MANAGING THE POTENTIAL OF CONSUMER COOPERATION ORGANIZATIONS AS A CONDITION FOR INCREASING ITS COMPETITIVENESS AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of this study is to provide a scientific justification of the theoretical and methodological basis and methodological approaches to potential management as an important condition for ensuring competitiveness and sustainable development, taking into account the specifics of the activities of the system's subjects. To achieve this goal is proposed the author's approach to the essential characteristic of the development potential of the consumer cooperation organizations, the distinguishing feature of which is the addition of an external and internal entities inclusive of the ability to satisfy the needs of shareholders and consumers through the economic activity is focused on the rational use of resources and the interests of the state and all persons zainteresovannyh; the model of formation of potential development in terms of competitiveness of consumer cooperation organizations; substantiates the priority directions of formation of methodological support of management capacity development, taking into account its components as a set of key success factors, having dynamic, efficiency, innovativeness and adaptability, which are determined by the specifics of the organizations of consumer cooperation; established a system of indicators assess the level of potential development as a result of opportunities in various fields of manifestation and the methods of forming them on the basis of block and General indicators, allowing to establish the level of potential development and to determine the reserves of its increase; scenarios of strategic development of consumer cooperation organizations are proposed on the basis of a methodological approach to substantiating the choice of the optimal strategy, taking into account the assessment of the level of development potential, which determines the contribution of resources and abilities to competitive advantage using indicators of strategic response and internal potential.

Keywords:
potential, development, consumer cooperation, assessment of potential, competitiveness, development strategy
Text

Введение. В новые условия хозяйствования, обусловленных вызовами и угрозами, обострением рыночной конкуренции, и неопределённостью, одним из главных факторов обеспечения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации становится управление их потенциалом, дающее возможность устойчиво развиваться в долгосрочной перспективе. Развитию потенциала должно быть уделено особое внимание еще и потому, что он формирует качественно новый подход к определению и реализации стратегий развития и хозяйственного поведения данных организаций. В этой связи выявление и исследование проблем управления потенциалом развития организаций потребительской кооперации, разработка теоретических и практических рекомендаций по обеспечению конкурентоспособности является важной проблемой.

Теоретические и методологические основы исследования потенциала отражены в трудах представителей различных школ от классической до институциональной, а учет специфики потребительской кооперации в управлении потенциалом изложен достаточно глубоко [1,3,4,6]. Однако, рассмотрение исследуемых проблем в контексте стратегического управления не получило должного освящения при оценке уровня потенциала развития и факторов, обуславливающих его динамику.

Методы исследования. В процессе исследования нами применялись как общенаучные методы познания, в числе которых наблюдение, анализ, синтез, абстракция, индукция, дедукция, так и содержательные аспекты системного и структурного анализа. Эмпирические аспекты мы отражали с использованием табличных, графических и современных аналитических методов, в числе которых матричный метод, метод инверсий, стратегическое позиционирование.

Результаты исследования. В процессе рассмотрения источников развития многие авторы отмечают категорию потенциала как доминантную, что обуславливает необходимость ее изучения во взаимодействии с другими экономическими категориями, а также требует рассмотрения объекта нашего  исследования - потребительской кооперации как социально-экономической системы. В совокупности социально-ориентированных коммерческих субъектов организации потребительской кооперации занимают особое место и специфика их деятельности отражена в предложенной нами схеме системных характеристик кооператива, как социально-экономической системы, формирующейся на основе социальной дифференциации в рамках общественного развития (рис. 1).

 

Рис. 1. Системные характеристики кооператива как результата дифференциации социальной структуры

 

 

Основу развития потребительской кооперации как социально-экономической системы составляют ресурсы. Однако драйвером развития выступает потенциал субъектов системы. Смысловое содержание понятия «потенциал» заключается в отражении альтернативности и вероятности конечного результата функционирования экономической системы. С нашей точки зрения связь между понятиями «ресурсы» и «результат» лежит в плоскости форм выражения и актуализации, основанных на существовании функциональной связи.

Однако потенциал представлен не только совокупностью имеющихся возможностей системы потребительской кооперации для эффективного функционирования при различных целях, так как он должен обеспечивать развитие организации в длительной перспективе, что обуславливает необходимость продолжить исследование в плоскости стратегического управления организацией, направленного на обеспечение конкурентоспособности и устойчивого развития. Логическая схема исследования потенциала развития в контексте обеспечения конкурентоспособности отражает наличие у них возможностей по формированию долговременных конкурентных преимуществ.

На основе использования различных теорий и подходов разработана модель потенциала развития как условия обеспечения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, в формате которой потенциал является базовым элементом организации, объединяющим в себе цели, движущие силы и источники ее развития и отражает создание спектра предпринимательских возможностей, направленных на достижение конкурентных преимуществ (рис.2).

 

Рис. 2. Модель формирования потенциала развития как условия обеспечения конкурентоспособности организаций потребительской кооперации

 

 

 

При теоретическом обосновании содержания потенциала потребительской кооперации как социально-экономической системы акцент был сделан на социальном конструировании реальности с учетом современных тенденций, связанных с императивами внешней среды и их влиянием на выбор траектории развития. При этом, по нашему мнению, способность конкретной организации потребительской кооперации обеспечить устойчивое развитие, наращивая свои преимущества в конкурентной борьбе, обусловлена как внутренними возможностями, так и  внешними условиями ведения хозяйственных операций. Исходя из этого, а также учитывая многопрофильную деятельность, рассматривать потенциал развития организаций потребительской кооперации необходимо как систему, обладающую сложным комплексом взаимосвязей с внутренней структуризацией и определенными характеристиками. Структура потенциала определяет вектор развития текущей деятельности и стратегических приоритетов обеспечения устойчивости в длительной перспективе субъектов хозяйствования системы. Наша точка зрения на управление потенциалом развития с точки зрения его составляющих представлена на рисунке 3.

 

Рис. 3. Управление потенциалом развития организаций потребительской кооперации с позиции составляющих его элементов

В формате вышеизложенных положений, потенциал развития организаций потребительской кооперации мы рассматриваем как ресурс внутренних и внешних возможностей, которые, обладая интегральной способностью максимально удовлетворять потребности пайщиков и потребителей, учитывать интересы государства, партнеров, других заинтересованных лиц, выступает, с учетом  фактора времени, условием повышения конкурентоспособности и обеспечения устойчивого развития.

В рамках эмпирического исследования потенциала организаций потребительской кооперации нами выявлены тенденции его формирования и использования как в целом по системе, так и с детализацией на уровне районных кооперативных организаций. Относительно трудового потенциала отмечается сокращение численности работников, рост текучести кадров,  снижение производительности труда в реальном исчислении,  низкий уровень заработной платы (табл. 3).

Динамика численности занятых в организациях системы потребительской кооперации Российской Федерации за 2014-2018 годы, представленная на рисунке 4, свидетельствует о том, что в 2018 году по сравнению с 2014 годом численность сотрудников сократилась на 60 тыс. человек или на 34%.

 

Рис. 4. Динамика численности занятых в организациях потребительской кооперации Российской Федерации в 2014-2018 годах

Сокращение численности работников в организациях потребительской кооперации проявляется в превышении коэффициентов оборота по выбытию над коэффициентами оборота по приему (рис. 5).

 

Рис. 5. Динамика показателей движения трудовых ресурсов в организациях потребительской кооперации Российской Федерации в 2014-2018 годах

 

Важным аспектом анализа величины заработной платы работников организаций потребительской кооперации выступает их сопоставление с заработной платой в других секторах экономики (рис. 6).

 

Рис. 6. Результаты сравнения средней заработной платы в организациях потребительской кооперации и экономике Российской Федерации в целом в 2014-2018 годах

Результаты проведенных расчетов свидетельствуют о том, что средняя заработная плата в организациях потребительской кооперации составляет не более 45% от средней заработной платы по экономике Российской Федерации. При этом, если в 2015 году темп роста выработки на 2,2 процентных пункта опережал темп роста заработной платы, в 2016-2017 года практически совпадал с ним, то в 2018 году темп роста заработной платы на 4 процентных пункта превысил значение темпа роста выработки.

Материальный потенциал организаций потребительской кооперации овеществлен в объектах инфраструктуры экономической и социальной деятельности, позволяющих наиболее эффективным способом удовлетворять потребности пайщиков и обслуживаемого населения.

В контексте структуры социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации основным элементом их материального потенциала выступают объекты, обеспечивающие процессы розничной торговли (табл. 1).

Таблица 1. - Динамика численности предприятий розничной торговли организаций потребительской кооперации Российской Федерации за 2014-2018 годы

Годы

на конец года

Количество предприятий розничной торговли

в том числе магазины

Всего

из них

действующие

сдано в аренду

закрыто

единиц

в % ко всем магазинам

единиц

в % ко всем магазинам

единиц

в % ко всем магазинам

2018

31070

29563

18379

62,2

4839

16,4

6345

21,5

2017

33535

31878

20934

65,7

4789

15,0

6155

19,3

2016

38300

36390

24773

68,1

5236

14,4

6381

17,5

2015

35444

33583

23883

71,1

4483

13,3

5217

15,5

2014

39346

37203

27679

74,4

4257

11,4

5267

14,2

Абсолют

ный прирост

-8276

-7640

-9300

-12

582

5

1078

7

Темп прироста, %

-21,0

-20,5

-33,6

-16,4

13,7

43,0

20,5

51,6

 

Представленные данные свидетельствуют л том, что в исследуемом периоде количество предприятий розничной торговли сократилось на 21,0%, что сопоставимо с сокращением числа магазинов на 20,5%. Кроме того, нами отмечается негативное изменение структуры магазинов по статусу их работы – в то время как число действующих магазинов сократилось на 33,6%, число магазинов, сданных в аренду возросло на 13,7%, а закрытых – на 20,5%. Доля закрытых магазинов в исследуемом периоде возросла на 7 п.п. или на 51,6%. При этом в 2018 году действовало лишь 62,2% процента от общего числа магазинов.

Проведенное аналитическое исследование материального потенциала по всем видам экономической деятельности организаций потребительской кооперации позволило сделать вывод о неудовлетворительных фактах, характеризующих его формирование и использование, резком сокращении объектов материально-технической базы, не компенсируемом развитием альтернативных видов экономической и социальной деятельности.

В ходе исследования установлено, что потенциал развития выступает в качестве комплексной характеристики возможностей обеспечения устойчивого развития организаций потребительской кооперации в длительной перспективе (рис. 7).

 

Рис. 7. Концептуальная модель конфигурации слагаемых потенциала развития организаций потребительской кооперации, детерминированная спецификой их деятельности

 

В контексте разработанной модели предложен методический подход к оценке потенциала развития организаций потребительской кооперации, который позволяет осуществлять анализ количественных параметров, характеризующих качественное преобразование ресурсов. Оценить способность к эффективному управлению ресурсами на основе ресурсно-затратного, целевого и результативного подходов мы считаем целесообразным с использованием способа инверсий, выступившего методической основой рекомендуемой методики оценки потенциала.

Мы исходили из того, что аналитическое решение формирования механизма оценки потенциала развития с позиций ресурсно-затратного и результативного подходов исходит из того, что стратегический эффект развития  измеряется достигнутым объемом деятельности  или полученной прибыли . Исходной основой оценки потенциала развития при этом будут выступать векторы располагаемых ресурсов  и понесенных затрат . При этом векторы  будут отражать рентабельность, ресурсо- и затратоотдачу деятельности организации.

Учет в предлагаемой методике фактора времени позволил заменить исходные векторы показателей векторами коэффициентов роста соответствующих величин . При этом учет возможной многоотраслевой деятельности организации позволил трансформировать указанные векторы в матрицу , где R – коэффициент роста, i = (1,2) – измеряемый эффект развития, j = (1, … ,n) – показатель примененных ресурсов или потребленных затрат, k = (1, … , z) – анализируемый вид экономической деятельности.

Учитывая обстоятельство, при котором положительная динамика оценочных параметров формирования и использования потенциала развития характеризуется значениями выше единицы, логично использовать матрицу  содержащую инверсии элементов исходной матрицы по правилу:

Предлагаемая методика позволяет учитывать отраслевые особенности организаций потребительской кооперации при оценке потенциала развития по различным видам деятельности. Для этого проводится ранжирование примененных ресурсов и потребленных затрат по таким критериям как трудоемкость, материалоемкость и капиталоемкость, которые в увязке с получаемым эффектом развития и использованием полученных рангов применяются для формирования матрицы весовых коэффициентов . Определение элементов двухмерной матрицы весовых коэффициентов  осуществляется путем применения весовых коэффициентов Фишберна, для взвешивания рангов примененных ресурсов и потребленных затрат по каждому из осуществляемых видов деятельности организациями потребительской кооперации.

Наряду с этим, степень вклада отдельных видов экономической деятельности в формирование эффектов развития можно определять путем введения нижеприведенных весовых коэффициентов:

где  – весовой коэффициент эффекта развития, определяемый на основе системы весовых коэффициентов Фишберна.

На основе данных весовых коэффициентов представляется возможным определять элементы матрицы  путем произведение  при условии, что матрицы  и  представлены с одинаковой  размерностью. Таким образом, обобщающий показатель оценки потенциала развития организации может быть определен по формуле:

Рассматривая потенциал развития организаций потребительской кооперации в контексте оценки его уровня, мы считаем, что данный уровень определяет глубину проявления возможностей, а структурный элемент потенциала развития отражает область проявления возможностей. Сформированная в соответствии с изложенным подходом система индикаторов оценки уровня потенциала развития как результата проявления возможностей в различных областях проявления представлена в таблице 2.

Таблица 2. - Содержание методики диагностики возможностей

организаций потребительской кооперации

 

Результаты апробации методики диагностики возможностей организаций потребительской кооперации на примере деятельности районных потребительских обществ системы Белгородского облпотребсоюза приведены на рисунке 8.

 

Рис. 8. Распределение областей проявления возможностей по уровню потенциала развития системы Белгородского облпотребсоюза в 2018году

 

Согласно полученным данным, наиболее высокий уровень возможностей проявился в инфраструктурной составляющей, а наиболее низкий присущ инвестиционной, рыночной и социальной областям их проявления. Для блочных индикаторов оценки потенциала развития  характерны средние значения и они отражающих проявление возможностей в финансовой, хозяйственной и информационных областях,.

Для оценки наличия и использования ресурсов и способностей в организациях потребительской кооперации в работе предложено использование VRIO-анализа (табл. 3).

Таблица 3. -Сводные результаты VRIO - анализа потенциала развития организаций потребительской кооперации системы Белгородского облпотребсоюза

V

R

I

O

VRIO-показатель

Результат

 

 

 

 

-1

Устойчивая конкурентная слабость

 

 

-0.5

 

-0.5

Временная конкурентная слабость

-0.25

 

 

0

0

Конкурентный паритет

 

 

 

 

+0.5

Временное конкурентное преимущество

 

0.75

 

 

+1

Устойчивое конкурентное преимущество

 

Используя представленные значения VRIO-показателя, в работе определен показатель внутреннего потенциала, рассчитываемый на основе баланса ресурсов и способностей. При этом его содержательная интерпретация дана на основе инструмента матричного сопоставления с показателем стратегического отклика (рис.10).

 

Рис. 9. Матрица позиционирования организаций потребительской

кооперации системы Белгородского облпотребсоюза

В соответствии с проведенными расчетами в работе диагностировано нахождение организаций потребительской кооперации системы Белгородского облпотребсоюза в квадранте 2 – для которого характерна стратегия вертикальной интеграции. Следует отметить, что выбор стратегии вертикальной интеграции и покупки технологий подтверждается тенденциями развития организаций потребительской кооперации Российской Федерации, в частности процессами технологического сотрудничества с X5 RetailGroup.

Выводы и предложения. Исследовав потенциал развития организаций потребительской кооперации как условие повышения их конкурентоспособности, мы можем сделать следующие выводы.

Во-первых, обосновано с позиции целеполагания, что потенциал развития является основой, без которой невозможно выиграть в конкурентной борьбе за потребителя, при этом конкурентное преимущество выступает причиной, а конкурентоспособность и устойчивое развитие следствием управления потенциалом.

Во-вторых, предложено методическое обеспечение оценки потенциала развития исходя из его структуры, особенностей формирования и современных императивов внешней среды.

В-третьих, эмпирически установлено, что эффективность использования фактического потенциала организаций потребительской кооперации Белгородской области низкая и не направлена на обеспечение их конкурентоспособности.

 В-четвертых, разработаны концептуальные направления совершенствования управления потенциалом развития организаций потребительской кооперации, направленные на повышение их конкурентоспособности, и предложено аналитическое решение данной проблемы.

 

References

1. Isaenko, E. V. Competitive advantages of consumer cooperation organizations and their impact on market stability [ Text] / E. V. Isaenko, M. V. Hristova // West. Belg. University of cooperation, Economics and law. - 2013- № 2(46). - P. 43-47.

2. Mechanism and models of competitive functioning [Electronic resource] / Pilipuk / / Modern competition / Journal of Modern Competition . - 2016 .- No. 3 (57). - Pp. 121-144 . - Mode of access: https://rucont.ru/efd/470897.

3. Prijigauschee, Tn. The formation and development of the system of statistical indicators of cooperatives in the aspect of "green" economy [Text] / Prijigauschee T. N., Ternovsky D. S., Glagoleva N. N., Ustinova E. M., Pyankova, M. G. // Bulletin of Belgorod University of cooperation, Economics and law. - 2018. - №1 (68). - Pp. 9-15.

4. Prijigauschee, Tn. The method of quantitative assessment of the development potential of the organization position of resource and cost efficient approaches [Text] / Prijigauschee T. N., Ternovsky D. S., Pyankova, M. G. // Bulletin of Belgorod University of cooperation, Economics and law. - 2016. - №1 (57). - p. 9-15.

5. Semenenko, S. V. Results of approbation of the methodology for studying the nature of the dynamics of the competitive potential of a trade organization [Text] / S. V. Semenenko // Economics and entrepreneurship. - 2014. - No. 7. - Pp. 555-562.

6. Snitko, L. T. the Significance of market potential in strategic enterprise management [ Text] / L. T. Snitko, Yu. a. Chuzhikova // West. Belg. University of cooperation, Economics and law. -2015. - №2(54). -

7. Suglobov A. E., Dreving S. R. Socio-economic aspects of economic security and clustering of the economy / / National interests: priorities and security. 2009. Vol. 5. No. 9 (42). Pp. 18-24.

8. Nabieva A. R. Evaluation of the structure of labor resources and specializations of consumer cooperation / / Fundamental and applied research of the cooperative sector of the economy. 2019. No. 3. Pp. 24-30.

9. Nabieva A. R. Theoretical foundations and modern trends in the development of Russian cooperation // Issues of regional economy. 2019. No. 3 (40). Pp. 73-79.


Login or Create
* Forgot password?