.20)

4. Kak sil'no ruhnet ekonomika Rossii iz-za koronavirusa. 5 ekspertnyh prognozov [Elektronnyy resurs] URL: https://secretmag.ru/news/kak-silno-rukhnet-ekonomika-rossii-iz-za-koronavirusa-5-ekspertnykh-prognoza.htm (Data obrascheniya 10.10.20)

5. Pochti 70% rossiyskih kompaniy postradali iz-za pandemii koronavirusa [Elektronnyy resurs] URL: https://www.rbc.ru/economics/28/05/2020/5ecf711b9a7947324d1448cf (Data obrascheniya 18.11.20)

6. Mery gosudarstvennoy podderzhki biznesa i grazhdan v period pandemii (podgotovleno ekspertami kompanii «Garant») [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/77398919/#friends (Data obrascheniya 10.11.20)

7. Vosstanovit'sya posle pandemii. Kak v Rossii podderzhat ekonomiku [Elektronnyy resurs] URL: https://ria.ru/20200921/vostanovlenie-ekonomiki-1577568621.html (Data obrascheniya 10.11.20)

8. V VEBe ocenili vliyanie antikrizisnyh mer na ekonomiku i dohody rossiyan [Elektronnyy resurs] URL: https://www.rbc.ru/economics/27/07/2020/5f1d48d09a794735053c2fb5 (Data obrascheniya 10.10.20)


Login or Create
* Forgot password?