FINANCIAL LAW, CIVIL LAW AND ECONOMICAL ASPECTS OF FINANCIAL SECURITY OF THE COMPANIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes the legal and economic features of the financial security of the companies in the context of financial and civil legislation.

Keywords:
company, legal entity, financial security, financial agency of the state
Text
Publication text (PDF): Read Download

Научный руководить:

Белогорцева Х.В.

д-р юрид. наук, доцент, профессор ФКОУ ВО «Воронежский институт ФСИН России»

 

Scietific Advisor:

Belogortseva Kh.V.

Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor, Professor of Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

В настоящее время вопрос правовых основ финансовой безопасности как предприятий разных организационно-правовых форм, так и государства в целом стоит очень остро. Под влиянием многих внешних или же внутренних факторов есть риск нарушения данной безопасности. Под безопасностью понимается состояние защищенности государства, общества и личности – от внутренних по отношению к хозяйствующему субъекту угроз растрат денежных средств, необоснованного привлечения к юридической ответственности со стороны уполномоченных органов государства [8; 9; 10].

Важно сказать о том, что в своей деятельности предприятия могут столкнуться с некоторыми рисками, которые определенным образом влияют на данный вид субъектов. Так, например, ущерб интересам хозяйствующего субъекта может быть нанесён в результате нарушения правового режима коммерческой тайны, предусмотренной гражданским законодательством [1], иных недобросовестных действий конкурентов, невыполнения партнёрами, заказчиками, поставщиками своих гражданско-правовых обязательств, а также таких кризисных явлений, как непредвиденных изменений конъюнктуры рынка и, наконец, неблагоприятной экономической политики государства, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

Необходимость разрешения проблем собственной финансовой безопасности становится актуальнейшим вопросом для предприятий независимо от их организационно-правовой формы, при этом решение данной проблемы стоит на первом месте не только в кризисные периоды работы предприятий, но, а также и при существовании в стабильной экономической среде и в условиях стабильного финансового законодательства. Под основными юридическими задачами по обеспечению финансовой безопасности предприятия понимаются: обеспечение постоянного развития предприятия с помощью организационно-правовых ресурсов; обеспечение устойчивости и подконтрольности финансовых и иных денежных правоотношений с участием предприятий; предотвращение нарушения налоговой, банковской, коммерческой тайны как информации об особенностях деятельности предприятий, недопущение нарушений прав и законных интересов предприятий со стороны контрольных финансовых органов государства; обеспечение должного уровня качества правовой защиты активов предприятия во всех аспектах его деятельности.

Стоит отметить взаимозависимость понятий «финансовая устойчивость» и «финансовая безопасность» предприятия. Финансовая устойчивость – это необходимое, но недостаточное условие финансовой безопасности предприятия. Финансовая устойчивость – понятие экономическое. Финансовая безопасность имеет, прежде всего, правовой контекст. Финансовая безопасность связана с обеспечением финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта, в том числе юридико-организационными мерами.

Большое количество возникающих угроз, подрывающих финансовую безопасность, всегда связано с коммерческой деятельностью хозяйствующего субъекта.

Имеют место налоговые риски предприятий. Налоговый риск является многогранным и имеет целый ряд проявлений, таких как  вероятность изменения условий или сроков осуществления налоговых платежей посредством внесения изменений в финансовое законодательство; возможность введения новых налогов и сборов на отдельные аспекты осуществления хозяйственной деятельности посредством внесения изменений в законодательство о налогах и сборах [2; 3]; вероятность отмены действующих налоговых льгот в сфере хозяйственной деятельности предприятия, выгодных хозяйствующему субъекту с экономической точки зрения.

Криминогенный риск – также юридический фактор дестабилизации финансовой безопасности предприятия. Проявляется в финансовой деятельности компаний в форме недобросовестных действий партнёров, таких как объявление своего фиктивного банкротства. Криминогенный риск может проявляться в форме: подделки документов, обеспечивающих незаконное присвоение сторонними лицами денежных и имущественных активов предприятия; прямого хищения отдельных видов активов собственным персоналом и т.д.

Высокая степень рисков различных видов, сопутствующих деятельности предприятий, приводит к необходимости поиска путей искусственного снижения рисков с помощью экономически ориентированного законодательства. Снижение степени риска – это сокращение вероятности и объёма потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приёмы, рассмотрим их подробнее.

Диверсификация это − процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, возможно приобретение по гражданско-правовому договору различных имущественных объектов и имущественных прав, создание дочерних предприятий, филиалов в соответствии с гражданском законодательством. Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.

Самострахование – означает законный отказ предпринимателем от покупки страховки в страховой компании, тем самым экономя на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой форму создания резервных и натуральных фондов, децентрализовано при хозяйствующем субъекте, в особенности в тех, чья деятельность подвержена риску. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. Фонды, создаваемые в процессе самострахования в зависимости от цели и назначения, могут быть представлены в натуральной или денежной форме. Резервные денежные фонды создают покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Хеджирование − на практике используется для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Хеджирование включает в себя систему мероприятий по заключению срочных контрактов различных сделок, в которой учитываются самые различные вероятные изменения обменных курсов валют, главной целью которых является избежание неблагоприятных последствий этих изменений. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение. Хеджирование на повышение, т.е. с покупкой − это биржевая операция по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется, когда у компаний появляется необходимость страхования от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретён реальный товар. Хеджирование на понижение, т.е. с продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, помогает компании в будущем совершить продажу товаров, продавая на рынке контракт или опцион, компания страхует себе от снижения цен в будущем.

Особого внимания требует система органов, контролирующих финансовую безопасность России в целом и предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельности на ее территории. Речь идет о финансовых органах, т.е. органах контроля, имеющих финансово-правовой статус [6]. В Российской Федерации создано большое количество государственных органов, наделенных определенными полномочиями, правами и обязанностями. Непосредственно выполняют функцию по осуществлению контроля над финансовой безопасностью Министерство финансов РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Счетная палата, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство и другие, правовой статус которых детально регламентирован законодательством, как финансовым, так и иным отраслевым [4; 5; 7]. Все названные органы наделены той или иной компетенцией в соответствии с финансовым законодательством нашей страны, выполняют поставленные перед ними задачи. Необходимо отметить очень важную роль Министерства финансов РФ, которое осуществляет выработку единой денежной, кредитной, финансовой политики и также осуществляет нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере. 

Указанные органы осуществляют государственный финансовый контроль, выступающий одним из действующих способов обеспечения финансовой безопасности предприятий и государства в целом. От уровня финансовой безопасности отдельных субъектов зависит финансовая безопасность государства в целом. Именно поэтому так важны отлаженные финансовые, гражданские отрасли законодательства, выражающие содержание экономически ориентированного законодательства.

 

 

References

1. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' 2) : federal'nyy zakon ot 26 yanvarya 1996 g. № 14-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 1996. - № 5. - St. 410; 1999. - № 51. - St. 6288; 2005. - № 13. - St. 1080; 2013. - № 26. - St. 3207.

2. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' 1) : federal'nyy zakon ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 1998. - № 31. - St. 3824; 2010. - № 40. - St. 4669; 2012. - № 26. - St. 3447; 2013. - № 9. - St. 872; № 23. - St. 2866.

3. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' 2) : federal'nyy zakon ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2000. - № 32. - St. 3340; 2006. - 45. - St. 4630; 2010. - № 31. - St. 4198; 2013. - № 23. - St. 2866.

4. O Central'nom banke Rossiyskoy Federacii (Banke Rossii) : federal'nyy zakon ot 10 iyulya 2002 g. № 86-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2002. - № 28. - St. 2790; 2010. - № 45. - St. 5756; 2013. - № 19. - St. 2329; № 30. - Ch. 1. - St. 4084.

5. O Schetnoy pa¬late Rossiyskoy Federacii : federal'nyy zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 41-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2013. - № 14. - St. 1649; № 19. - St. 2329.

6. Voprosy sistemy i struktury federal'nyh organov ispolnitel'¬noy vlasti: ukaz Prezidenta RF ot 12 maya 2008 g. № 724 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2008. - № 20. - St. 2290; 2013. - № 40. - Ch. 1. - St. 5043.

7. O Fede¬ral'nom kaznacheystve : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 1 dekabrya 2004 g. № 703 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii. - 2004. - № 49. - St. 4908; 2009. - № 6. - St. 738; 2013. - № 25. - St. 3167; № 45. - St. 5822.

8. Abdukarimov, I.T. Finansovo-ekonomicheskiy analiz hozyaystvennoy deyatel'nosti kommercheskih organizaciy (analiz delovoy aktivnosti): Uchebnoe posobie / I.T. Abdukarimov. - Moskva: NIC INFRA-M, 2013. - 320 c.

9. Averina, O.I. Kompleksnyy ekonomicheskiy analiz hozyaystvennoy deyatel'nosti: Uchebnik / O.I. Averina, V.V. Davydova, N.I. Lushenkova. - Moskva: KnoRus, 2012. - 432 c.

10. Agarkova L.V., Doronin B.A., Agarkov A.V., Gladilin A.A., Glotova I.I. Upravlenie finansovoy bezopasnost'yu: monografiya. - Moskva: Berlin Direkt-Media, 2016.

Login or Create
* Forgot password?