The paper analyzes the main activities of consumer cooperatives in the provision of services for the maintenance and repair of road transport. It is noted, that the farm productivity is low, in particular, because of their weak technical equipment. Improvement of social infrastructure in order to improve the quality of life of the rural population will solve the problem of basic needs, reduce the work load of a private farm and help make better use of free time; taking into account the dynamic behavior of different age groups, different motivated to live and work in rural areas.
consumer cooperatives, agriculture, road transport, designing of car-care center objects.
Введение. Кооперация в общем виде представляет собой форму сотрудничества экономически и юридически самостоятельных предприятий для реализации своих хозяйственных интересов и предоставления различного рода услуг потребителям. Для достижения общих целей в ней органично сочетаются права частной и коллективной собственности.
Многолетний опыт развития кооперации в нашей стране и за рубежом свидетельствует о том, что потребительская кооперация – органичный структурный элемент агропромышленного комплекса, представляющий собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Функциональное содержание потребительской кооперации направлено в основном на удовлетворение потребностей сельского населения и определяет ее место в составе АПК [1, C. 45].
Анализ и обсуждение результатов исследования. К основным направлениям деятельности потребительской кооперации относится предоставление услуг. В нашей стране механизмы развития сервиса протекают неравномерно в зависимости от региона, сервис практически не развит в сельской местности.
В Республике Татарстан принят Указ Президента Республики Татарстан «О концепции развития потребительской кооперации в республике Татарстан на 2011-2015 годы». В соответствии с этим Указом предусмотрено развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере, в том числе в сфере услуг.
Потребительская кооперация является структурным элементом агропромышленного комплекса. Во многих сельских районах доходы, поступающие от ее функционирования, составляют основу местного бюджета, обеспечивая социальное и экономическое развитие, играют важную роль в формировании доходов населения.
У населения сельской местности растет уровень доходов, принята и действует программа «Социальное развитие села до 2013 г.». Минсельхозпрод РТ предоставляет субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, ставятся задачи повышения привлекательности проживания в сельской местности, расширяется сеть автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности. Принимаются меры сокращения темпов снижения численности сельского населения, повышения уровня занятости сельского населения, сохранения и создания новых рабочих мест. Темпы и масштабы устойчивого социально-экономического развития страны определяются уровнем жизни различных слоев общества. Только одно повышение уровня оплаты труда, без оптимизации социальной структуры села, увеличения количества и разнообразия объектов инфраструктуры не способно улучшить качество жизни. В свою очередь, улучшение качества жизни позволит повысить эффективность и конкурентоспособность всей аграрной отрасли.
1. Nasretdinov I.T., A.M. Mukhametshin, N.K. Kozar i dr. Optimizatsiya servisnoy deyatel´nosti predpriyatiy potrebitel´skoy kooperatsii. Kollektivnaya monografiya. - Kazan´, 2013, - 210 s.
2. Fatkhullina L.Z. Rol´ sotsial´noy infrastruktury sela v povyshenii kachestva zhizni naseleniya. Avtoref. dissertatsii. Spets. 22.00.03. - Kazan´, 2010. - 28 s.
3. Asadullin E.Z. Issledovanie sostoyaniya i struktury rynka avtoservisa, proektirovanie i stroitel´stvo stantsiy tekhnicheskogo obsluzhivaniya. - Kazan´, Izvestiya KGASU 2014 g., № 2 (28) - 302 s.
4. Shubin L.F. Arkhitektura grazhdanskikh i promyshlennykh zdaniy. - T.5 Promyshlennye zdaniya. - M.: Stroyizdat, 1986. - 335 s.
5. Stukach V. F., Stepanova T. Yu., Khramtsova N. A. Razvitie regional´nogo rynka proizvodstvennykh uslug v APK. - Omsk: Sfera, 2004. - 181 s. - Univer. bib.onlayn.
6. Goncharov P.S., El´tsov M. Yu., Korshikov S. B., Laptev I. V., Osiyuk V. A. NX dlya konstruktora-mashinostroitelya. - M.: DMK Press, 2010. - 501c. - Univer. bib.onlayn.
7. Mukhametshin A.M. Sistemy tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta na predpriyatiyakh PK: Lektsionnyy material. - Kazan´: Kazanskiy kooperativnyy institut, 2010, 34 s.
8. Karagodin V.I. Remont avtomobiley i dvigateley. - M.: Akademiya, 2005
9. Zuev I.M. i dr. Montazh, ekspluatatsiya i remont mashin v zhivotnovodstve I.M. Zuev, E.P. Sorokin, A.V. Shpyro. - M.: Agropromizdat, 1988.
10. Remont mashin / Pod red. N.F. Tel´nova - M.: Agropromizdat. 1992.
11. San´kov V.M Ekspluatatsiya i remont meliorativnykh i stroitel´nykh mashin. - 3-e izd., pererab. i dop. - M.: Agropromizdat, 1986