CURRENT DIRECTIONS AND AREAS OF COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND TURKEY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The research of the scientific article is devoted to topical areas of trade and economic cooperation between Russia and Turkey. Problems were identified both in the implementation of mutual trade between the two countries and in the implementation of bilateral agreements. The main directions for increasing trade turnover and creating a favorable investment climate are identified. The volume of trade turnover is considered in the foreign trade statistics for the results of 2019 and the first half of 2020. The role of agreements signed at the level of heads of organizations and departments of the two countries that ensure the implementation of economic policy is revealed.

Keywords:
Russian-Turkish relations, interaction, green corridor, settlements, national currency, trade turnover, sanctions, strategic projects, areas of cooperation
Text

Формирование новых областей сотрудничества и дальнейшее укрепление партнерства России и Турции возможна после успешной реализации проблем в существующих сферах согласно договоренностям двух стран. Ключевыми областями и задачами партнерства российско-турецких отношений являются:

1.  Двусторонняя торговля.

1.1. Увеличение объема торговли.

1.2. Таможенное сотрудничество.

1.3. Использование национальных валют в двусторонней торговле.

2. Сотрудничество в области энергетики.

2.1. Сотрудничество в области поставок газа.

2.2. Реализация проекта «Турецкий поток».

2.3. Завершение проекта АЭС «Аккую» по графику.

3. Торговля сельскохозяйственной продукцией.

3.1. Применение квот в экспорте пшеницы.

3.2. Экспорт животноводческой продукции.

3.3. Экспорт томатов из Турции в Россию (квота на томаты).

3.4. Импорт семян подсолнуха из Российской Федерации.

4. Сотрудничество в области транспорта.

4.1. Увеличение квот на автомобильные перевозки.

4.2. Увеличение роли железнодорожных путей.

4.3. Решение проблем перемещения товаров морским способом.

5. Расширение сфер сотрудничества в рамках смешанной межправительственной Российско-Турецкой Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству

В 2019 году по сведениям Турецкой республики экспорт в Россию составил 4,1 млрд.$, а импорт из России зафиксирован на уровне 23,1 млрд.$. За 7 месяцев  2020 года импорт в Россию составил 2,65 млрд.$ что на 2% больше чем в 2019 году. За тот же период экспорт из России сократился на 26% и составил  8,66 млрд.$. В 2019 году внешнеторговое отрицательное сальдо Турции составило 18,9 млрд.$.

 

Рис.1. Общий объем экспорта в сравнении с объемом экспорта в Турцию

[Fig.1. The total volume of exports in comparison with the exports to Turkey]

 

Рис.2. Общий объем импорта в сравнении с объемом импорта из Турции

[Fig.2. Total imports compared to imports from Turkey]

Несмотря на незначительный товарооборот с Турцией на протяжении 2-ух десятков лет объемы увеличиваются и в 2019 году в общем объеме экспорта России на страны дальнего зарубежья наибольшие объемы пришлись на долю Китая–13,4%, Нидерландов –10,6, Германии – 6,6, Турции – 5,0, Италии – 3,4, Республики Корея – 3,9, Польши – 2,9, США – 3,1, Японии – 2,7, Соединенного Королевства (Великобритании) – 3,1, Финляндии – 2,4, Бельгии – 1,6 и Индии – 1,7%. В импорте преобладали поставки из Китая – 22,2%, Германии – 10,3 США – 5,4, Италии – 4,5, Франции – 3,5, Японии – 3,7, Республики Корея – 3,3, Польши – 2,1, Соединенного Королевства (Великобритании) – 1,7, Нидерландов – 1,6, Финляндии – 1,4, Чехии – 1,5 и Турции – 2,0%.

Общий внешнеторговый дефицит Турции за 2019 год составил 30 млрд.$., где 63 % от общего дефицита приходится только на Россию, что свидетельствует о высокой степени комплиментарности экономик двух стран. Поставленная лидерами стран цель о доведении товарооборота до 100 млрд.$ будет достигнута при более сбалансированной структуре торговли и расширению сфер сотрудничества.

Ключевую роль в увеличении объемов торговли выполняет подписанный 18 сентября 2008 года протокол между Федеральной таможенной службой (далее – ФТС России) и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур в рамках которого функционирует система упрощенного таможенного коридора
(далее – УТК). Взаимное признание уполномоченных экономических операторов (далее – УЭО) позволит ускорить совершение административных процедур связанных с таможенным оформлением, что в свою очередь благоприятно скажется на увеличении товарооборота.   

Для участников внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) особенно важным становятся расчеты при совершении сделок в национальных валютах. В 2019 году из объема торговли между Турцией и Россией в размере около 27 млрд.$., только эквивалентная 467 миллионам долларов расчеты были осуществлены в рублях и турецких лирах. При расчетах в национальных валютах необходимо также структурировать торговые потоки. Увеличение использования национальных валют предотвратит потери из-за курсовой разницы и простимулирует участников ВЭД к двусторонней торговле. Ведение расчетов с контрагентами в национальных валютах имеет ряд преимуществ. Прежде всего это экономия транзакционных издержек при конвертации валют и отсутствие или снижение рисков при колебании курса национальной валюты. Например, при снижении курса валюты одной из стран по отношению к укреплению доллара США расчеты в национальных валютах вести дешевле, а это приводит к обсуждению контрагентов изменения цены контракта. Для упрощения расчетов в национальных валютах необходимо вести операции с банками, через которые контрагенты осуществляют взаиморасчеты. Исходя из корреспондентской возможности банков, предоставляется возможность проводить платежи в свободно конвертируемых валютах, минуя западные страны, что в свою очередь позволяет нивелировать влияние политики и законодательства третьих стран, а также повысить скорость расчетов. Так в рамках двустороннего сотрудничества с Китайской Народной Республикой и Южной Кореи, российские банки имеют прямые корреспондентские счета с банками, что в свою очередь позволяет обеспечить расчеты с данными странами (любыми банками), минуя посредников в США если расчеты производились в долларах США. В таком случае расчеты осуществляются в полном объеме и с более высокой скоростью.   

Энергетическое партнерство России и Турции направлено на реализацию проекта «Турецкий поток» и проекта АЭС «Аккую». В рамках соглашений о купле-продаже газа между Турцией и Россией с 1987 года по настоящее время компанией БОТАШ импортировано около 400 миллиардов м3 природного газа в общей сложности на сумму около 110 миллиардов доллларов. В 2018 и 2019 годах Турцией импортировано природного газа на сумму около 4,2 млрд.долл. США и 4 млрд.долл США соответственно. Объем торговли природным газом снизился ввиду постепенного перехода электростанций на альтернативные виды топлива. Причиной по которой российский газ не пользуется большим спросом возможно является высокая цена за экспортируемый Россией газ. ООО «Газпром экспорт» при диверсификации Турцией импорта стоит рассмотреть возможность снижения цены для дальнейшего укрепления позиции российского газа в Турции.

В конце декабря 2019 года завершен проект «Турецкий поток», в соответствии с которым Турция импортировала по трубопроводу 1,6 миллиарда кубометров природного газа. Как «газовый хаб» Турция в свою очередь импортировала в Европу 1,9 млрд.м3 газа. Другой масштабный проект для Турции и первый в своем роде атомная электростанция «Аккую» планируется к вводу в эксплуатацию в 2023 году когда запустится 1-ый энергоблок. Данный проект подразумевает тесное сотрудничество между российскими и турецкими компаниями от проектной документации до проведения тендеров с участием турецких компаний на предоставление оборудований.

 

Рис.3. Диверсификация объемов импорта газа Турецкой республикой

[Fig.3. Diversification of gas imports by the Republic of Turkey]

 

Сотрудничество в сельскохозяйственной сфере обусловлена с предоставлением экспортных квот российской стороной. Российская Федерация с 1 апреля по 30 июня 2020 года вводила экспортную квоту в размере 7 млн. тонн на пшеницу, меслину, рожь, ячменя и кукурузу. Ежегодный импорт только пшеницу из России в Турцию составляет 7 млн.тонн. Применение квот на экспорт отрицательно влияет на продовольственную безопасность Турции и наносит ущерб турецким компаниям, у которых заключены контракты и установлены обязательства с российскими контрагентами в рамках поставок зерновых культур. Увеличение экспортной квоты позволит нарастить товарооборот и закрепить российских экспортеров на турецком рынке сельхозпродукции. Производители турецкой животноводческой продукции имеют ряд ограничений для экспорта в Россию ввиду обязательного получения разрешения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на осуществление экспортных операций. На настоящий момент разрешения на экспорт ожидают 110 компаний, в т.ч. 9 производителей мясных продуктов, 17 производителей птицеводческой продукции, 26 производителей яиц, 19 производителей рыбной продукции, 5 производителей кормов и 34 производителя молочных продуктов.

Применение квот на томаты также является одной из проблем с которой сталкивается Турецкая сторона. Турция является третьей по величине страной в мире по производству томатов и восьмой по величине страной экспорта томатов. Применение квот на томаты не устанавливается исходя из сезонности и необходимо установить критерии применения данных квот или отменить ввиду наличия противоречия принципу Всемирной торговой организации «страны, пользующейся режимом наибольшего благоприятствования» (MFN-Most Favoured Nation). К концу первого полугодия 2020 года общий экспорт томатов Турции в рамках квоты превысил 190 тысяч тонн.

По итогам заседания Коллегии Евразийского экономического союза, состоявшегося 31 марта 2020 года, принято решение установить с 12 апреля 2020 года до 30 июня 2020 года запрет вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза отдельных видов продовольственных товаров, среди которых – «репчатый лук, чеснок, репа, рожь, рис, гречиха, просо; крупа, мука грубого помола и гранулы из зерна злаков; обрушенное гречневое зерно; готовые пищевые продукты из гречки; соевые бобы дробленые или недробленые и семена подсолнечника дробленые или недробленые». Часть потребности Турции в масличных семенах подсолнечника, производство которых недостаточно для покрытия спроса, удовлетворяются за счет импорта. Россия находится на 2-ом месте среди поставщиков с объемом импорта в 2019 году на сумму 114 миллионов долларов (295 тысяч тонн). Поставка подсолнечного масла для Турции является очень важным продуктом питания для страны.

Заключительной сферой сотрудничества двух стран является транспортное сообщение. В 2019 году между странами было совершено 37596 перевозок, из них 6518 (17,3%) – российскими транспортными средствами и 16356 (38,9%) – турецкими транспортными средствами. Большая часть перевозок между Россией и Турцией, а это 40% от общего объема перевозок в 2019 году осуществляются перевозчиками третьих стран. Поставленная цель лидерами двух стран в доведении товарооборота до 100 млрд. $, может быть достигнута, в том числе благодаря расширению транспортных квот. Существующие квоты недостаточны для Турции ввиду расширения сфер торговли. Одновременно в период пандемии возрастает роль железнодорожного транспорта. Линия Баку-Тбилиси-Карс является важным связующим звеном Евразийского региона. Морской грузопоток также требует более тщательного подхода к выбору места и способов ведения торговли на портах. Функционирующий до недавнего времени порт Геленджик, принимающий большую часть экспорта Турции в Россию, реконструируется, и возникает проблема с местом назначения турецких судов. Порт Новороссийск приоритетным образом принимает контейнерные суда и осуществление регулярных рейсов впоследствии будет осуществляться между определенными и технически готовыми портами, так как например порт Кавказ, созданный как альтернатива порту Геленджик из-за глубины осадки позволяет заходить только небольшим судам, в конечном итоге приводящий к увеличению затрат. Изменение размеров сборов в порту Кавказ позволит сделать альтернативой Геленджику.

В настоящее время, Россия и Турция находятся на этапе формирования рыночной платформы, впоследствии позволяющая закрепить взаимное присутствие экономик двух стран для реализации двусторонних соглашений. Влияние санкций в отношении России вынуждает российских экспортеров находить новые рынки сбыта и Турция практически во всех основных сегментах торговли готова к появлению российской продукции на рынке. Наличие долгосрочных проектов в Турции позволяет России создавать новые формы и направления сотрудничества, в конечном итоге приводящий только к большему товарообороту и формированию нового стратегического партнера в черноморском регионе.

References

1. Federal law "on customs regulation in the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" of 03.08.2018 N 289-FZ (latest edition) http://www.consultant.ru/

2. "Treaty on the Eurasian economic Union" (Signed in Astana on 29.05.2014) (ed. of 15.03.2018) http://www.consultant.ru/

3. The Federal law "about bases of the state regulation of foreign trade activity" of 08.12.2003 N 164-FZ (the last edition) http://www.consultant.ru/

4. Official website of the Federal state statistics service http://www.gks.ru/

5. Official website of the Eurasian economic Commission http://www.eurasiancommission.org/

6. Official website of the Federal customs service http://customs.gov.ru/statistic/

7. Official website of the Ministry of energy https://minenergo.gov.ru/

8. Official website of the Ministry of foreign Affairs of Turkey http://www.mfa.gov.tr/default.en.mfa


Login or Create
* Forgot password?