The article describes the legal and economic features of the financial security of the companies in the context of financial and civil legislation.
company, legal entity, financial security, financial agency of the state
Научный руководить:
Белогорцева Х.В.
д-р юрид. наук, доцент, профессор ФКОУ ВО «Воронежский институт ФСИН России»
Scietific Advisor:
Belogortseva Kh.V.
Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Professor of Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
В настоящее время вопрос правовых основ финансовой безопасности как предприятий разных организационно-правовых форм, так и государства в целом стоит очень остро. Под влиянием многих внешних или же внутренних факторов есть риск нарушения данной безопасности. Под безопасностью понимается состояние защищенности государства, общества и личности – от внутренних по отношению к хозяйствующему субъекту угроз растрат денежных средств, необоснованного привлечения к юридической ответственности со стороны уполномоченных органов государства [8; 9; 10].
Важно сказать о том, что в своей деятельности предприятия могут столкнуться с некоторыми рисками, которые определенным образом влияют на данный вид субъектов. Так, например, ущерб интересам хозяйствующего субъекта может быть нанесён в результате нарушения правового режима коммерческой тайны, предусмотренной гражданским законодательством [1], иных недобросовестных действий конкурентов, невыполнения партнёрами, заказчиками, поставщиками своих гражданско-правовых обязательств, а также таких кризисных явлений, как непредвиденных изменений конъюнктуры рынка и, наконец, неблагоприятной экономической политики государства, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
Необходимость разрешения проблем собственной финансовой безопасности становится актуальнейшим вопросом для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, при этом решение данной проблемы стоит на первом месте не только в кризисные периоды работы предприятий, но, а также и при существовании в стабильной экономической среде и в условиях стабильного финансового законодательства. Под основными юридическими задачами по обеспечению финансовой безопасности предприятия понимаются: обеспечение постоянного развития предприятия с помощью организационно-правовых ресурсов; обеспечение устойчивости и подконтрольности финансовых и иных денежных правоотношений с участием предприятий; предотвращение нарушения налоговой, банковской, коммерческой тайны как информации об особенностях деятельности предприятий, недопущение нарушений прав и законных интересов предприятий со стороны контрольных финансовых органов государства; обеспечение должного уровня качества правовой защиты активов предприятия во всех аспектах его деятельности.
Стоит отметить взаимозависимость понятий «финансовая устойчивость» и «финансовая безопасность» предприятия. Финансовая устойчивость – это необходимое, но недостаточное условие финансовой безопасности предприятия. Финансовая устойчивость – понятие экономическое. Финансовая безопасность имеет, прежде всего, правовой контекст. Финансовая безопасность связана с обеспечением финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, в том числе юридико-организационными мерами.
Большое количество возникающих угроз, подрывающих финансовую безопасность, всегда связано с коммерческой деятельностью хозяйствующего субъекта.
Имеют место налоговые риски предприятий. Налоговый риск является многогранным и имеет целый ряд проявлений, таких как вероятность изменения условий или сроков осуществления налоговых платежей посредством внесения изменений в финансовое законодательство; возможность введения новых налогов и сборов на отдельные аспекты осуществления хозяйственной деятельности посредством внесения изменений в законодательство о налогах и сборах [2; 3]; вероятность отмены действующих налоговых льгот в сфере хозяйственной деятельности предприятия, выгодных хозяйствующему субъекту с экономической точки зрения.
Криминогенный риск – также юридический фактор дестабилизации финансовой безопасности предприятия. Проявляется в финансовой деятельности компаний в форме недобросовестных действий партнёров, таких как объявление своего фиктивного банкротства. Криминогенный риск может проявляться в форме: подделки документов, обеспечивающих незаконное присвоение сторонними лицами денежных и имущественных активов предприятия; прямого хищения отдельных видов активов собственным персоналом и т.д.
Высокая степень рисков различных видов, сопутствующих деятельности предприятий, приводит к необходимости поиска путей искусственного снижения рисков с помощью экономически ориентированного законодательства. Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объёма потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приёмы, рассмотрим их подробнее.
Диверсификация это − процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, возможно приобретение по гражданско-правовому договору различных имущественных объектов и имущественных прав, создание дочерних предприятий, филиалов в соответствии с гражданском законодательством. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.
Самострахование – означает законный отказ предпринимателем от покупки страховки в страховой компании, тем самым экономя на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой форму создания резервных и натуральных фондов, децентрализовано при хозяйствующем субъекте, в особенности в тех, чья деятельность подвержена риску. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. Фонды, создаваемые в процессе самострахования в зависимости от цели и назначения, могут быть представлены в натуральной или денежной форме. Резервные денежные фонды создают покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.
Хеджирование − на практике используется для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Хеджирование включает в себя систему мероприятий по заключению срочных контрактов различных сделок, в которой учитываются самые различные вероятные изменения обменных курсов валют, главной целью которых является избежание неблагоприятных последствий этих изменений. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение. Хеджирование на повышение, т.е. с покупкой − это биржевая операция по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется, когда у компаний появляется необходимость страхования от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретён реальный товар. Хеджирование на понижение, т.е. с продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, помогает компании в будущем совершить продажу товаров, продавая на рынке контракт или опцион, компания страхует себе от снижения цен в будущем.
Особого внимания требует система органов, контролирующих финансовую безопасность России в целом и предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельности на ее территории. Речь идет о финансовых органах, т.е. органах контроля, имеющих финансово-правовой статус [6]. В Российской Федерации создано большое количество государственных органов, наделенных определенными полномочиями, правами и обязанностями. Непосредственно выполняют функцию по осуществлению контроля над финансовой безопасностью Министерство финансов РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Счетная палата, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство и другие, правовой статус которых детально регламентирован законодательством, как финансовым, так и иным отраслевым [4; 5; 7]. Все названные органы наделены той или иной компетенцией в соответствии с финансовым законодательством нашей страны, выполняют поставленные перед ними задачи. Необходимо отметить очень важную роль Министерства финансов РФ, которое осуществляет выработку единой денежной, кредитной, финансовой политики и также осуществляет нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере.
Указанные органы осуществляют государственный финансовый контроль, выступающий одним из действующих способов обеспечения финансовой безопасности предприятий и государства в целом. От уровня финансовой безопасности отдельных субъектов зависит финансовая безопасность государства в целом. Именно поэтому так важны отлаженные финансовые, гражданские отрасли законодательства, выражающие содержание экономически ориентированного законодательства.
1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' 2) : federal'nyy zakon ot 26 yanvarya 1996 g. № 14-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 1996. - № 5. - St. 410; 1999. - № 51. - St. 6288; 2005. - № 13. - St. 1080; 2013. - № 26. - St. 3207.
2. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' 1) : federal'nyy zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 1998. - № 31. - St. 3824; 2010. - № 40. - St. 4669; 2012. - № 26. - St. 3447; 2013. - № 9. - St. 872; № 23. - St. 2866.
3. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' 2) : federal'nyy zakon ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2000. - № 32. - St. 3340; 2006. - 45. - St. 4630; 2010. - № 31. - St. 4198; 2013. - № 23. - St. 2866.
4. O Central'nom banke Rossiyskoy Federacii (Banke Rossii) : federal'nyy zakon ot 10 iyulya 2002 g. № 86-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2002. - № 28. - St. 2790; 2010. - № 45. - St. 5756; 2013. - № 19. - St. 2329; № 30. - Ch. 1. - St. 4084.
5. O Schetnoy pa¬late Rossiyskoy Federacii : federal'nyy zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 41-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2013. - № 14. - St. 1649; № 19. - St. 2329.
6. Voprosy sistemy i struktury federal'nyh organov ispolnitel'¬noy vlasti: ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2008 g. № 724 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2008. - № 20. - St. 2290; 2013. - № 40. - Ch. 1. - St. 5043.
7. O Fede¬ral'nom kaznacheystve : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dekabrya 2004 g. № 703 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2004. - № 49. - St. 4908; 2009. - № 6. - St. 738; 2013. - № 25. - St. 3167; № 45. - St. 5822.
8. Abdukarimov, I.T. Finansovo-ekonomicheskiy analiz hozyaystvennoy deyatel'nosti kommercheskih organizaciy (analiz delovoy aktivnosti): Uchebnoe posobie / I.T. Abdukarimov. - Moskva: NIC INFRA-M, 2013. - 320 c.
9. Averina, O.I. Kompleksnyy ekonomicheskiy analiz hozyaystvennoy deyatel'nosti: Uchebnik / O.I. Averina, V.V. Davydova, N.I. Lushenkova. - Moskva: KnoRus, 2012. - 432 c.
10. Agarkova L.V., Doronin B.A., Agarkov A.V., Gladilin A.A., Glotova I.I. Upravlenie finansovoy bezopasnost'yu: monografiya. - Moskva: Berlin Direkt-Media, 2016.