IMPACT OF RESOURCE MANAGEMENT QUALITY ON ACCESS TO HEALTH CARE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The potential for improving the efficiency of medical organizations that provide medical care to the population in conditions of limited resources largely depends on an objective and comprehensive assessment of their use. In this regard, the research of methodological and practical approaches to assessing the efficiency and rational use of resource potential, which are important for different levels of the organization of the health system, including the provision of medical care to citizens living in rural areas, is of particular relevance. The purpose of the study was to determine the relationship between indicators for assessing the quality of resource management and indicators of access to medical care of medical organizations of the state health system in Moscow that provide primary health care to adults in 2019. The quality of resource management was assessed using 27 indicators selected for the purpose of the study in 4 areas of resource management (financial management, procurement management, property management, personnel management), provided by the methodology of the resource management quality standard (RMQS). For each indicator, the calculated score based on the importance value (weight value) a normative criterion of evaluation and the degree of difficulty, and by summing up of scores obtained a composite score. The assessment of the availability of medical care is also calculated using the method of point estimates based on 7 indicators developed through the use of the methodology of performance audit. The article presents the results of a study based on data from 9 Moscow city polyclinics, which confirmed the existence of a correlation between the selected indicators of the quality of resource management and the availability of medical care. The total score for 2019 for the selected indicators of resource management quality varies from 9.62 points to 13.92 points, availability-from 5.54 to 11.63 points, and the correlation coefficient was 0.612

Keywords:
resources, medical organizations, availability of medical care, indicators, score, performance audit, SCUR (Resource management quality standard)
Text
Publication text (PDF): Read Download

Поиск новых способов оценки качества управления ресурсами важен для организаций любой формы собственности и любой отрасли экономики. Но особенно значим этот вопрос для медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в условиях ограниченности ресурсов.

Вопросы управления ресурсами в сфере здравоохранения широко обсуждаются в научных публикациях, как в России [1, 2, 3], так и за рубежом [4, 5, 6], так как качество управления в значительной степени влияет на возможности медицинских организаций оказывать качественную и доступную медицинскую помощь.

Качество управления ресурсами оценивают и уполномоченные контрольные органы, которые используют свои подходы и методы для оценки эффективности использования государственных ресурсов, направляемых в сферу здравоохранения [7]. В зарубежных странах для этого широко используют методологию аудита эффективности [8], которая открывает возможности для оценки деятельности бюджетных учреждений в разных проекциях. Главная задача такой работы – повышение результативности организации путем повышения эффективности использования ресурсов [9, 10].

В Российской Федерации, в том числе в Москве, применяют различные методики оценки эффективности использования ресурсов в сфере здравоохранения, среди которых особое место занимает Стандарт качества управления ресурсами (СКУР) [11]. Он был разработан специально для государственных учреждений Москвы с целью оптимизации расходов медицинских организаций [12]. В соответствии с приказом Департамента здравоохранения Москвы мониторинг реализации СКУР осуществляется ежеквартально. Это позволяет оценивать текущее состояние каждого из показателей с точки зрения достижения запланированного результата и выявлять слабые места, требующие корректировок в дальнейшем [13].

Оценку доступности медицинской помощи в РФ проводят, в основном, в соответствии с показателями, утвержденными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной год, а в субъектах РФ – согласно аналогичным территориальным программам. При этом набор показателей остается неизменным, а вот целевые значения каждый субъект утверждает самостоятельно с учетом местных особенностей. В Москве целевые значения показателей доступности на 2019 г. утверждены территориальной программой государственных гарантий (ТПГГ) бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве [14].

 

Цель исследования – изучить взаимосвязь между показателями оценки качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи для граждан в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению Москвы за 2019 г.

Условия, материалы и методы. Исследование проводили на базе 9 городских поликлиник различных административных округов города Москвы, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению (условно МО1 – МО 9).

Для оценки качества управления ресурсами использовали 27 показателей, предусмотренных методикой СКУР, по 4 направлениям: финансовый/операционный менеджмент (ФОМ); управление закупками (УЗ); управление имуществом (УИ); управление персоналом (УП).

Оценочные показатели доступности медицинской помощи сформированы с использованием такого элемента методологии аудита эффективности, как метод «Дерево вопросов» [15, 16] и включают 7 показателей, характеризующих различные аспекты доступности. Материалом для расчета показателей доступности послужили данные форм федерального статистического наблюдения (ФСН) № 12,
№ 30 [17, 18] и единой медицинской информационной аналитической системы Москвы (ЕМИАС) за 2019 г. [19].

Для целей исследования на основе метода балльной оценки с использованием данных статистической и бухгалтерской отчетности в разрезе каждой из выбранных медицинских организаций был произведен расчет индивидуальной балльной оценки по каждому показателю с учетом его важности (веса), нормативного критерия оценки и коэффициента сложности оценки. Общую балльную оценку определяли путем суммирования индивидуальных.

Основные методы исследования – такие общенаучные методы, как сравнение, систематизация и обобщения. Обработку данных осуществляли в программе «Microsoft Excel 2010» с использованием категорий математического и статистического анализа.

Анализ и обсуждение результатов исследований. Расчет общей балльной оценки качества управления ресурсами за 2019 г. показал, что разница между максимальной и минимальной величинами этого показателя составляет 4,3 балла – от 13,92 балла у МО 5 до 9,62 балла у МО 4 (табл. 1). По областям управления такая разница варьирует от 0,9 баллов по области управления «ФОМ» (от 3,77 балла у МО 8 до 2,90 балла у МО 7) до 2,72 балла по области «Управление закупками» (от 3,86 балла у МО 7 до 1,14 балла у МО 4).

По медицинским организациям нет единой закономерности в распределении балльных оценок по областям управления. Так, у МО 2 и МО 8 они примерно равны, а у МО 4 оценки составляют от 1,14 балла по области «Управление закупками» до 3,05 баллов по области «Управление персоналом». 

Результаты исследования свидетельствуют о значительных различиях в качестве управления ресурсами среди выбранных медицинских организаций. Более детальное изучение причин, повлиявших на величину балльной оценки в той или иной области управления позволит найти пути решения обнаруженных проблем и принять своевременные управленческие решения для повышения эффективности деятельности медицинской организации в целом, что в итоге будет способствовать организации качественной и доступной медицинской помощи для граждан.

Доступность медицинской помощи, наряду с качеством её оказания, – важнейшая характеристика любой медицинской помощи.  В качестве основных ее критериев для нашего исследования выбраны показатели, характеризующие возможность граждан записаться на прием к врачу и на диагностические обследования в сроки, установленные ТПГГ Москвы, длительность времени ожидания приема врача, в том числе дежурного, а также показатели, демонстрирующие доступность гражданам медицинской помощи в условиях дневного 

стационара.

Величины показателей доступности определяли на основании данных форм федерального статистического наблюдения медицинских организаций (формы №12, №30) и системы ЕМИАС за 2019 г. Для расчета балльной оценки доступности медицинской помощи использовали систему, аналогичную расчету показателей качества управления ресурсами.

Анализ данных о доступности медицинской помощи в разных медицинских организациях показывает значительные различия, особенно по обеспеченности записи к врачу в комфортные сроки по самозаписи и времени ожидания приема дежурного врача, по которым разброс составил от 0,64 баллов у МО 4 до 2,21 баллов у МО 6 и от 0,42 баллов у МО 5 до 1,93 баллов у МО 3 и МО 9 соответственно (табл. 2).

Критерии оценки по обеспечению записи граждан к врачам по самозаписи в комфортные сроки и время ожидания приема врача определены «Московским стандартом поликлиники» [20], которым предусмотрено, что комфортные сроки записи к врачам терапевтам составляют не более 3 дней, к другим врачам первого уровня (ЛОР, офтальмолог, уролог, хирург) – не более 7 дней. Некомфортное время ожидания приема врача по самозаписи составляет более 20 минут, а дежурного врача – свыше 60 минут. 

Сопоставление балльных оценок качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи проводили методом корреляционно-регрессионного анализа. Результаты корреляционно-регрессионного анализа свидетельствуют о том, что доступность медицинской помощи находится в прямой зависимости от качества управления ресурсами (r = 0,612, сила связи по шкале Чеддока – заметная). Это подтверждает наличие взаимосвязи между показателями качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи. Учитывая ее направление, можно сделать заключение, что по мере улучшения качества управления ресурсами доступность медицинской помощи возрастает.

Таким образом, анализ качества управления ресурсами медицинских организаций может способствовать своевременному принятию решений, направленных на улучшение доступности медицинской помощи для граждан. Исследование этих вопросов актуально не только для столичного здравоохранения, но и

для оценки эффективности деятельности региональных медицинских организаций, особенно обслуживающих население, проживающее в сельской местности.

Организация работы медицинских учреждений, находящихся в сельской местности имеет свои особенности с учетом низкой плотности заселенности территорий и удаленностью населенных пунктов [21]. Особо следует выделять проблемы с оказанием медицинской помощи на селе пожилому населению, для которого доступность медицинских услуг крайне важный фактор сохранения здоровья и жизни [22].

Выводы. Анализ показателей оценки качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи выявил наличие заметной прямой корреляционной зависимости между этими признаками, то есть чем лучше качество управления ресурсами, тем выше доступность медицинской помощи. При этом по медицинским организациям разница между максимальной и минимальной общей балльной оценкой качества управления ресурсами составляет 4,3 балла, доступности медицинской помощи – 6,09 баллов. В распределении балльных оценок по областям управления единой закономерности не выявлено. 

Учитывая наличие существенных различий между значениями балльных оценок среди выбранных медицинских организаций, необходимо более детально изучить причины, повлиявшие на их величину в той или иной области управления, в том числе достаточность ресурсов для обеспечения доступности медицинской помощи для населения. Для этого можно применять методические подходы к формированию и оценке показателей качества управления ресурсами и доступности медицинской помощи, использованные в этом исследовании, что будет способствовать организации качественной и доступной медицинской помощи для граждан.

 

References

1. Klimova E.V. Methods of strategic resource management of health organizations. [Metody strategicheskogo upravleniya resursami organizatsii zdravookhraneniya]. // Molodoy uchenyy. - Young scientist. 2016. №10. P. 739-743. URL: https://moluch.ru/archive/114/29705/ (date of access 25.08.2020).

2. Upravlenie i ekonomika zdravookhraneniya uchebnoe posobie dlya vuzov. [Health management and Economics: textbook for universities] Edited by A.I. Vyalkov. 3-e izdanie. 2009. P. 664.

3. Reprintseva E.V. Issledovanie resursnogo obespecheniya meditsinskogo uchrezhdeniya. // Innov: elektronnyy nauchnyy zhurnal. [The study of resource provision of medical institutions. // Innov: electronic scientific journal]. 2017. №4 (33). URL: http://www.innov.ru/science/economy/issledovanie-resursnogo-obespecheni/ (date of access 27.08.2020).

4. Mathur S., Sutton J. Personalized medicine could transform healthcare (Review) // Biomed. Reports. 2017.

5. Hofmarcher M.M., Oxley H., Rusticelli E. Improved health system performance through better care coordination // OECD Pap. 2007. T. 7. P. 1-85.

6. Organizatsiya pervichnoy pomoschi v usloviyakh menyayuscheysya Evropy. [The organization of primary care in a changing Europe]. URL: https://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0005/389579/building-primary-care-rus.pdf. (date of access 25.08.2020).

7. Budarin S.S. Praktika provedeniya audita effektivnosti ispolzovaniya gosudarstvennykh sredstv, napravlyaemykh v sferu zdravookhraneniya. [Practice of conducting an audit of the effectiveness of the use of public funds allocated to the health sector]. // Vestnik Roszdravnadzora. - The Herald of Federal Service for Surveillance in Healthcare. 2011. № 2. P. 44-50.

8. Budarin S.S. Audit effektivnosti v sfere zdravookhraneniya: Opyt natsionalnogo auditorskogo upravleniya Velikobritanii. [Performance audit in the health sector: the experience of national audit office of Great Britain]. // Vestnik ACSOR. - The Herald of ACSOR. 2017. № 1 (41). P. 156-161.

9. Isaeva N.Yu. Otsenka effektivnosti auditorskikh proverok. [Assessment of the effectiveness of audits]. / N.Yu. Isaeva // Auditorskaya deyatelnost. - Auditing activity. 2014. № 10 (304). P. 33-47.

10. Maslova O.P. Effektivnost meditsinskikh uslug na osnove resursnogo potentsiala: dis. kand. ekon. nauk. (The effectiveness of medical services based on resource potential: dissertation for a degree of Ph.D. of Economics). Tolyatti, 2011. - P. 156.

11. O vnedrenii Standarta kachestva upravleniya resursami v meditsinskikh organizatsiyakh gosudarstvennoy sistemy zdravookhraneniya goroda Moskvy. Prikaz Departamenta zdravookhraneniya goroda Moskvy ot 12 sent. 2018 g. № 631. (About implementation of the quality Standard of resource management in medical organizations of the state healthcare system of Moscow. Order of Moscow Health Department of 12 September, 2018 № 631). “Consultant Plyus”. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=188140#0027994897774812344.

12. Andreeva O.V., Saitgareeva A.A., Budarin S.S., Volkova O.A. K voprosu otsenki kachestva upravleniya resursami. [On the issue of assessing the quality of resource management]. // Obschestvennoe zdorove i zdravookhranenie. - Public health and health care. 2015. № 2. P. 50-55

13. Melik-Guseynov D.V., Budarin S.S., Volkova O.A. and others. Primenenie Standarta kachestva upravleniya resursami v meditsinskikh organizatsiyakh gosudarstvennoy sistemy zdravookhraneniya goroda Moskvy v 2018-2020 godakh: metodicheskie rekomendatsii. [Application of the Quality Standard for resource management in medical organizations of the State Healthcare System of Moscow in 2018-2020: methodological recommendations]. M: Departament zdravookhraneniya g. Moskvy; NII organizatsii zdravookhraneniya i meditsinskogo menedzhmenta, 2018. P. 63.

14. O territorialnoy programme gosudarstvennykh garantiy besplatnogo okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoschi v gorode Moskve na 2019 god i na planovyy period 2020 i 2021 godov. Postanovlenie Pravitelstva Moskvy ot 27 dek. 2018 g. № 1703. (About the territorial program of state guarantees of free medical care to citizens in the city of Moscow for 2019 and for the planned period of 2020 and 2021]. Decree of Moscow Government from December 27, 2018. No. 1703. “Consultant Plyus”

15. Budarin S.S. Otsenka ekonomichnosti ispolzovaniya materialno-tekhnicheskikh resursov meditsinskikh organizatsiy // ETAP: Ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika. [Assessment of the cost-effectiveness of using material and technical resources of medical organizations. ETAP: Economic theory, analysis, practice]. 2020. № 4. P. 120-131

16. Report. NHS financial management and sustainability // National Audit Office. HC 44 SESSION 2019-20 5 FEBRUARY 2020. URL: https://www.nao.org.uk/report/nhs-financial-management-and-sustainability/ (date of access 27.08.2020).

17. Ob utverzhdenii form federalnogo statisticheskogo nablyudeniya s ukazaniyami po ikh zapolneniyu dlya organizatsii Ministerstvom zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii federalnogo statisticheskogo nablyudeniya v sfere okhrany zdorovya. Prikaz Rosstata ot 22 noyab. 2019 g. № 679. (About the approval of forms of Federal statistical observation with instructions on their filling for the organization by the Ministry of health of the Russian Federation of Federal statistical observation in the sphere of health protection. Russian Statistics order of 22 Nov. 2019 No. 679). “Consultant Plyus”

18. Ob utverzhdenii form federalnogo statisticheskogo nablyudeniya s ukazaniyami po ikh zapolneniyu dlya organizatsii Ministerstvom zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii federalnogo statisticheskogo nablyudeniya v sfere okhrany zdorovya. Prikaz Rosstata ot 30 dek. 2019 g. № 830. (About the approval of forms of Federal statistical observation with instructions on their filling for the organization by the Ministry of health of the Russian Federation of Federal statistical observation in the sphere of health protection. Russian Statistics order of December 30. 2019 No. 830). “Consultant Plyus”.

19. O poryadke sostavleniya raspisaniya raboty dostupnykh resursov meditsinskikh organizatsiy v elektronnom vide s ispolzovaniem funktsionalnykh vozmozhnostey avtomatizirovannoy informatsionnoy sistemy goroda Moskvy “Edinaya meditsinskaya informatsionno-analiticheskaya sistema goroda Moskvy. Prikaz Departamenta zdravookhraneniya g. Moskvy ot 26 maya 2015 g. № 437. (About the order of drawing up the schedule of work of available resources of medical organizations in electronic form using functionality of the automated information system of Moscow “Unified medical information and analytical system of Moscow”. Order of the Moscow Department of Healthcare No. 437 dated May 26, 2015). “Consultant Plyus”.

20. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsiy po realizatsii meropriyatiy “Moskovskiy standart polikliniki” i kriteriev otsenki ustoychivosti ego vnedreniya. Prikaz Departamenta zdravookhraneniya g. Moskvy ot 06 apr. 2016 g. № 293. (About approval of Methodical recommendations on implementation of actions “Moscow standard of policlinics” and criteria of an assessment of stability of its implementation. Order of Moscow Department of Health from 06 Apr. 2016 No. 293). “Consultant Plyus”.

21. Kleymenov M.V. Sistema selskogo meditsinskogo obsluzhivaniya: Osnovnye problemy funktsionirovaniya. [Rural health care system: Main operational problems]. // Diskussiya. - Discussion. 2016. № 6 (69). P. 72-76.

22. Kozyreva P.M., Smirnov A.I. Problemy meditsinskogo obsluzhivaniya v selskoy mestnosti. // Gumanitariy yuga Rossii. [Problems of medical care in rural areas. // Humanitarian of the South of Russia. 2018. № 7 (4). P. 33-47.

Login or Create
* Forgot password?