DEVELOPMENT OF THE SHARING ECONOMY AS A NEW FORM OF CONSUMER COOPERATION IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The modern economy is going through a series of changes that relate to digital technologies. This was reflected, for example, in the fact that almost every commercial company has its own Internet site, with the help of which the company informs its potential client. It is believed that in our time mobility prevails, and therefore it becomes less and less profitable and inconvenient to have a large amount of private property. Consumer cooperation as a sharing economy is an alternative, non-standard form of doing business. Consumer cooperation relies on shareholders, and the digital sharing economy relies on its consumers, namely, used goods that are transferred (temporarily or permanently) from one consumer who no longer needs them to another who needs them. Thus, the sharing economy, like consumer cooperation, is flexible enough and can cover several areas of economic activity. Consumer cooperatives can be: production, transport, etc. Almost everything can be consumed together with the help of sharing: transport, housing, etc. These forms may well replace traditional business.

Keywords:
sharing economy, consumer cooperation, digitalization, joint business, entrepreneurship
Text

Совместное потребление или шеринг – означает такую экономическую модель, в которой люди коллективно потребляют один товар или услугу. Потребители оплачивают временное пользование к благам, которыми они не собираются пользоваться постоянно. Именно в эффективности временного пользования и нецелесообразности владения блага полностью и заключается данная экономическая модель. Эта система также исключает косвенные затраты, такие как транзакционные издержки. Также, по мнению экспертов, данная модель позволит снизить количество отходов, что будет положительно влиять на экологию. Основными принципами этой модели являются: равенство, саморегулирование, экологичность, рациональность использования продукции, открытость, гибкость, прозрачность и общественная полезность.

Эксперты отмечают несколько типов взаимоотношений в рамках модели совместного бизнеса, а именно: платформы членства, которые позволяют людям легко арендовать предметы или получить доступ к услугам; частные лица, продающие или арендующие свои собственные товары и услуги; совместные сайты, на которых люди обмениваются в основном нематериальными услугами, а также материальными активами, например, финансирование[3].

В шеринговой экономике в зависимости от владельца актива выделяют следующие веб-платформы: децентрализованные – владелец на своих условиях предлагает актив пользователю; централизованные – веб-платформа является владельцем актива, она занимается ценообразованием и сама следит за качеством; гибридные – является некоторым компромиссом между двумя способами управления. Сервис устанавливает качество и цену, по которым владельцы активов предлагают свои товары или услуги. Ответственность и риск децентрализованы, а стандартизация и уровень обслуживания централизованы.

В совместном потреблении существуют несколько видом бизнес-моделей. Самая популярная модель совместной экономики является модель «peer-to-peer», в рамках которой потребители (C2C) и компании (B2B) взаимодействуют друг с другом напрямую, а сами товары распределяются между участниками. В такой модели шеринговая компания не производит товаров, она является посредником между спросом и предложением. У модели «business-to-consumer» компания не только является посредником, но и поставляет товар или услугу. Потребитель практически не взаимодействует с Шеринговыми компаниями В2С лицом к лицу, обычно потребитель использует веб-платформу, также следует учитывать, что эта модель больше похоже на компании, которые предлагают свои товары в аренду, и, граница между традиционной и шеринговой экономикой в данной модели может быть размыта. У модели «business-to-business» в роли поставщика выступает компания, которая поставляет свои активы другой компании, например, компании, которые предоставляют производственную технику или услуги другим компаниям.

Веб-платформы совместного ведения B2B позволяют разным компаниям легко делиться своими лишними мощностями предприятия за дополнительный заработок. В качестве примера можно привести особый проект для собственников бизнеса Business sharing platform. Business sharing platform – это площадка, которая позволяет владельцам бизнеса продавать излишки продукции или делиться простаивающими мощностями. 

У модели «consumer-to-consumer» есть два потребителя и платформа посредник, чаще всего цифровая. У данной модели сервисы шеринга дают возможность потребителям предложить свою услугу, в следствие чего у покупателя товара или услуги появляется возможность выбора: качества, времени места и других специфических особенностей. Чаще всего пользовательский рейтинг обеспечивает качество предлагаемых услуг. С2С также является лидером сегмента шеринга в России. С2С модель основана на технологии «peer-to-peer», предполагающей передачу огромного количества файлов с помощью устройств, находящихся в различных местах планеты.

Можно отметить, что переход бизнес-модели в онлайн не только даёт возможность найти потребителей и увеличить доход, но и делает модель более устойчивым, перекрывая традиционные бизнес-модели. Развитие шеринг экономики становится возможным только благодаря оцифровыванию.

В России совместное потребление активно развивается, и это отражается, например, в возросшем количестве поездок каршеринга – около 78,24 миллиона поездок в 2019 году (в 2018 году – 37 миллион, в 2017 году – 12 миллион), а также в возросшей общей выручки ключевых операторов, которая составляет в 2019 году 20,5 миллиард рублей году (в 2018 году – 13 миллиард рублей, в 2017 году - 5,1 миллиард рублей). На 2020 год в Москве действует 6 основных каршеринговых компаний, в собственности которых находится более 44,4 тысячи машин, что делает Московский автопарк каршеринга крупнейшим в мире. Некоторые из этих компании позволяют арендаторам автомобилей перемещаться между городами (например, Делимобиль предлагает поездку из Москвы в Санкт-Петербург и наоборот). Самые популярные шеринг-сервисы в России это – Uber, Airbnb, Blablacar, Grabr, делимобиль.

 

Рисунок 1. Динамика транзакций рынка consumer-to-consumer, 2017-2020 гг. (миллиард рублей) [1].

Цифровизация экономики позволила шерингу развиться и набрать свою огромную популярность, так как онлайн сервисы отлично повышают комфортность использования товаров и услуг, которые используют в условиях шеринга. В частности, можно отметить мобильные приложения на смартфоны, которые дали шеринговой технологии огромную мобильность. Всего весь объем транзакций шеринга на всех основных цифровых платформах C2C составил 838 миллиардов рублей в 2020 году.

 

Рисунок 2. График онлайн транзакций основных платформ совместного пользования в 2017-2020 гг. (в миллиард рублей) [4].

Также, к теме об экологичности шеринг экономики, по данным отчета BlaBlaCar, благодаря совместным поездкам с помощью сервиса в 2018 г. были предотвращены выбросы около 894 тысяч тонн углеводорода. Если учитывать вклад всего сообщества карпулинга в целом (включая BlaBlaCar и другие подобные сервисы), объем предотвращенных выбросов достигает 1,6 млн тонн СО2 в год.

В итоге можно сказать, что несмотря на то, что совместное потребление является относительно новой экономической моделью, она быстро набирает популярность. У данной модели есть большой потенциал в будущем, так как она максимально ориентирована на потребителя и положительно сказывается на экологии. В бизнес-моделях P2P (consumer-to-consumer и business-to-business) потребители напрямую взаимодействуют друг с другом, используя веб-платформу.

Далее мы рассмотрим потребительскую кооперацию. С термином кооперация связана идея о соединении усилий не одного человека, усилий, которые направлены на достижение общей хозяйственной цели, которая удовлетворяет определенные потребности.

Потребительская кооперация – это особая модель организации людей, в которой главной целью является само предоставление услуг и товаров. Они вырастают из сообществ, которым они и поставляют товары и услуги, так как удовлетворить данную потребить в виде товара или услуги другим финансовым организациям неинтересно.

Потребительская кооперация — это экономическая система, изначально созданная с целью продвижения интересов отечественных производителей, специалистов и потребителей товаров и услуг, которые объединились в кооперативы, управляемые демократическим путем, появившаяся в России в начале 19 века. Члены таких обществ называются пайщиками, они являются основой потребительского общества и системы потребительской кооперации. Основные принципы кооператива это: добровольное членство, демократический контроль, экономическое участие членов в кооперативе, автономность, образование, сотрудничество между различными кооперативами, забота об комьюнити (сообщество).

Цифровизация потребительского кооператива и всего кооперативного движения это модернизация и оптимизация процессов взаимодействия участников кооперативного движения и потребителей. Цифровизация потребительского кооператива может позволить участникам кооператива найти заинтересованных в кооперативе людей, которые могут стать не просто потребителями, но и пайщиками.

В России Систему потребительской кооперации возглавляет Центросоюз России, который объединяет около 2,6 млн пайщиков. В систему кооперации всего входят более 2 300 потребительских обществ из 71 региона России, которые объединяют 102 районных потребсоюза. Предприятия потребительской кооперации предоставляют товары и услуги жителям 89 000 населенных пунктов по всей стране. В итоге можно сказать, что потребительская кооперация максимально ориентирована на потребителя, которыми также являются и члены кооператива.

После того, как мы рассмотрели эти два термина обособленно, мы можем их сравнить. Несмотря на то, что эти термины довольно разные, у них есть некоторые сходства. Однако перед тем, как начать сравнивать цифровую экономику совместного потребления и потребительской кооперации, нужно четко определить, чем же они отличаются. Нужно дать границу понятий «цифровая экономика совместного потребления» и «потребительская кооперация» потому, что несмотря на некоторые сходства эти два термина считаются разными.

У кооперации в основе заложены принципы, которыми руководствуется кооператив. В Цифровой экономике совместного потребления P2P, несмотря на то, что она максимально ориентирована на удобство для потребителя, таких особенных принципов нет. Данное утверждение выражается в том, что, например, один из принципов кооперации — сотрудничество между различными кооперативами, означает, что кооперативы по своему принципу будут активно сотрудничать с другими кооперативами на местных, национальных, региональном и международных уровнях, тогда как в экономике совместного потребления одна веб-платформа может видеть другую веб-платформу как конкурента.

Также стоит отметить, что цифровая экономика совместного потребления, по определению, цифровая – она стала актуальной относительно недавно, тогда как потребительская кооперация существует в России с 19 века. Этот момент очень важен, так как для цифровой экономики совместного потребления еще не сформировали единого определения в России (в законодательстве) [2].

После рассмотрения различий, мы можем сравнить данные понятия и выяснить, почему цифровая шеринговая экономика имеет право называться потребительской кооперацией 21 века.

В потребительской кооперации преобладает децентрализованный метод управления организации, так как зачастую, каждый из участников кооператива вносит долю (пай) и, имеет исходя из величины этой доли участники имеет соответствующую силу своего голоса, использующихся при принятии решений касающихся кооператива. Некоторые формы шеринга (в условиях цифровизации) тоже бывают децентрализованные, в которых веб-платформа не владеет активом, владеет активом пользователь, который предлагает свой товар или услугу другим пользователям на данной веб-платформе, а веб-платформа в свою очередь предлагает владельцу актива вознаграждение и возможность совершить транзакцию[8]. Такой формой управления пользуются, например, Airbnb, Ravgo; Peerby; Turo; Xiaoxhu и BlaBlaCar.

Потребительская кооперация, как и экономика совместного потребления вполне выгодна для потребителя. В потребительской кооперации данное утверждение можно охарактеризовать тем, что кооперативы, как правило, создаются для того, чтобы удовлетворить потребность, которая невыгодна для коммерческих предприятий. В экономике совместного потребления это выражается во временном использовании дорогостоящего товара выгоднее и в том, что под воздействием экономики совместного пользования создаются новые рынки продуктов и услуг, которые считаются коммерчески невыгодными[5].

Экономика совместного потребления, как и потребительская кооперация, достаточно гибкая и может охватывать несколько сфер хозяйственной деятельности. Потребительские кооперативы могут быть: производственные, транспортные и т.д. Потреблять совместно при помощи шеринга можно почти все: транспорт, жилье и т.д. Эти формы вполне могут заменить собой традиционный бизнес.

Также можно отметить и величину риска в данных моделях. Потребительская кооперация, это, прежде всего, объедение людей, которые внесли свой «пай» с определенным риском потерять эту долю, тогда как совместная экономика в условиях цифровизации это платформа в режиме реального времени в которой как минимум два потребителя (модель peer-to-peer). У этой модели риск имеет только потребители, у платформы посредника риск минимален.

В конце концов, потребительская кооперация как шеринговая экономика является некоторой альтернативной, нестандартной формой ведения бизнеса. Потребительская кооперация опирается на пайщиков, а цифровая экономика совместного потребления на активы своих потребителей, которыми являются товары, передающиеся (временно или навсегда) от одного потребителя, которому они больше не требуются, к другому, которому они нужны, чаще всего данные товары уже употреблялись. Традиционный бизнес опирается на финансовую прибыль от коммерческой деятельности[6].

Потребительская кооперация — это объединение людей (пайщиков), они следуют кооперативным принципам и ориентированы на поставку качественного непопулярного товара или услуги. История потребительской кооперации в России началась очень давно, в 19 веке, в связи с этим в законодательстве России уже давно различили понятие кооператива от традиционного бизнеса.

Экономика совместного пользования (sharing economy) может считаться как новая форма потребительской кооперации в условиях цифровизации, так как эти две модели выгодны для потребителя, эти модели имеют децентрализованную форму организации управления, а также в том, что эти две модели не так сильно опираются на коммерческую выгоду, как, например, традиционный бизнес[7].

Однако в то же время не стоит забывать об том, что экономика совместного пользования отличается от потребительской кооперации тем, что: экономика совместного пользования стала актуальной относительно недавно, и то, что она не следует стандартным принципам потребительской кооперации.

Мониторинг условий развития экономики совместного пользования нужно систематически проводить потому, что шеринг стал актуальным относительно недавно и без качественного, регулярного наблюдения и контроля в данной экономической системе могут возникнуть монополии, которые ведут к другим негативным последствиям, в результате которых могут оказаться в проигрыше, главным образом, потребители. Негативные последствия выражаются в том, что, например, при децентрализованной форме управления в моделях ведения бизнеса peer-to-peer владельцы актива могут, например, «купить» высокий рейтинг, чтобы предложить некачественный товар или услугу как качественный потребителю, и, в результате чего система рейтингов на данный веб-платформе потеряет смысл, и, соответственно, качество товаров на данной платформе сильно снизится. Можно рассмотреть также другой сценарий, где в проигрыше могут оказаться владельцы актива, например, где веб-платформа устанавливает несправедливую цену за рекламу или процент со сделки.

В итоге можно сказать, что в условиях цифровизации экономика совместного потребления, как новая форма потребительской кооперпации является достойной альтернативой традиционному бизнесу.  Шеринговая экономика решает проблему сверхпотребления, что положительно влияет на экологию. Веб-платформы по способу управления делятся на: децентрализованные, централизованные и гибридные. Также, шеринговая экономика имеет несколько моделей: consumer-to-consumer, business-to-business (P2P модели) и business-to-consumer. При использовании модели B2B себестоимость конечного продукта снизиться за счет снижения транзакционных издержек бизнес процессов, модель C2C даёт пользователям возможность тратить меньше и зарабатывать.  Шеринговая экономика активно развивается в России и имеет большой потенциал.

References

1. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya RF: ofic. sayt. URL: http://www.economy.gov.ru

2. Suglobov A.E., Repushevskaya O.A. Assessment of the economic potential of modern consumer cooperatives// V sbornike: International Conference "Scientific research of the SCO countries: synergy and integration". Materials of the International Conference. 2019. S. 35-41.

3. Suglobov A.E., Repushevskaya O.A., Tkach A.V., Dashkov L.P., Balalova E.I. E-commerce development prospects in the enterpreneurship of the russian federation // Revista Inclusiones. 2020. Vol. 7. Rr. 342-349.

4. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofic. sayt. URL: http://www.msu.ru (data obrascheniya: 10.02.2021).

5. Tkach A.V., Maloletko A.N. Predprinimatel'stvo v sisteme potrebitel'skoy kooperacii Rossii (regional'nyy aspekt) //Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2020. № 3. S. 24-34.

6. Dashkov L.P., Repushevskaya O.A. Vliyanie cifrovoy transformacii ekonomiki na predprinimatel'stvo // Vestnik Rossiyskogo universiteta kooperacii. 2019. № 4(38). S. 40 - 44.

7. Repushevskaya O.A., Kodryan E.S. Predprinimatel'stvo v Rossii: harakteristika faktorov vliyaniya // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2020. № 4. S. 144.

8. Kaurova O.V., Maloletko A.N., Tkach A.V. Kooperaciya regionov v formirovanii prodovol'stvennyh resursov v usloviyah cifrovoy ekonomiki // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2020. № 4. S. 13-22.


Login or Create
* Forgot password?