RGU nefti i gaza (NIU) imeni I.M. Gubkina (informacionnogo, energeticheskogo prava i ugolovno-pravovyh disciplin, starshiy prepodavatel')
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
The article examines the state of the administrative and tort legislation of the EAEU member states in the field of consumer protection. The analysis shows that all the EAEU member states have developed quite detailed legislation in the field of state regulation of the production of ethyl alcohol and alcoholic beverages, the norms of which require adequate administrative and tort protection.
Administrative and tort protection, administrative offenses, consumer protection, alcoholic beverages
Вопрос о защите прав потребителей, как представляется автору, наиболее четко можно рассмотреть на примере регулирования алкогольного рынка. Л.В. Чистякова, применительно к общей проблеме регулирования в данной сфере общественных отношений отмечает, что «федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 74)" .
Алкоголь на всем постсоветском пространстве, да и в России, это более чем пищевой продукт. В докладе Общественной палаты Российской Федерации отмечалось, "алкоголь – главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем – около 30% смертности среди мужчин и 15% среди женщин". Важно обратить внимание на то, что речь идет не о конкретных спиртных напитках, а именно об алкоголе, как о системообразующем веществе.
Проблема производства и потребления алкоголя в Российской Федерации и иных государствах постсоветского пространства, многих европейских и азиатских государствах, признается и регулируется на государственном уровне. В государствах-членах ЕАЭС эта проблема стала наследием Советского Союза с его противоречивой политикой в отношении алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Существует еще одна составляющая в данной области общественных отношений, о которой предпочитают умалчивать на государственном уровне, но которая является важной подоплекой всей системы государственного регулирования - это реализация алкогольной продукции, наряду с табачными изделиями, для всех государств-членов ЕАЭС является существенным источником налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы. Говоря иначе, у государств из благих пожеланий есть неизменное намерение ограничить оборот и потребление алкогольной продукции, но любое ограничение чревато снижением налоговых поступлений, что нежелательно. Отсюда вытекает и сложность проводимой политики в отношении данной пищевой продукции.
В Российской Федерации профильное законодательство в виде Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" было сформировано уже к середине 90-х гг. прошлого века. Позже в большинстве государств, ныне входящих в ЕАЭС, были приняты схожие законодательные акты. Исключение составляет Республика Армения, где регулируется не оборот этилового спирта и алкогольных напитков, а только оборот алкогольных напитков на основе виноградного сырья в соответствии с Законом Республики Армения от 15.07.2008 г. № ЗР-135 "Об алкогольных напитках на основе виноградного сырья". Связано это, видимо, с тем, что такой способ производства алкогольных напитков в данном государстве является преобладающим. Хотя при анализе данного акта автором было установлено, что в нем определены такие категории, как "дистиллят сельскохозяйственного происхождения" и "спирт сельскохозяйственного происхождения (этанол)", которые получаются из растительного сырья (подразумевается, что не из виноградного).
Таким образом, можно утверждать, что во всех государствах-членах ЕАЭС разработано профильное законодательство, определяющее оборот алкогольной продукции, а рынок этой продукции является частью общего рынка пищевой продукции данных стран.
В Российской Федерации, например, в профильном законодательном акте присутствует статья 4, согласно которой государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом. То есть, сейчас такой монополии нет, но она может в любой момент времени возникнуть.
Из всех законодательных подходов по государственному регулированию данных отношений автору в большей мере импонирует подход белорусских законодателей. В соответствии с нормами части 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 28.08.2008 г. № 429-З "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта" к мерам государственного регулирования в этой сфере относятся:
- лицензирование деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- установление квот на производство алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- установление требований к качеству и безопасности алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- государственная гигиеническая регистрация и обязательное подтверждение соответствия алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
- государственная регистрация основного технологического оборудования для производства алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- регулирование цен на алкогольную продукцию;
- установление акцизов на алкогольную, непищевую спиртосодержащую продукцию и непищевой этиловый спирт;
- маркировка алкогольных напитков акцизными марками, и (или) специальными марками, и (или) специальными знаками;
- установление порядка декларирования объемов произведенной и поступившей алкогольной продукции;
- установление государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
- закрепление за государством исключительного права на осуществление импорта алкогольной продукции.
Данный набор государственных регуляторов свидетельствует в серьезном воздействии власти на рынок алкоголя, однако это дело конкретного государства. Если при таком уровне вмешательства обеспечивается выбор качественной алкогольной продукции в зависимости от предпочтений граждан и уровня их доходов, исключается возможность приобретения этих напитков несовершеннолетними, то указанные меры следует признать разумными.
Для единого рынка ЕАЭС, в данном случае, ключевыми моментами являются следующие:
- все государства-участники в равной или больше мере должны обеспечить контроль за качеством производимой алкогольной продукции;
- ценовая политики по отношению к алкогольной продукции должна быть таковой, чтобы ввозимые из других государств-участников алкогольные напитки были конкурентоспособны по цене с производимыми в данном государстве.
Остановим свое внимание на предусмотренных КоАП РФ государств-членов ЕАЭС составах административных правонарушений, направленных на обеспечение защиты качества производимой алкогольной продукции.
Качество алкогольной продукции прежде всего зависит от ее производителя. Для обеспечения данной цели все государства-участники ЕАЭС, за исключением Республики Армения, предусматривают лицензирование по производству этилового спирта и алкогольной продукции. Автор хотел бы напомнить, что лицензирование является одной из распространенных мер государственного воздействия на экономическую сферу, а лицензия представляет собой специальное разрешение, которое выдается только после проверки готовности субъекта к осуществлению определенного вида деятельности. Применительно к производству этилового спирта это означает примерно следующее: должно быть организовано производство, обладающее необходимым специальным оборудованием, в том числе для контроля за качеством, на этом производстве должны быть задействованы сотрудники, имеющие соответствующую подтвержденную квалификацию, оборудованы места хранения продукции и средств ее маркировки, охрана и многое другое. Причем все это должно быть осуществлено до получения лицензии.
Часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ устанавливает наказание за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Выделение специального состава (в отличие от общего состава осуществления какой-либо лицензируемой деятельности без лицензии) в данном случае обусловлено спецификой и величиной административной санкции. Так, для юридических лиц за данное деяние установлен следующий набор санкций: административный штраф в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, получено от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Как мы видим, здесь присутствует весь набор самых суровых административных санкций: штраф с указанием только минимального размера; конфискация всего, что относится к производству этилового спирта или алкогольной продукции, а также административное приостановление деятельности юридического лица. В совокупности подобный набор мер в российском КоАП является редкостью, что свидетельствует об особой значимости данного правонарушения для существа рассматриваемых общественных отношений.
В КоАП Республики Беларусь не содержится специального состава административного правонарушения, связанного с производством этилового спирта или алкогольной продукции – видимо, законодатели данного государства посчитали достаточной наличие общей нормы об осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). С учетом того, что производством этилового спирта и алкогольной продукции в Республике Беларусь вправе заниматься только юридические лица, наказание за данное правонарушение является довольно суровым – штраф в размере до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью. Анализ соответствующих норм законодательства данного государства показал, что проблема производства алкоголя без лицензии для этого государства не слишком актуальна – этот рынок находится под хорошо организованным государственным контролем.
В КоАП Республики Казахстан также не содержится состава административного правонарушения, связанного непосредственно с производством этилового спирта и алкогольной продукции без лицензии, – в структуре общего состава административного правонарушения, устанавливающего наказание за занятие предпринимательской или иной деятельностью без соответствующей регистрации, разрешения или направления уведомления, занятие предпринимательской деятельностью без лицензии является отягчающим вину обстоятельством и, помимо административного штрафа, влечет за собой дополнительно конфискацию дохода (дивидендов), денег, ценных бумаг, полученных вследствие административного правонарушения.
В Кодексе о нарушениях Кыргызской Республики сформулирован довольно простой состав административного правонарушения – нарушение правил производства и реализации спирта и алкогольных напитков. За него предусмотрен штраф 5 категории (для сравнения отметим, что за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии предусмотрен штраф 4 категории). Штраф 5 категории можно отнести к средней величине (всего по законодательству Кыргызской Республики предусмотрен восемь категорий штрафов), ни о какой конфискации имущества или доходов, а уж тем более – о приостановлении деятельности речи не идет.
Анализ КоАП Республики Армения показал, что производство алкогольной продукции в данном государстве не является лицензируемым видом деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что наиболее суровые меры административной ответственности за производство этилового спирта и алкогольной продукции без лицензии предусмотрены в Российской Федерации. Для остальных государств-членов ЕАЭС данная проблема, судя по всему, не является актуальной.
Следующим важным моментом для формирования общего рынка алкогольной продукции автор полагает маркировку алкогольной продукции. Данный комплекс административных действий предусматривает решение сразу двух задач:
1) упорядочение налогообложения в сфере производства и реализации алкогольной продукции;
2) подтверждение легальности производства алкогольной продукции.
В Российской Федерации предусмотрено два вида марок, то есть бумажных наклеек на тару с алкоголем: федеральные специальные марки и акцизные марки (наносятся на тару импортируемой алкогольной продукции). Соответственно, в КоАП РФ, применительно к правонарушениям в области маркировки алкогольной продукции, установлено три состава административных правонарушений:
1) производство алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации (за данное правонарушение предусмотрен штраф для юридических лиц в размере от ста до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения);
2) оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны за данное правонарушение предусмотрен штраф для юридических лиц в размере от двухсот до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения);
3) перемещение по территории Российской Федерации алкогольной продукции, немаркированной в соответствии с законодательством о государственно регулировании производства и оборота алкогольной продукции, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением перемещения указанной алкогольной продукции физическими лицами в объеме не более 10 литров на одного человека (влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения).
В КоАП Республики Беларусь оборот алкогольной продукции без акцизных марок наказывается только применительно к физическим лицам (перемещение или хранение на территории данного государства более пяти литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками (влечет за собой наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин с конфискацией алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение или хранение которого допускается). Наказывается также ввоз (вывоз) на территорию (с территории) Республики Беларусь с территории (на территорию) государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе алкогольной продукции, без маркированных в установленном законодательством порядке контрольными знаками сопроводительных документов, а также отгрузка юридическим лицом – производителем алкогольных напитков, предназначенных для вывоза с территории Республики Беларусь на территорию государств – членов ЕАЭС, не маркированных в соответствии с законодательством страны назначения (предусмотрен административный штраф для юридических лиц в размере от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации).
В данном случае мы видим формулирование более конкретных составов административных правонарушений с определенной градацией административных санкций. Причем речь идет именно о рынке ЕАЭС.
В КоАП Республики Казахстан содержится отдельная статья под названием "Нарушение правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции, за исключением виноматериала, пива и пивного напитка, учетно-контрольными марками и табачных изделий акцизными марками", в которой сформулировано два состава:
1) нарушение производителем или импортером правил маркировки (перемаркировки) алкогольной продукции учетно-контрольными марками (влечет максимальный штраф в размере пятисот месячных расчетных показателей с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии);
2) оборот подакцизных товаров, подлежащих маркировке акцизными и (или) учетно-контрольными марками, совершенный в виде хранения, реализации и (или) транспортировки подакцизной продукции без акцизных и (или) учетно-контрольных марок, а равно с марками неустановленного образца и (или) не поддающимися идентификации (влечет максимальный штраф в размере пятисот месячных расчетных показателей с конфискацией подакцизных товаров, явившихся непосредственным предметом правонарушения, а также с лишением лицензии).
Как представляется автору, наличие отдельной статьи, содержание ко-
торой охватывает практически весь спектр правонарушений, связанных с маркировкой алкогольной продукции, существенно облегчает практику правоприменения в данной области общественных отношений.
В Кыргызской Республике правонарушения, связанные с маркировкой алкогольной продукции, содержатся в Кодексе о проступках. Наказанию подлежат такие деликты, как:
- подделка акцизных марок с целью использования либо повторное использование бывших в употреблении акцизных марок, а равно их ранение с целью сбыта или сбыт;
- производство, импорт и реализация алкогольных напитков без акцизных марок.
Следует отметить, что Закон Кыргызской Республики от 13.10.2009 г. № 269 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, розничной продажи и потребления алкогольной продукции, тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков" не содержит разделения марок на специальные и акцизные, а оперирует только последней категорией. Примечательно, что акцизные марки по законодательству данного государства являются довольно информативными по содержанию – оборудование для их изготовления должно обеспечивать нанесение и считывание с этих марок таких сведений, как наименование и вид алкогольной продукции, процент содержания этилового спирта, объем алкогольной продукции в потребительской таре, наименование и местонахождение производителя алкогольной продукции, подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности, а также ряд иных сведений.
КоАП Республики Армения не содержит специальных норм, связанных с правонарушениями в области оборота немаркированной алкогольной продукции. В нем содержится ряд положений, связанных:
1) с отчуждением приобретенных в установленном порядке или использованных акцизных марок и (или) контрольных знаков (маркировочных ярлыков);
2) маркировкой незаконно приобретенными марками и (или) контрольными знаками;
3) реализацией немаркированных (перемаркированных) товаров, подлежащих маркировке акцизными марками и (или) этикетками;
4) нарушение правил маркировки акцизными марками и (или) этикетками.
Как полагает автор, такой законодательный подход возможен только в Республике Армения, деятельность многих предпринимателей в которой непосредственно связана с производством алкогольной продукции и высокой конкуренцией на этом рынке, не позволяющей широко распространяться поддельной алкогольной продукции, опасной для здоровья.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что во всех государствах-членах ЕАЭС разработано довольно подробное законодательство в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, нормы которого требуют адекватной административно-деликтной защиты. Применительно к данной сфере общественных отношений на основании проведенного автором анализа к наиболее развитым юридическим конструкциям следует отнести составы соответствующих норм КоАП РФ и КоАП Республики Беларусь, причем по уровню санкций нормы российского Кодекса являются существенно более жесткими, чем нормы КоАП Республики Беларусь и всех остальных государств-членов ЕАЭС. Особенно это касается производства этилового спирта и алкогольной продукции без лицензии. Наиболее мягкими в этом отношении следует признать нормы Кодекса о нарушениях Кыргызской Республики. Административно-деликтная защита отношений в области производства и оборота алкогольной продукции в Республике Армения существенно отличается от всех иных государств-участников ЕАЭС в силу специфики производства алкоголя на его территории и фактического исключения широкого распространения фальсифицированных алкогольных напитков.
1. "Zloupotreblenie alkogolem v Rossiyskoy Federacii: social'no-ekonomicheskie posledstviya i mery protivodeystviya". Doklad Obschestvennoy Palaty Rossiyskoy Federacii. M. 2009.
2. Chistyakova L.V. Kommentariy k Federal'nomu zakonu ot 22.11.1995 g. № 171-FZ "O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noy i spirtosoderzhaschey produkcii i ob ogranicheniya potrebleniya (raspitiya) alkogol'noy produkcii". M. 2015. S. 10.
3. Rabota podgotovlena pri informacionnoy podderzhke SPS «Konsul'tantPlyus», SNG «SoyuzPravoInform», oficial'nogo sayta Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza http://www.eaeunion.org/