CENTRAL BANK OF RUSSIA AS A SUBJECT OF INFORMATION DEPARTMENTAL COOPERATION (SCIENTIFIC AND PRACTICE COMMENTING ON THE LAW ABOUT STATE AND MUNICIPAL SERVICES)
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article includes commenting on the federal law about the role of the Central Bank of Russian Federation in the information relations in the context of departmental cooperation and state and municipal services.

Keywords:
Central Bank of Russian Federation, federal law about state and municipal services, state and municipal services, banking activity, departmental cooperation, financial information; banking activity
Text
Publication text (PDF): Read Download

Настоящая статья включает краткий комментарий к отдельным положениям Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2], а именно закрепленным в ст. 6.1 данного закона нормам. Уделяется внимание содержательным моментам Федерального закона N 210-ФЗ, имеющим ярко выраженный финансово-правовой аспект – относящимся к функциям и полномочиям Центрального банка Российской Федерации (Банк России).  Вниманию читателя предлагается информация, используемая автором в рамках социального проекта «Школа правовой грамотности» («опорный университет» Центрального Черноземья – Центрально-Черноземный государственный инженерный университет, 2019−2020 гг.) и в рамках сотрудничества в подготовке комментариев к законодательным актам для справочной информационной правовой системы.

Статья 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под названием «Участие в межведомственном информационном взаимодействии Банка России» предусматривает полномочия Центрального банка РФ участвовать в межведомственном информационном взаимодействии: «Банк России вправе при оказании им услуг участвовать в межведомственном информационном взаимодействии в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Банк России выступает важнейшим участником финансовой деятельности государства, обеспечивающим надзор и мониторинг, как за функционированием кредитных организаций, так и иных участников банковской деятельности (клиенты банков – физические лица, организации, органы власти и др.). Поэтому любые права и обязанности ЦБ РФ играют важную роль для функционирования финансовой и банковской систем государства, обеспечивая законность и организованность действий хозяйствующих субъектов. Надо заметить, полномочие ЦБ РФ участвовать в межведомственном информационном взаимодействии относится к разряду информационных, предполагающих вовлеченность данного публичного субъекта в сферу информационных отношений, носящий межведомственный характер. Информационный характер указанного полномочия ЦБ РФ основывается на задействованности ЦБ РФ в обращении с информацией, которая формируется в результате его деятельности, связана с различными направлениями реализации его функций и задач.

Межведомственный характер полномочия Банка России на информационное взаимодействие подразумевает взаимодействие Банка России с иными субъектами («ведомствами») – государственными учреждениями, федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также иными организациями. Взаимодействие осуществляется в целях обмена информацией в пределах полномочий задействованных субъектов, оптимизации управления соответствующими сферами; в ракурсе организации предоставления государственных и муниципальных услуг – в целях обеспечения создания и функционирования федерального реестра государственных и муниципальных услуг.

Взаимодействие Банка России с иными субъектами по линии обмена информацией предполагает информатизацию взаимосвязанной деятельности соответствующих публичных и связанных с ними субъектов посредством сведения информации в пределах компетенции задействованных государственных и муниципальных органов и организаций в специальную государственную информационную систему. В соответствии с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 20.11.2018) [3] (п. 2) «система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений, и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие». Важнейшей целью создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия уполномоченных субъектов при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

К взаимодействию подведомственных публичным субъектам информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, в том числе в соотнесением к деятельности Центрального банка РФ, предъявляются нормативные требования – в их числе Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 N 451 (ред. от 25.09.2018) «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» [4]; Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1382 (ред. от 31.08.2019) «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме» [5]; Приказ Минкомсвязи России от 23.06.2015 N 210 (ред. от 22.02.2017) «Об утверждении Технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [6] и ряд иных.

Характер участия Центрального банка РФ в информационных правоотношениях, межведомственном информационном взаимодействии непосредственно, обусловлен спецификой его правового статуса. Правовой статус Центрального банка РФ носит конституционный характер в силу ст. 75 Конституции РФ. Банк России – орган денежно-кредитного регулирования. Как «главный банк» он в соответствии с Бюджетным кодексом РФ выполняет функции по отношению к счету по исполнению бюджета, поэтому, будучи связан с организацией функционирования бюджетной системы государства, причастен и к «инструментарию» бюджетного устройства Российской Федерации [16, с. 274-276]. Статус Банка России детально регламентирован специальным законом – Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) [1] (Федеральный закон N 86-ФЗ). Глава IV и статьи иных глав данного Федерального закона регулируют взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, тем самым прямо или косвенно в различных положениях касаясь вопросов организации межведомственного взаимодействия Банка России с иными субъектами в сфере информации.

Глава IV Федерального закона N 86-ФЗ закрепляет правовые нормы, формулирующие правовые основы участия Банка России в информационных правоотношениях, например, правовые нормы, содержащиеся в абз. 3, 5 ст. 21. Нормы о правоотношениях информационного характера с участием Центрального банка РФ, в том числе в аспекте участия его в межведомственном информационном обмене, содержатся и в иных статьях, главах Федерального закона N 86-ФЗ, например: ст. 26.1, 26.2, 45, 45.346.1, 51.1, 51.2, 51.3, 57, 61.1, 73.1, 76.7, 76.9 и др.

Так, например, в соответствии со 26.2 данного закона, «Банк России ежеквартально направляет в Государственную думу сведения о компенсации Банком России кредитным организациям части убытков (расходов), возникших у них по сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и о компенсации Банком России лицам, осуществляющим функции центрального контрагента, части убытков (расходов), возникших у них по сделкам с участниками клиринга, у которых была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, в том числе: 1) о принятых решениях Банка России, устанавливающих (изменяющих) порядок компенсации части указанных в настоящей статье убытков (расходов); 2) перечень кредитных организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, которые заключили с Банком России соответствующие соглашения, объемы предоставленных им Банком России средств для компенсации части указанных в настоящей статье убытков (расходов)».

В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [1] свои функции и полномочия, в том числе информационные, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (хотя отдельные «аспекты» зависимости, в том числе по «информационной части», Федеральный закон N 86-ФЗ все устанавливает: абз. 6-8, 10 ст. 5, ст. 25, 26.2, 45). Банк России представляет в Государственную думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Наделение Банка России функцией межведомственного информационного взаимодействия, точнее, обязанностью предоставлять в установленных законодательством случаях информацию в пределах своей компетенции, возложенных функций и задач ничуть не умалять принцип независимости, самостоятельности Банка России, создает гарантии прозрачности его деятельности в сфере банковской деятельности и информационной сфере, позволяет оптимально организовать деятельность связанных с ним публичных и иных субъектов в целях обеспечения должного предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам, обеспечения высокого уровня государственного управления в целом применительно к различным сферам общественных отношений.

Вместе с этим, в организации межведомственного информационного взаимодействия с участием Банка России, а именно получения необходимой информации от него иным уполномоченным государственным и муниципальным организациям, органам власти следует учитывать, что непосредственными целями и задачами деятельности Банка России, его функциями являются следующие: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации. Банк России является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и осуществляет иные функции в соответствии с законодательством (ст. 3, 4, 46-50 Федерального закона N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)) [1]. Именно цели деятельности Банка России и его компетенция, выполняемые функции обуславливают характер и содержание информации и документов, предоставляемых данным субъектом в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Наличие в правовом статусе Центрального банка РФ контрольных полномочий, связанных функционированием бюджета; организацией деятельности кредитных организаций по ведению счетов и вкладов физических лиц и организаций, выплатой физическим лицам компенсаций в соответствии с инструментарием обязательного страхования вкладов; полномочий в области финансового мониторинга и многих иных принципиально важных для денежно-кредитной политики и сферы финансов полномочий – предпосылка владения Банком России многоаспектной информацией как о состоянии финансов государства и публичных субъектов, так и о денежных и иных отношениях с участием частных субъектов. Эта информация во многих случаях имеет социально значимый характер, позволяющий задействовать Банк России в межведомственном информационном обмене в целях организации предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям. Информация, которой владеет Центральный банк РФ, имеет значение для организации деятельности иных государственных (муниципальных) учреждений и органов власти, что также выражает информационное взаимодействие компетентных публичных субъектов в разных правовых отношениях, точнее, их информационном обеспечении.

Порядок межведомственного информационного взаимодействия с участием Банка России, равно как и иных субъектов, регламентирован, непосредственно, ст. 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2]. Элементами данного «порядка» являются следующие правила.

  1. Обязательное предоставление соответствующей информации в электронном виде: предоставление документов и информации осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра» (ч. 1, 1.1 ст. 7.1, п. 2 ч. 1 ст. 7, ч. 4 ст. 19 Федерального закона N 210-ФЗ).

В соответствии с п. 2 "Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 [3], «система взаимодействия представляет собой федеральную государственную информационную систему, включающую информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, о программных и технических средствах, обеспечивающих единый документированный способ взаимодействия информационных систем органов и организаций посредством технологии очередей электронных сообщений, обеспечивающей взаимодействие программ в асинхронном режиме, не требующей установки между ними прямой связи и гарантирующей получение передаваемых электронных сообщений, и сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений, а также программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие». Целями, задачами создания системы взаимодействия является технологическое обеспечение информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме, создание организационных условий для информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг между государственными, муниципальными органами, банками. Соответственно под системой межведомственного электронного взаимодействия в целях Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ понимается федеральная государственная информационная система, созданная для обмена информацией между государственными, муниципальными органами и организациями, задействованными в предоставлении гражданам и организациях государственных и муниципальных услуг.

  1. Установление Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ императивных правил относительно оснований направления межведомственных запросов (ч. 2 ст. 7.1): «Направление межведомственного запроса и представление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, допускаются только в целях, связанных с предоставлением государственных или муниципальных услуг и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг». Это правило, применительно к ст. 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и регламентации ею полномочия Банка России участвовать в межведомственном информационном взаимодействии означает причастность информации, формирующейся в результате его деятельности или информации, сопутствующей этой деятельности, к сфере государственных и муниципальных услуг.
  2. Перечень документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2012 № 1471-р [7]. Банку России рекомендовано руководствоваться данным распоряжением при организации межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде (п. 5(1) Распоряжения 15.08.2012 № 1471-р).

В числе документов и информации, обращающихся в связи с, непосредственно, выполнением функций и задач Центрального банка РФ, а также деятельностью банковских и небанковских кредитных организаций, и имеющих отношение к межведомственному обмену информацией, в том числе в сфере финансов и банковской деятельности, относятся следующие документы и соответствующие виды информации, например:

− документы (сведения), направляемые федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в кредитные организации, государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов» при осуществлении функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций, конкурсным управляющим (ликвидаторам), назначаемым из числа арбитражных управляющих, аккредитованных при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве (принудительной ликвидации) кредитных организаций, ликвидационным комиссиям, назначаемым в случае принятия участниками (учредителями) кредитных организаций решения об их добровольной ликвидации;

cведения о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества (если имеется), серии и номера документа, удостоверяющего личность, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента − физического лица, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

− постановления судебного пристава о наложении (снятии) ареста на денежные средства на счетах должника, иное имущество должника, о списании денежных средств со счетов должника, об обращении (прекращении) взыскания на имущество должника, о розыске и аресте счетов должника, о принятии исполнительного производства в электронном виде, направляемые кредитной организации для исполнения;

− сведения о подтверждении соответствия фамилии, имени, отчества (если имеется) и страхового номера индивидуального лицевого счета, предоставленных заявителем в кредитную организацию или иную организацию, уполномоченную на осуществление упрощенной идентификации клиента − физического лица, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

− сведения об открытии должниками по исполнительным производствам новых счетов в кредитных организациях;

− сведения о выдаче кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, об отзыве, аннулировании лицензии;

− сведения о наличии счетов организаций (индивидуальных предпринимателей) в банках: вид счета; дата открытия счета; реквизиты банка; номер счета; дата закрытия счета (по анализу подп. 2(1), 5, 11(2) п. I; подп. 14 п. II; подп. 15 п. III; подп. 18 п. IV «Перечня документов (сведений), обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2012 № 1471-р [7]).

Содержащийся в Распоряжении 15.08.2012 № 1471-р перечень сведений имеет более широкий характер, нежели межведомственный обмен информацией с участием Центрального банка РФ. Перечень включает информацию, используемую также в рамках деятельности кредитных организаций. Кредитные организации должны взаимодействовать с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах и с иными системами, в зависимости от типа подразумеваемой информации.

Как видно из приведенного перечня документов и информации, компетенция и цели деятельности Банка России и субъектов банковской деятельности обуславливают содержание информации и документов, предоставляемых данным субъектом в связи с реализацией полномочия межведомственного информационного взаимодействия.

  1. Распространение на межведомственный обмен информацией правового режима конфиденциальной информации (ч. 3 и 4 ст. 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
  2. Применение в соответствии с ч. 5 ст. 7.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ к межведомственному обмену информацией, межведомственному информационному взаимодействию правил-положений, предусмотренных положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 20.11.2018 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия») [3]. По сути, ч. 5 ст. 7.1 Федерального закона N 210-ФЗ содержит бланкетную норму. С процессуальной точки зрения «Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» («Положение…») предусматривает следующие процедурные основы процессуального взаимодействия:

− обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;

− обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

 − обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления;

 − обеспечение учета количества электронных сообщений, передаваемых в системе взаимодействия органами и организациями в рамках процесса предоставления государственной или муниципальной услуги или исполнения государственной или муниципальной функции;

 − обеспечение предоставления в электронной форме документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах;

− возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к системе взаимодействия;

− хранение информации, содержащейся в реестре сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций и предоставляемых информационными системами органов и организаций, подключенными к системе взаимодействия (далее − реестр сведений);

− хранение информации, содержащейся в реестре сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций и предоставляемых информационными системами органов и организаций, подключенными к системе взаимодействия (далее − реестр сведений) (по анализу п. 6, 7 «Положения…»).

  1. Последствия непредставления (несвоевременного представления) информации по межведомственному запросу.

Применительно к участию Банка России и субъектов банковской деятельности в межведомственном информационном взаимодействии Банк России инициативно разрабатывает правовые акты. ЦБ РФ принимает правовые акты, как нормативные, так и ненормативные, касающиеся различных вопросов информационного взаимодействия с иными субъектами, например:

− Указание ЦБ РФ от 14.11.2016 N 4190-У (ред. от 08.10.2019) «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [8];

− Указание ЦБ РФ от 11.02.2019 N 5069-У «О порядке оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям Федеральному казначейству и его территориальным органам» [9];

− Указание ЦБ РФ от 20.09.2019 N 5263-У «О порядке оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям российским юридическим лицам»;

− Порядок составления некредитными финансовыми организациями в электронной форме информации, предусмотренной ст.ст. 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденный ЦБ РФ (начало действия документа – 23.03.2019) [13];

− Письмо ЦБ РФ от 29.08.2012 N 14-27/625 «Об установлении порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, в том числе в части осуществления взаимодействия с кредитными организациями» [11].

В соответствии с информационными документами, разрабатываемыми ЦБ РФ, оптимизируется предоставление многих государственных и муниципальных услуг с позиций необходимости их информационного обеспечения, информационного обеспечения сопутствующей предоставлению государственных и муниципальных услуг контрольной деятельности, реализация многих полезных действий в адрес граждан и организаций. Так, по информации от Банка России, через Единый портал государственных и муниципальных услуг граждане и другие субъекты кредитных историй имеют возможность получить информацию из Центрального каталога кредитных историй о бюро кредитных историй (БКИ), в котором (которых) хранится их кредитная история (по материалам: Информация Банка России «Информация о бюро кредитных историй теперь доступна через портал Госуслуг» [14].

Иные субъекты – органы власти – также принимают принципиально важные правовые акты применительно к регламентации межведомственного информационного взаимодействия, распространяющиеся и на участие Банка России и субъектов банковской деятельности в информационном обмене. Например, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ сформулировало разъяснения о порядке подключения кредитных организаций к системе межведомственного электронного взаимодействия – Письмо Минкомсвязи России от 18.09.2013 N П13-06-12910 «Разъяснения по процессу подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия» [12]. В силу требований ч. 4 ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» кредитные организации обязаны взаимодействовать с Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Единая система межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 20.11.2018) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [3] предполагает также решение задач обеспечения информационного взаимодействия в электронной форме между банками и иными организациями, государственными органами, а также оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации в целях обеспечения идентификации гражданина Российской Федерации с применением информационных технологий без его личного присутствия в соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Помимо межведомственного информационного обмена, информационного взаимодействия сугубо публичного характера, Центральный банк РФ осуществляет информационное взаимодействие в пределах своих функций и задач и в целях информационного обеспечения деятельности российских и иностранных юридических лиц, а также международных организаций (это основывается на положениях, например, ст. 46.1, 51.1, 51.2, 51.3, 57, 73.1, 76.7, 76.9 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») [1]. В соответствии со ст. 46.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «Банк России вправе оказывать возмездные услуги по передаче финансовых сообщений российским юридическим лицам в порядке, установленном нормативными актами Банка России, и на основании заключенных с ними договоров, а также иностранным юридическим лицам, международным организациям, иностранным центральным (национальным) банкам на основании заключенных с ними договоров.» (абз. 1). В данном случае имеется в виду Указание Банка России от 20.09.2019 N 5263-У «О порядке оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям российским юридическим лицам» [10]. Статья 46.1 Федерального закона N 86-ФЗ (абз. 2) также предусматривает межведомственное информационное взаимодействие Центрального банка РФ с Федеральным казначейством. Статья 46.1 Федерального закона N 86-ФЗ отсылает к нормативным положениям, содержащимся в Указании Банка России от 11.02.2019 N 5069-У «О порядке оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям Федеральному казначейству и его территориальным органам» [9].

Таким образом, тематика информационного взаимодействия Центрального банка России с уполномоченными субъектами, характер и содержание финансово значимой информации, находящейся в ведении ЦБ РФ, и ее роль для финансовой деятельности государства носит комплексный характер. Имеется ввиду как правовые нормы сугубо финансово-правового содержания, правовые нормы, находящиеся в пределах банковского права, а также нормы содержания межотраслевого – нормы информационного права, массива законодательства, применяемого в сфере государственных и муниципальных услуг. Заметим, что тематика информационных технологий в банковской деятельности уже давно вышла на уровень дискуссий как нормотворцев, так и специалистов-теоретиков, специалистов-практиков. Ученые пытаются осмыслить с позиций теоретико-правовых основ значимость организации обмена финансово-значимой информацией для сферы финансов и сфер обращения граждан к государственным структурам. Тем самым актуальность заявленной нами темы и необходимость ее обсуждения и в дальнейшем все более усиливаются.

References

1. Federal'nyy zakon ot 10.07.2002 N 86-FZ (red. ot 27.12.2019) "O Central'nom banke Rossiyskoy Federacii (Banke Rossii)" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2002. - N 28. - St. 2790.

2. Federal'nyy zakon ot 27.07.2010 N 210-FZ "Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2010. - N 31. - St. 4179.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.09.2010 N 697 (red. ot 20.11.2018) «Ob utverzhdenii Polozheniya o edinoy sisteme mezhvedomstvennogo elektronnogo vzaimodeystviya" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2010. - N 38. - St. 4823.

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 08.06.2011 N 451 (red. ot 25.09.2018) "Ob infrastrukture, obespechivayuschey informacionno-tehnologicheskoe vzaimodeystvie informacionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug i ispolneniya gosudarstvennyh i municipal'nyh funkciy v elektronnoy forme" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2011. - N 24. - St. 3503.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22.12.2012 N 1382 (red. ot 31.08.2019) "O prisoedinenii informacionnyh sistem organizaciy k infrastrukture, obespechivayuschey informacionno-tehnologicheskoe vzaimodeystvie informacionnyh sistem, ispol'zuemyh dlya predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug i ispolneniya gosudarstvennyh i municipal'nyh funkciy v elektronnoy forme" // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2012. - N 53 (ch. 2). - St. 7938.

6. Prikaz Minkomsvyazi Rossii ot 23.06.2015 N 210 (red. ot 22.02.2017) "Ob utverzhdenii Tehnicheskih trebovaniy k vzaimodeystviyu informacionnyh sistem v edinoy sisteme mezhvedomstvennogo elektronnogo vzaimodeystviya" // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 15.08.2012 № 1471-r // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 2012. - N 34. - St. 4772.

8. Ukazanie CB RF ot 14.11.2016 N 4190-U (red. ot 08.10.2019) "O trebovaniyah k ispol'zovaniyu elektronnyh dokumentov i poryadke obmena informaciey v elektronnoy forme pri osuschestvlenii obyazatel'nogo strahovaniya grazhdanskoy otvetstvennosti vladel'cev transportnyh sredstv" // Vestnik Banka Rossii. - 2016. - N 115-116.

9. Ukazanie CB RF ot 11.02.2019 N 5069-U "O poryadke okazaniya Bankom Rossii uslug po peredache elektronnyh soobscheniy po finansovym operaciyam Federal'nomu kaznacheystvu i ego territorial'nym organam" // Vestnik Banka Rossii. - 2019. - N 42.

10. Ukazanie CB RF ot 20.09.2019 N 5263-U "O poryadke okazaniya Bankom Rossii uslug po peredache elektronnyh soobscheniy po finansovym operaciyam rossiyskim yuridicheskim licam» // Vestnik Banka Rossii. - 2019. - N 73.

11. Pis'mo CB RF ot 29.08.2012 N 14-27/625 «Ob ustanovlenii poryadka vedeniya Gosudarstvennoy informacionnoy sistemy o gosudarstvennyh i municipal'nyh platezhah, v tom chisle v chasti osuschestvleniya vzaimodeystviya s kreditnymi organizaciyami» // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

12. Pis'mo Minkomsvyazi Rossii ot 18.09.2013 N P13-06-12910 "Raz'yasneniya po processu // SPS Konsul'tantPlyus.podklyucheniya k sisteme mezhvedomstvennogo elektronnogo vzaimodeystviya" // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

13. Poryadok sostavleniya nekreditnymi finansovymi organizaciyami v elektronnoy forme informacii, predusmotrennoy stat'yami 7, 7.5 Federal'nogo zakona "O protivodeystvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma", utverzhdennyy CB RF (nachalo deystviya dokumenta - 23.03.2019) // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

14. Informaciya Banka Rossii "Informaciya o byuro kreditnyh istoriy teper' dostupna cherez portal Gosuslug" // URL : http://www.cbr.ru po sostoyaniyu na 21.11.2018) (data obrascheniya 30.07.2020).

15. Alekseeva D.G. Pravovye problemy primeneniya informacionnyh tehnologiy v bankovskoy deyatel'nosti / D.G. Alekseeva // Bankovskoe pravo. - 2017. - N 4. - S. 7 - 14.

16. Peshkova H.V. Teoretiko-pravovye osnovy byudzhetnogo ustroystva gosudarstva / H.V. Peshkova. - Moskva: INFRA-M, 2018. - 320 s.

17. Serdyuk V. Rol' Standartov Banka Rossii v obespechenii informacionnoy bezopasnosti kreditno-finansovyh organizaciy / V. Serdyuk // Buhgalteriya i banki. - 2008. - N 3.

18. Carev E., Plahuta M. Standart Banka Rossii po informacionnoy bezopasnosti / E. Carev, M. Plahuta // Finansovaya gazeta. Regional'nyy vypusk. - 2010. - N 43. - S. 14.

Login or Create
* Forgot password?