from 01.01.2019 to 01.01.2020
Kazan', Russian Federation
from 01.01.2020 until now
Kazan State Energy University
from 01.01.2020 until now
Russian Federation
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
VAC 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
VAC 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
VAC 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
VAC 08.00.14 Мировая экономика
UDK 33 Экономика. Экономические науки
GRNTI 06.39 Наука управления экономикой
OKSO 38.04.01 Экономика
OKSO 38.04.04 Государственное и муниципальное управление
BBK 6505 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ
BISAC BUS069000 Economics / General
In the new conditions of the spread of COVID-19, organizations of the non-governmental sector face, on the one hand, new challenges and changes in the conditions of functioning and activities, in general. On the other hand, the conditions of the crisis create new problems for socially vulnerable segments of the population, which gives rise to new objects and requires diversification of the practices of NPOs in the provision of social services. The purpose of the study is a description of the practices of non-profit organizations in the service sector of the Republic of Tatarstan in the context of COVID-19. Research methods. At the stage of collecting information - the method of secondary analysis of cabinet information; method of a written request from the SO NPO of the RT for a description of the daily practices of NPOs in terms of the pandemic in providing services by categories of recipients of NPOs in quantitative estimates. Information processing and analysis have been carried out by the method of: descriptive modeling; summary according to the method of classifying services by forms and categories of recipients. Research results. First, it was revealed: that in the Republic of Tatarstan under the "crisis of 2020" circumstances, like in the Russian Federation as a whole, the tendency of consolidation of public efforts and the third sector, which culminated in the formation of a public movement, is spreading, but the consolidation process did not finalize in the practice of forming coalitions of NPOs, which is typical for other subjects of the Russian Federation. Second, the peculiarities of the implementation of everyday practices of NPOs in a pandemic, conditioned by the characteristics of the areas of activity - maintaining the current activities of NPOs in a pandemic, providing NPO services for NPOs, providing “thematic pandemic” NPO services (food, healthcare services, etc.) etc.). Third, the implementation of anti-crisis support measures for NPOs of the federal government in the Republic of Tatarstan is complemented by regional measures to support SO NPOs, which fits into the concept of an utilitarian-economic approach to the positioning of NPOs.
non-profit organizations in the service sector, government support for SO NPOs, infrastructure of the non-profit sector, COVID-19
Введение
Начиная с 2010 года в последнее десятилетие имманентным трендом регионального развития Республики Татарстан выступает формирование некоммерческого сектора. Так, в 2011 году произошел переход от адресной поддержки некоммерческих организаций на программное управление. Обозначен уполномоченный орган по поддержке деятельности некоммерческих организаций – Министерство экономики Республики Татарстан [1]. Существенно были расширены грантовые направления поддержки в соответствие со статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7 «О некоммерческих организациях». В соответствие с федеральной повесткой Правительством Республики Татарстан принимаются меры по обеспечению доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и внедрения конкурентных способов оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере [2]. С 2017 года выстраивается деятельность межмуниципальных ресурсных центров поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [3].
Однако кризис 2020 года, вызванный объявленной ВОЗ пандемией коронавирусной инфекции, стал причиной резкого снижения сокращения размеров выделяемых бюджетных средств на меры государственной поддержки в РТ. В частности, произошла существенная оптимизация статей расходов бюджета Республики Татарстан, включая и объемы государственной финансовой поддержки, предоставленной социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО) на конкурсной основе, в частности гранты в форме субсидии [4]. Так, если по итогам 2019 года: объем государственной финансовой поддержки, предоставленной социально ориентированным некоммерческим организациям на конкурсной основе, в том числе грантов в форме субсидии, составил 163 807,76 тыс. рублей; согласно сведениям из Республиканского реестра социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки всего получателями данной поддержки стали 383 СО НКО; из этих средств около 100 млн. рублей были разыграны в рамках 11 республиканских конкурсов, операторами которых являлись 7 министерств (по результатам данных конкурсов были признаны победителями 290 организаций из числа НКО).
В 2020 году проведение 8 конкурсов было приостановлено. По состоянию на 1 июля 2020 года планировалось провести 3 узконаправленных конкурса на сумму 3,2 млн. рублей (в 2019 году по результатам данных конкурсов победителями были признаны 9 НКО).
Кроме того, в связи с резким ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки в Российской Федерации с апреля 2020 года была приостановлена деятельность большинства социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан.
Ответной реакцией на сложившиеся условии пандемии стала акция взаимопомощи, направленная на поддержку уязвимых групп населения, - #МыВместе, реализуемая Общегражданским народным фронтом (ОНФ), в которую активно вовлеклись многие субъекты РФ.
Таким образом, в ситуации «кризиса 2020» в РТ, с одной стороны, НКО столкнулись с новыми вызовами и изменениями условий функционирования, в целом, деятельности. С другой стороны, условия кризиса формируют новые проблемы для социально уязвимых слоев населения, что порождает новые объекты и требует диверсификации практик деятельности НКО в предоставлении социальных услуг.
Как меняется деятельность НКО РТ в условиях кризиса 2020? Какие практики предоставления социальных услуг получают распространение в деятельности НКО РТ в новых условиях? Формируются ли организационные механизмы (региональные акции НКО) по поддержке населения в субъектах РФ, в частности в РТ? Это вопросы острые и дискуссионные, требующие ответов, обусловившие актуальность темы исследования, выбор методов и постановку цели.
Цель исследования – описание практик деятельности некоммерческих организаций сферы услуг в РТ в условиях COVID-19.
Цель исследования конкретизируется в постановке следующих задач.
- Выделить и описать тенденции деятельности НКО сферы услуг в РТ в условия пандемии, приведя характеристику видов услуг и направлений деятельности НКО.
- Обобщить меры господдержки СО НКО на субфедеральном уровне в РТ в условиях пандемии.
Обзор литературы
В теоретическом обосновании деятельности НКО сферы услуг выделяются следующие подходы, которые разработаны в зарубежной и отечественной науках, были обобщены и описаны авторами ранее [5,6].
Во-первых, это традиционный, или классический, подход в рамках которого НКО следует имманентной миссии – предоставления услуг населению на безвозмездной основе (без оплаты). «Получение платы от населения за предоставляемые услуги переводит НКО в разряд квази-НКО – предприятия с миссией, маскирующейся под НКО» [7].
Во-вторых, с новым этапом развития социальной и солидарной экономики [8] деятельность НКО все чаще рассматривается как ресурс развития современной экономики и социальной сферы, направленный на удовлетворение потребностей как населения, так и территорий. Это дает основание для выделения утилитарно-экономического подхода к позиционированию НКО. Обратим внимание, что теоретическая парадигма социальной и солидарной экономики, выступающая методологическим обоснованием утилитарно-экономического подхода к деятельности НКО получает распространение в странах ЕС. В американской традиции в этом контексте предлагается концепция экономики непрямого государственного управления [9]. Как уже нами указано ранее [10] одним их инструментов реализации непрямого государственного управления выступает механизм межсекторного социального партнерства, которое, в свою очередь, по субъектным взаимодействиям с НКО формируется различными видами партнерств, в частности: общественно-государственным (НКО-государство), общественно-индивидуальным (НКО-граждане), общественно-частным (НКО -бизнес).
Методологическое обоснование. Общественно-государственное партнерство получает в рамках инфраструктурного подхода к деятельности НКО – это третий подход. Так, в деятельности НКО реализуется инфраструктурная функция, заключающаяся, с одной стороны, в «производстве неизмеряемого выпуска» (unmeasured output) – создания дополнительных рабочих мест при осуществлении деятельности НКО; возвращения трудовой активности в ходе реабилитации, социальной адаптации инвалидов. С другой стороны, формирование инфраструктуры для деятельности коммерческих компаний-поставщиков. Например, в зарубежной практике организации предоставления услуг паллиативной медицины при хосписах действуют коммерческие компании – поставщики сервисных услуг (уборка и раздача питания) и др. Вместе с тем НКО выступают объектом инфраструктурной поддержки государства. Инфраструктурная поддержка СО НКО в РФ позиционируется нами как компонент государственной поддержки некоммерческих организаций. Целью инфраструктурной поддержки СО НКО государством является организация и координация, обеспечение за счет концентрации различных ресурсов деятельности организаций некоммерческого сектора поставщиков социальных услуг. Общеизвестно, что в кризисных условиях для поддержки деятельности НКО государство активизирует инфраструктурную поддержку.
Ранее автором проводилось исследование новых вызовов и угроз НКО, создающих риски для устойчивости и выживания третьего сектора РФ, включая экспертные оценки федеральных мер антикризисной государственной поддержки НКО в условиях «кризиса 2020», результаты которого показали [11]:
- развитие в «кризис 2020» практик внутрисекторальной консолидации, проявляющейся в создании коалиций НКО (г. Москва), а также усиления взаимодействий с бизнесом и грантодателями;
- направления антикризисных мер государственной поддержки НКО в РФ имеют схожий вектор с зарубежными странами, в частности - безвозвратные целевые единоразовые выплаты, льготные кредиты и ссуды, софинансирование заработной платы сотрудников, отправленных в отпуск в связи с коронавирусом, отмена налоговых платежей по НДС, налогу на имущество, введение отсрочки на предоставление отчетности и административных регламентов;
- дивергенцию экспертных оценок по позиционированию государственной поддержки некоммерческого сектора: от этатистских ожиданий до сомнений в действенности мер государственной поддержки;
- общность мнений позиционирования кризиса как периода перемен и изменений некоммерческого сектора.
Методы и этапы исследования. Цель и задачи исследования обусловили этапы его проведения и выбор методов исследования.
На первом этапе исследования осуществлялся сбор информации:
- методом вторичного анализа кабинетной информации: по деятельности общественного движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!», по мерам государственной поддержки на субфедеральном уровне РТ;
- методом письменного запроса СО НКО РТ на описание в условия пандемии повседневных практик НКО по предоставлению услуг по категориям получателей НКО в количественных оценках. На запросы были получены письменные ответы, которые выступили кейсами конкретных НКО РТ. Запросы отправлялись активным региональным СО НКО из реестра. Временной горизонт этапа март – август 2020 года;
На втором этапе проведена обработка и анализ информации: методом дескриптивного моделирования описана организационная модель консолидации общественных инициатив в РТ; полученных ответов НКО РТ способом сводки по методу классификации услуг по видовому составу и категориям получателей; методом обобщения выделены мер поддержки НКО в РТ. Временной горизонт этапа сентябрь 2020 года.
В представлении результатов исследования используют методы визуализации в форме таблиц.
Результаты исследования
В условиях режим «самоизоляции» в РТ как и, в целом, в РФ, помимо существенного роста нагрузки на государственные социальные учреждения возросла актуальность деятельности организаций некоммерческого сектора по предоставлению социальных услуг, что соответствует классическому (традиционному) подходу, обозначенному выше.
Обобщая практики НКО РТ в период пандемии нами выделено две тенденции в деятельности организаций третьего сектора.
Первая тенденция, порожденная кризисной ситуацией 2020 года - консолидация общественных усилий и третьего сектора в формировании регионального общественного движения РТ. Так, по аналогии с акцией взаимопомощи #МыВместе, реализуемой Общегражданским народным фронтом (ОНФ), в Республике Татарстан в конце апреля 2020 г. инициативная группа представителей некоммерческого сектора заявила о создании республиканского движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!», объединяющего общественных инициатив стейкхолдеров, направленных на широкий спектр мер поддержки населения: социальную помощь незащищенным слоям, добровольчество, благотворительную помощь предприятий и бизнеса, работу общественных некоммерческих организаций и отдельных активистов, взаимовыручку и добрососедскую помощь. Инициаторами движения выступили руководители общественных организаций и волонтерских движений, социально-ответственных предприятий, бизнесмены, активно проявившие себя в оказании различных видов помощи населению. Данная инициатива представителей некоммерческого сектора получила поддержку Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова.
Движение «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!» стало своеобразным барометром социального и эмоционального климата в обществе, вместе с тем в его деятельности была сформирована организационная модель консолидации общественных региональных инициатив, включающая такие структурно-функциональные элементы как: штаб социальной поддержки, «информационно-ресурсный центр добровольчества», онлайн-платформу, республиканскую площадку «Карта инициатив». Функциональная характеристика структурных элементов организационной модели консолидации общественных региональных инициатив приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Характеристика структурных элементов организационной модели консолидации общественных региональных инициатив в кейсе движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!»*
Структурный элемент |
Описание функций |
Штаб социальной поддержки, образован активом движения |
Организация эффективной деятельности движения. Штаб выступает от имени движения, обеспечивает обратную связь о необходимых мерах поддержки, привлекает к работе движения новых участников, спонсоров и благотворителей |
АНО «Информационно-ресурсный центр добровольчества Республики Татарстан» |
Ресурсное обеспечение деятельности республиканского движения «Помощь рядом!» |
Онлайн-платформа помощьрядом16.рф |
Вовлечение жителей в добровольчество на основе системы социальных баллов |
Республиканская площадка «Карта инициатив» |
Реализация технически системы набора волонтеров, партнеров и формирование муниципальных штабов движения |
*Разработка авторов
Движение «Ярдәм янәшә! Помощь рядом!» объединило более 10 тысяч неравнодушных жителей республики – предпринимателей, банкиров, юристов, спортсменов, представителей сферы культуры, общественных деятелей и волонтеров. Штаб движения объединил представителей 21 авторитетных НКО республики. Штабы движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!» были созданы во всех 45 муниципальных образованиях республики.
Обращает внимание, что в Республике Татарстан в условиях «кризиса 2020», как и в целом в РФ, наблюдается консолидация общественных усилий и третьего сектора в формировании общественного движения, однако консолидация оформилась в образование коалиций НКО в практиках некоторых субъектах РФ, в частности г. Москве [12].
Количественная оценка деятельности общественного регионального движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!» в контексте видового состава услуг приведена в таблице 2.
Таблица 2.
Характеристика деятельности общественного регионального движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!» по видам услуг и получателям*
Виды услуги |
Категория получателей |
Количественное значение |
Предоставление продуктовых наборов (чел.) |
Дети из малообеспеченных семей, одинокие пенсионеры с доходом ниже прожиточного минимума, дети самозанятых и индивидуальных предпринимателей, занятых в наиболее пострадавших отраслях (здравоохранение и др) |
52000 |
Предоставление горячих обедов и ифтар-наборов (шт.) |
Все нуждающиеся |
194 000 |
Предоставление ночлега (чел) |
Лица БОМЖ |
2106 |
Удаленные юридические и психологические консультации (шт) |
По обращаемости – население РТ |
4000 |
*Разработка авторов
Оценка деятельности общественного регионального движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!» по видам услуг, категориям получателей (табл.2) показывает, что в РТ наличествуют набор направлений помощи идентичный акции взаимопомощи #МыВместе.
Вторая тенденция - особенности реализации повседневных практик НКО в условиях пандемии, обусловленные характеристиками направлений деятельности, выявленных нами в обобщении кейсов конкретных НКО РТ, результаты которого представлены в табл.3.
Таблица 3.
Описание деятельности НКО сферы услуг РТ в условиях пандемии *
Направление деятельности |
Название НКО |
Описание практики |
Поддержание текущей деятельности НКО в условиях пандемии |
РОО РТ «Юридическая клиника» |
Проведено более 30 устных консультаций, 5 приёмов, 4 заявления были направлены в суд. На попечении организации находится 4 многодетных семьи-мигрантов. |
Ресурсный центр поддержки родительства «Егоза» |
Проведено 254 консультации по методическим, педагогическим, психологическим и иным вопросам для родителей несовершеннолетних детей |
|
Фонд им. Анжелы Вавиловой |
Продолжает работать в штатном режиме с соблюдением всех мер санитарно-эпидемиологической безопасности при оказании помощи. В стационаре удалось сохранить прежний объем оказываемой паллиативной помощи. |
|
Общественная организация «Зоозабота» |
На попечении 52 собаки и в кошачьем отделении находится 10 кошек-инвалидов. На передержке находятся 63 собаки и 22 кошки |
|
Ассоциации юристов России |
108 консультаций по юридическим вопросам |
|
Предоставление услуги НКО для НКО |
Межмуниципальные ресурсные центры поддержки СО НКО |
Инфраструктурная поддержка: консультирование и сопровождение местных некоммерческих организаций на этапе подготовки документов на конкурсы по привлечению субсидий и грантов |
Предоставление услуг в сфере здравоохранения |
ТРО ВОД «Волонтеры-медики» |
500 студентов КГМУ, КМК помогают в медицинских организациях: РКБ, ГКБ № 7, поликлиники г. Казань (Функционал волонтеров: проведение термометрии, помощь медицинскому персоналу в смотровых и реанимациях, где нет Covid19) |
Компания «Барс Спорт» |
Пошив средств индивидуальной защиты и передача их в медицинские организации и волонтерам некоммерческих организаций |
|
Хоккейный клуб «Ак Барс» |
Фанаты «Ак Барса» – сшили и передали штабу волонтеров 1 000 медицинских масок |
|
АНО «Добрая Казань» |
Присоединились к проекту @help.yandex. Это благотворительная инициатива Яндекса для помощи медицинским, социальным службам и некоммерческим организациям |
|
РОО РТ «Под крылом семьи» |
Пошив масок, медицинских костюмов для безвозмездной передачи нуждающимся |
|
Предоставление продуктовых наборов и обедов |
Хоккейный клуб «Ак Барс» |
Игроки ХК «Ак Барс» – Данис Зарипов, Кирилл Петров, Альберт Яруллин, Дмитрий Юдин – занимались развозом продуктовых наборов нуждающимся. |
Компания «Казань Экспресс» |
Раздача продуктовых «Коробок добра» нуждающимся пенсионерам по спискам районных отделов соцзащиты: 6 551 продуктовых наборов (г. Казань – 3 720, г. Набережные Челны – 1620, г. Альметьевск – 911, г. Нижнекамск – 300) |
|
Благотворительный фонд «АК БАРС СОЗИДАНИЕ» |
Поддержали продуктовыми наборами 134 одиноких пожилых граждан Казани, чей доход ниже прожиточного минимума; 65 пожилых опекунов, воспитывающих несовершеннолетних детей в г. Казани; вручено более 1 тыс. праздничных наборов и поздравлений ветеранам ВОВ |
|
Волонтеры Победы Татарстана |
Помогли в распределении и разгрузке более 4 400 наборов продуктов, поступивших для медиков |
|
Движение «Молодежка ОНФ» РТ |
Ежедневная работа по обработке заявок на необходимые продукты и лекарства. Отработана 2 801 заявка и более 2 500 волонтеров осуществляют деятельность по всей республике. |
|
Духовное управление мусульман РТ |
Проводят Республиканский ифтар, который реализуется в режиме «с доставкой на дом». Акцией за месяц охвачено до 30 тысяч человек. |
|
Фонд «Ярдэм» |
Социальный проект «Дорога жизни» бесплатное горячее питание для незрячих, глухих, колясочники, людей с диагнозом ДЦП, одиноких пенсионеров, малоимущих, многодетных, независимо от их конфессиональной и национальной принадлежности |
|
Православный Центр защиты семьи, материнства и детства «Умиление» |
Акции «Пандемия добра – Казань» 166 семей: беременные и семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации (740 человека, из которых 504 – дети) получили продуктовые наборы, детское питание, средства гигиены и бытовую химию. |
|
Благотворительный фонд «БлагоДарение» |
123 подарочных продуктовых наборов ветеранам и вдовам, умерших (погибших) ветеранов, в Бавлинском (45 наборов), Бугульминском (37 наборов) и Ютазинском районе (41 набор) |
*Разработка авторов
Таким образом, особенности реализации повседневных практик НКО в условиях пандемии выделяются: во-первых, в поддержании текущей деятельности НКО в условиях пандемии (закрытие НКО привело бы к свертыванию функции непроизводственного выпуска и социальной напряженности); во-вторых, в деятельности НКО для НКО (инфраструктурный подход); в третьих, в активизации деятельности по предоставлению некоммерческими организациями «тематических пандемии услуг» (продуктов питания, услуги в сфере здравоохранения и т.д.) целевым группам – медикам, пожилым людям, ветеранам ВОВ и т.д. Как видно, на практике в предоставлении услуг НКО находит реализацию классический подход к деятельности НКО, а в деятельности межмуниципальных ресурсных центров поддержки СО НКО воплощается инфраструктурный подход.
В развитии общественно-государственного партнерства в реализации инфраструктурного подхода в РТ в контексте взаимодействий государства и НКО, придерживаясь федерального тренда введения в РФ антикризисных мер поддержки НКО в сентябре 2020 года Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым было принято решение о возобновлении проведения в 2020 году двух региональных конкурсов:
– на получение грантов Кабинета Министров РТ для НКО, участвующих в реализации социально значимых проектов (грантовый фонд конкурса составляет 20 млн. рублей),
– на предоставление грантов детским и молодежным общественным объединениям РТ (грантовый фонд – 17,5 млн. рублей).
Проведение данных конкурсов позволят нивелировать падение региональных показателей и повысить шансы субъекта Российской Федерации на получение дополнительной субсидии по результатам конкурса Фонда президентских грантов.
Также в 2020 году планируется провести в полном объем премии Президента Республики Татарстан за вклад в развитие институтов гражданского общества, что позволит поддержать имеющиеся формы партнерства и отношений между лидерами некоммерческого сектора республики и Правительством Республики Татарстан.
По состоянию на 11 августа 2020 года в кредитных организациях получили льготный 2 %-ный кредит на выплату части заработной платы 22 социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Татарстан на сумму 200,0 млн рублей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 года № 976 по состоянию на 11 августа 2020 года субсидию на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции получили 41 социально ориентированных некоммерческих организаций на общую сумму 20 518,0 тыс. рублей, из них 10 социально ориентированных некоммерческих организаций (поставщики социальных услуг) – на сумму 1 593,0 тыс. рублей, 31 социально ориентированных некоммерческих организаций (частные образовательные организации) на сумму 18 925,0 тыс. рублей.
Обобщая меры господдержки СО НКО на субфедеральном уровне в РТ следует заключить, что в РТ реализуется меры антикризисной поддержки НКО федерального правительства, в частности: безвозвратные целевые единоразовые выплаты; льготные кредиты и ссуды; софинансирование заработной платы сотрудников; дополняемые региональными мерами поддержки НКО по предоставлению региональных грантов СО НКО с особым приоритетом поддержки (в виде самостоятельного конкурса) детских и молодежных общественных объединений РТ. Государственная поддержка СОНКО на федеральном и региональном уровне вписывается в концепт утилитарно-экономического подхода к позиционированию НКО.
Заключение
Результаты проведенного исследования дают основания для констатации факта изменения деятельности НКО РТ в условиях COVID-19 и выделению следующих тенденций. Первая тенденция, консолидация общественных усилий и третьего сектора в формировании и институционализации (создании организационно-функциональной структуры) регионального общественного движения РТ движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!». Оценка деятельности общественного регионального движения «Ярдэм янэшэ! Помощь рядом!» по видам услуг (предоставление продуктовых наборов, горячих обедов и ифтар-наборов, ночлега, удаленной юридической и психологической помощи), категориям получателей показывает, что в РТ наличествуют набор направлений помощи идентичный акции взаимопомощи #МыВместе. Обращает внимание, что в Республике Татарстан в условиях «кризиса 2020», как и в целом в РФ тенденция консолидации общественных усилий и третьего сектора завершилась формированием общественного движения, но не оформилась в практику образования коалиций НКО, что характерно для некоторых субъектов РФ - г. Москва. Вторая тенденция, это особенности реализации повседневных практик НКО в условиях пандемии, обусловленные характеристиками направлений деятельности, выявленных нами в обобщении кейсов конкретных НКО РТ: в поддержании текущей деятельности НКО в условиях пандемии (закрытие НКО привело бы к свертыванию функции непроизводственного выпуска и социальной напряженности); во-вторых, в деятельности НКО для НКО (инфраструктурный подход); в третьих, а активизации деятельности по предоставлению «тематических пандемии» услуг НКО (продуктов питания, услуги в сфере здравоохранения и т.д.). В целом, деятельность НКО в РТ по предоставлению услуг соответствует классическому, инфраструктурному подходам к позиционированию НКО. Обобщая меры господдержки СО НКО в РТ следует заключить, что в РТ реализация мер антикризисной поддержки НКО федерального правительства, дополняется региональными мерами поддержки НКО по предоставлению региональных грантов СО НКО с особым приоритетом поддержки (в виде самостоятельного конкурса) детских и молодежных общественных объединений РТ.
1. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 21 sentyabrya 2011 g. № 781 «Ob utverzhdenii respublikanskoy celevoy programmy «O podderzhke social'no orientirovannyh nekommercheskih organizaciy v Respublike Tatarstan» na 2011-2013 gody».
2. Ezhegodnyy doklad Obschestvennoy palaty Respubliki Tatarstan 2017 god.
3. Kul'kova V.Yu. Organizaciya infrastrukturnoy podderzhki social'no orientirovannyh nekommercheskih organizaciy sfery uslug v gosudarstvennom upravlenii v RF //Voprosy upravleniya. 2019. №03 (58). - S. 58-65
4. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 18 iyunya 2020 g. № 498 «O priostanovlenii deystviya otdel'nyh norm aktov Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan».
5. Kul'kova, V.Yu. Transformaciya ustoychivosti SO NKO v Rossiyskoy Federacii: monografiya. Kazan': Pechat'-Servis, 2016. 82 s.
6. Kul'kova V.Yu. Struktura i osnovnye harakteristiki nekommercheskogo sektora v RF //Srednerusskiy vestnik obschestvennyh nauk.2014. № 3. S. 233.
7. Rose-Ackerman, S. Altruism, Non-profits and Economic Theory // Journal of Economic Literature.1996.34 (2)
8. Salamon, L. The New Governance and the Tools of Public Action/ L. Salamon / New York, USA: Oxford University Press, 2001. - 298 p.
9. Grazhdanskoe obschestvo v Respublike Tatarstan: potencial i tochki rosta/ A.A. Fomin, V.Yu. Kul'kova, O.D. Agapov, R.H. Gil'meeva - Kazan': Izd-vo «Poznanie Kazanskogo innovacionnogo universiteta», 2019. - 252 s.
10. Kul'kova V.Yu. Nekommercheskiy sektor i gosudarstvennaya podderzhka nekommercheskih organizaciy sfery uslug v RF v usloviyah «krizisa - 2020» // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik. 2020. № 80. - S.5-21
11. Trendy: vyzhivut li koalicii NKO [elektponnyy pecypc] URL: https://www.asi.org.ru/article/2020/04/23/trendy-vyzhivut-li-koalitsii-nko/