CONTROL AND REGULATION OF THE ACTIVITIES OF REGIONAL UNIVERSITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article explores the problematic issues of the development of the organization of external and internal control of the activities of universities on the basis of a historical approach to the analysis of the experience of the Soviet school and modern principles. The existing system of training and employment of graduates is not always ideal. The study identified clear problems that do not correspond to the needs of the labor market and trained personnel, including in individual regions, which indicates the need to improve the interaction between universities and employers. The systematization of forms of state regulation in the field of higher education made it possible to clearly imagine the directions of external control turned more to regulating the interaction of the three main groups of stakeholders (stakeholders) of the university: state authorities, students and employers. Research was carried out in order to substantiate the logical model of interaction of university stakeholders, which allows controlling their activities. In the developed model, the main unit regulating and monitoring the interaction of stakeholders is the National Council under the President of the Russian Federation. The interaction of the university and the National Council will make it possible to implement the requirements for the qualifications of graduates in the educational process of their training that meet the modern and future requirements of the labor market. It is proposed by the state authorities to determine indicators for monitoring the effectiveness (effectiveness) of state targeted programs for the employment of university graduates, and the educational institution itself to establish target values of control indicators that need preliminary monitoring. It was recommended that the strategic goals of the regional university be balanced in four aspects of activity (business processes of educational activities and resources, relations with stakeholders, finance, research activities), harmonized not only among themselves, but also in a space-time representation. It is proposed to monitor the implementation of tasks for each aspect of the activity on the basis of developed and presented actual and target values of control indicators of regional universities

Keywords:
university, regional university, control, regulation, educational system, stakeholders, control system, control indicators, control indicators of a regional university, target training
Text
Publication text (PDF): Read Download

Существующие контрольно-надзорные методы и процедуры регулирования деятельности университетов, используемые уполномоченными органами власти, направлены на реализацию государственной политики в области высшего образования и рационального использования бюджетных средств. Государственные органы власти заинтересованы в полном трудоустройстве выпускников вузов и обеспечении хозяйствующих субъектов всех регионов России квалифицированными кадрами в требуемом количестве и качестве. Достижение балансового равновесия между запрашиваемыми рынком специалистами и подготавливаемыми высшими учебными заведениями может быть обеспечено грамотной системой планирования, регулирования и контроля. На высшей школе лежит большая ответственность за подготовку тех специалистов, которые востребованы и способны к конкуренции на рынке трудовых ресурсов. Вузы – связующее звено между школами и работодателями, поэтому деятельность каждого вуза влияет на развитие регионов. Для решения обозначенных проблемных вопросов необходима методическая проработка и подготовка практических рекомендаций по организации внешнего и внутреннего контроля деятельности университетов.

Цель исследования – обоснование логической модели взаимодействия заинтересованных сторон (стейкхолдеров) вузов, позволяющей осуществлять контроль за их деятельностью на основе фактических и целевых значений контрольных индикаторов.

Условия, материалы и методы исследований. Современные вопросы контроля деятельности организаций изучены в трудах Д. Макевициуса [1] и Т.П. Дэнаполи [2], рассматривавших контроль как систему, обращенную на избежание, выявление и исправление ошибок. В работах Р. П. Булыги и соавт. [3, 4] были предложены рекомендации по организации контроля и управления интеллектуальным потенциалом университета, в части взаимоотношений с важной группой стейкхолдеров – профессорско-преподавательским составом, их сохранением и развитием. И. Ф. Ветрова [5] и М. В. Мельник [6] расширили инструментарий контроля и аудита, в том числе аудита человеческого капитала [5], предложив авторские методы его проведения. В деятельности вузов человеческий капитал – один из основных ресурсов, поэтому предложения авторов особенно ценны для применения в выбранных для исследования объектах хозяйствования. В трудах К.Ю. Бурцевой [7, 8] представлены как методические и организационные особенности

внешнего контроля деятельности университета, так и практические вопросы внутреннего контроля, послужившие базой для обоснования логической модели взаимодействия стейкхолдеров.

Важным методом контроля в высшей школе должна оставаться целевая подготовка кадров. На сегодняшний день существует определенная система госзаказа, когда вузу выдается задание на подготовку необходимых специалистов. Однако она не идеальна, поскольку принимаемые решения о размещении государственного задания порой не имеют достаточного обоснования. В связи с этим возникает дефицит специалистов одной профессии и перенасыщение другими, часть выпускников остается не востребованной на рынке труда.

В исследовании применяли теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез, доказательство, логический метод, системный подход, классификация. Информационная база исследования включала научные труды отечественных и зарубежных авторов в области внутреннего и внешнего контроля и регулирования деятельности университетов.

В процессе достижения поставленной цели были рассмотрены вопросы государственного регулирования сферы высшего образования Советского Союза.

Анализ и обсуждение результатов исследований. Изучая опыт развития советской высшей школы в контексте обсуждаемой проблемы, нельзя не вспомнить о ее жесткой централизации и построении на формировании государственных заказов. Целевая подготовка в СССР возникла в 1930-е гг., когда начали готовить агрономов по направлениям из колхозов. Вскоре эту практику переняли промышленные предприятия при подготовке инженеров. Позже опыт распространили на подготовку специалистов для союзных республик. В 1970-е гг. целевая подготовка начала меняться, обеспечивая доступ к высшему образованию представителей тех слоев общества, которые не могли пройти в вуз на общих основаниях [9].

Наиболее массовые исследования по проблемам контроля деятельности высшего образования в СССР начали проводить в 1960-х гг. В.П. Елютин писал, что в 1988 г. Всесоюзным съездом работников народного хозяйства были предприняты попытки улучшить руководство системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с расширением демократических начал в управлении деятельностью высших школ и их контроля. Так, появились учебно-методические объединения вузов, которые могли вносить корректировки в учебные планы и программы. При этом сохранялась строгая централизация в отношениях государство – высшая школа, были введены обязательные анкеты оценки качества проводимых преподавателем занятий [9].

Организация учебного процесса замыкалась на стратегии, подготовленной центральным руководством, утверждавшим учебные планы и программы, определявшим содержание документов на уровне лекций. Участие студентов, как заинтересованных лиц, в ряде случаев могло сводиться к единому мнению секретаря комитета ВЛКСМ. В образовательных планах сохранялась практика идеологического диктата. Это приводило к ряду негативных последствий, в частности, отсутствию знаний и возможностей для получения международной практики, что ограничивало свободу личностного саморазвития.

В то же время благодаря грамотному планированию государственных заказов на специалистов различных профессий в 80-е годы их выпуск приблизился к потребностям экономики [9].  При этом общее число вузов в 1980–81 г. составляло 494 шт., а студентов – 3045,7 тыс. чел. [10].

В Российской Федерации государственный заказ на кадры получил новое развитие с принятием постановления Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» [11]. Образовательные учреждения должны были отчитываться о результатах целевой подготовки по статистическим формам 2-НК и 3-НК. В соответствии с этим постановлением был разработан типовой контракт между работодателем и студентом.

На современном этапе развития необходимость решения проблемы подготовки кадров по государственному заказу вызвала проведение глобальной реформы систем высшего образования во многих странах мира. Большинство государств Европы, в том числе Россия, разработали основы контроля качества и оценки деятельности вузов. Следствием чего стало принятие и внедрение системы мониторинга Министерства образования и науки РФ. В рамках проводимой реформы осуществлялась реструктуризация вузов, направленная на их укрепление и укрупнение, путем объединения.

С недавнего времени ведется активная перестройка системы образования, создается Национальная система квалификаций. Указом Президента РФ от 18.12.2016 № 676 [12] создан Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Его деятельность предусматривает решение следующих задач:

мониторинг рынка труда с целью удовлетворения его потребностей в профессиональном образовании и квалификациях;

разработка и обновление квалификационных требований и профессиональных стандартов;

экспертиза ФГОС на их соответствие профессиональным стандартам, а также разработка предложений по их совершенствованию;

профессиональная и общественная аккредитация профессиональных образовательных программ;

независимая оценка квалификаций работников и лиц, претендующих на трудовую деятельность определенного вида.

Вопрос воспроизводства и обеспечения кадрами регионов – основополагающий как для поддержания устойчивой и эффективной работы компаний, так и для государства в целом. Явные проблемы с соответствием потребностей рынка труда и подготовленных кадров, в том числе в отдельных регионах, свидетельствуют о необходимости совершенствования модели контроля взаимодействия университетов и работодателей.

Очевидно, что сегодня российское образование активно перестраивается под текущие запросы рынка труда и компетенции, определяемые профессиональными стандартами, в то же время практическая реализация обучающимися полученных в вузе знаний пока недостаточна. Требуется нацеленность на применение вузовского «багажа знаний» на практике для удовлетворения потребностей работодателей в высококвалифицированных работниках.

Систематизация форм государственного регулирования сферы высшего образования позволяет наглядно представить направления внешнего контроля, обращённые в большей мере на регулирование взаимодействия трех основных групп стейкхолдеров университета: государственные органы власти, обучающиеся и работодатели.

С учетом проблемных вопросов изучаемой области предложена логическая модель взаимодействия стейкхолдеров вузов (государственные органы власти, обучающиеся и работодатели), позволяющая осуществлять контроль их деятельности (рис. 1). Основной орган, регулирующий и осуществляющий контроль взаимодействия стейкхолдеров, согласно этой модели – Национальный совет при Президенте РФ. Взаимодействие университета и Национального совета позволит осуществить имплементацию требований к квалификациям в учебные процессы подготовки выпускников, соответствующих современным и будущим требованиям рынка труда.

В рамках представленной модели, формами взаимодействия университетов с обучающимися должны быть следующие:

учебно-методические – деятельность по обновлению и адаптации профильного обучения; активизация практикоориентированных подходов, в соответствии с квалификационными требованиями и профессиональными стандартами;

научно-методические – работа кружков на базе вузов; проведение олимпиад и научно-практических конференций совместно с работодателями;

профориентационные – развитие внутрисистемных связей через пропаганду профессий; информирование о спросе и предложении на рынке труда; информирование о правилах приема, обеспечение работы подготовительных курсов.

Формы взаимодействия университетов с хозяйствующими субъектами (работодателями) должны быть следующими:

научно и консультационное сотрудничество – управленческий консалтинг, совместная организация конференций и олимпиад, совместная разработка образовательных программ;

внутригрупповая система трудоустройства выпускников (совместные центры, независимые организации, мониторинг выпускников,

текущих и перспективных работодателей);

целевая подготовка специалистов;

организация учебных стажировок, включение студентов в производственный процесс (организация экскурсий, подготовка дипломных проектов).

В рамках взаимодействия стейкхолдеров вузов, согласно логической модели, также предполагается развитие национальной системы квалификаций, которое должно осуществляться через вовлечение студентов в процессы независимой оценки еще на стадии обучения в университете. Это возможно только при непосредственном контакте студентов и Национального совета.

Критериями контроля интеграционного взаимодействия могут быть, например, количество долгосрочных трехсторонних договоров о сотрудничестве, аккредитованные профессиональные образовательные программы, максимальное трудоустройство выпускников, повышение качества образования, устанавливаемое независимой оценкой квалификаций и др.

Необходимо учитывать существующие объединения и организации, работающие в направлении улучшения качества подготовки и трудоустройства выпускников: организации работодателей (Опора России, Деловая Россия), региональные объединения работодателей, центры подготовки кадров, государственные Центры оценки и сертификации квалификаций, центры содействия трудоустройства в вузах (Старт-карьера, Управление планирования и развития карьеры Финансового университета при правительстве РФ).

Этапы формирования государственного заказа на подготовку кадров должны быть следующими:

определение прогнозной потребности предприятий в специалистах;

определение государственного задания на подготовку кадров на краткосрочную (1 год), среднесрочную (3…5 лет) и долгосрочную перспективу (5…10 лет);

определение заказа государства на подготовку кадров;

определение условий закрепления специалистов за предприятиями.

Таким образом, интеграционная система государственного заказа включает в себя:

систему прогнозирования потребностей в кадрах по профилям;

систему мониторинга рынка труда;

систему квотирования мест под государственный заказ;

систему отбора претендентов.

Государственными органами власти могут быть определены показатели контроля результативности (эффективности) государственных целевых программ по трудоустройству выпускников вузов. Самим же образовательным учреждением должны быть установлены целевые значения контрольных индикаторов, нуждающихся в предварительном мониторинге.

Индикаторы деятельности, требующие предварительного контроля, определяются стратегией университета, в которой также излагается миссия, видение, стратегические цели и задачи. Долгосрочное планирование деятельности должно осуществляться на результатах анализа макроэкономической оценки окружения, изменений и возможностей, а также способностей и ресурсов самого вуза.

Стратегические направления, по которым должна происходить реализация миссии современного триединого университета – образовательная; научно-исследовательская и коммерческая деятельность. Поэтому стратегические цели рекомендовано сбалансировать по следующим аспектам.

Бизнес-процессы образовательной деятельности и ресурсы:

модернизация программ подготовки в соответствии с запросами региона;

внедрение практико-ориентированных образовательных программ;

использование передовых технологий в образовательном процессе;

интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности;

обновление материально-технической базы.

Взаимоотношения со стейкхолдерами:

 

привлечение талантливых абитуриентов;

долгосрочное сотрудничество со стратегическими партнерами в бизнесе и власти региона;

сохранение и развитие кадров;

комплексное взаимодействие с вузами.

Финансы:

привлечение бюджетного финансирования на грантовой основе;

коммерциализации исследований и технологий.

Научно-исследовательская деятельность:

развитие фундаментальных и прикладных исследований;

наращивание инновационного потенциала;

формирование научно-образовательных кластеров.

Перечисленные стратегические аспекты необходимо гармонизировать и в пространственно-временном представлении (рисунок 2), так как ретроспективные финансовые показатели характеризуют прошлую деловую активность вуза, в настоящем она направлена на осуществление образовательной деятельности и

взаимодействия со стейкхолдерами, будущее вуза гарантируют его научные исследования и достижения.

Стратегические задачи более детально конкретизируют поставленные цели, а их количество может определяться в зависимости от степени детализации. Каждой из поставленных задач экспертным путем может быть присвоена степень значимости по пятибалльной шкале. Для их решения следует определить механизмы и перечень планируемых мероприятий.

Контрольные показатели должны выступать индикаторами стратегического развития регионального вуза. Их количественное выражение характеризует степень достижения целей по выбранным направлениям долгосрочного развития. Число контрольных индикаторов следует ограничить 15…20 ед., то есть по 4…5 ед. по каждому ранее упомянутому стратегическому аспекту (см. табл.). 

В рамках аспекта «бизнес-процессы образовательной деятельности и ресурсы» контрольным индикатором определена доля образовательных программ с электронным контентом (%), которая в современных реалиях массового перехода на дистанционное обучение к 2030 г. должна утроиться, а в случае дальнейших ограничений, связанных с пандемией, возрасти до 100 %.

Процессы глобализации, информатизации и возрастающей международной конкуренции определяют актуальность такого контрольного показателя, как доля иностранных студентов (%) и необходимость его устойчивого роста.

Обоснованная ранее необходимость целевой подготовки может быть проконтролирована путем сопоставимого анализа плановых и фактических значений показателей: число обучающихся по программе целевой подготовки; число кафедр с участием потенциальных работодателей; доля совместных образовательных программ с работодателями; процент работодателей, удовлетворенных качеством подготовки выпускников.

Косвенный контроль качества подготовки выпускников и степени их удовлетворенности возможен по результатам анализа их средней заработной платы в первый год и доли трудоустроенных выпускников в течение года после окончания вуза. Удовлетворенность профессорско-преподавательского состава напрямую зависит от размеров средней заработной платы в отношении к средней зарплате в регионе. В динамике показатели, связанные с вознаграждением за труд, должны увеличиваться с учетом инфляции.

Снижение бюджетного финансирования вузов стимулирует их к привлечению дополнительных средств по всем направлениям деятельности. Контроль увеличения доходов может быть осуществлен путем мониторинга динамики роста таких показателей, как доходы университета от образовательной деятельности; доходы от НИР; объем финансирования, полученного из государственных фондов научной деятельности; доходы по выполненным заказам предприятий; эндаумент фонд (целевого капитала).

Контроль показателей аспекта «научно-исследовательская деятельность» должен гарантировать вузу будущее функционирование на основе своевременного формирования научного задела: выигранные гранты; объекты интеллектуальной собственности; проекты, получивших поддержку бизнеса и власти региона и др.

Выводы. Одним из направлений решения проблемы не соответствия подготовки кадров высшей квалификации потребностям рынка труда может быть совершенствование модели взаимодействия стейкхолдеров вуза, оптимизация системы формирования заказа государства на подготовку специалистов на основе существующего положительного опыта СССР, а также систем внешнего и внутреннего контроля деятельности образовательных учреждений.

В исследовании предложена и обоснована логическая модель взаимодействия стейкхолдеров вузов, согласно которой основным органом, регулирующим и осуществляющим контроль, будет Национальный совет при Президенте РФ. Его комплексная деятельность позволит осуществлять подготовку кадров необходимого качества в требуемом количестве. Стратегические цели вуза целесообразно сбалансировать по четырем аспектам деятельности, гармонизированным между собой и в пространственно-временном представлении – это бизнес-процессы и ресурсы, взаимоотношения со стейкхолдерами, финансы, научно-исследовательская деятельность. Контроль исполнения задач по каждому из указанных аспектов можно осуществлять с использованием разработанных и представленных фактических и целевых значений контрольных индикаторов вузов.

 

References

1. Mackevičius J. Auditas: teorija, praktika, perspektyvos. Monografija. Vilnius: PĮ "Lietuvos mokslas", 2001. 837 p.

2. Dinapoli T. P. Standards for Internal Control [Elektronnyy resurs] URL: https://www.osc.state.ny.us/files/state-agencies/guidance/pdf/agencies-ictf-docs-int-control-stds.pdf (data obrascheniya: 20.11.2020)

3. Bulyga R. P. Metodologicheskie problemy ucheta, analiza i audita intellektual'nogo kapitala: monografiya. M.: Finansovaya akademiya pri Pravitel'stve RF, 2005. 426 s.

4. Ocenka, kontrol' i upravlenie intellektual'nym potencialom issledovatel'skogo universiteta: monografiya / pod red. M. A. Eskindarova, R. P. Bulygi. Yoshkar-Ola: STRING, 2011. 226 s.

5. Vetrova I. F. Audit chelovecheskogo kapitala // Auditor. 2012. № 7. S. 86-89

6. Mel'nik M.V. Reviziya i kontrol': uchebnoe posobie. M.: ID FBK-PRESS, 2003. 520 s.

7. Burceva K.Yu. Metodicheskie i organizacionnye osobennosti vneshnego kontrolya deyatel'nosti universiteta / Audit i finansovyy analiz. 2018. № 1. S. 24-28

8. Burceva K.Yu. Vnutrenniy kontrol' deyatel'nosti vuza: opredelenie, suschnost', soderzhanie // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4 (30). S. 76-79.

9. Elyutin V.P. Vysshaya shkola obschestva razvitogo socializma. M.: Vyssh. Shkola, 1980. 560 s.

10. Kostyuchenko A. P. Statisticheskiy analiz osnovnyh pokazateley sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii // Molodoy uchenyy. 2017. №22. S. 172-176.

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 sentyabrya 1995 g. N 942 «O celevoy kontraktnoy podgotovke specialistov s vysshim i srednim professional'nym obrazovaniem» [Elektronnyy resurs] URL: https://base.garant.ru/104876/ (data obrascheniya: 20.11.2020)

12. Ukaz Prezidenta RF ot 18 dekabrya 2016 g. № 676 «O vnesenii izmeneniy v Polozhenie o Nacional'nom sovete pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po professional'nym kvalifikaciyam i v sostav etogo Soveta, utverzhdennye Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 16 aprelya 2014 g. № 249» [Elektronnyy resurs] URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71466820/ (data obrascheniya: 20.11.2020)

Login or Create
* Forgot password?