Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, on the basis of historical and statistical and mathematical research methods, the features of the formation and development of the Belgian industry since the beginning of the 19th century are considered. The novelty of the article lies in the fact that it not only describes in detail the peculiarities of the development of the metallurgical, coal, textile industries of the Belgian industry in the 19th century, but also analyzes the main macroeconomic indicators of the modern Belgian kingdom. In addition, it describes the position of this country in world trade, shows the high adaptability of its economy, which is closely integrated into the common European space. It also provides the latest data on the impact of the coronavirus pandemic on the kingdom's economy.

Keywords:
Belgium, European Union, 19th century foreign trade, industry, historical and statistical-mathematical research method, coronavirus pandemic
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

В настоящее время Бельгия является одной из стран − членов Европейского союза, которая демонстрирует завидные результаты социально-экономического развития. По среднедушевому доходу населения Бельгийское королевство сопоставимо с такими богатейшими странами Евросоюза, как Германия, Нидерланды, Австрия и Скандинавские страны. ВВП на душу населения в 2019 г. составил более 41 тыс. евро, что значительно превышает среднеевропейский показатель 32 тыс. евро [1]. Кроме того, несмотря на небольшую территорию и немногочисленное население, высокоразвитая современная экономика Бельгийского королевства входит в десятку ведущих держав Евросоюза по объему валового внутреннего продукта, одновременно являясь крупнейшим экспортером на международной арене, занимая 13-е место в мире [2; 9; 10]. В этой связи имеет смысл рассмотреть, как формировалась индустрия этого небольшого европейского государства.

Главную роль в становлении бельгийской промышленности сыграл английский предприниматель В. Коккериль. Еще в начале XIX в., до приобретения Бельгией независимости, он организовывает поставки современнейших английских текстильных станков и прядильных машин на континент, а в 1807 г. основывает в Льеже первую фабрику по производству чесальных и прядильных машин для шерсти. Чуть позже семья Коккерилей фактически создает металлургическую промышленность на территории современной Бельгии, богатой углем и железной рудой. Интенсивно строятся литейные заводы, кузницы, прокатные станы и механические строительные мастерские. В это же время на заводах Коккерилей появляются разработанные известным инженером Э. Коппе новейшие печи, функционирующие на угле. Одновременно в стране происходит промышленная революция: к 1830 г. на территории Бельгии работают уже около 400 паровых машин [3].

После обретения независимости от Нидерландов в 1830 г. Бельгия теряет голландский рынок сбыта, что было сильнейшим ударом по ее экономике. Однако удобное географическое положение наряду с богатой полезными ископаемыми территорией притягивает как магнит иностранный капитал. В 1835 г. открывается первая на континенте железная дорога Брюссель – Мехелен. Одновременно формируется целая промышленная империя семьи Коккерилей, на металлургических заводах которой производятся для железной дороги рельсы, вагоны и паровозы. Кроме того, Бельгия становится центром текстильной промышленности, в частности, хлопковой, льняной и шерстяной. Бельгийские текстильные станки и прядильные машины пользуются успехом у русских промышленников. Во время промышленного переворота в России во второй четверти XIX в. новые русские фабрики работают преимущественно на бельгийском и французском оборудовании [3; 4; 5].

В середине XIX в. в Бельгии начался расцвет угольной промышленности. При этом страна не только полностью обеспечивала себя углем, но и экспортировала его в соседнюю Францию, успешно конкурируя сначала с английскими, а затем и с немецкими поставщиками. В 1860 г. в Бельгии насчитывалось 290 угольных шахт, а перед Первой мировой войной объем выработки достиг почти 24 млн тонн в год, при этом в отрасли было занято свыше 145 тыс. чел. Закат угольной промышленности произошел только во второй половине XX в. Основными причинами упадка послужили истощение запасов угля, устаревшее оборудование и возросшая конкуренция на мировом рынке. Последняя угольная шахта закрылась в 1992 г. [3].

К середине XIX в. Бельгия становится второй промышленной державой в мире после Великобритании. Перед Первой мировой войной в Бельгии функционировало около 28 тыс. паровых машин, а в промышленности было задействовано 3,25 млн чел., что составляло 43% населения страны. Бельгия по праву заслужила название «маленькой мастерской мира». К концу XIX в. начался интенсивный вывоз капитала из Бельгии за рубеж, в том числе в Российскую империю. В 1886 г. компания Коккерилей становится соучредителем Южно-Русского Днепровского Металлургического Общества. Инвестиции в создание второй металлургической базы России приносят компании огромные дивиденды. Кроме того, Коккерили активно участвуют в разработке угольных шахт Донбасса. За последнее десятилетие XIX в. около 20 тыс. бельгийцев уехало попытать счастья в Россию. К 1914 г. в Российской империи насчитывалось 161 предприятие с бельгийским участием. Одновременно капиталы Бельгии осваивает и Китай. Коккерили основывают в Поднебесной металлургическое предприятие, а король Леопольд II выкупает концессию на строительство железной дороги Пекин-Нанкин. Кроме того, бельгийские компании принимают участие в строительстве парижского метро, прокладывают трамвайные линии в Каире, проводят водопровод во многих европейских и азиатских городах [3].

После Второй мировой войны Бельгия проводит последовательную политику евроинтеграции. В 1951 г. Бельгия подписывает Парижское соглашение и входит в Европейское объединение угля и стали. Таким образом, Бельгийское королевство становится одной из стран − основателей Евросоюза. На сегодняшний день Бельгия является признанным на международной арене производителем химической продукции, в том числе медикаментов, а также автомобилестроения, высокотехнологических машин и оборудования, электроники, большая часть которых экспортируется.

Ныне в стране функционирует крупнейшая фармацевтическая компания Solvey, которая основана еще в XIX в. Э. Солвеем. В 1865 г. этот крупнейший бельгийский промышленник построил под Шарлеруа первый химический завод по производству аммиачной соды. В настоящее время Solvey поставляет разнообразные лекарственные препараты на мировой рынок. Также известные на весь мир зарубежные автомобильные концерны Audi, Volvo, Van Hool, VDL Bus осуществляют на территории сборку легкового, грузового и пассажирского транспорта [3; 6].

Рассмотрим основные макроэкономические показатели Бельгийского королевства за последнее десятилетие.

 

Таблица 1

 

Основные макроэкономические показатели Бельгии 2010-2019 гг. (млрд евро)

 

Год

ВВП

Гос. долг

Экспорт

Импорт

Внешнеторговый баланс

2010

363

364

308

295

12,5

2011

376

389

342

335

6,3

2012

386

405

347

342

5,3

2013

393

414

353

340

12,9

2014

403

431

355

341

13,9

2015

417

438

358

339

19,2

2016

430

451

360

343

16,9

2017

446

454

381

362

18,5

2018

460

459

397

385

11,6

2019

473

467

397

381

16,5

 

Составлено по: [1; 7; 14].

 

Исходя из табл., можно сделать вывод, что Бельгия успешно преодолела мировой финансовый кризис 2008−2009 гг. За последнее десятилетие ее валовой внутренний продукт увеличился на 30%, а объем экспорта на 29%. Одновременно вырос на 28% и государственный долг. Кроме того, стране удалось значительно снизить уровень безработицы. Также Бельгия с завидным постоянством демонстрирует положительный внешнеторговый баланс (см:  [9; 10]).

Нынешний расцвет бельгийской экономики состоялся благодаря следующим факторам. Во-первых, это высокотехнологичное производство, во-вторых, активная внешняя торговля и, наконец, в-третьих, теснейшая интеграция в общеевропейское экономическое пространство. Основными внешнеторговыми партнерами Бельгии, без сомнения, являются страны − члены Европейского союза, на которых приходится 72% экспорта и 64% импорта, среди которых главную роль играют соседи королевства: Германия, Франция, Голландия и Великобритания (вышла из ЕС 31.01.2020) [8; 9; 10; 11; 12; 13]. Таким образом, можно констатировать, что Бельгия гармонично интегрирована в экономическое пространство Евросоюза, чему способствует свободное движение капитала, товаров и рабочей силы внутри ЕС.

Пандемия коронавируса в 2020 г. нанесла значительный урон мировой экономике, в том числе и Евросоюза. По оценке Евростата, валовой внутренний продукт Бельгии сократился в 1 квартале 2020 г. на 3,5%, а во 2 квартале 2020 г. на 12,1%, что немного превышает среднеевропейские показатели (3,3 и 11,4% соответственно) [1]. Такого падения Европа не знала с окончания Второй мировой войны. При этом уровень безработицы в Бельгии во втором квартале текущего года поднялся лишь на 0,8%, что значительно ниже среднеевропейского (2,9%) [1]. По оценке крупнейшей мировой компании по страхованию экспортных кредитов Euler Hermes, Бельгия оказалась среди стран, внешняя торговля которых наиболее пострадает от пандемии. Снижение объема экспорта по итогам года прогнозируется на 92 млрд евро по сравнению с 2019 г. [14].

В заключение хотелось бы отметить, что страны − члены Европейского союза до пандемии коронавируса демонстрировали высокие результаты как в области внешней торговли, так и в финансово-экономической сфере [15; 16; 17; 18]. Таким образом, можно надеяться, что Бельгия и Евросоюз в целом успешно преодолеют кризисный период.

 

References

1. https://ec.europa.eu/eurostat/home?

2. https://www.statista.com/statistics/264623/leading-export-countries-worldwide/.

3. http://www.histoire-des-belges.be/.

4. Elistratov A.S. Osobennosti razvitiya promyshlennosti Rossii v pervoy polovine XIX veka. Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. − 2020. − № 1. − S. 46−48.

5. Strumilin S.G. Ocherki ekonomicheskoy istorii Rossii i SSSR. − Moskva: Nauka, 1966. − 514 s.

6. https://moneymakerfactory.ru/biznes-idei/ekonomika-belgii/.

7. https://www.nbb.be/fr/publications-et-recherche/evolutions-statistiques-de-lemploi/marche-du-travail/taux-de-chomage-dans.

8. https://www.abh-ace.be/sites/default/files/News/Front_page_news/belgian_trade2019_v3.pdf.

9. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo Soyuza: novye trendy v usloviyah global'noy neopredelennosti//Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. − 2020. − № 3 (27). − S. 14-23.

10. Gladkov I.S. Vneshnyaya torgovlya Evropeyskogo Soyuza v zerkale mezhdunarodnoy statistiki//Ekonomicheskie i social'no-gumanitarnye issledovaniya. − 2019. − № 3 (23). − S. 22-29.

11. Gladkov I.S., Elistratov A.S. Istoricheskiy obzor finansovo-ekonomicheskih pokazateley Francii za period 2004-2019 gg.//Zhurnal istoricheskih issledovaniy. − 2020. − T. 5. − № 3. − S. 39−44.

12. Gladkov I.S., Elistratov A.S. Vneshnyaya torgovlya Francii: effektivnoe gosudarstvennoe upravlenie prinosit plody//Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 5. − № 3. − S. 37−42.

13. Elistratov A.S. Bezrabotica vo Francii. Ser'eznyy vyzov dlya vtoroy ekonomiki Evrosoyuza//Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 5. − № 3. − S. 43-46.

14. https://www.lecho.be/economie-politique/belgique/economie/les-exportations-belges-vont-plonger-de-92-milliards-d-euros-en-2020/10229277.html.

15. Elistratov A.S., Suslova E.I. Sovremennaya mezhdunarodnaya torgovlya: dinamika poziciy Evropeyskogo Soyuza. Valyutnoe regulirovanie//Valyutnyy kontrol'. − 2019. − № 12. − S. 16-19.

16. Elistratov A.S., Suslova E.I. Polozhenie Evropeyskogo Soyuza v sisteme mezhdunarodnoy torgovli//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 5. − № 6. − S. 25-28.

17. Elistratov A.S. Obzor osnovnyh pokazateley gosudarstvennyh finansov stran-chlenov Evropeyskogo Soyuza (2018 g.)//Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 5. − № 6. − S. 78-80.

18. Elistratov A.S. Osnovnye pokazateli ekonomicheskogo razvitiya stran-chlenov Evropeyskogo Soyuza//Valyutnoe regulirovanie. Valyutnyy kontrol'. − 2020. − № 2. − S. 4-8.

Login or Create
* Forgot password?