Russian Federation
from 01.01.2020 to 01.01.2020
Uzbekistan
This scientific article is devoted to the consideration of citizens’ complaints by the bodies of the prosecutor's office of the Republic of Uzbekistan that existed on the territory of the former USSR in 1924-1991. During this period, the process of creating the prosecutor's office of the Uzbek SSR as a separate and integral body, the shortcomings and problems that arose during this process, the lack of staff, the appointment of persons of Russian nationality from the center only to the posts of the prosecutor and his officials, their lack of knowledge of the Uzbek language, traditions and customs, indifference to the requests of citizens, special services, despite the opposition of the security service (secret police) and local councils operating at that time in the Turkestan region, the prosecutor's office of the Uz SSR analyzed and issues of consideration and resolution of citizens' appeals. The analysis presented in the scientific article is based on data from the Central State Archive of the Republic of Uzbekistan, scientific articles written by researchers who conducted their research in this field, persons working in prosecution authorities, information and statistical data stored in the archives of the General Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan. The history of the emergence of the norms enshrined in the current Law of the Republic of Uzbekistan “On appeals of individuals and legal entities” is studied. At the same time, the origin of the institution of supervision of prosecution authorities (prosecutors) is indicated for ensuring the timely and legal consideration of complaints received by applicants in the activities of prosecution authorities, as well as for compliance with laws governing the procedure for handling complaints by other institutions. This article summarizes the facts and contains information necessary not only for prosecutors currently working in the system of prosecutors in the Republic of Uzbekistan, but also for those interested in the history of Uzbekistan.
right to appeal, Prosecutor's offices, history of appeals, Prosecutor's office of the UzSSR, Prosecutor's supervision of appeals
Постановка проблемы. В годы существования бывшего СССР реализация прав населения Узбекистана на обращение, т.е. рассмотрение жалоб, возникших из-за проблем и нарушений их прав, повлекших их страдания, породила ряд проблем, которые были решены государственными органами того времени, в частности, органами прокуратуры.
Во-первых, была нехватка работников прокуратуры, работающих в прокуратуре УзССР. Например, в конце 1932 г. на одного прокурора приходилось 125 000 граждан, а для контроля за соблюдением законов требовалось в среднем 3700 км2 [1].
Во-вторых, незаконные действия глав исполкомов местных Советов получили широкое распространение. Файзулла Ходжаев, председатель Совета Народных Комиссаров УзССР, сказал в одном из своих выступлений: «Отношения местных прокуроров с местными советами недостаточно установлены. Нет сотрудников, способных повысить репутацию прокуратуры. Хотя местные исполнительные комитеты Советов находятся под контролем прокуроров, ни один прокурор не может сказать руководителям исполнительных комитетов местных Советов, что они действуют незаконно. Если он так скажет, прокурор знает, что он подаст в отставку» [2].
В-третьих, прокуратурой не была проведена проверка по делам о грубых нарушениях законов руководителями населенных пунктов. Например, начальник полиции Ромитанского района обвинил гражданина в краже лошади у его брата и посадил его в тюрьму. Прокурор знал об этом незаконном акте и не предпринимал никаких юридических действий по этому делу [3]. Еще пример. Граждане подали жалобу на имя прокурора Республики УзССР. В содержании жалобы говорится, что главное политическое управление незаконно и необоснованно заключило в тюрьму нескольких граждан Ташкентского района и находится в заключении уже несколько месяцев. Когда генеральный прокурор республики сообщил в Главное Политическое управление, что по этому делу будет проведено расследование, начальник Главного Политического управления запретил расследование и пригрозил тюремным заключением любому лицу, которое ему не подчинится [4].
Сделав правильные выводы из тех трудностей и проблем, которые возникли при рассмотрении и решении обращений граждан в годы, когда бывший Советский Союз находился у власти, необходимо обратить особое внимание на каждое обращение граждан, обращающихся в органы прокуратуры Республики Узбекистан, внимательно изучить их, принять меры по устранению выявленных нарушений.
Анализ последних исследований и публикаций. В этот период специальная научно-исследовательская работа по рассмотрению обращений граждан прокуратурой УзССР не проводилась. Однако ряд исследователей, таких, как М. Махбубов, В.Р. Маннанов, М. Касымова, З.С. Ибрагимов высказали свое мнение по поводу того, что в ходе научно-исследовательской работы прокуратура УзССР в свое время кратко рассматривала обращения граждан. Например, частично изучен вопрос, анализируемый в докторской диссертации на тему «Организация и развитие органов прокуратуры Узбекистана», защищенной в 1993 г. М. Махбубовым, много лет проработавшим в органах прокуратуры СССР.
Формулировка целей статьи (постановка задачи). Основной целью освещения данной научной статьи является пробуждение широкого исторического воображения в данной области путем раскрытия вопросов, связанных с историей обращений в своих научных исследованиях для исследователей-ученых, проводящих в настоящее время научные исследования в области обращений граждан. Кроме того, она заключается в знании истории того, как рассматривались обращения граждан в период существования УзССР для всех сотрудников системы, которые занимаются не только рассмотрением и урегулированием обращений граждан, но и работают в органах прокуратуры.
Изложение основного материала исследования. Первым документом, регламентирующим организацию и деятельность прокуратуры Узбекской ССР, было Положение «О Народном комиссариате юстиции», утвержденное ЦИК Узбекской ССР 6 мая 1925 г., в котором министр юстиции одновременно считался прокурором государства УзССР [5, с. 174]. Положение также устанавливает систему органов прокуратуры Республики, в соответствии с которой действуют региональные прокуроры, подотчетные прокурору Республики.
29 ноября 1926 г. был утвержден Устав УзССР «О структуре суда». Прокурор республики отчитался о своей деятельности перед ЦИК и Советом Народных Комиссаров. Прокуратурой УзССР осуществлялся надзор за деятельностью всех народных комиссаров страны и других центральных органов Республики. Именно через его вспомогательных прокуроров поступали жалобы на незаконные решения этих органов, в которых выражался протест против внесения исправлений в эти решения или их отмены [6, с. 36]. Согласно Уставу, прокурор имел право требовать необходимые материалы для работы от местных советских органов исполнительной власти и подведомственных им органов, учреждений и организаций, государственных учреждений и частных лиц при проведении экспертизы обращений и жалоб граждан. Это правило все еще существует, и ст. 6 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре» озаглавлена «Обязательство соблюдать требования прокурора».
27 января 1929 г. коллегия Народного комиссариата юстиции УзССР утвердила Положение «Об управлении прокуратуры при Народном комиссариате юстиции», согласно которому этот отдел возглавлял заместитель наркома УзССР [7].
Отдел делится на 5 секторов, т.е. общий надзор, надзор за следственными органами и местами применения тюремных мер, надзор за судебными органами, надзор за главным политическим управлением, надзор за трудовыми делами. Каждый сектор возглавлял один из помощников прокурора.
Одной из особенностей этого Положения было то, что вместе с Положением прокурорам вводился особый надзор за соблюдением прав работающих граждан и законодательства, связанного с их трудом. Выполняя эту функцию, прокуроры должны были защищать трудовые права трудящихся, уделять особое внимание их обращениям в эту сферу. Кроме того, рассмотрение заявлений и жалоб, поступивших в каждый сектор, изучение представленных в них аргументов и принятие правовых решений по обращениям рассматривались с позиций задач прокуроров.
17 декабря 1933 г. Центральный исполнительный комитет СССР и Совет Народных Комиссаров приняли Постановление «О прокуратуре СССР», в котором были определены структура, цели и задачи прокуратуры в центре и на местном уровне. На основании этого Постановления прокуратура Узбекской ССР была создана 29 сентября 1933 г. и стала отраслом прокуратуры СССР [8].
В ст. 45 Постановление от 17 декабря 1933 г. были названы обязанности прокурора по обеспечению права граждан на подачу заявлений и жалоб, согласно которым на всех прокуроров стран бывшего Советского Союза возлагались следующие обязанности:
- надзор за соблюдением требований закона о праве арестованных, задержанных, осужденных и принудительно обращающихся и обученных лиц подавать жалобы и заявления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам в порядке, установленном законом;
- установлено, что прокурор обязан рассмотреть поступившую жалобу или заявление в установленный законом срок, принять необходимые меры и сообщить заявителю о своем решении [9].
Постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. «О разрешении жалоб рабочих» было основным нормативным документом, определяющим порядок рассмотрения всеми органами власти и обращения с жалобами граждан. Председатели исполкомов Советов несут личную ответственность за организацию приема и разрешения жалоб рабочих во всех республиках, краях, провинциях, городах, районах и сельских советах бывшего Советского Союза. В то же время председатели должны были установить четкую процедуру получения, отправки и обработки жалоб, а также даты и часы получения жалоб самими собой и их заместителями. Постановления устанавливают строгие требования, такие как судебное преследование тех, кто не соблюдает решения, принятые по жалобам, а также тех, кто пренебрегает жалобами и совершает цензуру [10].
22-26 мая 1936 г. состоялся III Пленум Советской контрольной комиссии при ЦИК СССР. На основании доклада Ульяновой на пленуме был рассмотрен вопрос «О рассмотрении жалоб работников». М.И.Ульянова отметила в этом решении, что существуют очень серьезные и абсолютно неприемлемые ошибки в различных заявлениях и жалобах работников, а также ряд фактов халатности, зачастую бюрократического обращения со стороны работодателей [11, с. 44].
В соответствии с III пленумом Советской контрольной комиссии при ЦИК СССР, 3 июня 1936 г. Прокуратурой СССР было принято постановление № 37123 «О перестройке системы и методов рассмотрения жалоб трудящихся на основании решения III Пленума ЦИК СССР», в частности, отмечалось, что грубые недостатки, принятые на III сессии Пленума Советской контрольной комиссии, присутствуют также в делах органов прокуратуры всех республик бывшего Союза. В то же время прокуроры союзных республик, прокуроры областей, военные и транспортные прокуроры несли персональную ответственность за систематическое рассмотрение дел по жалобам на всех уровнях [12, с. 141-142].
В течение анализируемого периода отсутствовали адекватные условия для выполнения основных функций прокуратуры. В частности, их вовлечение в ненужные заседания, участие в проверках в составе комиссий, которые непосредственно не влияют на деятельность органов прокуратуры, загрузка больших объемов рабочих нагрузок помимо их основных задач и т.д.
Тем не менее органы прокуратуры уделяли особое внимание рассмотрению обращений граждан, которые рассматривались с точки зрения их основных обязанностей. В частности, в первом квартале 1937 г. от граждан поступило 11 849 заявлений и жалоб. Из них 10 687 были рассмотрены и 8550 (80%) обращений были удовлетворены [13].
В дальнейшем основные правила организации работы с жалобами в органах прокуратуры были установлены приказом Генерального прокурора СССР от 3 июля 1946 г. № 112 «О совершенствовании работы с жалобами в органах прокуратуры» [14, с. 340]. В нем прокурорам всех республик, краев и областей бывшего Советского Союза было рекомендовано ходатайствовать о более всестороннем расследовании жалоб, была учтена задача изучения жалоб, достойных серьезного внимания.
Приказом установлена обязанность информировать заявителя о результатах рассмотрения жалобы. Во всех случаях, когда жалобы не были удовлетворены, была также введена норма, в соответствии с которой прокуроры дают заявителям письменный ответ, основанный на деталях, по которым их жалоба была отклонена на основании закона.
Вместе с тем были установлены правила, согласно которым органы прокуратуры должны обеспечивать не только своевременное и правильное рассмотрение жалоб, поступающих заявителям, но и, что самое главное, надзор за соблюдением законов, регулирующих порядок рассмотрения жалоб другими учреждениями [15, с. 232-234].
В 1948 г. всего в прокуратуру УзССР поступило 38 806 жалоб граждан (на 2999 больше, чем в 1947 г.). Обращений в прокуратуру из года в год становилось все больше. В частности, в 1949 г. было получено 52 007 заявлений и жалоб, в 1950 г. этот показатель составлял 57 240. 32 432 из поступивших в 1948−1950 гг. обращений были непосредственно рассмотрены и разрешены прокурорами [16]. Характеристику и динамику обращений, поступивших в прокуратуру в 1947−1948 гг., можно увидеть в табл. ниже:
Таблица 1
Статистика обращений, поступивших в прокуратуру УзССР
в 1947−1948 гг.*
№ |
Характеристики обращений |
1947 г. |
1948 г. |
1. |
жалобы на алименты |
2635 |
6137 |
2. |
трудовые обращения |
4956 |
5063 |
3. |
о недовольстве решением суда |
3695 |
4262 |
4. |
жалобы на результаты расследования |
2329 |
3926 |
5. |
жилищные споры |
3019 |
2116 |
6. |
налоговые жалобы |
815 |
672 |
*Примечание: данные из Центрального архива Республики Узбекистан
Большая часть обращений, направленных в прокуратуру в этот период, состояла из жалоб на неуплату алиментных платежей и своевременное исполнение судебных решений, вынесенных об уплате алиментов. Даже из приведенной выше табл. видно, что жалоб на алименты в 1947 г. было 2635, а к 1948 г. эти цифры увеличились почти в 2,5 раза.
Но следует отметить, что в первых советских конституциях право граждан обращаться в государственные органы не было закреплено, и оно продолжало регулироваться постановлениями правительства и другими законодательными актами. Право граждан обращаться в государственные органы не было закреплено ни в Конституции СССР 1936 г., ни в конституциях республик, вошедших в состав СССР, в том числе и в собственном УзССР, принятом в 1937 г.
Положение «О прокурорском надзоре в СССР» от 24 мая 1955 г. было утверждено Верховным Советом СССР 28 декабря 1955 г. и получило силу закона [17]. В ч. 3 ст. 11 Положения прокурор обязан: «осуществлять выездную проверку исполнения законов в связи с обращениями, жалобами и иными сведениями о нарушениях закона», в ст. 14 говорится, что «прокурор принимает и рассматривает заявления и жалобы граждан о нарушениях закона, рассматривает эти заявления и жалобы в сроки, установленные законом», ст. 21 гласит, что «прокурор рассматривает жалобы на поведение органов дознания и предварительного следствия, направленные ему или полученные им в установленные законом сроки, и информирует заявителей о принятых по ним решениях», ст. 36 «прокурор обязан обеспечить своевременное направление жалоб и заявлений осужденных администрацией (руководством) мест лишения свободы в эти органы или должностным лицам, к которым они обращаются», нормы о которых закреплены.
Обращения граждан в государственные органы, в том числе в прокуратуру, продолжали регулироваться решениями ЦИК СССР, а также решениями руководящих органов Коммунистической партии вплоть до конца 60-х годов прошлого века.
12 апреля 1968 г. Верховный Совет СССР принял Постановление № 2534-VII «О рассмотрении заявлений, предложений и жалоб граждан» [18]. Важным аспектом этого решения является то, что в нем говорится, что существует три различных вида обращений, а именно: заявление, предложение и жалоба. В Постановлении говорилось, что обращение граждан в государственные и общественные органы с заявлениями, предложениями и жалобами является важным средством реализации и защиты прав личности, укрепления отношений государства и населения, а также важным источником информации, необходимой для решения актуальных и перспективных вопросов государственного, экономического и социально-культурного строительства.
В.И. Ремнев отметил, что Постановление сосредоточено на понятиях обращений.
− во-первых, он отметил, что особое внимание следует уделять терминологии обращений, четкость терминов может создавать преимущества для государственных органов, общественных объединений и граждан и предотвращать недоразумения, которые могут возникнуть в предпринимательской деятельности;
- во-вторых, раскрытие точного содержания терминологии обращений послужило важным фактором реализации прав граждан (19, с. 21).
8 июля 1968 г. на основании принятого Генеральным прокурором СССР приказа № 50 «О совершенствовании работы по рассмотрению жалоб, заявлений и организации приема граждан в органы прокуратуры» [20] были рассмотрены обращения граждан в органы прокуратуры УзССР.
Приказ предусматривает, что прокуроры на всех уровнях должны обеспечивать правильное и своевременное разрешение жалоб и обращений граждан, тщательно изучать содержащуюся в них информацию, стремиться к полному восстановлению нарушенных прав и свобод граждан и привлекать к ответственности виновных в нарушениях. Кроме того, было отмечено, что прокуроры должны применять прием граждан не только на рабочих местах, но и непосредственно на промышленных предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах.
В 1969 г. в органы прокуратуры УзССР поступило 55 643 заявления и жалобы, относящиеся к различным областям, причем каждое третье обращение, т.е. 34,3% обращений, было удовлетворено органами прокуратуры [21].
В течение 1977 г. прокурор Республики УзССР лично принял 144 гражданина. 5115 заявлений и жалоб были рассмотрены прокурорами центрального аппарата, 9170 обращений были направлены в нижестоящие прокуратуры, и 980 обращений были направлены в другие департаменты, соответственно [22].
При рассмотрении обращений граждан прокуроры уделяли особое внимание тщательному расследованию всех заявлений, поданных в обращениях, выявлению нарушений закона и судебному преследованию тех, кто их совершил.
Впервые право граждан на обращение было выражено в Конституции СССР, которая считалась основным законом только в 1977 г. В ст. 49 Конституции СССР отмечалось, что граждане имеют право вносить предложения по совершенствованию своей деятельности в государственные и общественные организации, критиковать недостатки в работе. А это означало, что право на применение стало конституционной нормой института, непосредственное участие граждан в управлении государственными и общественными делами стало конституционным правом.
Ст. 35 Конституции Республики УзССР, принятая в 1978 г., установила нормы, согласно которым граждане, иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Узбекистан могут обращаться в суды и иные государственные органы за защитой своих личных, имущественных, семейных и иных прав [23].
Следует отметить, что после вступления в силу Конституции СССР в 1977 г. не было принято никакого другого закона о порядке рассмотрения обращений, предложений и жалоб граждан.
Ст. 10 Закона «О прокуратуре СССР», принятая 30 ноября 1979 г., называлась «рассмотрение заявлений, предложений и жалоб в органах прокуратуры», и в соответствии с этой статьей прокурорам было определено принимать меры в установленном законодательством порядке по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан, государственных и общественных организаций [24].
Еще одним важным аспектом этого закона было то, что закон устанавливал в отдельном порядке для прокуроров организацию личного приема граждан.
Основанием для организации работы по рассмотрению заявлений, предложений и жалоб в органах прокуратуры после принятия закона «О прокуратуре СССР» является приказ Генерального прокурора СССР «Об организации исполнения законодательства о порядке рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан».
Приказом Генерального прокурора СССР установлены следующие нормы для всех подчиненных ему прокуроров, включая прокуроров Узбекской ССР:
- уделять максимальное внимание гражданам, внимательно изучать их обращения и жалобы;
- при необходимости запрашивают уголовные, гражданские дела и другие материалы и проводят проверки по месту их нахождения;
- удовлетворение заявлений и жалоб;
- принять все меры для устранения нарушений закона и привлечь к ответственности должностных лиц, которые их совершили;
- предоставить законные ответы заявителям;
- обеспечение того, чтобы правильное и окончательное решение было найдено в каждом месте подачи жалобы;
- рассматривать конкретные случаи необоснованного отказа в удовлетворении заявлений и жалоб и принимать меры по устранению причин, приведших к неправильным решениям;
- решительно устраняя бюрократию, волокиту и безразличие к заявителям [25, с. 23]
Приказ также предусматривает, что прокуроры должны проводить личный прием граждан и не отказывать в приеме заявлений и жалоб граждан независимо от предыдущих решений.
Следует отметить, что в большинстве обращений (жалоб) граждан, поступающих в прокуратуру (более 50% случаев), их трудовые и жилищные права были нарушены [26, с. 3]. Граждане часто жаловались на действующие процедуры работы с правительством и государственными органами, а также на пренебрежение их прав и законных интересов со стороны чиновников. В свою очередь, был ряд жалоб на работу прокуратуры.
В 1985 г. в органах прокуратуры УзССР было рассмотрено 46 тыс. (из них удовлетворено только 4390) обращений граждан, в 1986 г. 55 тыс. (удовлетворено 4860) обращений граждан, в 1987 г. 60 тыс. (удовлетворено 6140) обращений граждан. В 1988 г. все прокуроры, действующие в УзССР, рассмотрели более 82 тыс. заявлений и жалоб, и 51 тыс. граждан были приняты непосредственно прокурорами. В 1987 г. 729 граждан были приняты непосредственно руководством прокуратуры Республики. Этот указатель в 1986 г. составлял 509 чел. [27].
2 февраля 1988 г. было принято Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений» в постановление № 2534 - VII Верховного Совета СССР «О рассмотрении заявлений, предложений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. Существенным аспектом этого решения было то, что в нем впервые были введены нормы о концепции анонимных обращений [28].
Следующий новый абзац был добавлен к ст. 1 Постановления 1968 г.:
«В письменном обращении гражданина должны быть указаны его фамилия, имя и отчество, а также в заявлении, предложениях и жалобах должны быть указаны сведения о месте жительства, работы или учебы граждан. Обращений, поданные без соблюдения настоящих правил, будут считаться анонимными и рассматриваться не будут».
28 мая 1985 г. Прокурор УзССР издал приказ о создании «Отдела приема граждан и рассмотрения обращений», в состав которого входят прокуроры Х. Каримходжаева и Н. Шахабутдинов во главе с Г. Кашкетом. Начиная с ноября 1988 г., аналогичные подразделения начали действовать во всех областных прокуратурах [29]. С того дня старый метод был решительно заброшен, и отношение к обращениям граждан резко изменилось. Был создан центр для сбора информации и статистического анализа на основе рассмотрения заявлений и жалоб. Здесь будет обобщен опыт всех секторов по работе с письмами и приему граждан, и будут разработаны планы по оживлению работы.
Таким образом, за прошедший период вся работа, связанная с рассмотрением жалоб, контролем за их выполнением, была централизована в «Отделе приема граждан и рассмотрения обращений».
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований.
Во-первых, для того, чтобы знать, кто мы есть на самом деле. Народ, забывший свою историю, теряет смысл своего существования и растворяется среди других народов. Настоящая научная статья отчасти подтверждается фактом регулярного обращения отечественных исследователей, занимающихся историей прокуратуры, к опыту зарубежных стран, которая не вспахана, не просеяна и тем более не выращена на нашей почве.
Во-вторых, в дальнейшем она будет представлять интерес для исследователей, осуществляющих исследовательскую работу по обращениям граждан в постсоветских государствах, в том числе и в СССР, будет рассматриваться как один из необходимых для них источников, информация, приводимая при изучении истории обращений, может иметь необходимое значение.
В-третьих, каждый сотрудник прокуратуры Узбекистана должен знать историю работы с обращениями граждан, не повторять ошибок истории, делать из них правильные выводы.
1. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-904, opis-1, delo-150, stranica-1.
2. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-837, opis-1, delo-4, stranica-13.
3. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-904, opis-9, delo-212, stranica-15.
4. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-904, opis-9, delo-136, stranica-51.
5. Polozhenie o narodnom komissariate yusticii UzSSR, utverzhdennoe CIK i SNK UsSSR 6 maya 1925 god. // SU UzSSR. 1926. №6.
6. Polozhenie o narodnom komissariate yusticii UzSSR, utverzhdennoe CIK i SNK UsSSR 6 maya 1925 god. // SU UzSSR. 1926. № 35-36.
7. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-837, opis-6, delo-105, stranica-173.
8. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-904, opis-9, delo-252, stranica-175.
9. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docview&page=1&print=1&nd=102010154&rdk=0&&empire=
10. Bessarabov V.G. Deyatel'nost' prokuratury Rossii po realizacii konstitucionnogo prava grazhdan na obraschenie v organy gosudarstvennoy vlasti i organov mestnogo samoupravleniya // Vestnik KGU. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-prokuratury-rossii-po-realizatsii-konstitutsionnogo-prava-grazhdan-na-obraschenie-v-organy-gosudarstvennoy-vlasti-i-organov (data obrascheniya: 21.04.2020).
11. Alistratov Yu.N. Pravo grazhdan na obrasche¬niya v gosudarstvennye organy i organy mestnogo samoupravleniya v usloviyah stanovleniya demokra¬ticheskogo pravovogo gosudarstva v Rossii: avto¬ref. dis.… kand. yurid. nauk. - SPb., 1997.
12. Sbornik prikazov prokuratury Soyuza SSR, deystvuyuschih na 1 dekabrya 1938 g. / Sost.: Orlov D.I., Solers B.I.; Pod red.: Vyshinskiy A.Ya. - 2-e izd., pererab. i dop. − Moskva: Yurid. izd-vo NKYu SSSR, 1939. − 279 c.
13. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-1710, opis-11, delo-93, stranica-6-7.
14. Spravochnik po zakonodatel'stvu dlya sudebno-prokurorskih rabotnikov. T. 3 / Sost.: Lebedinskiy V.G., Orlov D.I., Raginskiy M.Yu., Tadevosyan V.S.; Pod obsch. red.: Safonov G.N. − Moskva: Gosyurizdat, 1949. − 538 c.
15. Lebedinskiy V.G., Kalenov Yu.A. Prokuror¬skiy nadzor v SSSR (ocherki po kursu) / pod obsch. red. Zam. Genprokurora SSSR V.A Boldyreva. - Moskva: Gosyurizdat, 1957.
16. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-1710, opis-11, delo-814, stranica-223.
17. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_5015.htm.
18. http://docs.cntd.ru/document/9012207.
19. V.I. Remnev. “Vashe pis'mo rassmotreno...”. − Moskva: “Moskovskiy rabochiy”, 1981.
20. Gavrilenko Artem Aleksandrovich, Yusovskih Evgeniy Olegovich K voprosu o vosstanovlenii transportnoy prokuratury v SSSR // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vosstanovlenii-transportnoy-prokuratury-v-sssr (data obrascheniya: 22.04.2020).
21. Iz informacii arhiva General'noy prokuratury za 1965-1970 gody.
22. Central'nyy Gosudarstvennyy arhiv Respubliki Uzbekistan, Fond-1710, opis-13, delo-526, stranica-157.
24. Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. - Moskva: Izdanie Verhovnogo Soveta SSSR, 1979. - № 4. 24 yanvarya.
25. Soboleva S.B. Zakonnost' razresheniya obrascheniy grazhdan kak faktor obespecheniya ih social'noy zaschischennosti (deliktologicheskiy i prokurorsko-nadzornyy aspekty) // Avtoref. diss. …kand. yurid. nauk. − Moskva, 1990.
26. Soboleva S.B. Zakonnost' razresheniya obrascheniy grazhdan kak faktor obespecheniya ih social'noy zaschischennosti (deliktologicheskiy i prokurorsko-nadzornyy aspekty) // Avtoref. diss. …kand. yurid. nauk. − Moskva, 1990.
27. Iz informacii arhiva General'noy prokuratury za 1985-1990 gody.
29. Iz informacii arhiva General'noy prokuratury za 1985-1990 gody.